Глава 2. Организация занятий по изучению русского народного костюма в школьном кружке с целью воспитания у учащихся патриотических чувств.
2.1 Методика организации занятий по теме "Русский народный костюм" в школьном кружке.
Изучение русского народного костюма целесообразно проводить на дополнительных занятиях в кружке (например, в кружке по декоративно-прикладному искусству), т.к. на уроках изобразительного искусства и технологии этому виду деятельности уделяется недостаточно внимания.
Учитель изобразительного искусства, ведущий занятия по изучению русского народного костюма, должен иметь дополнительно специальную подготовку по истории, по конструированию костюма, по технологии его изготовления. Ему должны быть присущи такие качества, как эстетическая воспитанность, художественно-творческое и методическое мышление.
Для успешного планирования работы и реализации своей программы педагогу необходимо получить теоретические сведения о русском народном костюме, как части культуры, научно-теоретические основы эстетического воспитания и художественного образования, знания о возрастных психо-физических особенностях детей.
Изготовление русского народного костюма требует владения различными видами рукоделия, такими как вышивка, вязание кружев, работы с бисером. Дети, под руководством педагога, овладевают этими навыками. Знакомятся с основами бисероплетения. Овладевают техникой и приемами выполнения несложных узоров. Для комплексного применения полученных навыков воспитанники занимаются изготовлением кукол в русских народных костюмах. Для более образного представления о традициях народной культуры знакомятся с фольклорными жанрами народного творчества ( пословицами , сказками, играми, песнями , обрядовыми праздниками).
Методическая работа по организации занятий по изучению русского народного костюма в кружке проводится в несколько этапов:
1 этап. Определение цели и задач программы.
Целью занятий по изучению русского народного костюма в кружке является развитие у учащихся любви к своей стране, ее обычаям и традициям.
К задачам можно отнести обучение детей навыкам конструирования, кройки и шитья народного костюма, вышивания, декорирования костюма.
2 этап. Отбор элементов содержания программы.
Такими элементами могут быть:
- изучение истории русского народного костюма и его региональных особенностей. При изучении можно использовать словесные средства (рассказ, лекция, чтение сказок и т.п.), наглядные средства (картинки, фотографии, иллюстрации и картины русских художников), технические средства (видео, интернет), а также экскурсии и посещение музеев.
- выполнение учащимися зарисовок;
- практические занятия по выполнению декоративных элементов русского народного костюма;
- практические занятия по изготовлению костюма одного из регионов.
Часто в связи с тем, что младшим и средним школьникам трудно выполнить костюм на фигуру человека, в программу включают изучение и изготовление учащимися народной куклы, на которую потом и шьют костюм.
3 этап: Составление программы по изучению русского народного костюма в школьном кружке
Программа воспитания патриотических чувств у учащихся средствами народного костюма должна содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений народного искусства, способствовать усвоению знаний о специфике костюма разных регионов, способах его кроя, видах декорирования, элементах русского орнамента, основных техниках вышивки и т.п.
4 этап: Обеспечение реализации программы.
Педагог должен подготовиться к занятиям по изучению русского народного костюма, проведя определенную краеведческую исследовательскую работу, изучив историю русского костюма, исследовав этнографический материал. Необходимо наладить взаимоотношения школы с краеведческим музеем города или села, спланировать по возможности экскурсионную деятельность, подготовить материально-технические средства для изучения и изготовления народного костюма.
5этап: Ожидаемые результаты программы.
Ожидаемым результатом программы является:
- овладение учащимися кружка теоретических знаний по истории русского костюма, умение отличать его региональную принадлежность;
- овладение учащимися практических навыков выполнения элементов русского народного костюма, техники вышивки, создания декоративных элементов.
6 этап: Реализация и контроль выполнения программы.
После реализации программы проводится оценка ее выполнения. Основными критериями оценки выполнения программы являются:
1. Формирование теоретических знаний и художественно-практических умений и навыков в создании русского народного костюма;
2. Способность детей к самостоятельному творчеству;
3. Уровень выполнения задания с учетом возрастных особенностей;
4. Качество законченных творческих работ.
2.2. Авторская программа изучения школьниками русского народного костюма.
Прежде чем определиться с выбором программы по изучению русского народного костюма в школьном кружке, был проведен обзор и анализ некоторых школьных программ, включающих в себя изучение данного вида творческой деятельности.
Это программы Б.М. Неменского, Т.Я Шпикаловой для детей младшего школьного возраста и программы В.А. Соколовой и Н.А. Колубаевой для детей среднего и старшего школьного возраста.
По программе Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" изучение народного костюма начинается с начальной школы, где дети знакомятся с народной культурой, костюмом, бытом, изображая орнаментальные мотивы, изучают цветовую гамму, сравнивают костюмы различных народов. Уже в старших классах учащиеся углубленно изучают специфику народного костюма.
Программа Т.Я. Шпикаловой "Изобразительное искусство и художественный труд" также входит в состав школьной программы для 1-4 класса и включает в себя занятия по предметам "Изобразительное искусство" и "Технология". В содержание программы входит ознакомление с русским народным костюмом, орнаментом, зарисовка костюмов на уроках по декоративно-прикладному искусству; освоение различных техник вышивки, основ узорного ткачества, лоскутной техники, кроя различных элементов русского народного костюма на уроках технологии.
Программы Б.М. Неменского и Т.Я. Шпикаловой рассчитаны на изучение русского народного костюма на уроках «изобразительного искусства» и «технологии».
Учебно-методическое пособие В.А. Соколовой предназначено для учащихся 5-11 классов. Кроме объемного теоретического и познавательного материала учащимся предлагается самим изготовить костюм на традиционную куклу-«закрутку» или более сложную куклу (для учащихся 8-11 кл.) Пособие включает в себя подробные описания, технологические карты, чертежи, творческие проекты учителей.
Программа Н.А. Колубаевой разработана для старшего школьного возраста, так как включает в себя выполнение различных региональных комплексов, что является трудоемким, длительным процессом, требующим сформированных навыков и умений. Эта программа представлена в курсовой работе подробно, так как подходит для применения в школьном кружке.
Тема 1. Вводное занятие
Основные дели, задачи, содержание изучаемого курса. Одежда - неотъемлемая часть материальной культуры народа. История русской крестьянской одежды конца XIX - начала XX вв. Причины, оказавшие влияние на оформления русского народного костюма. Представления репродукций, фотографий русской народной одежды.
Экскурсия в краеведческий музей для изучения образцов русского крестьянского костюма.
Практическая работа: Выполнение рисунков, набросков по теме "Русская одежда"