Культурология. Преподаватель Андреева И.А.
Культура Древней Греции
Возникла в кон 3- нач 2 тыс лет до н.э. на Юге Балканского п-ова. Этому способствовали: А – удобное ЭГП (моря связывали с Италией, Африкой и т.д.), Б – ПИ (серебро, мрамор, гончарная глина), В – развитие прозводительных сил (каменное орудие сменяется железным), Г – великая колонизация (поселения греков за пределами Греции). Греки называли себя Эллины. Этапы развития: 1. Крито-микенский(крит – остров, микены – город). Культура дворцовая, т.к. дворцы были центрами экономич, полит, и религиозной жизни. Кносский лабиринт – самый известный дворец, автор Дедал. Гос-во было теократическим (все принадлежало царю). Был культ женщины богини плодородия и любви, жертвоприношения (напр – быков). Уровень живописи высокий – фрески, два вида изображения: пейзажи и портретная живопись. Пейзажи – преобладали морские мотивы, или растения, животные. Портрет – более схематичный, статичный (как и в египетских портретах ноги в профиль, туловище в фас). Много женских портретов, бытовых зарисовок. К-ра гибнет в 1450г до н.э. в результате извержени вулкана. С севера приходят племена ахейцев и дорийцев. 2. Микенский этап. Ахейцы. Центр – Микены. Архитектура – тяжелые формы, городские поселения (это хорошо укрепленные цитадели, крепости). Живопись более динамична, в центре – культ силы. Изображения побед, сцен охоты. 3. Период темных вековнач 1600-800г до н.э. Темные – т.к. культура относилась назад, письменность утрачена, откат к родоплеменным отношениям, звездой периода – Гомер, автор эпических поэм «Иллиада» и «Одиссея». 4. Период архаики 800-500г до н.э. Начало – продолжение культурного упадка, затем – постепенный подъем. Вновь возникла письменность, ее переняли у финикийцев, добавляют гласные буквы. Записывается Греческая мифология, иллиада и одиссея Гомера. Сформировалась религия. В 776г до н.э. проводятся первые Олимпийские игры. С этого момента начинается Греческое летоисчисление. В этоже время рождается театр из мистерий в честь бога Диониса (бог виноделия, воскресающей и умирающей природы). Основные жанры: трагедия, комедия. Возникает Греческая лирика, центр – о-в Лесбос, выдающиеся деятели – Сафо, Алкей, писали лирические стихи. Зарождается Греческая философия в лице Гераклита «Все течет, все изменяется». Зарождаются традиции Греч архитектуры и скульптуры. В архитектуре 2 основных ордена: А – дорический (отл суровостью, строгостью, геометризмом из всех греч орденов менее всего украшений), Б – ионический (более легкий и декорированный), В – карифский (возникает позже, более нарядный). Самые известные достижения Греч к-ры Храм Артемиды (богини охоты) в гор Эфесе. В скульптуре 2 типа изображений: А – мужское – куросы (статуя мужч в полный рост, одна нога вперед, лица четко не выписаны, рождается из традиции ставить статуи в честь победителей), Б – женская – кора (от мужской отличается только наличием одежды. 5. Классический период 500-336г до н.э. это время высокого расцвета Греч к-ры. Центр – Афины. Возводится храмовый комплекс в центре Афин – Парфенон. Выделяется храм Афины (богини мудрости, покровительницы города), автор Фидий, высота статуи 12м. Еще одна его работа – Зевс в акрополе 14м, покрыта слоновой костью. Скульптор Мирон – «Дискобол». Зарождается греч наука. Медицина - Гиппократ. Философия делает новый шаг в развитии – Сократ «Познай самого себя», в центре философии человек. Оформляется антропоцентризм гр. К-ры, т.е. человек в центре мироздания, мерило всех вещей. Человеческие системы измерения – храмы в пропорции тела человека. Боги приобретают человеческий облик, их лишь отличает всезнание, бессмертие и мощь. Боги также подчинены судьбе, подвержены порокам. Мир греч к-ры – мир очерченный. Вся вселенная входит в этот мир – космос, а за его пределами царит хаос. Жизнерадостная к-ра грков была устремлена к материальному миру, они боялись смерти, загробного суда Аида (бог загробного мира). Предавали большое значение земным радостям, поэтому в культуре большое внимание уделяется музыке, физ и эстетич воспитанию – это система греч образования. Общество было демократичным, провозглашалась идея равенства и верховенства разума. Опорой был идеал гармонии и меры «Ни чего сверх меры» - на храме Аполлона (бог иск-в и образования). Отлич черта греч к-ры – состязательность, т.е. были состязания спортсменов, философов, поэтов, актеров, и т.д. 6. Период Эллинизма с 4-2 в до н.э. Греция завоевана Македонским царем, сначала Филиппом, затем его сыном Александром. Он создал колоссальную империю, греческая к-ра стала соприкасаться с Восточной – синтез культур. Центр – Афины и Александрия в Египте. В Александрии создана 1-я библиотека, 1-й музейон – центр науки эллинистического мира. Архитектура: Фарросский маяк (башня из 7 ярусов, на чершине фигура Посейдона). Скульптура – Афродита Милосская ( в Риме Венера), Лаокоон (старец окутанный змеями) Это время рождения Эвклидовой геометрии, Архимед. Боги всех периодов Греции: центральный Зевс (громовержец), его жена Гера (покровит домашнего очага и материнства), Афина (богиня мудрости), Афродита (богиня любви), ее муж Гефест (кузнец), их сын Гермофродит, ее возлюбленный Арес (бог войны), Аполлон (бог иск-в и образования, Артемида (богиня охоты), Гермес (покровит ремесла, воров, науки).
