Глава 1.Теоретические основы патриотического воспитания учащихся в школьном кружке.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по педагогике на тему:
«Патриотическое воспитание школьников посредством
Русского народного костюма»
Дата защиты: ___________Выполнила: студентка 2 курса
заочной формы обучения фак-та ИЗО и НР (пед.образование)
Оценка: ________________ Кондрина О.А.
Науч.рук.: проф. кафедры
педагогикиХроменков П.А.
Проверил_______________
Москва 2016
Содержание
Введение…………………………………………………………………………с. 2
Глава 1.Теоретические основы патриотическоговоспитанияучащихся в школьном кружке………………… ……………………………………………с. 5
1.1. Принципы и средства народной педагогики, применяемые при воспитании чувства патриотизма у детей …………………………………………………. с. 5
1.2. Методы патриотическоговоспитания школьников посредством русского
народного костюма…………………………………………………………… с. 8
Выводы по главе 1………………………………………………………………с.10
Глава 2. Организация занятий по изучению русского народного костюма в школьном кружке с целью патриотического воспитания учащихся……….. с. 11
2.1 Методика организации занятий по теме "Русский народный костюм" в школьном кружке.……………………………………………………………... с. 11
2.2 Авторская программа изучения школьниками русского народного
костюма …………………………………………………………………………. с. 13
Выводы по главе 2………………………………………………………………с. 22
Заключение……………………………………………………………………. с. 23
Список использованной литературы . ………………………………………с. 25
Введение
В сложившихся общественно-исторических условиях патриотическое воспитание подрастающего поколения является приоритетным направлением всистеме образования России. О духовно-нравственном и военно-патриотическом воспитании детей и молодежи неоднократно говорилось в Посланиях Президента РФ В.В.Путина Федеральному собранию РФ:
«В мире XXI века на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией» (2012 г).
«Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны – впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить» (2013 г.)
В Концепции Новой четвертой государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 год подчеркивается необходимость организации в общеобразовательных учреждениях специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей и национальной культуры.
Патриотизм – это важнейшая сторона личной и общественной культуры. Он предполагает, в первую очередь, любовь к родной земле и той самобытной культуре, которую создали народы, проживающие на её территории. Многие авторы подчеркивают, что путь приобщения к общечеловеческим ценностям лежит через постижение своих национальных ценностей (К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, И.И. Валеев, Г.Н. Волков). В свое время известный русский философ В.В. Зеньковский писал, что истинный патриот не может состояться, развиваясь вне традиций своего народа.
Происходящие изменения в политическом и социально- экономическом устройстве России создают принципиально новые требования к проблемам воспитания и образования, в том числе и средствами народного искусства. Одной из наиболее эффективных форм приобщения детей к духовным ценностям русского народа является ознакомление их с национальными культурными традициями.
Русский народный костюм является частью духовного и материального наследия страны, способствует воспитанию уважения к её истории и традициям, развитию чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов. Изучение русского народного костюма учит бережно относиться к народной культуре, хранить ее традиции. Все это входит в различные программы патриотического воспитания школьников, а также в программы по охране и сохранению историко-культурного наследия нашей Родины. Это свидетельствует об особой актуальности избранной темы исследования.
В связи с этим проблема исследования состоит в том, чтобы раскрыть роль русского народного костюма в патриотическом воспитании школьников.
Цель исследования:выявление педагогических условий, обоснование и отбор методов обучения и воспитания, которые направлены на формированиепатриотических чувств у школьников посредством русского народного костюма.
Объект исследования:учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе, направленный на воспитание у учащихся школьного кружка патриотических чувств посредством русского народного искусства (костюма).
Предмет исследования:совокупность средств и методов обучения и воспитания учащихся, способствующие формированию патриотических чувств, в процессе изучения русского народного костюма.
Гипотеза исследования:патриотическое воспитание школьников на занятиях русским народным костюмом в школьном кружке будет эффективным если:
- будет разработана программа школьного кружка по изучению учащимися русского народного костюма, его элементов, истории и региональных особенностей;
- будут отобраны средства и методы обучения русскому народному костюму;
- будет использованн передовой педагогический опыт работы учителей в данном направлении.
