Лекция.Психология половых различий
Нейрофизиологические различия. Различия в вербальных, математических, пространственных способностях. Различия в игровой деятельности, выборе игрушек и игр. Различия в общении, межличностных отношениях и их восприятии.Различия в установках, интересах и склонностях. Проблема объяснения природы различий.
Наличие существенных психологических различий между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмотря на огромное количество исследований, недостаточны и часто противоречивы.
Нейрофизиологические различия.Действие половых хромосом определяет, не только формирование первичных и вторичных половых признаков, но и психологических особенностей индивида, основанных на анатомических и гормональных отличиях. На шестой неделе после оплодотворения у человеческого зародыша образуются гонады, или половые железы, которые вначале одинаковы у обоих полов. Если плод мужского пола, то уже на третьем месяце внутриутробного развития под влиянием одного или нескольких генов Y-хромосомы гонады начинают дифференцироваться в семенники, которые приступают к секреции мужского гормона тестостерона. Хотя тестостерон в небольшой концентрации имеется и у плода женского пола (так как в некотором количестве он образуется в организме матери), содержание этого гормона у мужского плода после формирования семенников сильно возрастает.
Как полагает Норман Гешвинд (Geschwind, 1982), тестостерон влияет на скорость пренатального роста полушарий развивающегося мозга и ответственен за всевозможные различия в строении мозга у мужчин и женщин. Высокое содержание тестостерона в период внутриутробного развития, по мнению Гершвинда, замедляет рост левого полушария у мужского плода по сравнению с женским и способствует относительно большему развитию правого полушария у лиц мужского пола. Если в левом полушарии развивающегося мозга замедляется процесс миграции нейронов к местам их окончательной локализации, а значит, и установление необходимых связей, то подобная задержка может приводить к леворукости, которая, будучи довольно редким явлением, все же гораздо чаще встречается у мужчин. Если представление о тормозящем влиянии тостестерона на развитие левого полушария верно, то оно позволяет объяснить всевозможные половые различия в ассиметрии мозговых полушарий.
Герберт Лансделл (Lansdell, 1962), когда начал изучать последствия частичного удаления одной височной доли у больных обоего пола, предсказывал, что повреждение левого полушария будет приводить к дефектам вербальных функций, а правого – к дефектам пространственных функций. Его прогноз оказался верным для мужчин, но не для женщин. Этот неожиданный результат заставил Лансделла предположить, что распределение функций может быть различным для мужского и для женского мозга.
Дальнейшие исследования подкрепили этот вывод. Ж. Мак-Глоун (MgGlone, 1978) обследовала 85 праворуких больных, у которых инсульт или опухоль мозга привели к повреждению левого или правого полушария. У мужчин поражение левого полушария вызвало афазию в три раза чаще, чем у женщин, и приводило к гораздо большему ухудшению вербальных способностей, определяемых по шкале Векслера (WechslerAdultIntelligenceScale – один из стандартных тестов для оценки IQ).
Хотя результаты не выявляли значительных различий в зависимости от пола, или стороны повреждения мозга, при сравнении оценок, полученным по вербальным и невербальным субтестам, обнаружились резкие различия. У мужчин поражение левого полушария ухудшало результаты вербального теста в большей степени, чем невербального, а при повреждении правого полушария получалось обратное соотношение. Для женщин сторона, на которой произошло поражение, не имела столь большого значения. У них наблюдались ухудшения, но они не коррелировали с того или другого полушария. Следовательно, у мужчин специализация полушарий, повидимому, выражена в большей степени, чем у женщин. Вероятно, у женщин вербальные и пространственные функции более широко распределены в обоих полушариях, тогда как у мужчин они более строго распределены – вербальные в левом, пространственные в правом полушарии.