Культура Древнего Рима
Рождается в Италии. Складывается из 3-х элементов: К-ра этрусков, к-ра италиков, к-ра латинов. 754-753г до н.э. дата основания гор Рима. Изначально гос-во носило миллитаристический х-р. Территория с сев – Англия, юг – Африка, зап – Испания, вост – Иран. Очень динамичная к-ра, была самой молодой в Др мире. Вбирает эл-ты греческой к-ры, в частности пантеон богов: центральный Зевс - Юпитер (громовержец), его жена Гера – Юнона (покровит домашнего очага и материнства), Афина - Миневра (богиня мудрости), Афродита – Венера (богиня любви), ее муж Гефест - Вулкан (кузнец), ее возлюбленный Арес - Марс (бог войны), Артемида - Диана (богиня охоты), Гермес - Меркурий (покровит ремесла, воров, науки), Посейдон – Нептун, Аид – Плутон (бог загробного мира). Покровительница Рима – Веста (богиня домашнего очага). Для римской к-ры характерна ярко выраженная мысль о богоизбранности рим народа, который несет миру порядок и знания. Культивируются идеи порядка, государственности, слова (ораторское мастерство). Развивается право, история, появляются аналы – летописи. Римляне строят дороги, города, самая ранняя – Апиева дорога, центральное место дорог Форум (золотой столб) с центре Рима. Переосмысливают греческую архитектуру, строили куполообразные храмы, во 2 в до н.э.. изобрели бетон, оконное стекло, впервые стали применять подъемные краны, апалубку. Образец архитектуры – Колизей (проводились состязания гладиаторов). Любили заезды колесниц. Деятели к-ры: Литра: поэты Гораций «Памятник», Овидий «Метаморфозы», Вергилий «Энеида», Август; Философия – Цицерон «Трактат о природе Богов», Лукреций «Трактат о природе вещей», Аврелий «Трактат наедине с собой». В конце 4 в н.э. Римская империя распалась в 396г на Западную, с центром в Риме и Восточную – Константинополь. Их развитие протекает по-разному: на Западе более быстро, в 497г – Рим был разрушен варварскими (германскими)_ племенами. На этой тер-рии начинается синтез культур германских племен и античной к-ры, в результате возникают варварские королевства, самое крупное – Франков, оно распадается на 3. 5-10век - были заложены основы Европейской государственности, языков, народов, экономической базы.
