Оценка освоения учебного материала
Оцениваются:
· теоретические знания, методические умения и навыки;
· общая физическая и спортивно- техническая подготовленность.
По каждому из этих видов подготовки выставляется отдельная оценка.
Теоретические знания, методические умения и навыки оцениваются по результатом тестирования по 5 бальной шкале. Результаты тестов по общей физической и спортивно-технической подготовленности оцениваются в очках, а затем их средняя арифметическая оценка в очках в соответствии с таблицей переводится в баллы.
Общая оценка (по 5-бальной шкале) за семестр определяется как средняя арифметическая положительных оценок за теоретические знания, методические умения и навыки, за общую физическую и спортивно-техническую подготовленность.
Студенты могут быть аттестованы только при условии выполнения обязательных тестов по общей физической и спортивно-технической подготовке (не ниже «удовлетворительно»), предусмотренных в последнем семестре.
Окончательная аттестационная оценка определяется как средняя арифметическая оценка за практический, теоретический и методический разделы программы (примеры 1.2).
Студенты, освобожденные от практических занятий по состоянию здоровья, оцениваются по результатам написания реферата и устного опроса.
Внеучебная физкультурно-спортивная работа
В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе:
· выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;
· занятий в спортивных клубах, секциях;
· самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;
· массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.
Спортивный клуб
Цель, задачи и содержание работы спортивного клуба
Цель деятельностиспортивного клуба в вузе — содействие воспитанию всесторонне развитых специалистов, готовых к высокопроизводительному труду по избранной профессии и защите Родины, способных использовать и внедрять физическую культуру и спорт в учебно-производственную деятельность, организовывать здоровый образ жизни.
Спортивный клуб высшего учебного заведения решает следующие задачи:
- вовлечение студенческой молодежи, аспирантов в систематические занятия физической культурой и спортом;
- воспитание физических и морально-волевых качеств, укрепление здоровья и снижение заболеваемости, повышение уровня профессиональной готовности, социальной активности всех членов коллектива высшего учебного заведения;
- взаимодействие с ректоратом, деканатами факультетов и общественными организациями высшего учебного заведения по формированию у студентов необходимых профессиональных знаний, умений, навыков и качеств, высокой гражданственности и нравственности;
- организация и проведение массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий;
Спортивные секции
Большое место в жизни коллектива физической культуры вуза занимает учебно-тренировочная работа в различных спортивных секциях спортивного клуба. В нашем вузе работают секции по следующим видам спорта:
1. Легкая атлетика.
2. Волейбол.
3. Баскетбол.
4. Мини-футбол.
5. Гиревой спорт.
6. Пауэрлифтинг.
7. Черлидинг.
8. Дартс.
9. Плавание.
10. Вольная и греко-римская борьба.
11. Полиатлон (летний и зимний).
12. Настольный теннис.
13. Шахматы.
14. Лыжные гонки.
Во многих случаях к занятиям в спортивных секциях допускаются лица, не имеющие спортивного разряда, но обладающие достаточной разносторонней физической подготовкой и желающие заниматься тем или иным видом спорта, культивируемым в вузе.
Учебные группы спортивных секций организуются по тем видам спорта, для которых в вузе имеется материальная спортивная база и возможность обеспечить занятия квалифицированным тренерским составом. Комплектуются они по полу и по уровню спортивной квалификации занимающихся (по наличию спортивных разрядов и званий). Число занимающихся в группе и количество часов учебных занятий в неделю на одну группу зависят от спортивной подготовленности занимающихся.
Занятия проводят специалисты по физическому воспитанию, имеющие высшее или среднее физкультурное образование. Одним из показателей эффективности занятий в спортивных секциях является динамика спортивных результатов.
Утомление и восстановление в процессе умственной и физической работы студента
Студенты первых курсов после поступления в высшее учебное заведение попадают в новую учебную среду. Увеличивается умственная и физическая нагрузка, что может приводить к переутомлению и снижению эффективности учебного труда. Средствами физической культуры можно помочь первокурсникам легче перенести этот переходный период.
Утомление - это функциональное состояние, возникающее в результате продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению работоспособности. |
Проявляется утомление в появлении чувства усталости, уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, снижается адаптация к нагрузкам, при этом увеличиваются энергозатраты и напряжения в деятельности основных жизнеобеспечивающих систем. Происходит снижение умственной и физической работоспособности (ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и переключения внимания, усвоение теоретического материала).
Утомление служит естественным сигналом возможного истощения организма, являясь биологическим механизмом, защищающим организм от истощения.
В то же время, утомление является стимулятором, мобилизующим как резервы организма, так и восстановительные процессы. Следовые явления нагрузки при утомлении стимулируют дальнейшее развитие адаптации к действию данного раздражения, достижение нового, более высокого уровня работоспособности.
Без утомления при физических нагрузках практически отсутствует сам процесс тренировки, не может быть становления и развития тренированности. Важно лишь, чтобы степень утомления соответствовала проделанной работе, то есть была адекватна. Неадекватное данной работе утомление - сигнал какого-то неблагополучия в организме.
Утомление может быть острым, то есть проявляется в короткий промежуток времени и хроническим и носить длительный характер (до нескольких месяцев);
общим, характеризующим изменения функций организма в целом, и локальным затрагивающим какую-либо органическую группу мышц, орган, анализатор.
Различают две фазы утомления: компенсированную (когда нет явно выраженного снижения работоспособности, потому что включились резервные возможности организма), и некомпенсированную (когда резервные возможности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается). |
Систематическое выполнение нагрузок на фоне недовосстановления приводит к переутомлению, при котором может произойти обострение хронических заболеваний, развитие предпотологических и патологических состояний. При занятиях физическими упражнениями в процессе физического воспитания в условиях вуза особенно остро встает вопрос восстановления.
Восстановление - процесс происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному уровню. |
Суперкомпенсация (сверхвосстановление) - восстановление с превышением исходного состояния, является залогом повышения тренированности организма, обеспечивающей повышение работоспособности. |
Утомление и восстановление в процессе физической тренировки
Основной путь оптимизации восстановительных процессов это рациональная тренировка и организация занятий физического воспитания.