Тема 3. Характерный костюм своей местности

Влияние истории заселения края на формирование русского народного костюма своей местности. Выявление характерных особенностей русского национального костюма своей местности. Праздничная и будничная одежда. Возрастные различия в одежде. Соответствие костюма особенностям жизни народа своей местности.

Изучение влияния других народов на историю развития русского народного костюма своей местности.

Практическая работа.

Изготовление русского народного костюма, характерного для своей местности.

Выводы по главе 2:

Для опытной проверки и внедрения программы по изучению русского народного костюма необходимо разработать методические рекомендации для учителей.

Программа по изучению русского народного костюма подходит для использования прежде всего в школьных кружках декоративно-прикладного искусства, или кружках по изучению русской народной культуры, патриотических и этнографических объединениях школы. Данная программа рассчитана на школьников среднего и старшего возраста.

Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания учащихся, развития у них уважения к труду, наследию предков. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления об отличительных особенностях русского народного костюма, его разнообразии, возрастных различиях, способах изготовления.

Полезным результатом изучения русского народного костюма может явиться не только расширение теоретических знаний о культуре России и формирование чувства гордости за свой народ. Созданным руками детей костюмам или их элементам можно найти практическое применение в работе различных творческих коллективов, мероприятиях краеведческого характера, в праздниках славянского годового цикла, в православно-религиозных мероприятиях, выставках, фестивалях и т.д.

Заключение:

Настоящая проблема посвящена патриотическому воспитанию школьников посредством русского народного костюма.

Программа патриотического воспитания школьников входит в концепцию закона "Об образовании в Российской Федерации ", также опирается на основы "Законодательства Российской Федерации о культуре". Среди культурных ценностей государства выделяются "национальные традиции и обычаи, художественные промыслы и ремесла", к которым можно отнести и традиционный русский костюм. Изучение народного костюма также находится в одном ключе с концепцией "этнокультурного образования". Этнокультурное образование - это целенаправленный непрерывный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, на основе взаимодействия с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации[1].

Ожидаемым результатом деятельности в школе кружка по декоративно-прикладному искусству (в частности деятельности по изучению русского народного костюма) является привитие воспитанникам чувства любви к своей Родине, уважения к своему народу и его культуре, интерес к истории родного государства. Включая ребенка в активную творческую деятельность, можно развить в нем такие качества, как целеустремлённость, инициативность, аккуратность, трудолюбие. Конечная цель такой деятельности - органично развитая личность, гражданин, любящий свою Родину, свой народ. Воспитание таких граждан ведет к укреплению российской государственности, сохранению духовности нашего народа.

Наиболее полное овладение учащимися искусства русского народного костюма осуществляется при органическом единстве всех форм и методов обучения декоративно-прикладному искусству, включая изучение музейных экспозиций, применение интерактивных средств обучения, соединение теории и практики, использование на занятиях разнообразного наглядного материала и др.

Не вызывает сомнения, что разработанные занятия с использованием педагогического потенциала русского народного костюма найдут применение в обраховательных учреждениях.

Таким образом, в результате выполнения настоящей курсовой работы была достигнута поставленная цель, а именно, были разработаны методические основы и программа по теме «Русский народный костюм» для школьного кружка.

Дальнейшая теоретическая и практическая разработка данной проблемы может быть продолжена в условиях детских художественных школ, школ искусств с учетом этнопедагогических задач образования и задач патриотического воспитания детей и подростков.

Список использованной литературы:

1. Бакланова Т.И., Ершова Л.В., Шпикалова Т.Я. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации. - Йошкар-Ола, 2005. - с.7.

2. Берстенёва Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – М., 2013.- с.112.

3. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. - М., 2000.- с.272.

4. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М., 1999. – c. 4, 5, 36.

5. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2008.-с.240.

6.Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18 - перв. пол. 20 в. – М., 1995.- с.382.

7.Дмитриева Л.С., Шахнович А.Г., Ященко С.В. Красный сарафан. –Иркутск, 2011.- с.128.

8. Моренова Е.М. Возможности изобразительного искусства в гражданском и патриотическом воспитании детей // Пространство патриотического воспитания: Сборник материалов I и II открытой районной науч.-практ. конференции по патр. воспитанию в системе доп. образования. - СПб., 2014. – с. 8

9.Надземковская Г.В. Г.С. Виноградов о сущности народной педагогики // Этнокультура детства: Традиционный и современный мир детства: Материалы научно-практической конференции, посвященной 125-летию Г.С. Виноградова. - Москва, 2012. – с. 9.

10. Народная культура и народная педагогика, их роль в воспитании толерантной личности: Материалы областной студенческой конференции 27 марта 2009 года. - Шадринск, 2009. – с.80.

11. Народный костюм и современная молодежная культура: Сборник статей. - Архангельск, 1999.- с. 272.

12. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы: С краткими методическими рекомендациями / Б.М. Неменский и др.- М., 2005.-с.141.

13. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М., 2001. – с.496.

14. Основы художественного ремесла: Пособие для учителей. В 2 ч. Часть 1. – М., 1986.- с.240.

15. Русский праздничный народный костюм: знакомство детей с рус. нац. культурой, традициями и обычаями - М., [2000].- с.16.

16. Сластенин В.А. Педагогика: Учебник для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по напр. «пед. образование». – М., 2014.

17. Соколова В.А. Русские традиции. Народный костюм. – СПб.2011.-с.288

18. Шалаева Ирина Евгеньевна. Дети и мода. // Пространство патриотического воспитания: Сборник материалов I и II открытой районной науч.-практ. конференции по патр. воспитанию в системе доп. образования. - СПб., 2014. – с.28.

19. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа и планирование учебного курса. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М., 2010. – с. 4,5.

20. Интернет-ресурс: http://festival.1september.ru(дата обращения: 5.12.2016)

Наши рекомендации