Эмпирические методы научного познания
Понятие «эмпирическое» в переводе с греческого языка означает познание опытным путем, т.е. познание внешнего средствами чувственного восприятия.
К эмпирическим методам относятся: наблюдение, беседа, сравнение, опрос, измерение.
НАБЛЮДЕНИЕ
Наблюдение,как познание на чувственном уровне, носит субъективный характер, но отражает объективную реальность. Наблюдение бываетсплошными выборочным. Сплошное наблюдение включает фиксацию всех фактов, связанных с данным процессом. Выборочное наблюдение отражает изучение отдельных вопросов. Наблюдение может быть «изнутри» и «со стороны». Первое характеризуется тем, что наблюдатель находится внутри конкретного художественно-праздничного комплекса (праздника, обряда, свадьбы, посвящения и т.д.), второе – наблюдатель не участвует в действовании, а пассивно за ним наблюдает.
Наблюдению предъявляются следующие требования:
– точное определение цели наблюдения;
– тщательный отбор объектовнаблюдения;
– разработка подробного плана наблюдения;
– фиксация результатовнаблюдения.
Наблюдение позволяет классифицировать факты, связи, отношения на основе заранее выбранных критериев. Но следует учитывать, что метод наблюдения имеет ограниченные возможности:
– наблюдение не позволяет проникнуть в сущность процессов и явлений;
– при наблюдении трудно отделить случайное от существенного;
– факты, приобретенные в процессе наблюдения, не лишены печати субъективности.
Для преодоления ограничений, содержащихся в методе наблюдения, он применяется в совокупности с другими методами.
БЕСЕДА КАК ЭМПИРИЧЕСКИЙ МЕТОД
ПОЗНАНИЯ
Беседа позволяет исследователю установить живой контакт с определенной исследуемой группой, выяснить позицию последних по тем или иным вопросам. Но для этого следует придерживаться известных правил, к которым можно отнести:
– установление доверительных отношений;
– определение целибеседы;
– тщательная разработка плана беседы;
– продуманное ограничение круга вопросов;
– корректная постановка вопросов.
Ценность беседы состоит в том, что она позволяет проникнуть в сущность явлений и процессов.
СРАВНЕНИЕ
Сравнение как метод используется при сопоставлении фактов, явлений или количественных показателей.
Сущность сравнения заключается в установлении сходстваи различия при изучении фактов, условий, средств, факторов.
Нередко сравнение сочетается с аналогией. Отличительная особенность аналогии состоит в том, что она связана с переносом свойствс одного явления на другое. При сравнении же устанавливается лишь сходство или различиемежду явлениями, их признаками, устанавливаются тенденции их развития.
Применение метода сравнения требует придерживаться соответствующих правил:
– сравниваемые признаки должны принадлежать к одному классу или с такими же признаками разных классов;
– в сравнении должны использоваться только сравнимые величины.
ОПРОС
Опрос как метод проводится с помощью открытых и закрытых анкет, которые могут быть анонимными или персонифицированными. Наиболее сложной частью является составление самого опросника. Иногда опрос применяется для сбора первичной информации.
КОНТЕНТ–АНАЛИЗ
Контент-анализ – метод, который используется как дополнительный к перечисленным методам сбора информации. Это может быть контент-анализ сценарных разработок, из которых добывается информация по какой-либо выборке ( напр., характер приемов и форм активизации зрителя, тип театрализации ).
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ
Особенностью теоретического знания является его обобщенность, абстрактность, системность. Теоретические знания в большей мере связаны с философскими идеями и категориями, нежели с практикой.
Теоретические знания отражают сущность процессов, глубинные изменения, происходящие в них.
К обобщенно-теоретическим методам познания в науке относят:
– восхождение от абстрактного к конкретному;
– анализ и синтез;
– индукцию и дедукцию;
– структурный подход;
– моделирование;
– историко-логический метод;
– эксперимент.
ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО
К КОНКРЕТНОМУ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД
ПОЗНАНИЯ
Под «абстрактным» в философии понимается все вообще выделенное, обособленное, существующее «само по себе», в своей независимости от всего другого, – т.е. любая «сторона», аспект или часть действительного целого, любой определенный фрагмент действительности.
«Абстрагироваться – мысленно отвлекаться от тех или иных сторон рассматриваемых явлений или от частных и конкретных свойств отдельных предметов» (Словарь иностранных слов в русском языке / Под ред. Ф.Н. Петрова. – М., 1997. – С. 12).
В качестве абстракции выступают понятияи категории, принципы и теории, выделенные признаки процессов и явлений. То есть любые обобщения есть абстракция.
Конкретное выступает как чувственно-конкретное и как мысленно-конкретное. Конкретность проявляется в фактах, явлениях, процессах.
«Конкретизировать – ( лат. сoncretus – густой, твердый ) – придавать наглядный, предметный характер, давать конкретное выражение чему-либо, уточнять» (Словарь иностранных слов в русском языке / Под ред. Ф.Н. Петрова. – М., 1997. – С. 347).
«Восхождение» означает систематическое, поступательное развертывание связей от простых к сложным и, соответственно, переход от менее сложных категорий к более сложным.