Культура Византии
Византия – это восточная Римская империя. Первоначально основным центром была колония Византий, затем им стал Константинополь. В Византию входили территории: Балканского п-ова, Малая Азия, Месопотамия, Индия с Палестиной, Сирия, Сев. Африка, Сев. Причерноморье. Просуществовала эта империя с 4 в до н.э. – сер 15 века, пока не была разрушена турками-сельджуками. Она наследница греко-римской культуры. Культура противоречива, т.к. пыталась совместить идеалы античнoсти и христианства. Мир воспринимался как прекрасное Божие творение. Выделяли Божественную сущность человеческой души. Роль городов. В 4-5 веках крупнейшими городами были : Александрия, Антиохия (Сирия), Эдес (Месопотамия), Тир, Бейрут, Эфес, Смирна, Никея (Малая Азия), Фессалоники и Коринф (Европейская часть). Особую роль играл Константинополь (расположен в пролива Босфор). Уже в 4 в он стал крупнейшим торгово-ремесленным центром, его называли « Мастерской вселенной». В порт прибывали суда из разных стран. Росло также Его значение как культурного и религиозного центра. Шло строительство светских зданий, зрелищных сооружений, храмов. Роль церкви. Византия – это государство-империя. Император имел неограниченную власть. Он считался смертным, но по отношению к обществу он был подобием Отца Небесного. Императоры показывали себя верными сынами церкви, хотя оказывали глубокое влияние. Церковь воздействовала на общество. Церковь вела борьбу с ересями (отклонялись от официального учения). в 9 в Восточная церковь (православная) обособилась от Западной (католической). В 11 в произошел раскол церкви, они стали независимыми ответвлениями от христианства. Сама Византия отделилась от западного христианство. Период раннего средневековья. Образование было на высшем уровне. Предпочтение отдавалось энциклопедическим знаниям. Изучались Законы Божии, музыка, эстетика, физ воспитание. В Византии развивается институт монашества, особенно в 7-9веках. Появляется много религиозной лит-ры жития святых. Была открыта первая высшая школа в 9 веке в Константинополе (закрытая в 7), и медицинское училище. Наука. В географии – чертили карты морей, стран, гордов, это для Запада было непостижимым. Значительные успехи в медицине: врач Орибазий составил медицинскую энциклопедию из 70 книг. После утверждения христианства, научные деятели подверглись гонениям, были закрыты школы, уничтожена часть Александрийской библиотеки. Наука становится богословской. В сер 6 в монах Косьма Индикоплов написал «Христианскую топографию» (форма земли плоский четырехуг). В 6-7 в господствовала алхимия в поисках божественного эликсира (металл в золото, лечить любые болезни, возвращать молодость). Развивалась химии_ краски для живописи и тканей, керамики, мозаик , эмалей. В 7 в Византийцы изобрели «божественный огонь» - смесь, которая горела на воде, он применялся в осаде крепостей. Ученый Лев Математик усовершенствовал световой телеграф. Врач Никита составил сборник по хирургии 9в. Философия. В 4-5 веке распространен неоплатонизм – сочетание стоического, эпикурейского и скептического учений с философией Платона и Аристотеля. Представители: Прокл и Иоанн Филоспон или Грамматик. Лит-ра. Светские поэты пересказывают античные мифы, используют античную метрику, и церковные поэты. Больше евангельским сюжетам. Стихотворный размер народный стих – это церковная поэзия народным языком (Роман Сладкопевец). Поэмы о борьбе с врагами – поэма о Дигенисе Акрите. Животный эпос – сатирическое изображение господ. Сохранилась практически только богословская лит-ра: Косма Магомский (8в - песнопевец), Иоанн Дамаскин (каноны –гимы из 9 песней), Феодор Студит (каноны, гимны). Написан «Мириобиблион» автор- Фотий – это аннотации к 280 античным и ранневизантийским пр-ниям с комментариями. Искусство и Архитектура. Задачи Византийского искусства – воплотить в художественных образах божественные идеи и красоту человеческого духа. В архитектуре появляются округлые формы, возникает ротонда, базилика, купола. Самый знаменитый – Собор Святой Марии (6 в. Константинополь), был построен Анфимием и Исидором. По форме это купольная базилика. Складывается стиль настенной живописи – мозаика. Мозаика церкви св Виталия в Равенне, мозаика Софии Константинопольской 9в. Рождается иконопись – она изобр Божественный мир в образах земной реальности (Богоматерь с младенцем, Иисус). Скульптуры из слоновой кости – консульские диптихи. Музыка. Гимны – это религиозно-философская песенная лирика, сочетавшая мистику с эмоциональным содержанием (Иоанн Дамаскин). Период Македонской династии и династии Комников. Пробуждается интерес к классической лит-ре и философии. Наука и образование. В 9 в возрождается университет – это центр светского образования для всей империи. В 10 в созданы сборники и энцикллопедии (исторические, с/х, медицинские и ветеринарные). ~ 975 создана Суда – 30 тыс статей объяснения античных реалий, биографические заметки, цитаты из древних авторов и т.п. В 11 в Михаил Пселла – автор «Хронографии», жизнеописаний императоров. Лит-ра. Представители: Константин VII Багрянородный, Симеон Метафраст, приспосабливали культурное наследие к интересам господствующей элиты. В 11 в Михаил Пселл – сочинения по истории, богословию, математике, стихи, оды («Хронография»). Искусство и архитектура. Вместо базилики – крестово-купольный храм, это стало доминировать в 10-12в. Храмы становятся меньше, но выше. Купол смотрелся изнутри – символизировал Вселенную. Новый облик храмов – облицовываются. Первый новый тип – базилика Василия Македонянина «Новая церковь». В искусстве 10-11 в господствует пышная декоративность. В 11-12 в церковная роспись складывается в схему – все храмы расписываются по ней. 11-12 в подъем в искусстве иконописи – икона Владимирской Богоматери, относится к типу умиление. Высокое мастерство в обработке золота, парчовые ткани, изделия из стекла, резьба из слоновой кости. Музыка - церковное пение. Эпоха Палеологов. В 13 в Константинополь захвачен крестоносцами. Спад культуры. Уничтожались культурные ценности. Крупный историк – Никита Хониат, автор труда из 21 книги. География – Никифор Влеммид , автор «История земли», Всеобщая география». Максим Плануд указал на индийское происхождение арабской системы цифр «Счетное искусство по индийскому образцу». Математика – Николай Артабасд Рабд. Философ 15в- Георгий Гемист Плифон, гуманистическое мировоззрение. Поздневизантийскую философскую мистику представляли Григорий Синаит, Николай Кавасил, Григорий Палама. Лит-ра. Представители – Никифор Григор, Лапиф, Акиндин. Первые итальянские гуманисты_ Мануил Хрисолор, Плифон и Виссарион Никейский. Искусство и архитектура. Храмы более живописны, пропорции более хрупкие – церковь Апостолов в Солуни. Живопись – драматическое переживание евангельской истории. Цвета более приглушенные, фреска, миниатюра, икона. 14 в Феофан Грек – роспись Спасо-Преображенского собора в Новгороде.