В соответствии с гипотезой мы ставим перед собой следующие задачи:
- обосновать средства, методы и формы патриотического воспитания;
- изучить научные труды по проблеме исследования, обобщить передовой педагогический опыт, провести теоретический анализ и дать оценку современному состоянию рассматриваемой проблемы, установить перспективы ее исследования;
- разработать программу изучения в школьном кружке русского народного костюма, его элементов, истории и региональных особенностей, а так же раскрыть возможности использования его потенциала как эффективного средства патриотического воспитания детей;
Методы исследования. В процессе решения задач исследования и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы:
- Теоретические - изучение и сравнительный анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой, этнографической, архивной и исторической литературы по проблеме исследования;
- Эмпирические - изучение и обобщение передового педагогического опыта, школьных программ и учебных пособий по методике преподавания декоративно-прикладного искусства, в частности, русского народного костюма;
- Практические – выполнение учащимися практических заданий по созданию русского народного костюма или его элементов, изучение передоваго пед. опыта, его использование на практике, метод упражнения в работе с детьми, метод наблюдения, анализа результатов творческой деятельности учащихся, метод беседы, мультимедийные презентации.
Тема 1. Вводное занятие
Основные дели, задачи, содержание изучаемого курса. Одежда - неотъемлемая часть материальной культуры народа. История русской крестьянской одежды конца XIX - начала XX вв. Причины, оказавшие влияние на оформления русского народного костюма. Представления репродукций, фотографий русской народной одежды.
Экскурсия в краеведческий музей для изучения образцов русского крестьянского костюма.
Практическая работа: Выполнение рисунков, набросков по теме "Русская одежда"
Тема 3. Вязание крючком
Демонстрация иллюстраций, фотографий и работ местных мастериц показывающих образцы вязания, области применения данного декоративного искусства.
Знакомство с инструментами и материалами для вязания крючком. Организация рабочего места.
Основные приемы вязания крючком, их условные обозначения. Схематическое изображение узора. Создание вариантов узора из одних и тех же элементов (мотив)
Составление орнамента. Понятие о цветоведении.
Практическая работа.
Выполнение основных приемов вязания. Упражнения в выполнении столбцов и воздушных петель. Выполнение образцов из столбиков с накидом, ажурных узоров. Выполнить образец орнаментальной полосы из ниток разных цветов. Изготовление готового изделия: кружево для вышитого полотенца, салфетки, косынки.
Тема 4. Бисероплетение
История бисероплетения.
Название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока). Ручные инструменты и приспособления (иглы, ножницы). Правила безопасности труда при работе. Анализ изделия. Зарисовка схем изделий. Подборка деталей для работы. Планирование последовательности изготовления изделия. Самостоятельное составление схем.
Практическая работа.
Название бисера "в две нити": цепочка "в крестик", соединение цепочек "в крестик", "колечки", "полотно", "мозаика".
Вязание бисера "в одну нить"
Плетение брошек и подвесок. Фенечки из бисера и стекляруса, фенечки с орнаментом, фенечки с именами. Ажурная цепочка с ячейками - ромбами, ажурная цепочка с зубчиками по краям. Работа по самостоятельно составленным схемам.
Организация выставки работ учащихся.
Тема 5. Мастерим кукол
История русской куклы. Назначение куклы. Способы изготовления: кукла из конуса, сшивная кукла, несшивная кукла, кукла-куватка. Традиционные тряпичные куклы, распространенные в разных регионах России. Техника изготовления некоторых традиционных тряпичных кукол. Игровая тряпичная кукла.
Практическая работа.
Мастерим тряпичную куклу в русском костюме. Одеваем в одежду разных поколений семьи. Разыгрываем кукольную сцену жизни крестьянской семьи.
Второй год обучения
Второй уровень обучения содержит сведения об истории русского женского и мужского костюма, его особенностях. Изучается комплект народного костюма, обувь, головные уборы, украшения. Выясняется, какие возрастные группы какую одежду носим (включая головной убор и обувь); дети, юноши и девушки до вступления в брак, взрослые семейные мужчины и женщины, старики и старухи. Знакомятся с материалами, из которых создавались костюмы. Рассматриваются разнообразие способы изготовления костюма, его покрой, украшения одежды (вышивка, тканые узоры, иные украшения), а также украшения, которые не являются частью данной одежды, но входили в комплект костюма (бусы, серьги, браслеты и так далее).
Практическая часть включает работы по выполнению эскизов, образцов русского народного костюма, орнаментов оформления одежды художественному моделированию современной одежды на основе традиционного народного творчества, национального колорита.
Тема 1. Вводное занятие
Итоги занятий прошло года. Ознакомления с планом предстоящей работы. Правила безопасности труда личной гигиены. Общие правила организации труда. Типичные элементы русского костюма конца XIX - начало XX вв.
