Сексуальное поведение животных

Слово «сексуальность» обозначает всю совокупность сексуально-эротических переживаний, действий и сценариев. Раньше это называ­ли «половым инстинктом» или «половым влечением». Трактовали их по-разному.

Одни авторы, от Лютера и Монтеня до французского ученого конца XIX в. Шарля Фере, считали, что половой инстинкт — это по­требность организма освобождаться от продуктов деятельности половых желез. Семяизвержение физиологически очень похоже на мочеи­спускание или испражнение. Но как с этой позиции объяснить жен­скую сексуальность?

Другие авторы говорят о «репродуктивном инстинкте», потребнос­ти продолжения рода, которая свойственна обоим полам. Но как в гаком случае следует оценивать формы сексуальности, не связанные с деторождением?

Фрейд говорит о двух базовых инстинктах — жизни и смерти. Что же касается собственно полового влечения, желания, либидо, то в его основе лежит потребность в удовольствии. В своей сознательной дея­тельности человек руководствуется принципом реальности, либидо же принадлежит к сфере бессознательного, где царит принцип удовольст­вия. Вопрос в том, как сочетать эти начала.

В свете современной эволюционной биологии предусмотренная природой конечная цель полового акта — продолжение рода. Но спа­ривание — чрезвычайно сложная, энергоемкая и опасная процедура. Чтобы поощрить животных заниматься этим трудным делом, эволю­ция должна была создать специальный психофизиологический меха­низм. Испытываемое во время полового акта удовольствие, оргазм, — награда за примерное поведение. Естественный отбор благоприятство­вал тем особям, которые получали от спаривания больше удовольст­вия, тратили на него больше энергии и потому зачинали больше по­томков. Однако в ходе биологической эволюции сексуальное удоволь­ствие и то, что ему способствует, постепенно отделилось от репродук­ции, сексуальное поведение стало самоценным и одновременно — более избирательным, селективным и требующим индивидуального научения.

Низшие животные, выращенные в изоляции, достигнув половой зрелости, без особого труда осваивают характерную для их вида технику спаривания. Но уже у собак дело обстоит сложнее. В опытах ленин­градских физиологов В. В. Антонова и М. М. Хананашвили щенки, выращенные в полной изоляции от сверстников, не могли успешно спариваться, так как не имели необходимых навыков копуляции.

Еще более впечатляющими были опыты американского психолога Гарри Харлоу с обезьянами-резусами, выращенными без общества сверстников. Обследование гениталий и имитация полового акта зани­мают важное место в играх всех высших животных, не исключая и че­ловека. Лишенный этой возможности детеныш не может своевремен­но овладеть основными приемами копулятивной техники. Кроме того, эти обезьяны отстают в своем эмоциональном развитии и не могут вы­работать необходимых коммуникативных навыков, умения общаться с себе подобными. На потенциальных сексуальных партнеров они реа­гируют агрессией или страхом. Общение со сверстниками и связанные

с ним эмоциональные переживания во многом определяют все после­дующее развитие индивида и особенно его сексуальные реакции.

Спаривание стадных животных происходит не в социальном вакуу­ме, а в определенной системе отношений с другими членами стада. Например, доминантная самка в собачьей своре может воспрепятство­вать самцу спариваться с другой самкой. Самец обезьяны, занимаю­щий низкое место в иерархии, не смеет приблизиться к самке во время эструса (течки), если рядом находится самец более высокого ранга, но спаривается с нею, если тот отходит.

Возраст, когда животные начинают спариваться, зависит от свойст­венной данному виду социальной организации. Самцы морских сви­нок или крыс спариваются и производят потомство, как только их се­менники начинают производить зрелую сперму. Напротив, молодой павиан, чтобы получить доступ к самкам, должен не только достичь своего полного роста, но и завоевать определенное положение и пре­стиж в стаде. У некоторых животных спаривание монопольно принад­лежит немногим самцам, которые подавляют проявления агрессии внутри группы и совместно наказывают нарушителей порядка.

