Проведение занятий и организация учащихся старшего школьного возраста.

Групповые учебные занятия — основа всей учебно-воспитатель­ной работы по физическому воспитанию у старшеклассников. На учебных занятиях ре­шается большой круг задач: сообщаются специальные знания, выяв­ляются и совершенствуются физические способности учащихся, при­вивается любовь к физической культуре и спорту, формируются двигательные навыки. От качества групповых занятий зависит ус­пешное применение всех других форм физического воспитания. По­этому методику проведения плановых учебных занятий следует раз­рабатывать с учетом их связи с другими формами физического вос­питания [17, 38].

Формами физического воспитания в режиме учебного дня яв­ляются учебные занятия, проводимые по расписанию училища, самостоятельные занятия по заданию преподавателя и производствен­ная гимнастика (вводная гимнастика и физкультурная пауза). Для физически слабо подготовленных учащихся могут быть организова­ны дополнительные занятия под руководством преподавателя.

По своей педагогической направленности учебные занятия могут быть комплексными, видовыми, специализированными [17, 40].

Наилучшая форма учебных занятий по общей физической под­готовке — комплексные занятия, характерной особенностью которых является комплексное применение предусмотренных про­граммой средств физического воспитания в одном занятии. Цель проведения комплексных занятий — обеспечить в каждом занятии разностороннее воздействие средств физического воспитания на ор­ганизм, сформировать и развить различные по своему характеру двигательные умения и навыки, физические качества и подготовить организм учащихся к успешному выполнению программных требо­ваний очередного цикла занятий. Комплексирование программного материала осуществляется по признаку положительного переноса двигательных навыков и физических качеств [16, 41].

Характерная особенность видовых занятий заключается в том, что содержание отдельных занятий ограничивается средствами какого-либо одного раздела общей физической подготовки (легкая атлетика, гимнастика, плавание и др.), а последовательность заня­тий по этим разделам определяется временем года или сроками предоставления спортивных сооружений (стадиона, бассейна, лыж­ной станции и др.). С точки зрения общей физической подготовки и разрешения оздоровительных задач видовые занятия менее эф­фективны, так как средствами одного вида нельзя обеспечить нуж­ную подготовку учащихся к успешному выполнению программных требований [16, 52].

Видовые занятия оправданы в тех случаях, когда комплексирование в одном занятии нескольких видов по организационным (за­нятие в бассейне, на лыжной станции) или методическим (отрица­тельный перенос двигательных навыков или физических качеств) признакам невозможно или нецелесообразно.

Самостоятельные занятия по заданию преподавателя являются важным дополнением обязательных занятий и могут включать в се­бя изучение теоретических вопросов по литературным источникам, составление комплексов гигиенической и производственной гимна­стики, 'выполнение специальных упражнений, направленных на уст­ранение недостатков в физическом развитии или физической подго­товленности и т. д.

Самостоятельные занятия по заданию преподавателя имеют большое воспитательное значение, способствуя внедрению физиче­ской культуры в быт учащихся [16, 56].

Одной из обязательных форм физического воспитания, являются туристские походы. Ту­ристские походы могут быть предусмотрены в «дни здоровья» или во внеурочное время. В процессе туристских походов формируются прикладные двигательные умения, навыки и физические качества в условиях походной жизни.

Производственная гимнастика в режиме учебного дня решает об­щеоздоровительные и прикладные задачи [16, 58].

По сравнению с другими педагогическими дисциплинами физи­ческое воспитание имеет свою специфику, и это предъявляет особые требования к организации и проведению учебных занятий по физи­ческому воспитанию.

Правильная организация учебного процесса предполагает одно­родный состав учащихся по полу, состоянию здоровья и физической подготовленности. Необходимо эти требования учитывать при комп­лектовании учебных групп [16, 51].

Один из важнейших вопросов методики физического воспита­ния — определение структуры занятий. Построение занятий обусловлено педагогическими, психологическими и физиологическими зако­номерностями.

Не менее важны и физиологические закономерности: реакция организма на физическую нагрузку, развитие работоспособности в ходе занятия (предстартовое состояние, врабатываемость, устойчи­вое состояние). В соответствии с этим необходимо предусмотреть подготовку органов и систем организма к предстоящей двигатель­ной деятельности; чередование работы и отдыха, постепенное повы­шение физических нагрузок с учетом достигнутого уровня функцио­нальной подготовленности организма; приведение организма при окончании занятий в относительно спокойное состояние, создание благоприятных предпосылок перехода к другим видам деятель­ности [16, 53].