Практическая работа.
Организация рабочего места. Представления эскизов фотографий, репродукций образцов русского народного костюма.
Тема 2. Рубаха
Детская рубашка, её покрой и украшенье. Классическая русская девичья рубаха - цельная (пороходница, исцельница), рубаха вороту - долгорукая. Ворот и рукава рубахи, их отделка. Мужская рубаха. Отличительные особенности праздничной и будничной рубахи.
Практическая работа.
Технология кроя рубахи. Изготовление и украшение мужской и женской рубахи.
Тема 3. Сарафан
Различие сарафанов по покрою: прямой сарафан _бочка, косоклиннке сарафаны, сарафаны (Москович, продуванка, раздувай) .Глухой и распашной сарафан .Сарафан - набиванник , Ткань для сарафана.
Практическая работа.
Изготовление одного из видов сарафанов и его украшения.
Тема 4. Понёвный комплекс
Поясная одежда - понева. Понева - разнополая, глухая понева, понева с прошвой. Особенности кроя. Праздничные и будничные поневы, особенность и украшения.
Юбки из кашемира, шелка, штофа, сатина.
Практическая работа.
Пошив праздничной поневы.
Тема 5. Головной убор
Девичий головной убор "краса"- "повязка", "увясло", "венчик".
Головной убор замужней женщины - "повой", "убрус". Разновидности головного убора замужней - "кика", "кичка".
Платок, манера ношение платка.
Практическая работа.
Изготовление девичьего головного убора- повязки.
Тема 6. Украшение
Украшение, как составная часть русского народного костюма. Виды украшений.
Ушные украшения: серьги - бусы, серьги- голубцы, "орлики, гуски".
Украшения запястья - зарукавья.
Шейные украшения: жерелок, гайтан, бусы. Материалы для их изготовления
Пояс - обязательная часть любой одежды.
Практическая работа.
Мастерим шейное украшение из бисера.
Тема 8.Верхняя одежда
Одежда для зимы и осени. Ткани для ее изготовления, техника края и отделка.
Виды зимней одежды - шубы крытые поволокой, нагольные шубы. Полушубки, тулуп. Материал для изготовления, покрой. Рукавицы и перчатки.
Практическая работа.
Вязание из шерстяной пряжи рукавичек или перчаток с орнаментом.
Тема 9. Обувь
Плетеная обувь - лапти. Поршни. Башмаки. Сапоги. Ритуальная обувь. Праздничная кожаная обувь - копт, выступки, чарки, сапожки.
Зимняя обувь - валенки (катанки, пимы, сапоги ваменые).
Практическая работа.
Вязание крючком или иглой чулка из шерстяных, льняных, хлопчатобумажных ниток.
Тема 10.Костюм "модный, благородный"
Изменение традиционного русского народного костюма под влиянием городского образа жизни. Русский костюм в ХХ веке. Влияние использования фабричных тканей на покрой и отделку русского народного костюма. Мода на "городскую одежду"
Практическая работа.
Моделирование современной одежды на основе традиционного русского костюма. Использование кроя и приёмов украшения народного костюма в современных стилях одежды.
Третий год обучения
Происходит знакомства с историческим сложившимся многообразием русского костюма Росси. Изучается традиционный народный костюм разных областей Росси Северорусский, южнорусский, среднерусский комплексы народной одежды своего края. Рассматриваются взаимосвязи и взаимовлияние культуры разных народов России и мира, отраженных в народной одежде в названии отдельных ее частей и деталей. Изучаются обряды и традиции, связанные с народной одеждой.
Тема 1. Вводное занятие
Ознакомление с программой. Демонстрация работ, выполненных на втором году обучения. Материалы, инструменты и приспособления, необходимы для работы. Правила безопасности и личной гигиены.
Изучение специфики русской народной одежды разных регионов России. От самых северных до южных. Особенности края, ею пропорции, богатство и колорит отделки.
Практическая работа.
Создание рисунков, набросков русских костюмов различные губернии России. Викторина "Женская одежда в России конца XIX - начало XX веков".
Тема 2. Южнорусский костюм
Одежда крестьян южных районов России: рубаха, конева, передник-зепон, навершник. Костюмы Тульской, Рязанской, Воронежской, Тамбовской губернии. Разнообразе кроя, приемы украшенной ткани. Декоративное оформления костюма колорит. Рубаха с прямыми поликами, рубаха с косыми поликами, рубаха с "краснозобка". Глухая понева "краснятка", понева с прошвой. Кичнообразный головной убор.