- Культура Средневекового арабского Востока
Это первая мусульманская к-ра. Распространилась от Испании до Китая. В результате завоевания в 8 в Арабами этой территории. Ислам оставил след в 5-ти странах (это третья мировая культура): В византийской, Индийской, Африканской, Иранской, Тюркской. Религиозный центр арабов – Мекка. Центры к-ры: Дамаск (Сирия), Багдад и Куфа (Месопотамия), Исфахан (Иран), Агра (Индия), Самарканд (ср Азия), Каир (сев Африка), Кордова (Испания). Специфика к-ры. Высокий уровень развития научных знаний и философии (Багдадский центр арабской науки, где в 9 веке был посроен дом мудрости, там переводили на арабский язык труды ученых других народов). У индии арабы заимствовали цифры и понятия нуля, Они стали основателями химии и алгебры. Получила развитие медицина (Ибн Сина или Авиценна « Канон врачебной науки»). Лит-ра имела мистический характер, восхваляла Бога, ее главная цель – таинственное воссоединение человека с Аллахом, поэма «Масневи» Руми, Омар Хайам. Искусство очень специфическое. Ислам запрещал изображать живых существ, самые распространенные орнаменты либо растительные, либо геометрические (арабески), калиграфия – искусство красивого письма, центр – гор Куфа. Архитектура. Культовые здания – храм, мечеть, мавзолей, медресе (ВУЗ), минореты (высокие башни с которых призывали на молитву (намаз)), дворцы.Ислам.Возник в 7 в н.э.ж в Аравии. Основатель – Мухамед, город – Мекка, книга – Коран (учение).это учительская религия, религия строгого монотеизма. Имя бога - Аллах (всемогущая сила). Символ – полумесяц. Основа веры в исламе – вера в единого бога Аллаха, в его пророка Мухамеда, Аллах всемогущ. Человек покорен воле аллаха, он слишком мал, чтобы знать больше. Еще одна основа веры – вера в Бога данность корана, который считается словом Бога (Архангел Джабраил явился Мухамеду в ночь в месяц рамадан). В ислам много перешло из христианства. 5 столпов основания веры: 1- признание символа веры (знать слова на арабском языке «нет бога кроме аллаха и Мухамед пророк его»), 2 – молитва (все обязаны 5 раз в день), 3 – пост (в рамадан), 4 – милостыня (2.5 % дохода раз в год в пользу нуждающихся), 5 – паломничество (хадж, человек – хадж).
- Культура Итальянского Возрождения
Это переломный период вразвтие сначала Итальянского, затем всего европейского Искусства. Который протекает в разных странах с 14 по 16 век. Предпосылки еще в 13 веке. Подина - Флоренция
Первоначально выглядело, как возрождение к забытым достижениям античной культуры. Но они не отбрасывали достижения средневековой культуры, а иногда критиковали античность. Во внимание мыслителей человек.
Проторенессанс. (13- нач 14).Данте Алигьере «Божественная комедия», наполнено новыми элементами, противоречащими канонам церкви, худ. Джоте ди Бонодоне (росписи на библейские темы в церкви санта Мария Дель Арена в городе Падуя., изображает человека реалистично, применяет объем). Сделал первый шаг к искусству нового типа, возразил античную традицию фрески, начинает рисовать с натуры живых людей, фигуры объемны, помещены на фоне пейзажа или в интерьере.