Генетическая функция самца — оплодотворить как можно больше самок, обеспечив передачу своих генов потомству, самка же обеспечи­вает сохранение потомства и унаследованных качеств. Самец обладает почти неограниченным запасом семени, тогда- как количество яиц, ко­торым располагает самка, ограничено. Сексуальная активность самки млекопитающих лимитируется тем, что она должна выносить и выкор­мить потомство. Видимо, поэтому природа позаботилась о том, чтобы самки большинства млекопитающих могли спариваться только в пери­од течки, в другое время они реагируют на самцов агрессивно, что на­кладывает сезонные ограничения и на самцов. Тем не менее половая жизнь самцов у большинства видов более экстенсивна; один самец обычно оплодотворяет многих самок, в «семейной» структуре некото­рых видов это закрепляется, в частности, существованием «гаремов».

Асимметрия половых ролей и сексуального поведения в животном мире не означает, что самец «господствует» над самкой. Самцу обычно принадлежит право ухаживания, причем внутриполовой отбор самцов часто определяется состязанием в силе. Но самка не просто становит­ся добычей победителя, а выбирает его из нескольких возможных пре­тендентов. При этом имеют значение не только физические данные самца, но и то, какими материальными ресурсами он потенциально располагает. Так, самка болотного крапивника выбирает супруга не по его внешности или красивому голосу, а по тому, насколько хорошей, богатой территорией он «владеет». Иначе говоря, это «брак по расче­ту»: преимущество получает самец, который способен обеспечить наи­более благоприятные условия для выращивания потомства.

Диапазон форм сексуального поведения у животных чрезвычайно широк — от внешне беспорядочного спаривания у одних видов до длительного парного сожительства у других. Это всегда имеет какую-

тo видовую целесообразность как с точки зрения продолжения рода, 1ак и с учетом особенностей видового поведения, зависящих в конеч­ном счете от экологии.

В частности, переход от полигамии, преобладающей у большинства видов, к моногамии, то есть к устойчивому брачному союзу самца и самки хотя бы на срок выращивания одного выводка, обусловлен, по мнению Э. Уилсона, специфическими условиями, когда одна самка без помощи самца не может вырастить потомство. Там, где родитель­ские функции выполняет одна самка и «отцовства» не существует, от­падает и необходимость в длительном ухаживании и тем более в тес­ном брачном союзе.

Сексуальное поведение высших животных связано не только с реп­родуктивной функцией. Некоторые физиологические реакции имеют у них, как и у людей, условный, знаковый характер. Так обстоит дело, например, с эрекцией и демонстрацией эрегированного полового члена. Физиологически эрекция полового члена принадлежит к числу непроизвольных и неспецифических реакций. У молодых самцов она возникает не только в связи с сексуальным возбуждением, но и в си­туациях, вызывающих страх, агрессию, вообще эмоциональное напря­жение. Уже новорожденные самцы приматов, включая человека, дела­ют характерные телодвижения, выпячивая член, как при копуляции.

У взрослых самцов эти телодвижения приобретают значение знака, становятся жестами. Так, у обезьян саймири демонстрация эрегированного члена другому самцу — жест агрессии и вызова. Если самец, которому адресован такой жест, не примет позы подчинения, он тут же подвергнется нападению, причем в стаде существует на этот счет жесткая иерархия: вожак может показывать свой член всем, а осталь­ные самцы — строго по рангу. Сходная система ритуалов и жестов су­ществует у павианов, горилл и шимпанзе.

Известен и механизм ее передачи: пока детеныш мал, на его эрек­ции не обращают внимания, но как только он вступает в период поло­вого созревания, взрослые самцы воспринимают эрегированный член как жест вызова и жестоко бьют подростка, так что, вырастая, он уже понимает значение этой физиологической реакции и контролирует ее. «Отпугивающая» сила полового члена применяется и против внеш­них врагов. Немецкий этолог Вольфганг Виклер описал караульных павианов и зеленых обезьян в Африке. В то время как стадо кормится или отдыхает, такие самцы сидят на видных местах, расставив ноги и демонстрируя частично эрегированные члены. Это служит как бы предупреждением чужакам, чтобы они не тревожили стадо. Связь та­кого поведения с древними фаллическими культами достаточно оче­видна.

