Культура Западно-Европейского Средневековья

Делится на 3 периода: 1. 5-10 в Раннее средневековье; 2. 11-13 век – Классическое; 3. 14-16 – Позднее. Суть к-ры – христианство, самосовершенствование человека. Родина христианства – Палестина. Возникло в 1 в н.э. Это учительская религия – Иисус Христос. Символ – крест. Вера в единого бога – творца, создателя неба и земли, видимого и невидимого. Это космическая сила – представляющая собой троицу (отца, сына и святого духа) – это единое и неразделимое. Бог – гарант существования мира, он опирается в управлении на бесплотные силы – начала, господства, власти, сирафимы и херувимы (архангелы и ангелы). Но в доисторические времена часть ангелов отпадает от сил света, они начинают делать зло – демоны, дьяволы, возглавляет сатана. Борьба между светлыми и темными силами постоянно, в центре – человек. Он был создан господом, чтобы являть его тварный образ, жить с ним в единстве, владеть всем миром, выполняя в нем роль первосвященника. Провал человека в этой задаче и есть грех, который называется грехопадением. Человек поддается соблазну зла и поверил, что сможет стать как бог собственной волей и усилием. Вместо бога поставил в центр себя, т.е. поддался эгоизму. Вместо деяния добра стал приумножать в нем зло. С тех пор дети Адама разделили эту судьбу – первородный грех, все более теряя связь с богом. Эти события освящены в Ветхом Завете – 1-я часть Библии. Исправить положение могла только жертва. Иисус воплощается на земле, сделавшись подобным простым смертным во всем, кроме греха. Он добровольно принимает на себя преступления мира и пошел на страдания и смерть ради нашего спасения. Этой ценой был искуплен первородный грех. Христос воскресает на 3-й день в новом образе – теле . Его воскрешение – начало воскрешения всего человечества. Христианство учит, что каждый должен уподобиться Христу в жизни, тогда он уподобится ему в смерти. Главная мысль Евангелие состоит в том, что Иисус бог, что он воскрес и поэтому каждый человек, котрый стал на него похож по духовным качествам также приобретает жизнь вечную. Эти принципы реализованы в символе веры, который принят на 1-м Вселенском соборе в 325г, дополнен на 2-м соборе в 381г : Верую в единого бога отца вседержителя, творца неба и земли, видимым же всем и невидимым и во единого Господа Иисуса Христа сына божия единородного. Исповедую едино крещение во оставление грехов, чаю воскресение мертвых и жизни будущего века. Аминь. В 1054г из-за полит и теоретич соображений – разделение на Восточную (православную – Византия) и Западную (католическую, папа Римский). Культура впитывает античную, к-ру варварских племен, христианство. 1-й этап Темные века 5-10в – разрушение античной к-ры, утеряна письменность, церковь давила на жизнь. Если в античности человек – герой, творец, то сейчас – низшее существо. Смысл жизни – служение богу. Главная задача – личное самосовершенствование с целью оправдания перед богом. Надлежит любить бога более всего, к ближнему как к себе, самому стараться приблизиться к Богу. К-ра стала диалогом между человеком и богом. Наука – схоластика, связана с церковью, это доказательство бытия бога. Церковь господствовала над умами людей, боролась с инакомыслием. Церковь преследовала еретиков, с этой целью созавались суды, так возникает инквизиция. Образование в руках церкви. Школы и ВУЗы. В средние века открылся 1-е университеты: Болонский ( Испания 11 век), Сорбона (Франция 11 век). Первые крупные ученые: Роджер Бэкон (в качестве метода познания не церковные нормы, а опыт, опирается на разуме). Патриарх Фотий «Мириобиблион». Схоласты: Беда Достопочтенный «Сочинения по Английской истории», Фома Аквинский «Пять доказательств бытия бога». Литература: развивается устная поэзия (героические эпосы), саги, рыцарская лит-ра, поэзия бродячих людей – вагантов, песни, баллады. Особое место у городской лит-ры – сатирические бытовые сцены. Героический эпос «Песнь о Роланде», «Беовульф», «Сага об Эрике рыжем», роман «Тристан и Изольда». Поэзия: Бертран Деборн и Арно Даниэль. Рождается тв-во жонглеров, бродячих актеров. Осн жанры театры: драма, комедия, моралите. Архитектура основные стили: А. Романский – стилизация, формализм, узкие окна, пример – собор Нотрдамм в Пуатье, Б. Готика – высокие стрельчатые окна, витражи, высокие колонны, тонкие стены, здания устрамлялись в небо, пример – Вестминское аббадство в Лондоне.Пламенеющая готика (во Франции) – тончайшая резьба по камню. Кирпичная готика – характерна для Сев. Европы.

