Гендерные стереотипы в кооперативном и конкурентном взаимодействии.
Семья, являясь предметом изучения множества наук, позволяет реализовать множество различных методических подходов. Психологи и психотерапевты все чаще рассматривают семью как единую систему (Варга, Черников). Основные принципы системного подхода могут быть сформулированы как целое всегда больше, чем сумма составляющих его частей; и все части и процессы целого влияют друг на друга и друг друга обусловливают по принципу обратной связи (Берталанфи).
Семья - это социальная система, то есть комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Будучи открытой диссипативной системой, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой, поэтому ее развитие подчиняется принципам самоорганизации (Пригожин, Хаккен). Люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу. Семья в своем развитии проходит определенные стадии, связанные с возрастом членов семьи и ее структурой, соответсвующими психологическими потребностями, динамикой запросов. Психологии выделяют определенные стадии развития семьи от момента наступления психологической и экономической независимости от родителей и знакомства будущих супругов до самой смерти (Варга, Carter, McGoldrick).
Среди множества функций семьи - общение, безусловно, является одной из самых важных. Никакая другая большая или малая группа не может соперничать с семьей по возможности физического и духовного раскрепощения человека, поэтому общение в семье реализуется на всех уровнях - когнитивном, эмоциональном, социальном, физическом. Именно общение, реализующееся на всех уровнях, способствует тому, что члены семьи действительно составляют единое целое - систему, познают друг друга, корректируют свои представления об окружающем мире, ценностные предпочтения. В успешной семье происходит синхронизация, которая может проявляться в образе жизни, интересах, круге общения (Новак).
В нашем исследовании, проведенном в 2002 году, изучались трансформации социальных представлений спуругов на первых стадиях развития семьи. Респондентами были супруги 28 пар с различным семейным стажем.Были выявлены как сходства между всеми парами, так и различия.
Сходства. Почти все пары ориентированы на традиционный уклад в своей семейной жизни. Роль главы семьи принадлежит мужу, ему же атрибутируются вопросы финансового обеспечения. Все женщины в идеале хотят видеть рядом с собой сильных мужчин, которые добились в жизни определенных высот в карьере, на плечо которых можно опереться, ему они отдают инициативу в сексуальных отношениях. Свою жену мужчины видят в роли домашней хозяйки, ей отводится главная роль в воспитании детей. Однако ни одна из женщин не согласна посвящать свою жизнь только домашним делам. Но, несмотря на вышесказанное, все супруги заявили, что согласны строить семейные отношения на принципах равноправия.
Различия. Женщины, только что вступившие в брак, менее всех остальных женщин собираются становиться домохозяйками, а также чувствуют себя в браке более независимо. Мужчины-молодожены менее всего ориентированы на патриархальные отношения в браке.
Наиболее зависимой от мужчины в семье является женщина, имеющая стаж семейной жизни от 3 до 5 лет, именно в этот период она ухаживает за маленьким ребенком и не работает. Однако из-за того, что роль только домашней хозяйки ее не устраивает, проявляется достаточно высокая неудовлетворенность собой по сравнению с женщинами из других выборок. Женщины этой выборки затруднились с ответом на вопрос о том, могут ли они о себе позаботиться сами. И во всех ответах, касающихся материального обеспечения семьи у них наиболее низкие оценки. Отсюда вполне понятно затруднение при ответе на вопрос о разводе с мужем - алкоголиком, а также с нелюбимым мужем. Мужчины этой выборки наиболее консервативны и патриархальны при обсуждении вопросов из категории "Кто в доме хозяин". Эти пары наименее ориентированы на развод.
Женщины, прожившие в браке более 10 лет, гораздо более уверены в себе, независимы в решении семейных вопросов. В сексуальных отношениях предпочитают не уступать инициативу мужчине. Из всех работ предпочли бы роль руководителя предприятия. Но в идеале не против традиционного распределения ролей, и ждут от идеального мужчины большей ответственности за семью. Мужчины в третьей выборке отличаются от всех остальных мужчин отсутствием того максимализма в ответах, который присущ их младшим коллегам по семейному стажу. Ответы мужчин этой выборки более сдержанны, взвешены. Здесь мужья охотно уступают женам свои "мужские" обязанности быть главным кормильцем в семье, а также оставлять за собой последнее слово в решении денежных вопросов.
