Лекция. Развитие психологического пола личности
Биологические факторы становления психологического пола личности. Социальные факторы: теории половой социализации. Механизмы половой социализации. Влияние факторов социальной среды на становление психологического пола личности. Биологические факторы становления психологического пола личности.
В биологических науках слово «пол» обозначает репродуктивный статус индивида, его функцию в продолжении рода и вытекающие отсюда свойства и признаки самцов и самок. Однако даже в таком узком понимании «пол» и «половая принадлежность» (идентичность) не есть нечто однозначное. Их составляющие формируются на разных стадиях индивидуального развития (онтогенеза) [Кон И.С. Введение в сексологию. Учебное пособие для вузов. М.].Первичным звеном в этой цепи является хромосомный или генетический пол возникающий уже в момент оплодотворения яйцеклетки. Генетический пол зародыша человека определяется половой хромосомой, содержащейся в отцовском сперматозоиде: если это Х-хромосома, то родится девочка, если Y – мальчик. Однако создается впечатление, что человеческий организм исходно имеет тенденцию к развитию в сторону женского пола, в основном из-за присутствия в клетках обоих полов Х-хромосом. На ранних стадиях онтогенеза у зародыша развивается пара недифференцированных зачатков гонад – половых складок – и образуются зачатки элементов как женской, так и мужской репродуктивной системы. В результате все эмбрионы вплоть до шестой недели развития являются потенциально обоеполыми. Хромосомный, или генетический, пол (XX — самка, XY — самец) —определяет будущую генетическую программу организма, в частности дифференциацию его половых желез (гонадный пол).В недавних исследованиях был выявлен возможный механизм, с помощью которого половые хромосомы определяют, какая из двух систем будет активирована и достигнет полного развития у данного индивидуума.
Х-хромосома несет ген Tfm (ген тестикулярной феминизации), нормальный алель которого детерминирует синтез в клетках развивающейся репродуктивной системы белкового рецептора для андрогена. Поскольку зародыш как мужского, так и женского пола несет по крайней мере по одной Х-хромосоме, это вещество имеется у обоих полов. Y-хромосома несет особый ген, детерминирующий синтез определенного белка – H-Y-антигена (открыт в 1976 г.), характерного только для мужских клеток и делающий их гистологически несовместимыми с иммунной системой женского организма. H-Y-антиген программирует превращение зачаточных гонад мужского плода в семенники (у женского плода зачаточные гонады превращаются в яичники). Эта дифференциация в общих чертах заканчивается уже на 7-й неделе, после чего особые клетки мужской гонады (клетки Лейдига) начинают продуцировать мужские половые гормоны (андрогены); их активность продолжается приблизительно до 32-й недели, после чего клетки Лейдига претерпевают обратное развитие, пребывая в атрофированном состоянии до начала полового созревания. Тестостерон, выделяемый в кровеносную систему зародыша, взаимодействует с рецептором андрогенов в клетках-мишенях потенциальной репродуктивной системы. Образующийся в результате комплекс рецептора с тестостероном переходит в клеточное ядро, где он активирует гены, влияющие на развитие тканей. Тестостерон стимулирует развитие только тех тканей, которые дают начало мужской репродуктивной системе, и поэтому из зародыша XY развивается плод мужского пола. Значение этих фетальных андрогенов (иначе — гормональный пол плода) очень велико. Во-первых, от них зависит формирование у плода соответствующих, мужских или женских, внутренних репродуктивных органов (внутренний морфологический пол) и наружных гениталий (внешний морфологический пол, или генитальная внешность, по Д.Мани). Во-вторых, от них зависит дифференциация нервных путей, определенных отделов головного мозга, регулирующих половые различия в поведении (иногда их называют «половыми центрами») [Кон И.С. Введение в сексологию. Учебное пособие для вузов. М. ….].Ткани потенциальной женской репродуктивной системы не активируются и не развиваются. У зародыша ХХ отсутствие тестостерона позволяет репродуктивной системе развиваться в присущем ей направлении – женском.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что плацентарные влияния направляют развитие организма в сторону женского пола, если механизм, приводимый в действие Y-хромосомой, не направит его в противоположную сторону. При введении НY-антигена в недифференцированную гонаду эмбриона с набором хромосом ХХ, гонада подвергается необратимой маскулинизации.
Таким образом, уже на этапе гонадного пола четко проявляется принцип аддитивности мужского развития, для которого всегда требуется некоторое дополнительное усилие или воздействие, в данном случае — НY-антигена. Этот принцип, сформулированный J. Money (1977), проявляет себя и на остальных уровнях развития пола.Незрелый мозг, по выражению А.Г.Резникова (1982), — это tabula rasa, на которой гормоны записывают программу полового развития индивида. Половая дифференциаия мозга рассматривается как общая для человека и других млекпитающих закономерность онтогенеза. Ее критический период приходится на 4 — 7-й месяц внутриутробного развития.