С учетом педагогических, психологических и физиологических за­кономерностей разработана общая структура занятий физическими упражнениями, включающая в себя три части: подготовительную, основную и заключительную, которые различаются по своим педа­гогическим задачам. Так, педагогические задачи подготовительной части: организационный момент и сообщение задач урока; подго­товка двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма к предстоящим физическим нагрузкам; основной части: формирование необходимых двигательных умений и навыков, сообщение знаний в области физического воспитания; воспитание физических, волевых и других качеств; заключительной части: организованное завершение занятия, подведение итогов, сти­мулирование интереса к предстоящим занятиям, задание для само­стоятельных занятий физическими упражнениями в свободное вре­мя; приведение организма в относительно спокойное состояние, обеспечивающее 'переход к другим видам деятельности [18, 8].

К делению занятий на три части нельзя подходить строго фор­мально.

Общевоспитательные и образовательные задачи, как правило, осуществляются на протяжении всего занятия, начиная с подгото­вительной части и кончая последней, заключительной частью. Так, строевые упражнения в подготовительной части применяют не толь­ко для организации учащихся, но и для формирования строевых навыков. Совершенствовать эти навыки можно в основной и в за­ключительной частях занятия. Общеразвивающие упражнения в подготовительной части занятия проводят не только в целях функ­циональной подготовки организма, но и в известной мере для обу­чения движениям, воспитания осанки и др. Поэтому значение подготовительной части занятия нельзя сводить только к функциям разминки [18, 11].

Организуя занятия по физическому воспитанию, необходимо ру­ководствоваться еще и такими положениями: занятия по своему со­держанию должны отвечать требованиям учебной программы; каж­дое занятие, как правило, должно складываться не из одного, а из ряда взаимосвязанных компонентов (обучения движениям, функ­циональной подготовки организма, сообщения специальных знаний и пр.);

Необходимо стремиться полнее реализовать общеметодические принципы; (сознательность, активность, наглядность, доступность, индивидуализацию, систематичность и т. д.); учебные занятия должны проходить на достаточно высоком эмо­циональном уровне, вызывать у учащихся чувство удовлетворения и желание систематически заниматься физическими упражнениями; каждое занятие должно быть органически связано с предшеству­ющими и последующими занятиями и составлять часть общей си­стемы последовательного обучения, воспитания и физического со­вершенствования; в проведении занятий надо избегать шаблона, проявляя творче­скую активность, совершенствуя формы организации и методы обу­чения и воспитания; каждое занятие должно быть строго целенаправленным и раз­решать конкретные задачи [18, 12].

В практике физического воспитания применяют следующие способы организации учащихся: фронтальный, групповой посменный, станционно-круговой, поточно-круговой, индивидуальный.

Фронтальный способ позволяет преподавателю прово­дить учебные занятия со всеми учащимися одновременно. Он пред­полагает однородный состав занимающихся и применяется при про­ведении строевых, порядковых и общеразвивающих упражнений в подготовительной и заключительной частях, а иногда и в основной части занятий.

При групповом способе учащихся делят на группы (отделения) по половому признаку, физической подготовленности; этот способ применим главным образом в основной части занятий [18, 15].

Посменный способ предполагает разделение учащихся на смены. Численный состав смен определяется пропускной способ­ностью используемых снарядов (например, по количеству пролетов гимнастической стенки) или условиями, в которых проводятся за­нятия. Посменный способ применяют для проведения спортивных игр, когда число занимающихся превышает число участников в игре.

Станционно-круговой способ предусматривает раз­деление всех занимающихся на мелкие группы по 2—3 человека для выполнения установленных на каждой «станции» упражнений. При определении численного состава группы исходят из необходимости обеспечить занятость всех занимающихся одновременно и пропуск­ной способности «станций». Этот способ обеспечивает значительное повышение моторной плотности занятий и используется одновремен­но как один из методов тренировки.

Поточно-круговой способ — выполнение упражнений не­прерывно поочередно по кругу группой [18, 17].

Индивидуальный способ организации занятий пред­полагает выполнение учащимися упражнений самостоятельно по за­данию преподавателя. При этом способе разрешаются индиви­дуальные для каждого учащегося задачи.

В процессе одного занятия обычно применяют несколько спосо­бов организации учащихся.

Выбор порядка выполнения упражнений определяется в первую очередь подготовленностью занимающихся и задачами, стоящими перед уроком [18, 19].

Наши рекомендации