Мундирное платье по форме лейб-гвардии конного полка, принадлежавшее Екатерине II.

Е.

Конногвардейский полк — старейшая часть русской гвардейской кавалерии, сформирован в 1730 г. Нижнее платье, соответствующее офицерскому кам­золу, красного цвета; верхнее платье, соответствующее кафтану, василько­вого цвета, с красным воротником и обшлагами, золотым форменным га­луном и гладкими пуговицами. Им­ператрица облачалась в платья по форме гвардейских частей для участия в ежегодных полковых праздниках. Home!

Портрет Д. Н. Шереметева в форме обер-офицера Кавалер­гардского полка.

О. А. Кипренский. X., м. 1824.

Кавалергардский полк, сформирован­ный Павлом I в 1800 г., принадлежал к тяжелой гвардейской кавалерии, имел кирасирское вооружение (каска с гребнем конского волоса, металли­ческая кираса, палаш — прямое тяже­лое холодное оружие). На принадлеж­ность к гвардии указывают петлицы (так наз. катушки) на воротнике и на обшлагах белого кирасирского колета. На плечах — обер-офицерские эполе­ты без бахромы. Эполеты и металли­ческое шитье у кавалергардов были серебряные, чем отличали их от кон­ногвардейцев, имевших золотой ме­таллический прибор. Белые замше­вые обтягивающие лосины заправле­ны в высокие, выше колен, черные ботфорты, на руках белые перчатки с крагами. Home!

Портрет Д. Н. Гончарова в ка­мер-юнкерском мундире.

Неизвестный художник. X., м. 1835.

Дмитрий Николаевич Гончаров (1808— 1860) — старший брат жены А. С. Пушкина, Натальи Николаевны, чи­новник коллегии иностранных дел (в составе русской миссии в Персии раз­бирал бумаги убитого Грибоедова). Чин камер-юнкера 3 апреля 1809 г. был преобразован в почетное придвор­ное звание, и его можно было полу­чить, только имея уже какой-нибудь чин. Одет в парадный мундир камер-юнкера (на начало XIX в. — V класс, что соответствовало статскому совет­нику) темно-зеленого цвета (общего для всех гражданских мундиров) с красными обшлагами и воротником. Мундир с золотым шитьем с ниспа­дающими золотыми кистями по кра­ям носился с белыми суконными пан­талонами до колен, белыми чулками и башмаками, шляпа к нему полага­лась также шитая золотом и с белым плюмажем. Home!

Портрет адмирала О. М. де Рибаса (1749-1800).

И.-Б. Лампи-старший. X., м.

1796.

Испанский дворянин на русской службе, де Рибас одинаково блестяще командовал и кавалерией, и гребной флотилией, и черноморским грена­дерским корпусом. Не однажды был уличен в казнокрадстве. На службу по морскому ведомству указывает мундир белого цвета с зеленым во­ротником и камзолом (введенный в 1745 г.). На чин — вице-адмирал ( III

класс, что соответствовало генерал-поручику) — указывает «полуторное» золотое шитье по борту кафтана. На мундире знаки ордена Александра Невского (восьмиугольная звезда и красная лента), св. Георгия 2-й степе­ни (четырехугольная звезда и круп­ный, по моде XVIII в., крест на шей­ной ленте), св. Владимира (восьми­угольная, нижняя из трех, орденская звезда и крест на шее) и св. Иоанна Иерусалимского, получивший распро­странение при Павле 1 (командорский «мальтийский» белый крест на левой стороне груди, увенчанный бриллиан­товой короной). Home!

Штаб-офицер лейб-гвардии улан­ского Его Императорского Вы­сочества Цесаревича Констан­тина Павловича полка. Л. Киль. Литогр. 1821.

Мундир уланов (род легкой кавалерии) в русской армии был синего цвета, полки отличались цветом суконного (воротники, обшлага, лацканы, чепраки) и металлического (эполеты, пуговицы, аксельбанты, эмблемы на шапках) прибора. Характерная черта уланской униформы — шапка с квадратным верхом. Полк Цесаревича имел красный суконный и серебря­ный металлический прибор, что отли­чало его от лейб-гвардии уланского полка, имевшего золотой металличе­ский прибор. Униформа старших (штаб-) офицеров отличалась от уни­формы младших (обер-) офицеров только наличием бахромы на эполетах. Home!

Улан лейб-гвардии уланского Его Императорского Высочест­ва Цесаревича Константина Павловича полка.

Л. Киль. Литогр. 1818.

Нижние чины в уланских полках бы­ли вооружены длинными пиками и саблями. На литографии видна отли­чительная особенность униформы нижних чинов в уланских полках — эполеты (их в это время, кроме офицеров, носили только тамбур-мажоры военных оркестров). Home!