Анализ взаимоотношений между супругами показал, что 75% респондентов с различным семейным стажем имеют довольно неправильные представления друг о друге, либо (и такая гипотеза имеет право на существование) неверно оценивают самих себя. Из всех сфер семейной жизни наименее изученной супругами оказывается эмоциональная сфера партнера, а также недооценивается уверенность партнера в своих силах. С возрастанием семейного стажа супруги достаточно хорошо изучают друг друга в вопросах, касающихся быта, воспитания детей, распределения ролей в семье, а также сексуальных отношений.Самооценка у мужчин при вступлении в брак, а также у мужчин из второй выборки заметно выше, чем самооценка у женщин. В третьей выборке самооценка у мужчин падает, а у женщин продолжает расти.
Можно говорить о существовании некоторой проекции своих личных качеств на партнера, т. е. в партнере в первую очередь замечаются и ценятся те качества, которые считаются приближенными к идеалу у себя. Сходство представлений о том, какой должна быть идеальная женщина достаточно стабильно во всех периодах, а вот динамика сходства взглядов на идеального мужчину выражена гораздо сильнее. Быть может, это связано с более значительной выраженностью стереотипного представления об идеальной женщины в обществе и отсутствии такового в отношении идеального мужчины. Поэтому можно считать, что отношение к идеалу мужчины вырабатывают в ходе семейной жизни.
Тесты на удовлетворенность браком и общение позволили сделать, выводы, что с возрастанием семейного стажа удовлетворенность браком у женщин заметно снижается до категории "скорее не удовлетворен браком, чем удовлетворен", тогда как удовлетворенность браком у мужчин с возрастанием семейного стажа практически не изменяется, оставаясь на границе между "скорее удовлетворен браком, чем не удовлетворен" и "удовлетворен браком". У пар, где один из супругов, либо оба, не вполне удовлетворены браком, снижена доверительность в общении, нарушено взаимопонимание, имеется значительное различие во взглядах, некоторые супруги не испытывают легкости в общении. Но почти все супруги из вышеназванных пар утверждают, что их чувства к партнеру не изменились, а у некоторых даже улучшились в семейной жизни.
Супруги из всех выборок считают, что достаточно доверительны в общении, хотя с возрастом брака показатели снижаются, но остаются выше среднего. У пар третьей выборки (от 10 до 15 лет) гораздо реже возникает "Чувство мы", по сравнению с парами из других выборок.
Вступая в брак, женщины лучше знают своего партнера, чем мужчины свою партнершу. Эта разница продолжает удерживаться и через несколько лет семейной жизни, и только, прожив с супругой более десяти лет, муж в определенной степени "сравнивает счет". Динамика удовлетворенности супругом у жен и мужей примерно одинаковая V-образная кривая с минимумом на втором периоде. Однако следует отметить гораздо большую терпимость женщин по сравнению с мужчинами. Анализ базисных ценностей позволяет сделать предположение, что с увеличением возраста брака любовь не всегда является причиной для сохранения семьи. При вступлении же в брак любовь играет решающую роль.
В заключении отметим, что выявленные у супругов-молодоженов заметные отличия от более взрослых респондентов могут также быть обусловлены динамикой стереотипов в российском обществе вообще.