Культура Византии

Византия – это восточная Римская империя. Первоначально основным центром была колония Византий, затем им стал Константинополь. В Византию входили территории: Балканского п-ова, Малая Азия, Месопотамия, Индия с Палестиной, Сирия, Сев. Африка, Сев. Причерноморье. Просуществовала эта империя с 4 в до н.э. – сер 15 века, пока не была разрушена турками-сельджуками. Она наследница греко-римской культуры. Культура противоречива, т.к. пыталась совместить идеалы античнoсти и христианства. Мир воспринимался как прекрасное Божие творение. Выделяли Божественную сущность человеческой души. Роль городов. В 4-5 веках крупнейшими городами были : Александрия, Антиохия (Сирия), Эдес (Месопотамия), Тир, Бейрут, Эфес, Смирна, Никея (Малая Азия), Фессалоники и Коринф (Европейская часть). Особую роль играл Константинополь (расположен в пролива Босфор). Уже в 4 в он стал крупнейшим торгово-ремесленным центром, его называли « Мастерской вселенной». В порт прибывали суда из разных стран. Росло также Его значение как культурного и религиозного центра. Шло строительство светских зданий, зрелищных сооружений, храмов. Роль церкви. Византия – это государство-империя. Император имел неограниченную власть. Он считался смертным, но по отношению к обществу он был подобием Отца Небесного. Императоры показывали себя верными сынами церкви, хотя оказывали глубокое влияние. Церковь воздействовала на общество. Церковь вела борьбу с ересями (отклонялись от официального учения). в 9 в Восточная церковь (православная) обособилась от Западной (католической). В 11 в произошел раскол церкви, они стали независимыми ответвлениями от христианства. Сама Византия отделилась от западного христианство. Период раннего средневековья. Образование было на высшем уровне. Предпочтение отдавалось энциклопедическим знаниям. Изучались Законы Божии, музыка, эстетика, физ воспитание. В Византии развивается институт монашества, особенно в 7-9веках. Появляется много религиозной лит-ры жития святых. Была открыта первая высшая школа в 9 веке в Константинополе (закрытая в 7), и медицинское училище. Наука. В географии – чертили карты морей, стран, гордов, это для Запада было непостижимым. Значительные успехи в медицине: врач Орибазий составил медицинскую энциклопедию из 70 книг. После утверждения христианства, научные деятели подверглись гонениям, были закрыты школы, уничтожена часть Александрийской библиотеки. Наука становится богословской. В сер 6 в монах Косьма Индикоплов написал «Христианскую топографию» (форма земли плоский четырехуг). В 6-7 в господствовала алхимия в поисках божественного эликсира (металл в золото, лечить любые болезни, возвращать молодость). Развивалась химии_ краски для живописи и тканей, керамики, мозаик , эмалей. В 7 в Византийцы изобрели «божественный огонь» - смесь, которая горела на воде, он применялся в осаде крепостей. Ученый Лев Математик усовершенствовал световой телеграф. Врач Никита составил сборник по хирургии 9в. Философия. В 4-5 веке распространен неоплатонизм – сочетание стоического, эпикурейского и скептического учений с философией Платона и Аристотеля. Представители: Прокл и Иоанн Филоспон или Грамматик. Лит-ра. Светские поэты пересказывают античные мифы, используют античную метрику, и церковные поэты. Больше евангельским сюжетам. Стихотворный размер народный стих – это церковная поэзия народным языком (Роман Сладкопевец). Поэмы о борьбе с врагами – поэма о Дигенисе Акрите. Животный