В изучении половых различий в ЭЭГ-показателях, используемых для определения свойств нервной системы, Р.С. Трубниковой были найдены различия в энергетических составляющих ЭЭГ мужчин и женщин, которые обнаруживаются и в спонтанной ритмике, но наиболее ярко проявлялись при реакции навязывания ритмического светового раздражителя в диапазоне часот тета, бета-1 и бета-2. Р.С. Трубникова выявила, что у женщин выше показатели суммарной энергии фоновых высокочастотных составляющих, навязывание относительно высоких частот и частоты альфа-ритма, что является одним из признаков повышенной эмоциональности, возбудимости, активации, высокой лабильности. ЭЭГ же мужчин отличалось наличием в фоновой кривой низкочастотных составляющих, что может указывать на высокую динамичность торможения и низкую динамичность возбуждения. (Трубникова Р.С. Половые различия в ЭЭГ-показателях, используемых для определения свойств нервной системы // Соотношение биологического и социального в развитии человека / Материалы симпозиума (Вильнюс 5-7 сентября 1974 г.) Москва 1974, С.138-142)
Интеллект и способности. Психологические исследования, продолжавшиеся в течение многих лет, выявили, что в среднем женщины превосходят мужчин по вербальным способностям и уступают им в отношении математических и пространственных способностей. Различия невелики и они не обязательно предполагают разницу в способностях любыми двумя представителями обоих полов. Некоторые мужчины обладают лучшими вербальными способностями, чем большинство женщин, а некоторые женщины имеют лучшие математические и пространственные способности, чем многие мужчины. Тем не менее, в тестах по определению коэффициента интеллектуальности (IQ) неизменно выявляются различия между полами в средних величинах, и эти различия часто обнаруживаются уже в детстве. Девочки научаются говорить и читать раньше, чем мальчики, и гораздо реже сталкиваются с трудностями при обучении чтению. Среди детей, оказавшихся неспособными к чтению, мальчиков в четыре раза больше, чем девочек.(Ф.Блум и др., 1988). Э.Маккоби и К.Джеклин критически проанализировали и обобщили большинство американских и западноевропейских исследований о половых особенностях восприятия, обучаемости, памяти, интеллекта, когнитивного стиля, мотивации, самосознания, темперамента, уровня активности и эмоциональности, общительности, доминантности и т.д., опубликованных до 1973 года. Достоверно установленных фактов оказалось даже меньше, чем принято было думать. По мнению Маккоби и Джеклин, твердо установлено, что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях; мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях; у мальчиков выше математические способности; мужчины более агрессивны.
Напротив, мнения: что девочки “социальнее” и более внушаемы, чем мальчики; у девочек ниже уровень самоуважения; девочки лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики с более сложными познавательными процессами, овладение которых предполагает преодоление ранее усвоенных реакций, мужской когнитивный стиль более “аналитичен”, чем женский; на девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков — среда; у девочек слабо развита потребность в достижении; у девочек больше развито слуховое, а у мальчиков — зрительное восприятие — кажутся необоснованными...( И.С.Кон 1982).
Коммуникативность.И.С.Кон отмечает, что коммуникативные черты и стиль общения юношей и девушек не совсем одинаковы. Это касается и уровня общительности и характера аффилиации.
На первый взгляд мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры и т.д. Чувство принадлежности к группе сверстников и общение с ними для мужчин всех возрастов значительно важнее, чем для женщин.
Однако различия между полами в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные. Хотя возня и силовые игры приносят мальчикам громадное эмоциональное удовлетворение, в них обычно присутствует дух соревнования, нередко игра переходит в драку. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры. Мальчик выбирает прежде всего интересную игру, в которой он может проявить себя; ради этого он вступает в контакт, даже если партнеры ему не особенно нравятся. Мужское общество, как и весь стиль жизни, скорее предметны и инструментальны, чем экспрессивны.
Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным. Судя по данным психологических исследований, мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового и делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется духовная тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно. С ранних возрастов девочки тяготеют к более интенсивному, а мальчики – к экстенсивному общению; Мальчики чаще играют большими группами, а девочки – по двое или по трое.
Социометрическое лонгитюдное исследование (Д. Эдер и М.Халлинен, 1978) нескольких школьных классов, ( возраст детей от 9 до 12 лет) показало, что диады девочек являются более закрытыми для посторонних, нежели мальчишеские компании, но в то же время более тесно связанными с родительской семьей. Зато мальчишеские компании имеют более строгий иерархический порядок, систему лидерства, более автономны от взрослых, нередко ведут себя антисоциально.