Практическая работа.
Изготовление женского праздничного южнорусского костюма: рубаха " краснозобка"; понева с прошвой, передник, рогатая кичка.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по педагогике на тему:
«Патриотическое воспитание школьников посредством
Русского народного костюма»
Дата защиты: ___________Выполнила: студентка 2 курса
заочной формы обучения фак-та ИЗО и НР (пед.образование)
Оценка: ________________ Кондрина О.А.
Науч.рук.: проф. кафедры
педагогикиХроменков П.А.
Проверил_______________
Москва 2016
Содержание
Введение…………………………………………………………………………с. 2
Глава 1.Теоретические основы патриотическоговоспитанияучащихся в школьном кружке………………… ……………………………………………с. 5
1.1. Принципы и средства народной педагогики, применяемые при воспитании чувства патриотизма у детей …………………………………………………. с. 5
1.2. Методы патриотическоговоспитания школьников посредством русского
народного костюма…………………………………………………………… с. 8
Выводы по главе 1………………………………………………………………с.10
Глава 2. Организация занятий по изучению русского народного костюма в школьном кружке с целью патриотического воспитания учащихся……….. с. 11
2.1 Методика организации занятий по теме "Русский народный костюм" в школьном кружке.……………………………………………………………... с. 11
2.2 Авторская программа изучения школьниками русского народного
костюма …………………………………………………………………………. с. 13
Выводы по главе 2………………………………………………………………с. 22
Заключение……………………………………………………………………. с. 23
Список использованной литературы . ………………………………………с. 25
Введение
В сложившихся общественно-исторических условиях патриотическое воспитание подрастающего поколения является приоритетным направлением всистеме образования России. О духовно-нравственном и военно-патриотическом воспитании детей и молодежи неоднократно говорилось в Посланиях Президента РФ В.В.Путина Федеральному собранию РФ:
«В мире XXI века на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией» (2012 г).
«Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны – впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить» (2013 г.)
В Концепции Новой четвертой государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 год подчеркивается необходимость организации в общеобразовательных учреждениях специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей и национальной культуры.
Патриотизм – это важнейшая сторона личной и общественной культуры. Он предполагает, в первую очередь, любовь к родной земле и той самобытной культуре, которую создали народы, проживающие на её территории. Многие авторы подчеркивают, что путь приобщения к общечеловеческим ценностям лежит через постижение своих национальных ценностей (К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, И.И. Валеев, Г.Н. Волков). В свое время известный русский философ В.В. Зеньковский писал, что истинный патриот не может состояться, развиваясь вне традиций своего народа.
Происходящие изменения в политическом и социально- экономическом устройстве России создают принципиально новые требования к проблемам воспитания и образования, в том числе и средствами народного искусства. Одной из наиболее эффективных форм приобщения детей к духовным ценностям русского народа является ознакомление их с национальными культурными традициями.
Русский народный костюм является частью духовного и материального наследия страны, способствует воспитанию уважения к её истории и традициям, развитию чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов. Изучение русского народного костюма учит бережно относиться к народной культуре, хранить ее традиции. Все это входит в различные программы патриотического воспитания школьников, а также в программы по охране и сохранению историко-культурного наследия нашей Родины. Это свидетельствует об особой актуальности избранной темы исследования.
В связи с этим проблема исследования состоит в том, чтобы раскрыть роль русского народного костюма в патриотическом воспитании школьников.
Цель исследования:выявление педагогических условий, обоснование и отбор методов обучения и воспитания, которые направлены на формированиепатриотических чувств у школьников посредством русского народного костюма.
Объект исследования:учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе, направленный на воспитание у учащихся школьного кружка патриотических чувств посредством русского народного искусства (костюма).
Предмет исследования:совокупность средств и методов обучения и воспитания учащихся, способствующие формированию патриотических чувств, в процессе изучения русского народного костюма.
Гипотеза исследования:патриотическое воспитание школьников на занятиях русским народным костюмом в школьном кружке будет эффективным если:
- будет разработана программа школьного кружка по изучению учащимися русского народного костюма, его элементов, истории и региональных особенностей;
- будут отобраны средства и методы обучения русскому народному костюму;
- будет использованн передовой педагогический опыт работы учителей в данном направлении.