эпос – сатирическое изображение господ. Сохранилась практически только богословская лит-ра: Косма Магомский (8в - песнопевец), Иоанн Дамаскин (каноны –гимы из 9 песней), Феодор Студит (каноны, гимны). Написан «Мириобиблион» автор- Фотий – это аннотации к 280 античным и ранневизантийским пр-ниям с комментариями. Искусство и Архитектура. Задачи Византийского искусства – воплотить в художественных образах божественные идеи и красоту человеческого духа. В архитектуре появляются округлые формы, возникает ротонда, базилика, купола. Самый знаменитый – Собор Святой Марии (6 в. Константинополь), был построен Анфимием и Исидором. По форме это купольная базилика. Складывается стиль настенной живописи – мозаика. Мозаика церкви св Виталия в Равенне, мозаика Софии Константинопольской 9в. Рождается иконопись – она изобр Божественный мир в образах земной реальности (Богоматерь с младенцем, Иисус). Скульптуры из слоновой кости – консульские диптихи. Музыка. Гимны – это религиозно-философская песенная лирика, сочетавшая мистику с эмоциональным содержанием (Иоанн Дамаскин). Период Македонской династии и династии Комников. Пробуждается интерес к классической лит-ре и философии. Наука и образование. В 9 в возрождается университет – это центр светского образования для всей империи. В 10 в созданы сборники и энцикллопедии (исторические, с/х, медицинские и ветеринарные). ~ 975 создана Суда – 30 тыс статей объяснения античных реалий, биографические заметки, цитаты из древних авторов и т.п. В 11 в Михаил Пселла – автор «Хронографии», жизнеописаний императоров. Лит-ра. Представители: Константин VII Багрянородный, Симеон Метафраст, приспосабливали культурное наследие к интересам господствующей элиты. В 11 в Михаил Пселл – сочинения по истории, богословию, математике, стихи, оды («Хронография»). Искусство и архитектура. Вместо базилики – крестово-купольный храм, это стало доминировать в 10-12в. Храмы становятся меньше, но выше. Купол смотрелся изнутри – символизировал Вселенную. Новый облик храмов – облицовываются. Первый новый тип – базилика Василия Македонянина «Новая церковь». В искусстве 10-11 в господствует пышная декоративность. В 11-12 в церковная роспись складывается в схему – все храмы расписываются по ней. 11-12 в подъем в искусстве иконописи – икона Владимирской Богоматери, относится к типу умиление. Высокое мастерство в обработке золота, парчовые ткани, изделия из стекла, резьба из слоновой кости. Музыка - церковное пение. Эпоха Палеологов. В 13 в Константинополь захвачен крестоносцами. Спад культуры. Уничтожались культурные ценности. Крупный историк – Никита Хониат, автор труда из 21 книги. География – Никифор Влеммид , автор «История земли», Всеобщая география». Максим Плануд указал на индийское происхождение арабской системы цифр «Счетное искусство по индийскому образцу». Математика – Николай Артабасд Рабд. Философ 15в- Георгий Гемист Плифон, гуманистическое мировоззрение. Поздневизантийскую философскую мистику представляли Григорий Синаит, Николай Кавасил, Григорий Палама. Лит-ра. Представители – Никифор Григор, Лапиф, Акиндин. Первые итальянские гуманисты_ Мануил Хрисолор, Плифон и Виссарион Никейский. Искусство и архитектура. Храмы более живописны, пропорции более хрупкие – церковь Апостолов в Солуни. Живопись – драматическое переживание евангельской истории. Цвета более приглушенные, фреска, миниатюра, икона. 14 в Феофан Грек – роспись Спасо-Преображенского собора в Новгороде.