Ранний ренессанс (сер14- 15)1. Франческа Петрарка» Трактат о великих мужах древности»историк. Философ, основатель лирической поэзии, первый поставил центре человека. 2. Боккаччо»Декамирон» - юмор, сатира, оправдал земную любовь.3. жуд Мозаччо – реализм в творчестве, трех мерность фигур.4. Сандро Боттичелли «рождение Венеры» ( изображения более плоскостные, традиции средневековья).5. скульптор Донателло, впервые показал в творчестве человеческое тело. 6. арх. Филипп Брунелески, возродил архитектуру античности, колонны, но строит более под человека ( строительство купола Флорентийского собора).
Высокий Ренессанс (до второй трети 16 века). Высокие идеалы возрождения формирует Пика Дела Мирандала «речь о достоинстве человека», человеку не дана определенность, он сам формирует себя, как соавтор Бога. формируются концепция гуманизма, основная идея – важно не происхождение человека, а его личные качества. Идеальный человек – творец самого себя и своей судьбы. Гуманисты отводят богу – роль творца, который приводит только в движение мир, а сам не вмешивается в жизнь людей. Это шло в разрез с идеологией церкви. Гуманисты считали людей единственным хозяином земли.. творчество – утверждение идеалов красоты, худ стали создавать реалистичные картины, подрожать природе1. Леонардо Да Винчи обогатил все области науки гениальными догадками, он более ученый нежели живописец, ни одна его картина не дописана..2. Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна», также строительство вил, дворцов. 3. Микеланджело Буонарроти – скульптор, живописец, архитектор, поэт. Росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (смелость в изображении голых тел, скульптура «Давид»).характерна изображение напряженности духа.3. Людовина Ариоста поэма « Неистовый Ролан»
Искусство Венеции. Джорджоне «Спящая Венера» (пейзажу предает самостоятельное значение)2. Тициан Вечелло (интерес к композиционным задачам «Кающаяся Магдолина»).
Поздний Ренессанс (вторая треть 16 – нач 17). Характеризуется наступлением церкви. Маньеризм – отказ от идеи гуманизма, но сохранение стиля, но не стал ведущем направлением. 1.Бронзино (портреты, Лукреций)2. реалистическую традицию развивали:3. Веронезе(использавал мифические, исторические, аллегорические темы»Брак в Кане».4. Тинторетто – динамика, контраст цвета и тени, одухотворенность образов «Распятие и Голгофа»», Караваджо – худ. реалистического направления( демократизм, выражение через контрасты света и тени, монументальность, энергичная лепка образов). Бенвенутто Челинни(маньеризм) (бронзовый «Персей»). 40 – е применялись репрессии против инакомыслящих, горели костры инквизиции, в Италии ренессанс заканчивается быстро.
- Северное Возрождение
В 15 веке идеи гуманизма вышли за пределы Италии, северное возрождение проходило в период реформации. Началась реформация с выступления Мартина Лютера 1517 год «95 тезисов против индульгенций». Вызвало поддержку крестьян, крестьяне были не только против церкви, но и против феодалов. Реформация распространилась и другие страны. Цвинглианство (более решительное изменение обрядности), затем Жак Кальвин.
Лютер. Идеи: вера есть внутренне состояние человека, спасение даруется непосредственно от бога, к богу можно прийти без посредничества католической церкви. Лютер перевел библию на немецкий язык. Кальвин перемещает центр движения в Женеву, Женевская реформаторская республика. Представление об абсолютном предопределении человека и спасение его богом от погибели. Бог заранее знает жизнь каждого младенца, и поэтому знает кто примет. А кто отвергнет его, в соответствии с этим, знает, кто является избранником, а кто нет. Но человек не знает этого, человек должен жить, как будто он избранник, он должен быть честным, трудолюбивым, не расточительным, достичь успеха в профессиональной деятельности. Все искусство понизано идеями Лютера и Кальвина. Иск не было жизнеутверждающим, как в Италии. Человек должен творить себя что бы быть угодным богу, изображаются высоко одухотворенные лица простых людей. Высоко символично , используются аллегории. Победа реформистского движения вызвала общий подъем и рост национальной культуры.