Некоторые формы сексуального поведения не только не имеют репродуктивного смысла, но и противоречат правилам полоролевой дифференциации. Например, самец «подставляется», а самка соверша­ет «наскок». В одном случае все дело в трудностях распознавания ис-

тинного пола партнера. Лягушки и жабы не могут определить пол партнера на расстоянии, поэтому сексуально активный самец наска­кивает на любую движущуюся особь своего вида; дальнейшее зависит от реакции партнера: самка поведет себя рецептивно, а самец начнет сопротивляться, заставив «насильника» уйти. Быки и жеребцы в со­стоянии возбуждения нередко наскакивают даже на неодушевленные предметы. Однако наскок одного самца на другого чаще происходит в отсутствие самки, при появлении которой самец обычно переключает внимание на нее.

«Сексуальное» поведение выражает иерархические отношения гос­подства — подчинения у многих животных (овец, горных коз, ящериц, обезьян, дельфинов). Копулятивные позиции при этом только имити­руются, причем доминантный самец или самка выполняет маскулинную роль, а более слабый партнер — фемининную.

Иногда сексуальный контакт (спаривание, взаимная мастурбация) является элементом игрового общения однополых молодых животных. У обезьян «подставление» — своеобразный жест примирения после ссоры. Выросшие вместе и связанные узами взаимной привязанности молодые самцы нередко «подставляются» или наскакивают друг на друга, но, как в детских играх, это чаше всего лишь выражение дру­жеских чувств. То же может происходить в состоянии аффекта: в мо­мент сильного волнения один самец шимпанзе может прижаться к другому и даже взобраться на него.

В редких случаях гомосексуальное поведение обусловлено гормо­нальной феминизацией или специфическими условиями индивидуаль­ного развития (например, когда два однополых щенка растут в изоля­ции от других животных и все их привязанности сосредоточены друг на друге).

Таким образом, даже сексуальное поведение животных не сводится к обеспечению репродуктивной функции и не является чисто ин­стинктивным. Человеческая сексуальность — тем более.

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ

Отдельно взятые сексуальные автоматизмы (например, эрекция пе­ниса) и компоненты сексуального поведения (половое возбуждение) человека точно так же поддаются механическому или нейрохимичес­кому стимулированию, как и соответствующее поведение животных.

Особенно важную роль играют при этом феромоны — пахучие хи­мические вещества, действующие как передатчики определенной био­логической информации и вызывающие соответствующие реакции, в том числе сексуальные, у других особей того же вида. У разных видов животных феромоны продуцируются железами внутренней секреции, расположенными в заднем проходе, мочеполовых органах, грудных железах, во рту и подмышками. Для восприятия феромонов млекопи­тающие, включая человека, имеют расположенный в верхней части

носа особый обонятельный орган, откуда соответствующие сигналы передаются в мозг. Хотя конкретные механизмы воздействия феромо­нов на различные аспекты сексуального поведения человека неясны, они являются мощным аттрактантами (привлекающими веществами). Расстройство обоняния часто сопровождается ослаблением сексуаль­ной реактивности. Синхронизацию менструального цикла у совместно проживающих женщин также приписывают воздействию феромонов. Добавление химически синтезированного мужского феромона в лосьон для бритья не меняет уровня сексуального влечения и частоты мастурбации мужчин, но способствует активизации их социосексуальногo поведения, зависящего от настроения и расположения женщины (половой акт, совместный сон, петтинг) (У. Катлер и соавт., 1998). То есть феромоны делают сексуальную близость с мужчиной более привлекательной для женщины. Вопрос о соотношении зрительных и обонятельных факторов сексуальной привлекательности остается спорным.

Другой важнейший фактор сексуальной активности — половые гормоны, биологически активные вещества, вырабатываемые в половых железах, коре надпочечников и плаценте. Они подразделяются на андрогены — мужские (маскулинизирующие) гормоны, важнейшим из которых является тестостерон, эстрогены — женские (феминизирую­щие) гормоны, и прогестины (или гестагены), подготавливающие репродуктивные органы к беременности.

