Территория расселения усуней, кангюев, их социально-экономическая история и военно-политическая организация.
Усуни(уйсуны) проживали на территории Казахстана во II в. до н.э – III в. н.э. в Илийской долине в Семиречье. Столица – город Чигучен (Кызыл Ангар - город Красной Долины). Известны археологические памятники: III-II вв. до н.э.: могильники Капчагай, Утеген, Кызылеспе, Кызылауызы, Кызылкайнар; I в. до н.э.- I в. н.э. могильники Тайгак, Талгар, Актас. Утеген, Калкап, Алтын-Эмель, Каратума; II-III вв. н.э.: могильники Шолакжиде, Унгиркор, Калкаман, Чулак-Джигида, Унгур-Кара, Аралтобе.
Усуни занимались скотоводством (лошади, овцы, крупный рогатый скот, мулы, верблюды, ослы); орошаемое и богарное (безполивное) земледелие (просо, ячмень, огородничество, садоводство), производство керамической посуды, кожевенное дело, разработка месторождений меди, свинца, олова, золота, железа; глава государства - гуньмо (великий бек); богатые: племенная и родовая знать, дружинники, жрецы; основную массу населения составляли рядовые скотоводы и земледельцы; рабы из числа военнопленных, используемые в домашнем хозяйстве; складываются отношения личной собственности на землю и скот; развито ювелирное искусство (каргалинская диадема), изготовление предметов домашнего обихода, рукоделие; поклонялись силам природы, небу, Солнцу, звездам, развит культ предков.
Усуни имели тесные взаимосвязи со своими соседями: Китаем, канглами, гуннами, уйгурами, енисейскими кыргызами; имели торговые отношения с народами Поволжья; под властью усуней находился ряд племен и народов Восточного Туркестана.
Кангюи(канлы) проживали во II в. до н.э. – IV в. н.э. в районе нижней и средней Сырдарьи, столицей был город Битянь. Оставили археологические памятники - каунчинская культура (распространена в Ташкентском оазисе), к которой относится поселение Актобе (исследован дворец с перекрытием в виде купола) и могильники Шаушукумский, Жаман-Тогай, Торебай-Тумсык. Еще одна культура - отарарско-каратауская (среднее течение Сырдарьи, предгорья Каратау до Таласа), памятниками которой являются Костобе, Чаштобе, Кок-Мардан. Третья культура расположена в междуречье Куандарьи и Жанадарьи - жетыасарская культура.
Кангюи занимались земледелием с искусственным орошением ( сеяли просо, ячмень, пшеница), выращивали бахчевые культуры, фрукты. Занимались скотоводством ( разводили лошадей, коров, овец, коз), охотились на горных козлов, архаров, ланей, маралов, птицу. Было развито рыболовство, ремесла, денежное обращение, добыча руд (золото, серебро, железо), выплавка металла, кузнечное дело, керамическое производство, обработка камня, кости, строительное дело, внутренняя и внешняя торговля. Во главе усуней стоял великий хан, у которого было 3 заместителя-визиря. Страна делилась на пять владений со своим главным городом (во главе владения – младший хан). Им подчинялись вожди родов и племен. Основная масса населения – рядовые скотоводы и земледельцы. Известны рабы из военнопленных. Появляются первые признаки государства. У кангюев была развита самобытная развитая культура и искусство – песни, музыка, кюи, танцы, распространены струнные и духовые музыкальные инструменты. Кангюи верили в сверхъестественные силы, культ природы, предков, поклоненялись Солнцу, Луне, звездам.
Кангюи имели тесные связи с Древним Китаем, Римом, Кушаном. У них была развита торговля с соседними странами. Они стремились сохранить под своим контролем участок Шелкового пути от Ферганы до Приаралья. В 46-36 гг. до н.э. поддержали северных гуннов во главе с Чжи-Чжи, затем выступили против них, объединившись с усунями и китайцами.
Великое переселение народов. Гунны (хунну, сюнну)
Огромную роль в истории народов Азии, а впоследствии Европы сыграли в конце I тыс. до н.э. - начале I тыс. н.э. хунну, завоевавшие и покорившие множество народов и оказавшие на них значительное этническое и культурное влияние.
Первое упоминание хунну в письменных источниках относится к 822 г. до н.э., когда они совершают грандиозный поход на Китай. Согласно китайской исторической традиции предком хуннов является Шуке Вэй.
В III в. до н.э. хуннские нападения усиливаются, что заставило китайских императоров построить Великую стену. Хунну в этот период представляли собой союз родственных родов, возглавляемых выборным вождем. В 209 г. до н.э. сын вождя Тумана Моде объявил себя сенгиром – «высочайшим», и начал активную деятельность по созданию хуннской державы. Модэ взошел на престол, убив брата и отца.