В соответствии с гипотезой мы ставим перед собой следующие задачи:
- обосновать средства, методы и формы патриотического воспитания;
- изучить научные труды по проблеме исследования, обобщить передовой педагогический опыт, провести теоретический анализ и дать оценку современному состоянию рассматриваемой проблемы, установить перспективы ее исследования;
- разработать программу изучения в школьном кружке русского народного костюма, его элементов, истории и региональных особенностей, а так же раскрыть возможности использования его потенциала как эффективного средства патриотического воспитания детей;
Методы исследования. В процессе решения задач исследования и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы:
- Теоретические - изучение и сравнительный анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой, этнографической, архивной и исторической литературы по проблеме исследования;
- Эмпирические - изучение и обобщение передового педагогического опыта, школьных программ и учебных пособий по методике преподавания декоративно-прикладного искусства, в частности, русского народного костюма;
- Практические – выполнение учащимися практических заданий по созданию русского народного костюма или его элементов, изучение передоваго пед. опыта, его использование на практике, метод упражнения в работе с детьми, метод наблюдения, анализа результатов творческой деятельности учащихся, метод беседы, мультимедийные презентации.
Глава 1.Теоретические основы патриотического воспитания учащихся в школьном кружке.
1.1. Принципы и средства народной педагогики, применяемые при воспитании чувства патриотизма у детей.
Для патриотического воспитания школьников важнейшим является опыт "народной педагогики", основу которой составляют труды признанных педагогов-классиков: Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Виноградова Г.С.
Впервые термин "народной педагогики" в отечественной практике ввел и разработал ее основы К.Д. Ушинский. Он особо подчеркивал важность воспитания у молодого поколения любви к Родине, гуманности, трудолюбия, ответственности. "Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями" [10]. Определение "народной педагогики" одним из первых дал Г.С. Виноградов "... У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, известные цели и задачи воспитания и обучения их, известные средства и пути воздействия на юные поколения и т.д., совокупность и взаимозависимость их и дают то, что следует называть народной педагогикой" [9]. Виноградов Георгий Семенович - выдающийся русский этнолог, фольклорист, языковед и педагог. Ученый в своей работе "Народная педагогика" помимо всего прочего важную роль отводит детскому творчеству. Приверженцем идей "народной педагогики" является великий педагог XX века Василий Александрович Сухомлинский. В его трудах говорится о бережном отношении к духовным сокровищам народа, решающими из которых он считает традиции воспитания подрастающих поколений. Он культивировал среди своих учеников трудовые традиции, в целях воспитательного воздействия пропагандировал народное искусство и обрядность, обучал детей народным правилам поведения. Обстановку, в которой общались дети вне школы, он стремился приблизить к обстановке, в которой пребывали дети народа.
Во второй половине XX в. появилось новое направление народной педагогики - "этнопедагогика". Её основатель, Геннадий Никандрович Волков, дал ей определение как "науки об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации" [4].Этнопедагогика призвана собирать и систематизировать народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, песнях, пословицах и поговорках, играх и игрушках, в семейном и общинном укладе, быте, традициях. Г.Н. Волков также много внимания уделяет духовной культуре народа, его нравственному укладу. Он пишет " У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в православных законах гостеприимства, и в добрых традициях хорошего тона и правилах приличия" [4].
Содержание, методы и средства народной педагогики складываются на основе семейного, традиционного воспитания, передачи из поколения в поколение накопленного веками опыта наставничества старших над младшими. Традиции образуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Следовательно, одним из принципов "народной педагогики" можно назвать преемственность традиций. Это один из основополагающих принципов педагогической системы К.Д. Ушинского. По мнению А.С. Макаренко нельзя разрушать традиции народного воспитания, но необходимо их осмыслить и наполнить новым содержанием. Г.Н. Волков считает, что весь опыт этнических групп основан на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Он пишет: "Преемственность в воспитании, являясь одной из главных сторон преемственности поколений, предполагает единообразие в подходе к детям среди самих воспитателей, согласованность между домашним и общественным воспитанием, педагогический оптимизм - опору на достигнутые результаты в воспитании..." [4].
Еще одним основополагающим принципом народного воспитания является его природосообразность. Этот педагогический принцип был глубоко и всесторонне обоснован Я.А. Коменским. Система воспитания В.А. Сухомлинского также построена на принципе природо и жизнесообразности. В русских семьях тесные взаимодействия с природной средой существовали издавна.