На это же указывают этологические и этнографические данные. Американский психолог Р.Сейвин-уильямс (1980) не нашел в обширной литературе по приматологии ни одного примера устойчивых, долгосрочных групп подростков-самок; у самцов такие группы существуют повсеместно. В первобытном обществе важную роль в социализации подростков и юношей играют так называемые «мужские дома», и возрастные союзы, которые зачастую охватывают и предподростковый возраст (8 –12 лет). Сознание своей принадлежности и эмоциональная привязанность к возрастной группе предшествуют образованию более тесных и индивидуализированных отношений, которые нередко поддерживаются всю жизнь.
Эмпатия.Существенные половые различия имеются в уровне эмпатии (постижение эмоциональных состояний другого человека путем сопереживания ему) и самораскрытия. Женщины в среднем эмоционально чувствительнее и восприимчивее мужчин, во всех возрастах превосходят мужчин по потребности и способности к самораскрытию, передаче другим интимной и личностно-значимой информации о себе и своем внутреннем мире.
Уровень развития социально-перцептивных способностей у девушек выше, чем у юношей. У них в большей степени развита способность к адекватному пониманию посредством установления связей и отношений между различными элементами невербального поведения, выше адекватность понимания взаимоотношений, социального статуса людей, включенных в невербальную интеракцию. По результатам исследования в структуре социально-перцептивных способностей когнитивный компонент в большей степени развит у юношей. У них выявлена тесная связь между уровнем развития социально-перцептивных способностей и уровнем развития социального интеллекта. Процесс восприятия и понимания других людей напрямую связан с рациональной стороной понимания, с умением анализировать, сопоставлять, выделять существенное. При этом в процессе социального познания юноши чаще концентрируются на лице человека для получения сведений о нем, о ситуации взаимодействия.
У девушек в структуре социально-перцептивных способностей аффективный компонент развит в большей степени, чем у юношей. Существует тесная взаимосвязь между уровнем развития социально-перцептивных способностей и уровнем развития эмпатии. Процесс адекватного восприятия и понимания социальных объектов, в частности другого человека, у девушек в первую очередь связан с их эмоциональной сферой.Рассмотрение влияния гендерного фактора на уровень развития социально-перцептивных способностей показало: у фемининных индивидов уровень развития социально-перцептивных способностей выше, чем у маскулинных; различия между андрогинными и фемининными, андрогинными и маскулинными индивидами не существенны.
Межличностные отношения и их восприятие.Еще Ж.Пиаже обратил внимание на то, что мальчики и девочки неодинаково относятся к правилам групповой игры. Мальчики с их предметным и инструментальным мышлением, придают больше значения соблюдению общих правил, нарушение которых всегда вызывает в мальчишеской среде конфликт. Девочки в этом отношении более терпимы, личные отношения для них важнее формальных правил; это отражается и в структуре их морального сознания: мужские рассуждения и оценки выглядят более безличными и жесткими, чем женские. По данным В.Н.Князева (1981), для при оценке человеческих качеств наиболее значимы свойства, проявляющиеся в отношении к другим людям, а для мужчин – деловые качества, связанные с работой.
Существует мнение, что стиль мышления тесно связан с особенностями воспитания. Девочек раньше и последовательнее приучают заботиться о других, в частности о младших детях. Это делает их более эмоционально отзывчивыми и вместе с тем – коммуникативно ранимыми. Люди, нуждающиеся в эмоциональной поддержке, значительно чаще ищут ее у женщин, нежели у мужчин, и женщины более чутко реагируют на подобные обращения. На несчастье, постигшее самых близких – супругов и детей, мужчины и женщины реагируют одинаково остро, зато непрятности окружающих людей женщины замечают чаще и переживают сильнее, чем мужчины. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что женщины чаще испытывают психологические расстройства. Обычно это объясняли повышенной эмоциональностью женщин и их неумением преодолевать стрессовые ситуации, но известно, что во многих подобных ситуациях они оказываются гораздо сильнее мужчин (А. Чино и Д.Фьюнабики, 1984). Как бы то ни было, женщины значительно чаще мужчин жалуются на одиночество и непонятость, вдвое чаще переживают состояние депрессии. Причем мужчины в состоянии депрессии обычно жалуются на дефицит самораскрытия или предметные трудности – неспособность плакать, утрату интереса к людям, чувство социальной неудачи и болезненные соматические переживания, тогда как в женских описаниях депрессии превалирует мотив неудовлетворенности собой, нерешительности, отсутствия поддержки и т.д. (Дерлега,1981).
