Жилая комната в мезонине дворянского особняка.

Неизвестный художник. X., м. Конец 1830-х — нач. 1840-х. Home!

Портрет Е. Н. Хрущевой (1761—1811, в замужестве фон Ломан) и княжны Е. Н. Хо­ванской (1762—1813, в замуже­стве Нелединская-Мелецкая). Д. Г. Левицкий. X., м. 1773.

Смолянки изображены в театральных костюмах для выступления на сцене театра Смольного института. Home!

Серия «Бал в Иркутске».

А. Е. Мартынов. Литогр. 1821—1824.

Судя по униформе танцоров-военных, изображен бал не ранее 1807 г, Дамы одеты в ампирные платья с высокой талией, прическами «а ля грек». Танцоры-военные в парадной «бальной» форме (в белых кюлотах и башмаках). Сцена провинциального бала (3-я ли­тогр.) дана глазами столичного ху­дожника: дамы сидят на заднем плане в ряд, слева — группа молодых муж­чин, из которых выделяется столич­ный щеголь в парадном мундире, в бальных кюлотах и башмаках. Засу­нув руки в карманы, он иронически смотрит на танцующую перед ним пару — даму в просвечивающем мод­ном ампирном платье (но без длин­ных бальных перчаток) и кавалера в гусарских «ботиках» с кисточками и шпорами (деталь, вряд ли возможная на столичном балу). Наглядно прояв­ляется по деталям костюмов разница между танцорами и пришедшими не танцевать мужчинами в правой груп­пе из трех кавалеров: танцор — толь­ко молодой чиновник, разглядываю­щий в лорнет танцующих; два офице­ра при холодном оружии и с тростя­ми в руках (левый — очевидно, гусар) выступают в роли зрителей. Home!

А. С. Пушкин и М. И. Хвостова на балу. Кари­катура.

Неизвестный художник. Акв. Конец 1820-х.

Альбомный рисунок находит точное подтверждение в воспоминаниях А. О. Смирновой-Россет, описываю­щей вечер у Е. М. Хитрово в 1828 г.: приглашенный на мазурку подругой мемуаристки, княжной Радзивилл, Пушкин «небрежно прошелся с ней по зале»; затем его выбрала Россет; «он и со мной небрежно прошелся, не сказав ни слова». Home!

Петербургский бал.

Неизвестный художник. Акв. из альбома А. В. Бобринской. 1820-е. Home!

Портрет М. С. Воронцова.

К. Гампельн. Рис. 1820-е.

Генерал Михаил Семенович Ворон­цов (1782—1856) изображен в домаш­ней обстановке, в расстегнутом сюр­туке с генерал-адъютантскими эполе­тами и аксельбантом. Перед столом с письменными принадлежностями стоит скульптурный бюст его жены. Home!

Бал.

Рис. из альбома В. И. Апрак­сина. 1810-е. Home!

Пара на маскараде.

А. О. Орловский. Рис. из се­мейного альбома. Нач. XIX в. Home!

Бал у княгини М. Ф. Баря­тинской.

Г. Г. Гагарин. Акв. 1834.

На первом плане семь обер-офицеров гвардии, танцующих с дамами в платьях с декольтированными плеча­ми, в обязательных на балу длинных белых перчатках и бальных туфель­ках без каблуков. Три офицера справа одеты в черные вицмундиры (без шитья на воротнике и обшлагах) с се­ребряным металлическим прибором (эполетами и пуговицами). В центре, в парадном мундире с широким крас­ным лацканом и золотым металличе­ским прибором — офицер Преобра­женского полка. Его обер-офицерские (без бахромы) золотые эполеты не­сколько увеличенного против нормы размера и согласно военной моде это­го времени чересчур загнуты вверх. Правее, спиной к нам, стоит обер-офи­цер в форме лейб-гвардии Казачьего полка (красная казачья куртка с се­ребряным прибором) с адъютантским аксельбантом на правом плече. Спра­ва от него еще два кавалергарда в вицмундирах. Отметим, что все танцующие молодые офицеры (кроме преображенца) — без наград; между преображенцем и лейб-казаком в глу­бине стоят двое не танцующих офи­церов постарше, мундиры которых украшены многочисленными награда­ми: слева кавалергард в штаб-офицер­ских эполетах с аксельбантом, орден­ской звездой, крестом на шее и с ко­лодкой орденов и медалей; правее обер-офицер генерального штаба (об этом свидетельствуют пышное сереб­ряное шитье на воротнике, витой эпо­лет на правом плече и серебряный ак­сельбант), у него на мундире колодка орденов младших степеней и меда­лей. Сочетание парадных и вицмун­диров на балу свидетельствует о его домашнем характере, — на официаль­ном балу офицеры не могли появить­ся в вицмундирах и длинных брюках, здесь были бы обязательны кюлоты, чулки с башмаками. Оркестр имеет смешанный состав: среди штатских музыкантов — два флейтиста-воен­ных в расшитых золотыми галунами музыкантских мундирах (приглашение оркестров гвардейских полков на балы было нормой в Петербурге XIX в.). Home!




Свадьба Феофилакта Шанско­го. Мужская половина.

А. Шхонебек. Офорт. 1702.

Свадьба «многоутешного шута и сме­хотворца» Шанского проходила во дворце Лефорта в Немецкой слободе и носила, по замыслу Петра, поучи­тельный характер: первые два дня Петр приказал праздновать в старом московском платье и раздельно муж­чинам и женщинам и только на тре­тий день разрешил всем переодеться в привычное «немецкое» платье и праздновать всем вместе. Home!

Наказание батогами.

Рис. гуашью (из иллюстраций к рукописи «Реляции о Моско­вии» герцога Иакова Франци­ска де Лириа и Херика, 1731). Home!

Свадьба Феофилакта Шанско­го. Женская половина.

А. Шхонебек. Офорт. 1702.

Гравюры Шхонебека изображают пер­вую стадию свадьбы (третья гравюра, с изображением совместного праздни­ка, так и не была создана). Home!

Прогулка на Крестовском ост­рове.

А. Е. Мартынов. Литогр. 1821—1822.

Литография изображает популярней­шее в пушкинское время место гуля­ния петербуржцев. На заднем плане художник поместил сразу два вида качелей («на доске» и «круглые», типа «чертова колеса» с четырьмя кабинка­ми, приводившимися в движение вручную) и слева — карусель. Home!

Семейный портрет Половцо­вых и Татищевых.

Неизвестный художник. X., м. Конец 1830-х — нач. 1840-х. Home!

Петербургский салон Олени­ных.

Неизвестный художник. Рис. Нач. XIX в. Home!

Диванная в имении Богданов­ском.

Неизвестный художник. X., м. Home!

Портрет семьи Леонтия (Луи-Жюля, 1770—1822) и Екатери­ны Андреевны (урожд. Гроппе, 1777-1852) Бенуа. Художник первой пол. XIX в. (Оливье?). X., м. Ок. 1816. Home!

Русская свадьба.

К. Вагнер по оригиналу Е. М. Корнеева. Гравюра резцом, акв. 1812. Home!

Портрет князя П. А. Вязем­ского (1792-1878). О. А. Кипренский. Рис. 1835. Home!


Наши рекомендации