Нидерландское возрождение. Начался с 15 века – крупный центр Европейской культуры. 1. Эразм Ротердамский «похвала глупости». Способствовала воспитанию свободомыслия, стремление к знаниям 2. худ Ян Ван Эйк,3. Питер Брейгель, новая техника живописи маслом, работы на повседневные сюжеты»Слепые»
. Родина натюрморта и пейзажа. 3. Питер Рубенс «снятие с креста» точное наблюдение действительности.4. Рембрандт «Данная» - глубокий психологизм, глубина сюжета.4. Босх худ.»Сад наслаждения». Риторические общества- где соревновались в сочинении стихов, пьес, песен
Идеи гуманизма в Швейцарии и Германии. В германии большое влияние церкви, в результате идеи были охвачены в основном университетские круги и часть малочисленной интеллигенции. 1. философ Иоган Рейхлин ( стремление обнаружить божественное в себе, отрицательно относился к невежеству). Успех реформации способствовал быстрому росту национальной гуманистической культуры, особенного расцвета достигла живопись.2. Алебрехт Дюрер «Самсон убивает льва»2. реалистические портреты Ганс Гольбейн Младший, Грюневальд, поэт Ганс Сакс (песни, басни), Иоган Фишарт (сатира).
Франция. начало в 16 век – Франция в то время абсолютная монархия. у движения ярко выраженный национальный характер. Франсуа Рабле «Гарганнтьа и Пантагрюэль» ( высмеивает ханжество, раболепие, бичует церковь)»плеяда» 0 группа из семи худ.- основатель Пьер де Ронсар, Жаоке Дю Белле – усовершенствование поэзии. Языка, мыслитель Мишель де Монтень – родоначальник Эссе – «Опыты». Арх. Замок Фонтегло – Жюль Либретто
Англия. Цент –оксфордский университет 1. Томас Мор « Утопия» ( утопический социализм). 2. Томас Уайт, ввел жанр сонета, Лестер Эдмунд Спенсер поэт поэтов. 3. Чесер – основоположник современного языка и клас лит-ры. – сборник стихов и новел. Расцвет – конец 16 нач 17 В. Шекспир.
Испания. Культура развивалась в рамках господства католицизма, не носило ярко выраженный антиклерикальный характер. Распространены рыцарские и плутовские романы.1. Мигель де Сервантес «Дон Кихот»2. основатель нац. Драмы Лопе де Вега« Собака на сене».3. живопись Эль Греко «апостолы Петр и Павел» - одухотворенность, Диего Веласкес (Пряхи) – умение проникнуть в характер.
- Западно-Европейская культура 17 века.
Это время перемен и революций: 2 буржуазных в Нидерландах и Англии. 2-я революция - научная, провозгласила господство экспериментальной науки, поиски законов в природе, большой интерес к математике, механике. Философия эпохи – рационализм (Декарт «Я мыслю, значит существую»). Господствующее положение занимает Естествознание. Голландский философ Спиноза – 1-м создал материалистическую философию без бога. В основе природа, которая является причиной самой себя. Ее св-ва: мышление и протяженность. Английский философ Томас Гоббс – 1-м создал теорию возникновения гос-ва по общественному договору. Наука сделала огромный рывок, была разработана гелиоцентрическая система мира (Галлилей, Бруно, Каперник). В эту эпоху жил Ньютон, открывший всемирный закон тяготения. Лит-ра и искусство – 2 общественных стиля: барокко (Италия), классицизм (Франция). Барокко – обращается к внешней красоте, причудливость, витьеватость. Начало барокко положило то-во Бернини – это колоннада собора Святого Петра в Риме. Классицизм во Французской литературной среде – это строгий стиль, следовал принципам античного искусства, опирался на симметрию и гармонию форм, героические и высокие идеалы. Он установил 2 основных жанра искусства: Высокий (трагедии, ода, религиозные сюжеты), Низший (натюрморт, пейзаж, басня, комедия). Основатели классицизма – драматурги Корнель, Расин, Мольер. Время расцвета театра и живописи. В Англии широко известны Дж. Мильтон – общественный деятель, поэт, публицист, композитор Перселл. Важный центр Европейского искусства – Голландия. Ведущие жанры: бытовой, пейзаж. Центр внимания – человек и природа. 17век – золотой век Нидерландской живописи. Художники: Рембрандт « Ночной дозор», «Святое семейство», «Даная», «Возвращение блудного сына», Рубенс – религиозные, мифологические сюжеты, пейзажи, портреты, Фондейк – портреты, Йорданс – бытовые картины, Снейдерс – натюрморты, сцены охоты. Голландия дала миру Спинозу, который рассматривал мир как познаваемую закономерную систему – «Этика» и «Богословско-политический трактат». Испания. Художники – Веласкес – портреты, исторические темы, Рибер и Сурбаран – религиозная тема, Мурильо – основатель академии живописи в Севильи, Кано – архитектор, скульптор, живописец. Лит-ра писатель и драматург Де Кеведо «История жизни пройдох», Де Лабарго - пьесы и комедии. Италия. Композиторы Монтеберди – опера «Орфей», Философ Церлино «Учение о гармонии», поэт Морини «Кампанелла». Германия. Развивается барокко – «Ратуша в Аусбурге» архитектор Голль. Музыка: Шюнц оратории и дух. Концерты, 1-я немецкая опера «Орфей и Эвридика». Открыт оперный театр. Лит-ра классицизм, реализм. Франция – лит-ра создана академия литературы. Преобладал классицизм (Карнель, Расин, Мольер). Крупный поэт Ла Фонтен – басни. Шарль Перо – сказки. Живопись – Пуссен – мифологичекие и литературные темы, Лоррен – лирические пейзажи. Архитектура – Версаль (дворец) архитектор Лего, Ардуэн, Мансар, Ле Нотр. На 1-м месте светская музыка, развивается опера, балет, инструментальные школы, композитор Люли.