В исследовании Дроздовой И.И., Лабунской В.А. были исследовался процесс кодирования экспрессии эмоциональных состояний. Он представляет собой один из коммуникативных феноменов, который является в своем конечном результате "построенным сообщением", в качестве базы для строительства выступают экспрессивные коды и системы знаков. Участники эксперимента должны были с помощью лицевой экспрессии целенаправленно и произвольно выражать перед фотокамерой четыре базовых эмоциональных состояния (радость, страх, гнев, печаль), заданных экспериментатором. Было установлено, что соотношение успешности кодирования и успешности интерпретации экспрессии эмоциональных состояний у мужчин и женщин из разных социальных групп не является одинаковым. В группе старшеклассников, как юноши, так и девушки успешнее интерпретируют эмоциональную экспрессию, чем ее кодируют. Юноши-студенты успешнее кодируют, а девушки успешнее интерпретируют экспрессию эмоциональных состояний. Мужчины одинаково успешно кодируют и интерпретируют экспрессию эмоциональных состояний, а женщины-учителя значимо успешнее интерпретируют экспрессию, чем ее кодируют. Сравнительный анализ социально-психологических, личностных особенностей представителей различных типов соотношения успешности кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний указывает на особенности их гендерной идентичности. Социально-психологический, личностный профиль субъектов педагогического общения, имеющих высокий уровень успешности кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний, указывает на их направленность на других, проявляющуюся в эмоциональной сензитивности, в высоком уровне развития социально-перцептивных способностей, в доверии, терпимости, в поисках помощи и внимания, в определенной зависимости от них. Такие качества, как тревожность, неуверенность, осторожность, склонность к экспериментированию, любознательность, аналитичность, также входят в данный профиль. Практически все перечисленные характеристики личности, за исключением последней (аналитичность), являются фемининными чертами. Из этого следует, что лица с фемининной идентичностью (независимо от пола) будут с одинаковой успешностью как кодировать, так и интерпретировать экспрессию эмоциональных состояний.
Социально-психологический личностный профиль субъектов педагогического общения, которые успешнее кодируют, чем интерпретируют экспрессию эмоциональных состояний, включает: активность, самостоятельность, терпимость, выразительность, артистичность, чувствительность к поведению других людей, развитые социально-перцептивные способности, доверчивость. Дополнительный анализ литературы указывает на то, что перечисленные особенности личности свойственны актерам. Люди данной профессии часто являются носителями, как фемининных, так и маскулинных черт. В данном случае речь не идет об андрогинности. Мы говорим именно о непростом и порой конфликтном сочетании маскулинных и фемининных черт.
Большинство женщин является представительницами третьего типа. Они лучше интерпретируют, чем кодируют экспрессию эмоциональных состояний. К этому типу принадлежит также часть мужчин. Их социально-психологический, личностный профиль включает такие черты, как зависимость, подозрительность, обидчивость, тревожность, неуверенность. Они имеют высокий уровень развития эмпатии. Большинство из перечисленных характеристик относится к, так называемому, негативному спектру фемининных качеств. Такое социально-психологическое содержание фемининности обусловленно фрустрацией базовых социальных потребностей в процессе социализации. Возможно, именно данное направление в формировании гендерной идентичности приводит к выбору педагогической деятельности, которая предоставляет широкий спектр компенсаций.
К четвертому типу кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний принадлежат как мужчины, так и женщины из различных социальных групп. Этому типу свойственн эгоцентризм, самоуверенность, самодостаточность, высокий уровень развития абстрактного интеллекта, низкий уровень развития эмпатии, сочетающиеся с подозрительностью и завистливостью. Этот набор социально-психологических личностных особенностей включает спектр черт, которые чаще всего относят к маскулинному стереотипу поведения. Мужчины и женщины с маскулинной гендерной идентичностью, доминантой которой является ярко выраженная направленность на себя, наименее успешно кодируют и интерпретируют экспрессию эмоций.
В настоящее время все большее распространение приобретает гендерный подход изучения человека в системе межличностных и общественных отношений. Гендерный аспект рассмотрения дружеских взаимоотношений касается гендерных представлений о дружбе, специфики межполовых отношений, мужских и женских стилей дружеских взаимоотношений, гендерных стереотипов дружбы.