Подобная точка зрения подтверждается также в исследованиях В.Н. Семина, который изучал половые различия в содержании активности подростков. Он выявил, в частности, что девочки и в городе и в деревне значительно больше заняты домашним трудом, чем мальчики. Согласно приведенным в статье данным, девочки в три раза чаще (в % отношении) заняты в деятельности по уходу за комнатными цветами, в 1,5 раза чаще, чем мальчики — по уходу за маленькими детьми и больными. В свободное время мальчики предпочитают больше практическую, двигательную деятельность, у девочек двигательная деятельность выражена значительно слабее. Они предпочитают больше чтение книг, газет, журналов, коллекционирование, рукоделие. Это различие в интересах мальчиков и девочек отмечается и Э.С. Соколовой (Свободное время школьников. — М.: Просвещение, — 1969) В.Н. Семин отмечает также, что девочки в учебной деятельности более активны, чем мальчики, но данные, приведенные в таблице, показывают, что с возрастом наблюдается тенденция к увеличению активности в учебной деятельности у мальчиков и снижение активности у девочек (в 5 классе активных девочек — 30%, мальчиков — 16%; пассивных девочек — 6%, мальчиков — 13,6%. В 8 классе — активных девочек 28,3%, мальчиков — 21,8%; пассивных девочек 17,1%, мальчиков — 19,5%. Данная тенденция была упущена автором из внимания. (Семин В.Н. Половые различия в содержании активности школьников-подростков. // Вопросы психологии личности. Под ред. В.Н. Селиванова, Рязань, — 1973, С. 142 — 147)
С другой точки зрения, стиль общения тесно связан с необходимостью поддерживать принятый культурой нормативный канон маскулинности или фемининности. Мужской стиль, традиционно ориентированный на поддержание статуса, обязывает скрывать свои слабости и подчеркивать достижения и высокие притязания. Женский стиль рассчитан на уменьшение социального расстояния, и установления психологической близости с другими. Такая нормативная установка заставляет мужчин скрывать такие свои черты и проблемы, которые выглядят фемининными (например, застенчивость), что уменьшает степень их общего самораскрытия. (И.С.Кон 1989).
В саморегуляции, согласно данным исследований (Пономарева и др.), юноши обладают более развитым умением постановки и удержания цели, планирования своей деятельности и поведения. У них по сравнению с девушками в большей степени сформирована потребность в осознанном планировании деятельности, их планы реалистичны, иерархичны, цели выдвигают самостоятельно.Они также успешнее учитывают систему внутренних и внешних условий, значимых для достижения поставленной цели. В условиях меняющихся обстоятельств юноши могут более гибко, чем девушки, изменять модель значимых условий как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем. Выдвигаемая ими цель, как правило, адекватна ситуации, внешним и внутренним условиям, что является предпосылкой успешности в ее достижении.
Проблема объяснения природы различий.Обращает на себя внимание то, что половые различия рассматриваются как единая категория, включающая в себя широчайший спектр разноуровневых характеристик (от преимущественного развития того или иного анализатора до самоуважения и подверженности средовым влияниям) без попыток системного или хотя бы структурного их соотнесения.
Разные способы социализации мальчиков и девочек, существующие во всех человеческих обществах, с одной стороны отражают, а с другой стороны – создают и воспроизводят психологические половые различия. Причем речь идет не просто о количественных различиях в степени общительности мальчиков и девочек, но о качественных различиях в структуре их жизнедеятельности.