Вначале были разбиты восточные соседи дунху. Племя дунху потребовало от Модэ лучшего коня и его жену, что и получили. Но еще и участок земли, но Модэ сказал: «Нет – земля основание государства». Он разбил дунху.
Вслед за этим хунну подчинили себе юечжи и усуней на западе, племена лоуфань и байян на юге. Усиление хунну не осталось без внимания Китая, где в то время утвердилась новая династия - Хань. Война между хунну и Китаем закончилась в 188 г. до н.э. поражением ханьских войск. Император Гао-ди вместе с войсками попал в окружение у горы Байден. Лишь великодушие Моде позволило императору спастись, и в скором времени был заключен мир, по которому Китай обязался выплачивать ежегодную дань.
В 174 г. до н.э. умирает Модэ, правителем становится его сын Ги Юй (Лаошань). Главной задачей для него стала защита западных границ. Он вытеснил юэчжи со своей территории. В 165 году до н.э. умирает Лаошань. Усуни пытаются отделиться от хунну.
Модэ и Лаошань использовали информацию китайских перебежчиков, которые научили хунну обложить народ налогами, завести книги. Новый титул вождя – шаньюй (рожденный небом и солнцем). Значительная часть налогов оказывалась у хунну, они стали жить богаче.
После смерти Моде мирный период продолжался несколько десятилетий. Нарушил его император У-ди. Война, начавшаяся в 123 г. до н.э., протекала с переменным успехом. Китайцам удалось вытеснить хунну из Ордоса, однако, в 90 г. до н.э. у горы Яньшань они потерпели сокрушительное поражение. Сенгир Хулагу продиктовал условия мира. Однако мир сохранялся недолго. В 59 г. до н.э. в государстве хунну начались междоусобицы, связанные с борьбой наследников сенгира за власть, и искусно подогреваемые китайской дипломатией. В 47 г. до н.э. хунну разделились на две части - северных и южных. Первые приняли подданство Китайской империи, последние сохранили независимость. Часть северных хунну, ведя упорное сопротивление китайской агрессии, вынуждены были откочевать в страну кангар. Таким образом, на рубеже нашей эры начинается массовое переселение хуннских племен на территорию Казахстана. В 93 г. северные хунны, теснимые китайскими войсками, достигли Тарбагатая, затем степей Центрального Казахстана и берегов Сырдарьи.
Часть северных хунну в I в. н.э. проникли на территорию Казахстана. Вскоре они оказались между Волгой, Доном и Аральским морем. Здесь на небольшом пространстве хунну, аланы и кангары в течение трех веков кочевали, вступая в политические отношения (как мирные, так и военные) с великими державами древности Ираном и Римской империей. К этому времени они потеряли свое этническое своеобразие и ассимилировались с местными кочевыми племенами. Образовался новый этнос, который мы в отличие от хунну будем называть гуннами. Так их называли и западные источники. В 375 г. гунны под предводительством Баламбера, кочевавшего тогда по степям нижнего Поволжья, переправились через Дон и разбили племенной союз остготов. Жившие к западу от остготов вестготы, спасаясь от гуннов, форсировали Дунай и поселились во Фракии, в пределах Восточно-Римской империи. Так началось «Великое переселение народов». Постепенно гунны проникали все дальше на запад, нередко вторгались в пределы Восточно-римской империи. В 305 г. они подводили к стенам Константинополя, в том же году совершали набег на Закавказье и Мессопотамию. От неорганизованных грабительских набегов гунны переходят к крупным завоеваниям. Особенно усиливается натиск гуннов на римские земли при царе Ругиле (первая треть V в.), которому удалось захватить богатые римские придунайские провинции. Отныне Паннония (территория современной Венгрии) становится центром гуннской державы. Восточно-Римский император обязался ежегодно платить Ругиле 350 фунтов золота, спешные войны с римлянами обогатили гуннскую знать, что позволило жить в роскоши, владеть большим количеством скота, рабов.
В 434 г., после смерти Ругилы, власть переходит в руки его племянников, сыновей его брата Мундзука-Бледе и Аттиле (Едил). В 437 г. гунны разгромили Бургундское королевство - событие, легшее в основу сюжета «Песнь о Нибелунгах». В 445 г. Аттила, убив своего брата Бледу, стал единоличным правителем. Начался период его короткого, но полного событий царствования.
Аттила свои первые удары обрушил на Восточно-Римскую империю, которую заставил выплачивать в 448 г. ежегодную дань. Затем, объединив германские племена герулов, остготов и гепидов, начал войну против Западно-Римской империи, в союзе с которой выступили вестготы, аланы, бургунды, франки. Битва, произошедшая в 451 г. между двумя армиями, закончилась поражением Аттилы, но уже в следующем году его войска подошли к Риму и заставили императора бежать из столицы. После смерти Аттилы в 453 г. его держава распалась.