В антенатальной половой дифференциации мозга можно выделить три качественых этапа. В первом эквипотенциальный незрелый мозг лишен половой дифференцировки. На втором возникает открытая регуляторная система, функционирующая на основе прямых связей “плацента — зародышевые гонады — зародышевый мозг”. Третий, начало которого знаменуется окончанием критического периода половой дифференциации мозга, связан с образованием и развитием закрытой саморегулирующейся системы “ЦНС — гипофиз — гонады”, функционирующей по типу обратной связи. Результатом такого развития является свойственная тому или другому полу чувствительность ЦНС к гармональным влияниям и реакция на них, т.е. маскулинизация или феминизация мозга. Окончание критического периода половой дифференциации мозга предполагает формирование нейроэндокринной предрасположенности к полоспецифическому поведению.
Итак, на основе генетического пола в организме зародыша формируются соответствующие половые железы (гонадный пол), функционирование которых регулируется гипоталамусом (гипоталамный пол). Уже в утробном периоде развития гонады выделяют половые гормоны (гормональный пол зародыша), благодаря которым у зародыша формируются соответствующие мужские или женские внутренние репродуктивные органы (внутренний морфологический пол) и наружние гениталии (внешний морфологический пол). В пубертатный период, по команде, поступающей из гипоталамуса и гипофиза, гонады начинают интенсивно вырабатывать соответствующий половой гормон (пубертатный половой гормон), под влиянием которого у подростка появляются вторичные половые признаки и т. д. Нарушение эволюции в любом из этих звеньев повлечет за собой аномалию в половых функциях.
После рождения ребенка биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными. На основании генитальной внешности новорожденного определяется его гражданский пол (иначе он называется паспортным, акушерским или аскриптивным, т. е. приписанным, полом), в соответствии с которым ребенка воспитывают (пол воспитания). Важную роль при этом как в самосознании ребенка, так и в отношении к нему окружающих людей играют также общая схема его тела и внешность, то, насколько она соответствует его гражданскому полу.
Для теории половой дифференциации наибольшее значение имеет взаимодействие триады: гормоны — мозг — поведение. То, что это именно триада, ученые выяснили сравнительно недавно. Еще в 50— 60-х гг. чаще звучала формула «гормоны и поведение», причем активная роль в их взаимодействии отводилась гормонам. Однако выяснилось, что даже такой сугубо «внутренний» процесс, как половое созревание, зависит от целого ряда «внешних» факторов. Удаление глаз или разрушение обонятельного мозга намного замедляет; половое созревание крыс и мышей; присутствие взрослого самца мыши ускоряет половое созревание самки и тормозит созревание самца и т. д. Значит, гормоны не только регулируют процессы развития, но и сами зависят от внешней среды и информации о ней, поступающей в мозг.
Не менее сложная обратная связь существует между половыми гормонами и мозгом. Как показали экспериментальные исследования, нарушение гормонального баланса во внутриутробном периоде развития крыс (дефицит андрогенов у самцов или избыток андрогенов и эстрогенов у самок) вызывает у взрослой особи устойчивое поведение, неадекватное генетическому полу, то есть феминизацию самцов и маскулинизацию самок. За этим стоит нарушение половой дифференциации некоторых отделов мозга, главным образом гипоталамуса. Гипоталамус не только дифференцируется под влиянием андрогенов, но и сам может непосредственно воздействовать как на эндокринную систему, так и на половую дифференциацию поведения. Кроме того, половую дифференциацию мозга в зависимости от уровня половых гормонов и/или от психосоциальных условий нужно рассматривать не как взаимоисключающие, а скорее как взаимодополняющие следствия, поскольку они осуществляются при посредстве одних и тех же нейронных систем. Иначе говоря, половая дифференциация мозга предположительно связана не только с гормональными, но и с информационными процессами, связывающими организм со средой, а также с обменом веществ внутри организма. Естественно, что у приматов связь между гормонами и мозгом значительно сложнее, чем у грызунов, на которых выполнена большая часть таких исследований, а это требует большой осторожности в выводах. Половая дифференциация мозга не исключает его бипотенциальности. С помощью гормональных воздействий или хирургического вторжения в соответствующие участки мозга можно вызвать у самки маскулинные, а у самца фемининные реакции. Само понятие «половые центры» вызывает споры. Надо ясно понимать, что речь идет не о каких-то особых анатомических «точках» в мозге, а о взаимодействующих нейронных подсистемах, функционирующих только в пределах нервной системы как целого.В период полового созревания по сигналу, поступающему из гипоталамуса и гипофиза, гонады начинают интенсивно вырабатывать соответствующие мужские или женские половые гормоны (пубертатный гормональный пол), под влиянием которых у подростка появляются вторичные половые признаки (пубертатная морфология) и эротические переживания (пубертатный эротизм). Эти новые обстоятельства накладываются на прошлый жизненный опыт ребенка и его половое самосознание, и в результате формируется окончательная половая и сексуальная идентичность взрослого человека.
В отличие от репродуктивных органов, дифференциация которых альтернативна, мозг содержит потенциальные возможности программирования поведения как по женскому, так и по мужскому типу, реализация которых зависит от условий индивидуального развития.