  1. Культура Средневекового арабского Востока

Это первая мусульманская к-ра. Распространилась от Испании до Китая. В результате завоевания в 8 в Арабами этой территории. Ислам оставил след в 5-ти странах (это третья мировая культура): В византийской, Индийской, Африканской, Иранской, Тюркской. Религиозный центр арабов – Мекка. Центры к-ры: Дамаск (Сирия), Багдад и Куфа (Месопотамия), Исфахан (Иран), Агра (Индия), Самарканд (ср Азия), Каир (сев Африка), Кордова (Испания). Специфика к-ры. Высокий уровень развития научных знаний и философии (Багдадский центр арабской науки, где в 9 веке был посроен дом мудрости, там переводили на арабский язык труды ученых других народов). У индии арабы заимствовали цифры и понятия нуля, Они стали основателями химии и алгебры. Получила развитие медицина (Ибн Сина или Авиценна « Канон врачебной науки»). Лит-ра имела мистический характер, восхваляла Бога, ее главная цель – таинственное воссоединение человека с Аллахом, поэма «Масневи» Руми, Омар Хайам. Искусство очень специфическое. Ислам запрещал изображать живых существ, самые распространенные орнаменты либо растительные, либо геометрические (арабески), калиграфия – искусство красивого письма, центр – гор Куфа. Архитектура. Культовые здания – храм, мечеть, мавзолей, медресе (ВУЗ), минореты (высокие башни с которых призывали на молитву (намаз)), дворцы.Ислам.Возник в 7 в н.э.ж в Аравии. Основатель – Мухамед, город – Мекка, книга – Коран (учение).это учительская религия, религия строгого монотеизма. Имя бога - Аллах (всемогущая сила). Символ – полумесяц. Основа веры в исламе – вера в единого бога Аллаха, в его пророка Мухамеда, Аллах всемогущ. Человек покорен воле аллаха, он слишком мал, чтобы знать больше. Еще одна основа веры – вера в Бога данность корана, который считается словом Бога (Архангел Джабраил явился Мухамеду в ночь в месяц рамадан). В ислам много перешло из христианства. 5 столпов основания веры: 1- признание символа веры (знать слова на арабском языке «нет бога кроме аллаха и Мухамед пророк его»), 2 – молитва (все обязаны 5 раз в день), 3 – пост (в рамадан), 4 – милостыня (2.5 % дохода раз в год в пользу нуждающихся), 5 – паломничество (хадж, человек – хадж).

  1. Культура Итальянского Возрождения

Это переломный период вразвтие сначала Итальянского, затем всего европейского Искусства. Который протекает в разных странах с 14 по 16 век. Предпосылки еще в 13 веке. Подина - Флоренция

Первоначально выглядело, как возрождение к забытым достижениям античной культуры. Но они не отбрасывали достижения средневековой культуры, а иногда критиковали античность. Во внимание мыслителей человек.

Проторенессанс. (13- нач 14).Данте Алигьере «Божественная комедия», наполнено новыми элементами, противоречащими канонам церкви, худ. Джоте ди Бонодоне (росписи на библейские темы в церкви санта Мария Дель Арена в городе Падуя., изображает человека реалистично, применяет объем). Сделал первый шаг к искусству нового типа, возразил античную традицию фрески, начинает рисовать с натуры живых людей, фигуры объемны, помещены на фоне пейзажа или в интерьере.

Ранний ренессанс (сер14- 15)1. Франческа Петрарка» Трактат о великих мужах древности»историк. Философ, основатель лирической поэзии, первый поставил центре человека. 2. Боккаччо»Декамирон» - юмор, сатира, оправдал земную любовь.3. жуд Мозаччо – реализм в творчестве, трех мерность фигур.4. Сандро Боттичелли «рождение Венеры» ( изображения более плоскостные, традиции средневековья).5. скульптор Донателло, впервые показал в творчестве человеческое тело. 6. арх. Филипп Брунелески, возродил архитектуру античности, колонны, но строит более под человека ( строительство купола Флорентийского собора).

Высокий Ренессанс (до второй трети 16 века). Высокие идеалы возрождения формирует Пика Дела Мирандала «речь о достоинстве человека», человеку не дана определенность, он сам формирует себя, как соавтор Бога. формируются концепция гуманизма, основная идея – важно не происхождение человека, а его личные качества. Идеальный человек – творец самого себя и своей судьбы. Гуманисты отводят богу – роль творца, который приводит только в движение мир, а сам не вмешивается в жизнь людей. Это шло в разрез с идеологией церкви. Гуманисты считали людей единственным хозяином земли.. творчество – утверждение идеалов красоты, худ стали создавать реалистичные картины, подрожать природе1. Леонардо Да Винчи обогатил все области науки гениальными догадками, он более ученый нежели живописец, ни одна его картина не дописана..2. Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна», также строительство вил, дворцов. 3. Микеланджело Буонарроти – скульптор, живописец, архитектор, поэт. Росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (смелость в изображении голых тел, скульптура «Давид»).характерна изображение напряженности духа.3. Людовина Ариоста поэма « Неистовый Ролан»

Искусство Венеции. Джорджоне «Спящая Венера» (пейзажу предает самостоятельное значение)2. Тициан Вечелло (интерес к композиционным задачам «Кающаяся Магдолина»).