Западная культура 20 века.
Культура определена следующими историческими событиями: 1-я Мировая война, Русская Социалистическая революция, 2-я Мировая война. Центральное понятие - трагизм. Трагическое будущее в условиях саморазрушения, это философия – экзестенционализма. Рождается в Германии, одним из основоположником – Хайдегер «Бытие и время», поднимает проблему заброшенности человека в чужом мире. После 2-й мировой эту философию поддерживает во Франции Сартр «Стена» и Камю роман «Чума». Философия ставила перед человеком проблему ничтожности этого мира. У человека не остается ни чего, ни веры в бога, ни любви, ни надежды, только голый инстинкт, который помогает выжить, человек не знает себя до тех пор, пока не станет на грань жизни и смерти. Литература – поиск смысла жизни в условиях дегуманизации. Хемингуэй, Цвейг, Франс, Пруст «В поисках утраченного времени». Основная причина кризиса: невосприимчивость человека к духовным ценностям из-за улучшения материальных условий. Писатели – Войнич, Голсуори, Шоу. Ведущий стиль в искусстве – модерн – это комплекс стилей и направлений. Отличает элитарность, появляется массовая культура. В 90-е годы названы эпохой постмодернизма. Кубизм – термин придумал Воксель, т.е. индустриализация и механизация дают новое направление искусству. Философ Брак. Живопись – Франция – Пабло Пикассо «Герника»., писатель Джойс, Композитор Стравинский. Дадаизм – отражение абсурдности любой системы и человеческого бытия - Художник – Дюшан «Мона Лиза» (с бородой и усами). Сюрреализм – это это не просто метод вида искусства, это философия, это фантазия, интуиция и бессознательное Фрейда синтезируются в творческий акт, который допускает соединение несоединимого. Живопись – Массон (наклеивал на бумагу ткань, песок и т.д.), Эрнст (коллаж, фотомонтаж), главный представитель Сальвадор Дали. С 1950г во Франции Новый Театр – театр абсурда, созданный Беккетом, Ионеско, Адамовым. Пьеса Беккета « В ожидании Годо». С 60-х развитие шоу-бизнеса. Архитектура. Стиль модерн – множество кривых линий и декоративных элементов – А. Гауди «Ла Саграда Фамилия» - кафедральный собор в Барселоне. Стиль функционализм – основные элементы: утилитаризм, техницизм, рационализм – Ле Корбюзье реконструкция центра Парижа. Музыка. Классическая – Бриттен опера «Сон в летнюю ночь», Малер симфония «Песнь о земле». Экспрессионизм – Шёнберг, Стравинский балет «Жар-птица», «Петрушка». С 1927года кино становится звуковым. Неореализм – Росселини «Рим – открытый город», Реализм – Карне, Романтизм – Мэдок, Модернизм – Ланг и леже, Мелодраматизм – Корда «Леди гамильтон», фильмы Философского содержания Бергмана «Земляничная поляна», Феллини «Дорога», Тарковского «Андрей Рублев», «Зеркало». Комедии, боевики.
Культура Киевской Руси
Важнейшим событием IX в является принятие русью христианства.До принятия христианства, во второй половине IX в была создана братьями Кириллом и Мефодием - Славянская письменностьна основе греческого алфавита. После крещения Руси она была положена в основу древнерусской письменности. Они перевели на язык Священное писание.
Русская литературародилась в первой половине XI в. Ведущую роль играла церковь. Литература светская и церковная. Существовала в рамках рукописной традиции. Материалом пергамент - телячья кожа. Писали чернилами и киноварью, используя гусиные перья. В XI в. на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался драгоценными камнями (Евангелие (XI в.) и Евангелие (XII в.). Кириллом и Мефодием были переведены на старославянский. книги Священного Писания. Вся древнерусская литр делится на переводную и оригинальную. Первые оригинальные сочинения относятся к концу XI - началу XII вв. ("Повесть временных лет", "Сказание о Борисе и Глебе"). Жанровое разнообразие - летописание, житие и слово. Центральное место – летопись, ее занимались монахи, специально обученные. Древнейшая «повесть временных лет». Другой жанр житие – жизнеописания знаменитых епископов, , патриархов, монахов – «агиография», Нестор «2 жития первых христианских мучеников Бориса и Глеба», «житие игумена Феодосия». Еще один жанр Поучение – «Поучение Владимира мономаха». Торжественное красноречие – «слово о законе и благодати» Илариона.