Понятие полового диморфизма первоначально не различало генетической, гормональной, морфологической, поведенческой и психологической дифференциации индивидов; предполагалось, что все эти измерения совпадают и детерминируются одними и теми же причинами. Обыденное сознание и сегодня склонно считать, что по телосложению индивида можно судить и о его гормональной конституции, и о его сексуальных ориентациях. На самом деле половые различия в психике не обязательно совпадают с морфологическими, соматическими признаками, и сам этот феномен весьма сложен. А. Эрхард и X. Майер-Бальбург различают в нем по крайней мере 4 автономных измерения:
— во-первых, половая идентичность, то есть первичная идентификация индивида с тем или другим полом. Поскольку этот процесс предполагает самосознание и способность к самокатегоризации, половая идентичность не имеет аналога в животном мире;
— во-вторых, полодиморфическое, связанное с полом, поведение, которое может быть более или менее сходным у человека и высших животных.
Оно группируется по нескольким «гнездам». Самцы и самки различаются прежде всего по своему энергетическому потенциалу и способам его расходования. Мальчики выглядят более активнее, чаще участвуют в силовых играх, возне и т. д. Эта черта наблюдается и у приматов и связана с врожденными гормональными различиями. Вторая общая категория — социальная агрессия, проявляющаяся в угрожающем поведении, драчливости, соревновательности и т.п., которые больше характерны для самцов. Проигрывание будущих родительских функций, напротив, больше характерно для девочек, которые всех культурах чаще мальчиков играют в куклы, «дом», семейные отношения, охотнее ухаживают за младшими детьми и т. д. Хотя такое поведение, безусловно, — результат специфического воспитания и обучения, у низших млекопитающих интенсивность «родительского» поведения связана также с действием половых гормонов,
Отчетливо полодиморфическим является общение со сверстниками: предпочтение партнеров своего или другого пола, стиль взаимоотношенийв группе и т. д. У людей это дополняется также особыми половыми «ярлыками»: дети, поведение и игры которых не соответствует принятым стандартам, получают обидные клички. Существенные половые различия наблюдаются также в способах заботы о своей внешности, в украшениях и т. п.;
- в-третьих, определенные, хотя не всегда строго фиксируемые половые различия в познавательных, когнитивных процессах, скорость психических реакций, обучаемости, специфических интеллектуальных способностях и т. д.;
- в-четвертых, сексуальные ориентации — эротическое влечение к представителям того или иного пола.
Д. Мани удачно суммировал некоторые закономерности половой дифференциации в онтогенезе в виде ряда принципов.
Принцип дифференциации и развития означает, что развитие организма есть одновременно процесс его дифференциции, в ходе которого первоначально бипотенциальный зародыш становится самцом или самкой. Этот принцип направлен, с одной стороны, против идеи автоматической, линейной эволюции, согласно которой развитие лишь развертывает заложенный в эмбрионе один-единственный набор возможностей, а с другой — против теорий, согласно которым половая и сексуальная идентичность индивида определяется главным образом условиями среды и воспитания.
Принцип стадиальной дифференциации означает, что этот процесс имеет свои закономерные этапы, так что каждая последующая дифференциация основывается на предыдущей; генетический диморфизм половых хромосом предшествует дифференциации гонад, она, в свою очередь, определяет гормональный пол зародыша и т. д.
Принцип критических периодов означает, что каждому этапу половой дифференциации соответствует определенный период развития, когда организм наиболее чувствителен к данным воздействиям. Если критический период почему-либо «пропущен», то последствия этого обычно необратимы. Так, дифференциация зародышевых гонад нормально управляется половыми- хромосомами только в тех случаях, когда записанный в хромосомах генетический код может в отведенный для этого критический период проявиться нормально, без перерыва или вмешательства извне. Нарушение генетического кода может изменить весь процесс половой дифференциации. Таким образом, налицо многоступенчатый и многомерный процесс, причем нарушение в любом его звене может иметь серьезные, часто необратимые, последствия. Именно через исследования этих многообразных генетических, гормональных, нейрофизиологических и других нарушений наука постепенно постигает закономерности нормального развития.
Однако ни генетический, ни гормональный, ни внутренний и внешний морфологический пол не предопределяет однозначно психологический пол личности. То, каким будет психологический пол личности, зависит и от социальной половой роли – набора предписаний и ожиданий, которые предъявляет данное общество индивиду, оценивая его половую принадлежность, например, от манер общения, эталонов «женственности» и «мужественности» и т.п.; от отношения самой личности как к своим индивидным свойствам, связанным с полом, так и к социальным половым ролям. В свою очередь то, какой в совместной деятельности приобретут личностный смысл индивидно-половые особенности личности и социальные стереотипы, предписываемые в культуре, во многом определяет формирование психологического пола и половой идентичности – осознания и принятия личностью своей половой принадлежности. Именно психологический пол проявляется в разных особенностях социального поведения, связанных с половым диморфизмом.
Таким образом, есть все основания считать, что биологические факторы являются эволюционно и онтогенетически первичной детерминантой половой дифференциации — ее возможности и направления. Но понять эти первичные биогенетические направления можно, лишь установив, что именно в данной культуре обусловливает закрепление одних видов поведения и ослабление других, ибо половая дифференциация, как и любое другое развитие, есть функция взаимодействия организма и среды.