Поздний Ренессанс (вторая треть 16 – нач 17). Характеризуется наступлением церкви. Маньеризм – отказ от идеи гуманизма, но сохранение стиля, но не стал ведущем направлением. 1.Бронзино (портреты, Лукреций)2. реалистическую традицию развивали:3. Веронезе(использавал мифические, исторические, аллегорические темы»Брак в Кане».4. Тинторетто – динамика, контраст цвета и тени, одухотворенность образов «Распятие и Голгофа»», Караваджо – худ. реалистического направления( демократизм, выражение через контрасты света и тени, монументальность, энергичная лепка образов). Бенвенутто Челинни(маньеризм) (бронзовый «Персей»). 40 – е применялись репрессии против инакомыслящих, горели костры инквизиции, в Италии ренессанс заканчивается быстро.

  1. Северное Возрождение

В 15 веке идеи гуманизма вышли за пределы Италии, северное возрождение проходило в период реформации. Началась реформация с выступления Мартина Лютера 1517 год «95 тезисов против индульгенций». Вызвало поддержку крестьян, крестьяне были не только против церкви, но и против феодалов. Реформация распространилась и другие страны. Цвинглианство (более решительное изменение обрядности), затем Жак Кальвин.

Лютер. Идеи: вера есть внутренне состояние человека, спасение даруется непосредственно от бога, к богу можно прийти без посредничества католической церкви. Лютер перевел библию на немецкий язык. Кальвин перемещает центр движения в Женеву, Женевская реформаторская республика. Представление об абсолютном предопределении человека и спасение его богом от погибели. Бог заранее знает жизнь каждого младенца, и поэтому знает кто примет. А кто отвергнет его, в соответствии с этим, знает, кто является избранником, а кто нет. Но человек не знает этого, человек должен жить, как будто он избранник, он должен быть честным, трудолюбивым, не расточительным, достичь успеха в профессиональной деятельности. Все искусство понизано идеями Лютера и Кальвина. Иск не было жизнеутверждающим, как в Италии. Человек должен творить себя что бы быть угодным богу, изображаются высоко одухотворенные лица простых людей. Высоко символично , используются аллегории. Победа реформистского движения вызвала общий подъем и рост национальной культуры.

Нидерландское возрождение. Начался с 15 века – крупный центр Европейской культуры. 1. Эразм Ротердамский «похвала глупости». Способствовала воспитанию свободомыслия, стремление к знаниям 2. худ Ян Ван Эйк,3. Питер Брейгель, новая техника живописи маслом, работы на повседневные сюжеты»Слепые»

. Родина натюрморта и пейзажа. 3. Питер Рубенс «снятие с креста» точное наблюдение действительности.4. Рембрандт «Данная» - глубокий психологизм, глубина сюжета.4. Босх худ.»Сад наслаждения». Риторические общества- где соревновались в сочинении стихов, пьес, песен

Идеи гуманизма в Швейцарии и Германии. В германии большое влияние церкви, в результате идеи были охвачены в основном университетские круги и часть малочисленной интеллигенции. 1. философ Иоган Рейхлин ( стремление обнаружить божественное в себе, отрицательно относился к невежеству). Успех реформации способствовал быстрому росту национальной гуманистической культуры, особенного расцвета достигла живопись.2. Алебрехт Дюрер «Самсон убивает льва»2. реалистические портреты Ганс Гольбейн Младший, Грюневальд, поэт Ганс Сакс (песни, басни), Иоган Фишарт (сатира).

Франция. начало в 16 век – Франция в то время абсолютная монархия. у движения ярко выраженный национальный характер. Франсуа Рабле «Гарганнтьа и Пантагрюэль» ( высмеивает ханжество, раболепие, бичует церковь)»плеяда» 0 группа из семи худ.- основатель Пьер де Ронсар, Жаоке Дю Белле – усовершенствование поэзии. Языка, мыслитель Мишель де Монтень – родоначальник Эссе – «Опыты». Арх. Замок Фонтегло – Жюль Либретто

Англия. Цент –оксфордский университет 1. Томас Мор « Утопия» ( утопический социализм). 2. Томас Уайт, ввел жанр сонета, Лестер Эдмунд Спенсер поэт поэтов. 3. Чесер – основоположник современного языка и клас лит-ры. – сборник стихов и новел. Расцвет – конец 16 нач 17 В. Шекспир.

