Священные тексты народов мира
Задание
а) Определите, из каких священных текстов взяты следующие отрывки? Здесь же, укажите признаки ( ключевые слова, образы, символы ), по которым вам удалось определить принадлежность данного отрывка?
б) Что вы знаете об этих текстах? Какие культурные традиции они представляют?
Варианты ответов: «Бхагават-гита», «Дао дэ цзин», «Египетская книга мёртвых», «Лунь Юй», «Откровение Иоанна Богослова».
15.1.-«…Я знаю имена Сорока Двух богов, живущих в этом Дворе Истины, - они отвращают тех, кто совершил зло, они питаются их кровью в тот день, когда жизни людей разбираются в присутствии Уннефера (Осириса). Воистину, я пришёл к тебе. Я принёс истину к тебе. Я отринул несправедливость ради тебя.
Я не грешил против людей.
Я не причинял вреда моим родичам.
Я не совершал зла в месте Истины.
Я не знался с недостойными…
Я не искал почестей своему имени.
Я не был деспотом для рабов.
Я не кощунствовал…
Я не отвергал бога в проявлениях его. Я чист. Я чист. Я чист. Я чист».
15.2.-«Когда в Поднебесной узнали, что красота – это красота, появилось и уродство. Когда узнали, что добро – это добро, появилось и зло. Вот почему бытие и небытие друг друга порождают, трудное и лёгкое друг друга создают, короткое и длинное друг другом измеряются, высокое и низкое друг к другу тянутся, звуки и голоса друг с другом гармонируют, предыдущее и последующее друг за другом следует. Вот почему мудрец действует недеянием и учит молчанием…Когда великий Путь утрачен – появляются «добро» и «долг»…Когда шесть родичей не ладят – появляются «сыновняя почтительность» и «родительская любовь». Когда в государстве смута – возникают «верноподданные».
15.3.–«И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырёх животных, говорящее как-бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нём всадник, имеющий лук, и дан ему венец; и вышел он как победоносный, и чтоб победить. И когда Он снял вторую печать…вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нём дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. И когда Он снял третью печать…я взглянул, вот, конь вороной, и на нём всадник, имеющий меру в руке своей…И когда Он снял четвёртую печать…я взглянул, и вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвёртою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными».
15.4. -«Учитель сказал: - Младшие братья и сыновья! Когда вы в отцовском доме, с почтением служите своим родителям! Когда вы покидаете отцовский дом, с любовью заботьтесь о младших членах семьи! Будьте немногоречивы и правдивы! Любите всех, будьте привержены к своему жэнь (человеческому началу)! Будьте деятельны, и если у вас найдутся силы, учитесь просвещению!…Почитание родителей и братская любовь – основа жэнь…среди благородных могут встречаться и не проявляющие жэнь, но среди низких людей не может быть проявляющих жэнь. Благородный муж думает о долге, а мелкий человек – о выгоде».
15.5.–«Арджуна сказал: …Ты – цель познанья, Ты – вечность бессмертья, Ты – высочайшая мира обитель! Ты – вечной дхармы хранитель нетленный! Ты – вечносущий Пуруша! – так я знаю…О изначальный! Изведать хочу я, что совершить ты намерен, – скажи мне!
Благой господь сказал: Время Я – мира извечный губитель. Весь этот люд я решил уничтожить. В битву ты вступишь иль битву покинешь, воинам этим пощады не будет. Так поднимайся! Добудь себе славу! Царством, врагов перебив, наслаждайся! Их ведь заранее всех поразил Я: будь лишь оружьем Моим, славный лучник!…
Арджуна сказал:…пред тобою простершись, я умоляю, Владыка всехвальный: милостив будь ко мне! Другом явись мне, или отцом, иль наперсником милым. Видя сокрытое прежде – ликую, страхом, однако, исполнено сердце; прежний свой облик, Кришна, яви мне! Смилуйся, Боже, вместилище мира!»
Литература
1. Поэзия и проза Древнего Востока.-М.:Художественная литература,1973.
2. Элиаде М. Священные тексты народов мира.-М.:КРОН-ПРЕСС,1998.
Формы религиозного опыта
Описать религиозный опыт не просто. Как правило, он имеет глубоко мистический, личный характер. В мистицизме сознание не является активной силой, оно преодолевается. Иначе говоря, этот опыт невыразим. О нём можно сообщить лишь символически. Тем не менее, можно выделить различные психологические типы личностей, в той или иной мере соприкасающихся с этим опытом, и выражающие его характерным для них образом. Например:
n 16.1. Мистик – тип созерцателя. Состояние, к которому он стремится, называется просветлением и предполагает предварительное очищение. Хотя мистицизм находит социальное выражение, сам по себе мистик чаще всего индивидуалист-одиночка, избегающий общения с людьми, чтобы не нарушить своей внутренней сосредоточенности.
n 16.2. Пророк – личность, имеющая нерегулярный, но очень интенсивный религиозный опыт. Чувствует себя призванным быть глашатаем религиозных истин перед членами общины и всем человечеством, рассматривая свой опыт как послание от Бога, позволяющий оценивать прошлое и предвидеть будущее.
n 16.3. Священнослужитель – посредник между человеком и божеством. В отличие от пророка, чей религиозный опыт обычно бывает спонтанным, священнослужитель приобретает свой авторитет в религиозной организации благодаря специальному образованию и подготовке, выступая как профессиональный хранитель традиции. Он выполняет обязанности духовного наставника и советчика верующих, а также обязанности церковного администратора.
n 16.4. Реформатор – личность, находящаяся в рамках той или иной религиозной традиции, стремящаяся преобразовать эту традицию в соответствии со своим религиозным опытом. Для всех реформаторов общим является убеждение в том, что наиболее важные и ценные черты представляемой ими традиции искажены или утрачены, но их можно восстановить. Преобразования могут иметь характер моральных, интеллектуальных, церковно-административных изменений – в зависимости от психологии реформатора и требований времени.
n 16.5. Святой – личность, воплощающая в глазах религиозной общности идеал совершенства в той или иной его форме. Это может быть мученик, доказавший совершенство своей веры, страданиями и гибелью; чудотворец, обладающий особыми способностями в плане религиозного опыта, исцеляющий больных и предсказывающий будущее, праведник достигший особой моральной и духовной высоты благодаря безупречной жизни.
n 16.6. Теолог – тип интеллектуала-теоретика, задача которого состоит в том, чтобы выразить верования данной религиозной общности в концептуально-рациональной форме. Теолог может и не иметь непосредственного религиозного опыта, он имеет его в опосредованной форме, осваивая теоретические достижения религиозной мысли прошлого.
Задание
Определите, к каким из предложенных типов можно отнести деятельность таких религиозных подвижников как Мухаммед, Франциск Ассизский, Фома Аквинский, Майстер Экхарт, Жанна д*Арк, Мартин Лютер, Сергий Радонежский, патриарх Никон, Серафим Саровский, Александр Мень. Можете использовать собственные примеры. Каждый свой выбор обоснуйте.
Примечание
Возможно, что для одной личности будет уместным указать несколько вариантов классификации.
Литература
1. Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии.-Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
2. Христианство: энциклопедический словарь. В 3 томах./ Ред. кол.: С.С.Аверинцев и др.- М.:Большая российская энциклопедия, 1993-1995.