Между его сыновьями начались раздоры. Этим воспользовались покоренные племена. Первыми восстали гепиды, обитавшие в Паннонии и на Карпатах. В битве на реке Недар гунны потерпели поражение. Старший сын Аттилы, Эллак, погиб. Младший сын, Ирнак, с остатками гуннов покинул территорию западнее Карпат и ушел в Причерноморье. Здесь единое гуннское государство распалось на отдельные владения - хазарское, утургурское, кутургурское, сабирское. Эти племена, занимавшие территорию от Дуная до Волги, часто враждовали между собой.
С массовым проникновением гуннов на территорию Казахстана и дальнейшим движением гуннских и кангарских племен на запад связано изменение антропологического типа коренного населения и распространение протокипчакского диалекта тюркского языка.
Относительно национальности гуннов существуют различные взгляды. Одни считают, что они монгольского происхождения; другие признают их финнами, предками мадьяр. Предание, считающее гуннов прямыми предшественниками мадьяр, вероятно, возникло впервые в XII веке, под влиянием немецких героических сказаний, особенно Нибелунгов.
Что касается физического типа гуннов, то по тем скудным известиям, которые сохранились о внешности языке и образе жизни, можно думать, что это был народ урало-алтайской ветви. Сравнивая известия Аммиана Mapцелина, Иорнанда и др., можно заключить, что гунны отличались невысоким ростом, коренастым, плечистым сложением, коротконогостью, толстой короткой шеей, большой головой, плоским широким лицом, «как у грубо изваянных статуй», узкими глазами, приплюснутым носом, безбородостью или редкою бородой и смуглым цветом кожи - все признаки, указывающие на большее сходство с типом монгольских племен, чем арийских, и в частности - славянского, который описывается древними писателями совершенно иначе, хотя некоторые исследователи, как, напр., Иловайский, и думали видеть в гуннах славянскую народность.
Во главе хуннской державы стоял монарх, именовавшийся «рожденный небом и землей, поставленный солнцем и луной, хуннским великим шаньюем». Есть основания считать, что китайский термин «шаньюй» - искаженное тюркско-монгольское слово «сенгир» или «зангар», т.е. высочайший.
Шаньюй был просто главным среди прочих и не имел никакой реальной власти, кроме личного авторитета. Главной формой престолонаследия было завещание, хотя часто власть передавалась сыну. Нередки были также факты узурпации власти и выборов шаньюя знатью. Шаньюй выполнял военные, дипломатические, культовые функции, являясь не только правителем, но и первосвященником хуннского народа.
Основным занятием племен хунну было скотоводство, как отмечает китайский историк Сыма Цянь (145-87 гг. до н. э.): «они переходят со скотом с места на место, смотря по достатку в траве и воде. Постоянного пребывания не знают. Живут в круглых юртах, из коих выход обращен к востоку.Питаются мясом, пьют кумыс, одежду делают из разношерстных тканей».
«Война и набеги с целью захвата добычи - важная сторона их жизни», - пишут очевидцы этих времен. «В мирное время они следуют за скотом и одновременно охотятся на птиц и зверей, поддерживая таким образом свое существование, а в тревожные годы каждый обучается военному делу для совершения нападений». Эти формулировки традиционны для иноземных историков в их оценке кочевников раннего и позднего средневековья Евразии. Однако более детальное изучение показывает сложную структуру хозяйства.
Гунны знали оседлость и земледелие. В источниках упоминаются города, расположенные в глубине гуннских земель и хранимые там запасы зерна. «В северных землях стужа рано наступает, и хотя неудобно сеять просо, но в земле гуннов сеяли». В гуннском городище, в Сибири, на территории 75 га обнаружено около 80 жилищ. Поселение было окружено четырьмя рвами и четырьмя валами. Найдены в нем зерна проса, чугунные сошники, железный серп, каменные зернотерки и ямы - зернохранилища. Судя по малым размерам сошников, плуги у гуннов были небольшие, деревянные и земля вскапывалась.
Таким образом, у хунну господствовало кочевое скотоводство, как основной вид хозяйственной деятельности, но были также небольшие очаги оседлости и земледелия. Наряду со скотоводством и земледелием у гуннов были развиты домашние промыслы и ремесла. Особенно широко было развито ювелирное искусство, гончарное дело, кузнечество. Находки разнообразных металлических изделий в курганах говорят о развитии металлургического ремесла. Часть населения постоянно занимается добычей железных и полиметаллических руд, разработкой золота и серебра.
В хуннском обществе уживались различные религиозные системы, это объяснялось тем, что миросозерцание хунну было четко разграничено, космическое божество было так огромно, что не замечало демонов, а демоны занимались своим делом, не касаясь мироздания.