Научные представления о взаимодействии гормональных и негормональных факторов половой дифференциации и сексуального пове­дения постоянно обогащаются и усложняются. В одних случаях андрогены выступают антагонистами, в других дополняют друг друга и даже взаимотрансформируются. От действия гормонов зависит не только половая дифференциация организмов в зародышевой стадии развития и темпы полового созревания, но и уровень сексуальной возбудимости и активности взрослых людей, которая находится под сильным андрогенным контролем (тестостерон даже называют либидогормоном).

Прием тестостерона интенсифицирует мужское сексуальное вооб­ражение и интересы, повышает сексуальную возбудимость, способствует учащению эрекции полового члена во сне. Сексуальные интересы и сексуальная активность мальчиков-подростков также коррелируют с уровнем тестостерона. Однако у женщин такой зависимости не обнаружено.

При сравнении человеческой сексуальности с сексуальным поведе­нием животных бросаются в глаза важные различия.

Сексуальная активность животных непосредственно регулируется гормонами и феромонами и ограничена во времени периодами фертильности и рецептивности самок. Человеческая сексуальность отно­сительно свободна от фиксированных, жестких гормональных рамок. У человека «репродуктивный императив» сдерживается логикой и ра-

зумом, а ожидаемое удовольствие — только один из факторов приня­тия решения.

Само сексуальное удовольствие также предполагает научение и подкрепление, причем индивидуальный опыт дополняется коллектив­ным, передающимся из поколения в поколение. Не только само сексу­альное удовольствие осмысливается и разнообразится, безотноситель­но к его потенциальным репродуктивным результатам, но учитывают­ся также долгосрочные последствия поступков. Чем эффективнее люди контролируют свое размножение, тем больше их сексуальное по­ведение отделяется от репродуктивного, ориентируясь на другие, весь­ма различные индивидуальные цели. Человеческая сексуальность — не просто погоня за удовольствием, она включает в себя множество соци­альных, этических и эстетических мотивов.

Как справедливо заметил американский психолог Филип Зимбардо, сексуальное влечение качественно отличается от всех остальных влечений и потребностей.

Будучи необходимым для выживания вида, оно несущественно для индивидуального выживания.

Сексуальное желание может не зависеть от неудовлетворенности, оно в каком-то смысле ненасыщаемо.

Сексуального возбуждения добиваются так же активно, как и раз­рядки его.

Сексуальное желание мотивирует необычайно широкий спектр по­ступков и психических процессов; оно возникает по самым неожидан­ным поводам — от прикосновения к половым органам до мгновенной фантазии. Любой стимул, который однажды ассоциировался с сексу­альным возбуждением, может стать для него привычным мотивом, и любой стимул, ассоциировавшийся с сексуальной разрядкой, может стать ее условным подкреплением.

Человеческое сексуальное поведение нельзя рассматривать по фор­муле «стимул — реакция», в отрыве от субъективных мотивов и от того смысла, который эти действия имеют для самого человека.

Любое человеческое действие имеет какой-то субъективный лич­ностный смысл. Чтение книги ради подготовки к экзамену, из жела­ния овладеть ее содержанием или ради удовольствия, доставляемого самим процессом чтения, — психологически разные действия. Смысл сексуального поведения также меняется в зависимости от того, какие именно субъективные потребности оно удовлетворяет.