Чаще всего друг - это представитель своего пола, и немногие могут признать разнополую дружбу. Данный факт объясняется наличием гендерного стереотипа, касающегося модели межполовых отношений: "мужчины и женщины всегда являются друг для друга потенциальными сексуальными партнерами". Однако дружба между мужчиной и женщиной существует, признание или отрицание ее зависит от степени подверженности гендерным стереотипам.
Гендерные стереотипы - это устойчивые представления о "мужском" и "женском" в конкретном обществе. Гендерные стереотипы транслируются в процессе социализации. Например, Maccoby и Jacklin отмечают, что дети чаще всего играют в однополых группах, т.е. соблюдают разделение по полу в выборе партнера по общению. Согласно "прямому подкреплению", выбор игровых партнеров того же пола и участие в полоролевой игре подкрепляется взрослыми и ругими детьми.
Большинство взрослых поощряют игру с характерными для пола игрушками. Это можно объяснить тем, что родители придерживаются культурно приемлемых гендерных стереотипов, которые обосновывают выбор игрушек, или, возможно, родители выполняют запросы детей. Эксперимент (Robinson a. Morris, 1986) показал, что дети сами чаще выбирают полотипизированные игрушки. С раннего детства у детей в зависимости от пола формируются и закрепляются качества личности, соответствующие нормативным представлениям о маскулинности-феминности. Дети выстраивают модель поведения, модель отношений в соответствии с моделью взрослых-родителей. Взрослые не только вовлекают мальчиков и девочек в разные типы взаимодействия, но также по-разному подкрепляют различные типы игрового поведения.
Было выявлено, что мальчики могут получать смешанные послания о подходящей им игре от матерей и отцов: матери подкрепляют не характерную для пола игру, тогда как отцы подкрепляют игру, свойственную полу. Девочки, наоборот, получают относительно согласованные послания. Как матери, так и отцы подкрепляют полоролевую игру своих дочерей, хотя матери нечетко наказывают их не характерную игру. Ровесники также положительно подкрепляют игру с игровыми партнерами того же пола и полотипизированными игрушками. Объясняет это "когнитивное соответствие", которое фокусируется на идее, что дети предпочитают партнеров, воспринимаемых ими как похожих на себя; недаром "друг" в детстве - это "зеркало". Необходимо отметить и "поведенческую совместимость", определяющую стили игрового взаимодействия: уровень активности, подвижности игры, выражение агрессии, способы разрешения конфликтов. Maccoby совершенно убедительно доказал, что эти различные стили ведут к разделению по полу.
Устойчивыми гендерными стереотипами дружбы также являются: "Настоящая дружба - это дружба двух мужчин", "Соперничество скорее разрушит женскую дружбу, нежели мужскую", "Женская дружба более откровенная". Мужчины и женщины одинаково высоко оценивают значимость дружеских отношений в жизни - это доверие, опора, поддержка, взаимопонимание. Представление женщин о дружбе несет в себе больше эмоциональной окраски, так как наличие подруги - это уверенность в жизни, защита от одиночества. Для мужчин друг - это понимающий собеседник, духовно близкий человек, поддержка. Центральным элементом представлений о дружбе у мужчин является "взаимодействие" друзей (обмен конкретными помогающими поступками). Образ идеального друга в социальных представлениях мужчин и женщин не зависит от пола. Отличием мужской и женской дружбы является организация времяпрепровождения с друзьями.
Как уже было отмечено, признание или отрицание разнополой дружбы зависит от степени подверженности гендерным стереотипам. Люди, имеющие друзей противоположного пола, стремятся к познанию жизни со всех ее сторон. Привлекательной стороной смешанной дружбы является представление "мужской/женский взгляд на мир, иное восприятие мира". Доминирующим фактором, препятствующим смешанной дружбе является возможность возникновения сексуального влечения, которое может привести к более интимным отношениям. Дружба тогда является скорее одним из этапов возникновения интимных отношений между мужчиной и женщиной.Устойчивые гендерные стереотипы, касающиеся отношений между мужчиной и женщиной, во многом затрудняют межполовое общение.