Архитектура. С приходом христианства начинается строительство церквей и монастырей (монастырь Киево-Печерский сер.XI в. Антоний и Федосий Печерские, Ильинский подземный монастырь в толще Болдинской горы). Подземные монастыри были очагами исихии (молчальничество)на Руси.
В конце X в. на Руси началось каменное строительство (989 г. в Киеве Десятинная церковь Успения богородицы). В 30-е годы XI в. были построены каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. Выдающимся произведением зодчества Киевской Руси стал Софийский собор в Новгороде (1045 - 1050 гг.).
В Киевской Руси были высоко развиты ремесла: гончарное, металлоо6раоотка, ювелирное и др. В 10в появляется гончарный круг. К середине XI в. относится первый меч. Ювелирная техника была сложной, изделия Руси пользовались большим спросом на мировом рынке. Живопись - Иконами, фресками и мозаикой. Музыкальное искусство - церковное пение, светская музык. Появились первые древнерусские актеры-скоморохи. Существовали былинные сказители, они рассказывали былины под звучание гуслей.
Культура Руси 14-15 веков
Культура Московской руси. Со 2-й половины 14в начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и победой в Куликовской битве (1380). Возрастает влияние Москвы как одного из культурных центров. Литература – темы – борьба с иноземными захватчиками « Слово о гибели Русской земли», «Житие Александра Невского» - воспеваются его подвиги. «Задонщина» - написана в жанре повести Сафонием в конце 14в, посвящено победе на куликовом поле. Широкое развитие получило зодчество, впервую очередь в Пскове и Новгороде (крупнейший центр культурной жизни). Традиции русского зодчества опирались на традиции архитектуры домонгольского периода, облик церкви Спаса на Ковалеве 1345, образец нового стиля 2-й половины 14в – церковь Федора Стратилата на Ручье 1360-61. Одновременно с храмовым, в Новгороде велось крупное гражданское строительство, совместно с немцами построили Грановитую палату 1433 для торжественных приемов и заседаний совета господ. В 1302г в Новгороде заложен каменный кремль. Другим крупным центром был Псков, вся архитектура носила облик крепости. Строители создали особую систему перекрытия зданий со взаимно перекрещивающимися арками, псковские мастера завоевали известность. В Москве каменное строительство началось во 2-й четверти 14в – сооружение белокаменной крепости Московского Кремля, затем на территории были сооружены храмы и здания. Велось строительство в Коломне (Успенский собор), Серпухове, Звенигороде (успенский собор). Живопись. Особое распространение получила иконопись, они служили заменой стенной живописи храмов, т.к. храмы были деревянные. Новгородская иконопись – изображение одного святого, если несколько, то в фас, с конца 14в икона – главный вид изобразительного искусства. Псковская иконопись отличалась типами лиц и смелостью композиции. Широкое распространение получила фреска – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. В 14в фрески получают новые черты: композицию. Пространственный характер, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения – фрески Федора Стратилата на Ручье «Благовещение». Феофан Грек – фрески, иконы, отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой живописной манерой. В его творчестве выделяются 2 периода: новгородский (создает редкие по одухотворенности пр-ния) и московский (спокойные и уравновешенные). В новгороде церковь Спаса Преображения на Ильине Улице 1378. В Москве – церковь Рождества Богородицы 1395-96, Архангельский собор в Кремле. Вместе с Прохором и Андреем Рублевым – Благовещенский собор в Кремле 1405г. Его искусство определило развитие московской школы живописи. Андрей Рублев – канонизирован русской православной церковью. Его тв-во знаменовало подъем русской культуры, постигает расцвета московская школа живописи. Его работы отличают глубокая человечность, одухотворенность образов, совершенство художественной формы, отличие от Грека – персонажи мягче, человечнее. фрески на тему страшный суд в Успенском соборе во Владимире 1408, Иконостас в Троице-Сергиевом монастыре 1424-26, иконы- Апостол Павел, Архангел Гавриил., Троица (в Третьяковской галерее).
Русская культура 16 века
Объединение местных культур положило начало общественной культуре. В Р. культ. Усиливаются светские и демократические элементы.»Сказание о Владимире Мономахе»- обосновалась наследственная связь Руси с Византией, Москва – третий Рим. получили дальнейшее развитие литературные путеше