«Один и тот же» половой акт может быть средством:

1) релаксации,разрядки полового возбуждения. Это — самая эле­ментарная форма удовлетворения физиологических потребностей субъекта; качества партнера при этом почти безразличны (можно обойтись и с помощью мастурбации);

2) прокреации(деторождения), когда важен не столько процесс, сколько его конечный результат. В чистом виде этот тип мотивации выступает в династическом браке монарха, нуждающегося в наследни-

ке, или в поведении одинокой женщины, которая сознательно использует мужчину, чтобы зачать ребенка. Эротические соображения об удовольствии играют здесь ничтожную роль, зато очень важны соци­альные или природные качества «производителя»;

3) рекреации,чувственного наслаждения, выступающего как само­цель. Рекреативная мотивация оттеняет игровые аспекты секса; особое значение придается новизне, разнообразию эротической техники. Психологическая интимность при этом необязательна, а сексуальное удовлетворение партнера входит в «правила игры» лишь как средство увеличить собственное удовольствие;

4) познания,удовлетворения сексуального любопытства. В каком-то смысле сексуальная близость — всегда познание. В Библии выраже­ние «познать женщину» означает половую связь. Но этот мотив может быть самостоятельно доминирующим. Он особенно характерен для подростков, обуреваемых вопросом: «А как это вообще бывает?» У взрослых вопрос конкретизируется: «Что представляет собой данный человек в сексуальном плане?» Но в любом случае партнер выступает прежде всего как объект познания;

5) коммуникации,когда сексуальная близость выступает как момент психологической личностной интимности, выхода из одиночества, слияния двоих в единое целое. Это — самый сложный вид отношений, куда вышеперечисленные мотивы входят как подчиненные компонен­ты. Коммуникативная сексуальность предполагает высочайшую сте­пень индивидуальной избирательности. Именно она обычно подразу­мевается, когда говорят о половой любви;

6) самоутверждения,когда на первом плане — потребность индиви­да проверить или доказать самому себе и другим, что он может привлекать, нравиться, сексуально удовлетворять. Этот мотив исключи­тельно важен для подростков, у взрослых его гипертрофия обычно связана с чувством тревоги и неуверенности в себе;

7) достижениякаких-то внесексуальных целей, материальных выгод (брак по расчету) или повышения своего социально-психологи­ческого статуса и престижа в глазах окружающих. Так, близость с кра­сивой женщиной увеличивает престиж мужчины, а наличие поклон­ников повышает статус женщины. В любом случае здесь превалирует ориентация на какие-то безличные социальные ценности и мнение окружающих;

8) поддержанияопределенного ритуала или привычки. Например, супружеские поцелуи часто не имеют эротического смысла, но под­черкивают факт устойчивости, стабильности существующих отноше­ний;

9) компенсации,замены каких-то других, недостающих форм дея­тельности или способов эмоционального удовлетворения. Навязчивая мастурбация у подростков или донжуанизм у взрослых часто служат именно компенсацией бедности эмоциональной жизни. Типичная черта компенсаторной сексуальности — ее вынужденный, принуди-

тельный характер и постоянная неудовлетворенность ее результатами

Как и при изучении прочих форм компенсаторного поведения, задача в том, чтобы понять, что именно индивид старается, сознательно или бессознательно, компенсировать: испытывает ли он дефицит эмоцио­нального тепла или стремится заглушить какие-то агрессивные им­пульсы и т. п.

Каждый из этих мотивационных комплексов относительно автоно­мен, а в зависимости от него меняется даже последовательность пси­хосексуальных реакций. Например, релаксационная модель предпола­гает, что сексуальное возбуждение предшествует эротическому вообра­жению, тогда как рекреационная модель предполагает обратную пос­ледовательность. На самом деле разные мотивы большей частью пере­плетаются. Кроме того, в ходе развития отношений один мотив может перерастать в другой (например, флирт перерастает в серьезное увле­чение), изменяя тем самым природу отношений как целого. Наконец, эти мотивы зачастую не осознаются, а полностью не осознаются вооб­ще никогда.

Но индивидуальная мотивация тесно связана с нормами культуры, которая придает сексуальности то или иное значение, определяет ее ценность, создает язык, посредством которого люди выражают и фор­мируют свои переживания.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

В чем сущность полового диморфизма по В. А. Геодакяну? От чего зависят стереотипы маскулинности и фемининности? Что такое «принцип Адама»? Что такое тендер?

Каковы знаковые функции сексуального поведения животных? Чем отличается человеческая сексуальность от сексуального поведения жи вотных?

Какой личностный смысл может иметь сексуальная близость?


Наши рекомендации