Физическое воспитание как социальная система. Взаимосвязь физического воспитания с другими сторонами воспитания.
В развитии человека очень важная роль принадлежит ФВ. Это касается не только содействия нормальному ФР растущего организма и его совершенствованию, укрепления здоровья, но и формирования духовных качеств личности. Все это становится возможным при правильной постановке ФВ в связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим воспитанием.
С умственным.Она проявляется непосредственно и опосредованно.
Непосредственная связь заключается в том, что в процессе ФВ оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой ФУ, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий и пр.
Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе ФВ составляют необходимое условие для нормального умственного развития. В результате осуществления оздоровительных задач ФВ повышается общая жизнедеятельность организма, что ведет к большой продуктивности в умственной деятельности.
С нравственным.С одной стороны, правильно организованное ФВ способствует формированию положительных черт морального облика человека. В процессе сложной и напряженной тренировочной деятельности проверяются и формируются моральные качества молодежи, крепнет и закаляется воля, приобретается опыт нравственного поведения.
С другой стороны, от уровня воспитанности занимающихся, их организованности, дисциплинированности, настойчивости, воли и других черт характера зависит эффективность занятий по ФВ.
С эстетическим.Занятия ФУ создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание красоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов и представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма.
Связь эстетического и ФВ основана на единстве их цели – формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического идеала.
С трудовым.Систематические занятия ФУ формируют организованность, настойчивость, способность преодолевать трудности, собственное нежелание или неумение и в конечном итоге воспитывают трудолюбие.
17.Теория и методика физического воспитания как научная и учебная дисциплина.
ТМФВ является одной из основных профилирующих дисциплин в системе профессиональной подготовки специалистов с высшим физкультурным образованием. Она призвана через свое содержание обеспечить студентам необходимый уровень теоретических и методических знаний рациональных путях, методах и приемах профессиональной деятельности преподавателя ФК, раскрыть в структуре и содержании этой деятельности условия успешной реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач ФВ.
Источниками возникновения и развития теории и методики ФВ являются:
1) практика общественной жизни. Потребность общества в хорошо физически подготовленных людях вызвала стремление познать закономерности ФВ и на их основе строить систему управления физическим совершенствованием человека;
2) практика ФВ. Именно в ней проверяются на жизненность все теоретические положения, могут рождаться оригинальные идеи, побуждающие теорию и методику ФВ к разработке новых положений;
3) прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности, которые высказывались философами, педагогами, врачами разных эпох и стран;
4) постановления правительства о состоянии и путях совершенствования ФК в стране;
5) результаты исследований как в области теории и методики ФВ, так и в смежных дисциплинах.
18.Учение П.Ф. Лесгафта о физическом образовании детей школьного возраста.
П. Ф. Лесгафт (1837-1909).
С 1861г, окончив медико-хирургическую академию, начал разрабатывать основы теории развития человеческого организма.
1874 – статья по вопросам гимнастики (говорилось об основах естественной гимнастики, главным образом с точки зрения влияния ее на организм).
1875 – уезжает в Европу
1876 – «Отношение анатомии к ФВ и главная задача физического образования в школе».
1876 – ввел понятие «физическое образование», подчеркивая познавательный характер ФВ.
Его труды, написанные в последние годы:
1. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста
2. Основы теоретической анатомии
3. Семейное воспитание
Начиная с 1874 руководил физическим воспитание учащихся военно-учебных заведений.
1894 – первым предложил открыть курсы, где мужчины и женщины занимались бы вместе.
1905 – Временные курсы были переименованы в «Вольную школу» (была популярна среди молодежи, но в 1907 закрыта правительством).
Создал свою систему ФВ: основные положения теории ФВ:
1. Умственное и физическое образование должно способствовать подготовке человека к высокопроизводительному труду на благо общества.
2. Важная задача Ф. образования – выработать умение сознательно воспринимать получаемый от упражнений результат, т.е. анализаторов.
3. Гармоническое развитие – правильное сочетание умственной и физической сил человека., их непрерывная связь.
4. Постепенное последовательное напряжение в упражнении с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей.
5. Правильное физическое развитие – только с помощью научно обоснованной системы Ф. образования.
6. Система Ф.образования – должна состоять из небольшого количества естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метания, игры и т.д.).
Отрицал полезность соревнований и упражнений на гимнастических снарядах для детей, недооценивал значимость показа. Критиковал другие системы ФВ.