Институт как социальная организация
Если социальные институты, объединяют деятельность большого числа людей, то для упорядочивания и координации этой деятельности создаются специальные организации.
В этом случае социальный институт можно представить как систему или совокупность учреждений, связанных между собой выполнением общей функции. Так функция образования реализуется школами, лицеями, университетами и регулирующими их деятельность департаментами и министерствами. Вместе они создают единый социальный институт. Совокупность учреждений: заводов, банков, бирж, рынков и других объединены экономическими функциями и составляют институт производства.
Каждый из этих элементов социальных институтов тоже можно считать институтом и в этом случае они получают двойное наименование (социальный институт и социальная организация).
В отличие от спонтанно возникающих социальных групп, социальные организации четко упорядочены, скоординированы и формализованы. Они имеют название, устав, цели, определенную сферу деятельности, порядок работы, штат сотрудников. Организации присуща также иерархия – вертикальное расположение людей по рангам, и управление – механизм, упорядочивающий взаимодействие людей.
Дж. Бизанц и М. Бизанц считают, что структура института как социальной организации включает следующие составные части:
- персонал,
- инструменты, или оборудование,
- нормы и инструкции, описывающие то, как ими пользоваться.
Медицина существует для лечения больных и заботы о здоровье людей, Как институт она включает специально подготовленный персонал: врачей, медсестер, администрацию госпиталя и т.п. Госпиталь снабжен соответствующим оборудованием и техникой, специальной одеждой, символикой, литературой, а медперсонал использует особый профессиональный жаргон. Кроме того, в среде медиков сложилась особая субкультура со своими обычаями, традициями и нормами. Студенты-медики обучаются в вузе не только техническим знаниям и навыкам, но и кодексу поведения врача (клятва Гиппократа).
Другой способ деления на социальные группы и построения социальной структуры – иерархический. Это – теории социальной стратификации. В широком значении слова, стратификация – это концепции, описывающие системы неравенства в обществе.
Социальные группы/общности можно расположить иерархически по принципу "выше – ниже".
Например, Маркс говорит о господствующих и эксплуатируемых классах, что указывает на их иерархию. Населенные пункты можно расположить по степени привлекательности для проживания, социального роста и т.п.
Однако, для этих теорий иерархическое расположение не принципиально: оно может использоваться, а может, и нет. Кроме того, в иерархическом порядке здесь располагают группы.
В классических теориях социальной стратификации речь идет об индивидах. Стратификация подразумевает, что различия между людьми, которые приобретают характер иерархического ранжирования.
В учебниках к теориям социальной стратификации относят как иерархическое расположение групп, так и собственно теории социальной стратификации. Это не совсем верно, так как теория социальной стратификации была создана как альтернатива марксизму. Она иная по методологическим основам (номинализм). В ней по иерархии располагаются не группы, а индивиды.В ней деление общества на слои противопоставлялось делению общества на классы.
Методологическая основа многих теорий стратификации весьма уязвима. Общество делили на слои по различным критериям, подчас произвольным, не пытаясь установить внутреннюю связь между ними и между нарезанными по этим критериям слоями.
Термин ввел в научный оборот наш бывший соотечественник, а затем известный американский социолог П.А. Сорокин (1889-1968). Им была написана книга "Социальная мобильность" (1927), в которой он развивает основные идеи стратификационного деления общества.
Социальная стратификация, по определению, есть дифференциация общества на иерархически расположенные слои (по убыванию и возрастанию какого-либо признака). Теории стратификации – это теории социального неравенства. Расслоение предполагает деление общества на слои, т.е. группы богатых, зажиточных, обеспеченных, бедных и очень бедных, или нищих.
Для понимания теорий стратификации необходимо четкое определение терминов "равенство" и "неравенство".
Равенство имеет три значения:
1. Равенство перед законом, легальное (формальное равенство). Появляется в Западной Европе в XVII-XVIII веках.
2. Равенство исходных возможностей – каждый имеет одинаковые шансы добиться в жизни всего, чего заслужил благодаря своим достоинствам и способностям (с этим связаны проблема социальной мобильности, неосуществившихся желаний, неудачного стечения обстоятельств, помешавших реализоваться, недооценки заслуг и непризнания, неравного жизненного старта).
3. Равенство положения – каждый должен иметь одинаковые возможности удовлетворять свои потребности независимо от таланта, усилий и способностей.
Под неравенством понимается неодинаковый доступ людей к экономическим ресурсам, социальным благам и политической власти. Предполагается, что неравенство существовало всегда. Для измерения неравенства используют в основном два показателя: богатство и доход. Однако сомнительно, что эти критерии можно приложить к ранним этапам развития человечества.
Социальному расслоению противопоставляется социально однородное общество, т.е. общество в котором люди не различаются по имущественному и социальному положению.
В латинском языке есть два термина соответствующие социальному расслоению: дифференциация и стратификация. Оба термина применяются в науке. Слово же "расслоение" более принято в обыденном языке.