К принципам "народной педагогики" можно отнести также коллективность. А.С. Макаренко призывал внимательно изучать коллективный педагогический опыт народа и чутко прислушиваться к голосу талантливых педагогов из народной среды. Г.Н. Волков пишет: "Духовная культура есть аккумулированная и концентрированная энергия, накоплена всем многовековым развитием человеческой цивилизации, усилиями всех поколений наших предков. Традиция в сфере народного искусства определяется как опыт коллективного творчества многих поколений.
Древнейшим принципом "народной педагогики", обоснованным так же Я.А. Коменским, является принцип обучения "от простого к сложному".
Ребенка в крестьянской семье привлекали к труду. Сначала это были элементарные действия, например, подать или подержать необходимые для работы предметы. С возрастом задачи ребенка усложнялись, он уже был полноправным помощником отца или матери.
Принцип культуросообразности воспитания предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур, решать задачи приобщения к различным пластам национальной культуры.
К средствам "народной педагогики", применяемым для воспитания патриотических чувств у детей, можно отнести:
- народный фольклор;
- устное народное творчество (пословицы, поговорки, сказки, загадки);
- народное декоративно-прикладное искусство (в частности, русский народный костюм и его отдельные элементы);
- народные игры и праздники.
1.2. Методы воспитания патриотических чувств у школьников средствами русского народного костюма.
Как уже отмечалось, воспитание гражданских и патриотических чувств у подрастающего поколения - одна из главных задач современного образования. Школьный возраст - самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. Патриотическое воспитание должно осуществляться систематически во время школьных занятий по различным предметам и во внеурочной деятельности. Приобщение школьников к народному искусству очень важно для их патриотического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков. Изучение русского народного костюма учит бережно относиться к народной культуре, хранить ее традиции. Занятия по изготовлению народного костюма направлены на воспитание художественной культуры школьников, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям. Все это входит в различные программы патриотического воспитания школьников, а также в программы по охране и сохранению историко-культурного наследия нашей Родины.
Во многих школах существуют или создаются кружки по декоративно-прикладному искусству. Внеурочная школьная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса в школе. Педагогической основой для изучения русского народного костюма в школьном кружке является нехватка часов по дисциплинам "изобразительное искусство" и "технология" на это довольно трудоемкое дело. Основной целью занятий по изучению русского народного костюма в кружке является привитие детям чувства любви к Родному краю, уважения к традициям народа, развития трудолюбия. Здесь появляется возможность прославить в своей работе свой край, каждый элемент костюма выражает систему общественных ценностей, эстетических идеалов. Знаковость отдельных компонентов народного костюма: форм, материалов, орнаментов, украшений, цветового решения - дает возможность увидеть взаимосвязь природы и человека, среды его обитания. Во внеурочной деятельности по изучению традиционной культуры можно сочетать включение детей в народные игры и забавы с более спокойными занятиями рукоделием, каковыми являются занятия по изучению русского народного костюма. Таким образомразвлекательные и активные познавательные виды деятельности будут сочетаться с более спокойными, требующими от воспитанников усидчивости, трудолюбия и терпения. Личность ребенка формируется и проявляется только в деятельности. Важно на занятиях давать не только технологию изготовления рукотворного предмета, а передать ценностные смыслы, которые несет в себе этот предмет. Необходимо рассказать, для чего нужен тот или иной предмет, кто мог его носить, а кто нет.
Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности учащихся с воспитателем.
Основными методами воспитания патриотических чувств посредством русского народного костюма могут быть:
- методы информирования (рассказ об истории русского народного костюма, описание особенностей костюма разных регионов);
- наглядные методы (показ иллюстраций, фотографий, слайдов, демонстрация образцов орнаментов, вышивок, декоративных элементов русского народного костюма, посещение краеведческого музея);
- методы практической деятельности (выполнение упражнений, практических заданий, зарисовка костюма или его элементов);
- методы стимулирования творческой деятельности (показы готовых костюмов, возможность применения выполненных воспитанниками костюмов на практике);
- методы контроля за эффективностью воспитания (анализ выполненных воспитанниками творческих работ).
Выводы по главе 1:
Выполнив анализ психолого-педагогической литературы по теме патритоического воспитания посредством русского народного костюма мы пришли к следующим выводам:
1. Поставленная нами проблема недостаточно рассмотрена в теоретических источниках.
2. В образовательной практике общеобразовательной школынедостаточно используется педагогический потенциал русского народного костюма.
3. Для эффективной организации занятий по патриотическому воспитанию посредством русского народного костюма необходимо организовать школьный кружок.