Испания. Культура развивалась в рамках господства католицизма, не носило ярко выраженный антиклерикальный характер. Распространены рыцарские и плутовские романы.1. Мигель де Сервантес «Дон Кихот»2. основатель нац. Драмы Лопе де Вега« Собака на сене».3. живопись Эль Греко «апостолы Петр и Павел» - одухотворенность, Диего Веласкес (Пряхи) – умение проникнуть в характер.

  1. Западно-Европейская культура 17 века.

Это время перемен и революций: 2 буржуазных в Нидерландах и Англии. 2-я революция - научная, провозгласила господство экспериментальной науки, поиски законов в природе, большой интерес к математике, механике. Философия эпохи – рационализм (Декарт «Я мыслю, значит существую»). Господствующее положение занимает Естествознание. Голландский философ Спиноза – 1-м создал материалистическую философию без бога. В основе природа, которая является причиной самой себя. Ее св-ва: мышление и протяженность. Английский философ Томас Гоббс – 1-м создал теорию возникновения гос-ва по общественному договору. Наука сделала огромный рывок, была разработана гелиоцентрическая система мира (Галлилей, Бруно, Каперник). В эту эпоху жил Ньютон, открывший всемирный закон тяготения. Лит-ра и искусство – 2 общественных стиля: барокко (Италия), классицизм (Франция). Барокко – обращается к внешней красоте, причудливость, витьеватость. Начало барокко положило то-во Бернини – это колоннада собора Святого Петра в Риме. Классицизм во Французской литературной среде – это строгий стиль, следовал принципам античного искусства, опирался на симметрию и гармонию форм, героические и высокие идеалы. Он установил 2 основных жанра искусства: Высокий (трагедии, ода, религиозные сюжеты), Низший (натюрморт, пейзаж, басня, комедия). Основатели классицизма – драматурги Корнель, Расин, Мольер. Время расцвета театра и живописи. В Англии широко известны Дж. Мильтон – общественный деятель, поэт, публицист, композитор Перселл. Важный центр Европейского искусства – Голландия. Ведущие жанры: бытовой, пейзаж. Центр внимания – человек и природа. 17век – золотой век Нидерландской живописи. Художники: Рембрандт « Ночной дозор», «Святое семейство», «Даная», «Возвращение блудного сына», Рубенс – религиозные, мифологические сюжеты, пейзажи, портреты, Фондейк – портреты, Йорданс – бытовые картины, Снейдерс – натюрморты, сцены охоты. Голландия дала миру Спинозу, который рассматривал мир как познаваемую закономерную систему – «Этика» и «Богословско-политический трактат». Испания. Художники – Веласкес – портреты, исторические темы, Рибер и Сурбаран – религиозная тема, Мурильо – основатель академии живописи в Севильи, Кано – архитектор, скульптор, живописец. Лит-ра писатель и драматург Де Кеведо «История жизни пройдох», Де Лабарго - пьесы и комедии. Италия. Композиторы Монтеберди – опера «Орфей», Философ Церлино «Учение о гармонии», поэт Морини «Кампанелла». Германия. Развивается барокко – «Ратуша в Аусбурге» архитектор Голль. Музыка: Шюнц оратории и дух. Концерты, 1-я немецкая опера «Орфей и Эвридика». Открыт оперный театр. Лит-ра классицизм, реализм. Франция – лит-ра создана академия литературы. Преобладал классицизм (Карнель, Расин, Мольер). Крупный поэт Ла Фонтен – басни. Шарль Перо – сказки. Живопись – Пуссен – мифологичекие и литературные темы, Лоррен – лирические пейзажи. Архитектура – Версаль (дворец) архитектор Лего, Ардуэн, Мансар, Ле Нотр. На 1-м месте светская музыка, развивается опера, балет, инструментальные школы, композитор Люли.

Наши рекомендации