Владимирский сервиз (тарел­ки, черенки ручек для ножа и

Вилки).

Завод Ф. Гарднера. Фарфор,

роспись. 1785.

Основным элементом росписи так наз. "орденских" сервизов служили знаки российских императорских орденов (звезды, кресты, ленты). В центре тарелки изображена звезда орденасв. Владимира, учрежденного в сентябре 1782 г. Екатериной II, по краю — орденская лента (красная с двойной черной каймой), внизу на ленте крест ордена. Сервизы изготовлялись по заказу двора на заводе Ф. Гарднера и испольвались в дни орденских праздников на торжественных приемах. Home!




Знаки орденов св. Андрея Пер­возванного, св. Александра Невского и св. Екатерины.

Рис. гуашью (из иллюстраций к рукописи «Реляции о Моско­вии» герцога Иакова Франци­ска де Лириа и Херика). 1731.

Орден св. Андрея, основанный Пет­ром I в 1698 г. — высший орден Рос­сийской Империи. Знаки ордена: звез­да, голубая лента через правое плечо, Х-образный крест с изображением св. Андрея, носившийся на шее на цепи или на чрезплечной ленте у левого бедра. Женский орден св. Екатерины (с 1714) имел 2 степени — большого и малого креста, звезду и красную чрез­плечную ленту с серебряной каймой. Орден св. Александра Невского, уч­режденный Екатериной 1 в 1725 г., как и орден св. Андрея, степеней не имел. Знаки ордена: звезда, красная лента через левое плечо и крест красной эмали с золотыми двуглавыми орла­ми между лучами и изображением святого в центре. Home!

Крест ордена св. Иоанна Иеруса­лимского («мальтийский» крест). Оборотная сторона креста.

Гравюра резцом. Иллюстра­ция из кн. «Записка путешест­вия... боярина... Шереметева... в европейские государства...» (М., 1773).

Золотой, украшенный алмазами знак ордена св. Иоанна Иерусалимского принадлежал Б. П. Шереметеву, пер­вому русскому кавалеру ордена.

Крест был вручен Шереметеву вели­ким магистром ордена в резиденции на острове Мальта 9 мая 1698 г. вме­сте с «патентом на Малтийскую Кавалерию» с разрешением его «всегда пред всеми непостыдно на одеждах своих носити даже до кончины жизни своея». По возвращении боярина в Москву на «банкете» в доме Лефорта Петр поздравил Шереметева с кавалерством, подтвердив грамотой его право носить знак ордена и включать в свой титул звание кавалера ордена. Home!

Портрет князя А. Б. Кураки­на.

А. Радиг по оригиналу А.Рос­лина. Гравюра резцом. 1779.

Князь Александр Борисович Куракин (1752—1818) — друг детства цесаревича Павла Петровича, воспитанник графа Никиты Панина, заменившего ему от­ца, один из влиятельнейших русских вельмож конца XVIII в. Провел не­сколько лет за границей, обучаясь разным наукам. Числясь при русском посольстве в Копенгагене, получил в 1766 г. датский придворный орден «Совершенного согласия или Верно­сти», учрежденный датской королевой Софией Магдаленой в 1732 г., со звез­дой и лентой которого изображен на этом портрете. Впоследствии Кура­кин был русским послом в Вене (1806—1808) и Париже (1808—1812, где получил прозвище «бриллиантовый князь» за роскошь костюмов), вице-канцлером империи, заведующим Коллегией иностранных дел и канц­лером российских императорских ор­денов (с 1802). Home!

Путешественники на почтовой станции.

К. И. Кольман. Литогр. 1825. Home!

Встреча фельдъегеря на поч­товой станции. П. И. Челищев. Рис. 1830.

Фельдъегерь в военной форме, воору­женный пистолетами и саблей, при­ехал на почтовую станцию; на груди у него фельдъегерская сумка с доку­ментами; выскочивший навстречу в домашних тапочках смотритель кри­чит, требуя скорее новую тройку. Home!

Конклюзия на престолонасле­дие.

Г. С. Мусикийский. Миниатю­ра на эмали. 1717.

Изображены Петр I, Екатерина, спра­ва—их сын царевич Петр Петрович (1715—1719), на которого Петр указыва­ет скипетром — знаком императорской власти, что символизирует на­значение царевича наследником пре­стола вместо старшего сына от первой жены Петра, царицы Евдокии Лопу­хиной, царевича Алексея (1690—1718). Миниатюра была выполнена по зака­зу Меншикова еще до официального объявления Петра Петровича наслед­ником (1718). Женская фигура с зер­калом справа — аллегория истины; слева, с весами — аллегория правосу­дия. Home!


Наши рекомендации