Саки и их социальное устройство, занятие, быт и культура.
Материалы к семинару № 1
Саки и их социальное устройство, занятие, быт и культура.
Эпоха бронзы переходит в следующую эпоху – железный век. Эпоха железа делится на два периода: эпохураннего железа – VIII-III вв. до н.э. и эпоху позднего железа – III в. до н.э – IV в. н.э. В истории человечества эпоха железа занимает важное место – с началом использования железных орудий резко возросла производительность труда. Железные орудия труда были более прочными, острыми и удобными. В этот период в степях Казахстана произошел переход к кочевому и полукочевому скотоводству. На это повлияло ряд причин. В конце эпохи бронзы на Земле произошло потепление климата, в реках и озерах уменьшилось количество воды, участились периоды засухи. Освоенные навыки изготовления конского снаряжения позволили использовать лошадей, кроме верховой езды, как тягловую силу. Овцы, разводимые на территории Казахстана в это время умели тебеневать, т. е. добывать корм зимой из-под снега. Важное условие перехода к кочеванию – умение заготавливать продукты впрок (молоко перерабатывали, производя творог, сыр). За счет устойчивого мясо-молочного рациона резко увеличилась численность населения. Интенсификация животноводства могла быть достигнута только при переходе к новому типу хозяйства – полукочевому и кочевому скотоводству.
Саки проживала на территории Казахстана вVII-I вв. до н.э. По персидским источникам делились на три группы:
1.саки-тиграхауда– средняя часть реки Сырдарья, на Тянь-Шане и в Семиречье;
2.саки-парадарайя – Северное Причерноморье восточная часть Приаралья, низовья рек Амударья и Сырдарья;
3.саки-хаомоварга – по берегам рек Амударья и Мургаб
По разным источникам назывались по-разному: азиатские скифы (по греческим источникам) туры ( по иранским источникам). Известны археологические памятники саков: в Южном Казахстане – курган Иссык (V в. до н.э.), Бесшатыр (V-IV вв. до н.э), Тагискен, Уйгарак (VII-V вв. до н.э.), в Восточном Казахстане – курганы Чиликты (VII в. до н.э.), Берель (V-IV вв. до н.э.), в Центральном Казахстане – Тасмолинская культура (VII-I вв. до н.э.).
Основным занятием саков было скотоводство (разводили лошадей, овец, верблюдов, крупный рогатый скот); земледелие (с использованием оросительных систем); развито ремесло, торговля; охота, рыболовство; использование колесного транспорта. В сакском обществе развивается имущественное неравенство, выделяются три основные группы: 1.воины, 2.жрецы, 3. саки-общинники (скотоводы и земледельцы); каждой сословной группе соответствовал свой цвет одежды: воинам – красный, жрецам – белый, рядовым сакам – желтый и синий. Цари избирались из числа воинов; общество саков находилось на стадии военной демократии; предметы искусства саков выполнены в зверином (зооморфном стиле) изображение фигур животных местной фауны (лев, тигр, барс, лошадь, олень, змея и др.) и фантастических образов (грифоны и др.) в определенных канонических позах. Поклонялись различным божествам (Варуш, Индра, Яма), верховным среди которых был бог Митра.
Великое переселение народов. Гунны (хунну, сюнну)
Огромную роль в истории народов Азии, а впоследствии Европы сыграли в конце I тыс. до н.э. - начале I тыс. н.э. хунну, завоевавшие и покорившие множество народов и оказавшие на них значительное этническое и культурное влияние.
Первое упоминание хунну в письменных источниках относится к 822 г. до н.э., когда они совершают грандиозный поход на Китай. Согласно китайской исторической традиции предком хуннов является Шуке Вэй.
В III в. до н.э. хуннские нападения усиливаются, что заставило китайских императоров построить Великую стену. Хунну в этот период представляли собой союз родственных родов, возглавляемых выборным вождем. В 209 г. до н.э. сын вождя Тумана Моде объявил себя сенгиром – «высочайшим», и начал активную деятельность по созданию хуннской державы. Модэ взошел на престол, убив брата и отца.
Вначале были разбиты восточные соседи дунху. Племя дунху потребовало от Модэ лучшего коня и его жену, что и получили. Но еще и участок земли, но Модэ сказал: «Нет – земля основание государства». Он разбил дунху.
Вслед за этим хунну подчинили себе юечжи и усуней на западе, племена лоуфань и байян на юге. Усиление хунну не осталось без внимания Китая, где в то время утвердилась новая династия - Хань. Война между хунну и Китаем закончилась в 188 г. до н.э. поражением ханьских войск. Император Гао-ди вместе с войсками попал в окружение у горы Байден. Лишь великодушие Моде позволило императору спастись, и в скором времени был заключен мир, по которому Китай обязался выплачивать ежегодную дань.
В 174 г. до н.э. умирает Модэ, правителем становится его сын Ги Юй (Лаошань). Главной задачей для него стала защита западных границ. Он вытеснил юэчжи со своей территории. В 165 году до н.э. умирает Лаошань. Усуни пытаются отделиться от хунну.
Модэ и Лаошань использовали информацию китайских перебежчиков, которые научили хунну обложить народ налогами, завести книги. Новый титул вождя – шаньюй (рожденный небом и солнцем). Значительная часть налогов оказывалась у хунну, они стали жить богаче.
После смерти Моде мирный период продолжался несколько десятилетий. Нарушил его император У-ди. Война, начавшаяся в 123 г. до н.э., протекала с переменным успехом. Китайцам удалось вытеснить хунну из Ордоса, однако, в 90 г. до н.э. у горы Яньшань они потерпели сокрушительное поражение. Сенгир Хулагу продиктовал условия мира. Однако мир сохранялся недолго. В 59 г. до н.э. в государстве хунну начались междоусобицы, связанные с борьбой наследников сенгира за власть, и искусно подогреваемые китайской дипломатией. В 47 г. до н.э. хунну разделились на две части - северных и южных. Первые приняли подданство Китайской империи, последние сохранили независимость. Часть северных хунну, ведя упорное сопротивление китайской агрессии, вынуждены были откочевать в страну кангар. Таким образом, на рубеже нашей эры начинается массовое переселение хуннских племен на территорию Казахстана. В 93 г. северные хунны, теснимые китайскими войсками, достигли Тарбагатая, затем степей Центрального Казахстана и берегов Сырдарьи.
Часть северных хунну в I в. н.э. проникли на территорию Казахстана. Вскоре они оказались между Волгой, Доном и Аральским морем. Здесь на небольшом пространстве хунну, аланы и кангары в течение трех веков кочевали, вступая в политические отношения (как мирные, так и военные) с великими державами древности Ираном и Римской империей. К этому времени они потеряли свое этническое своеобразие и ассимилировались с местными кочевыми племенами. Образовался новый этнос, который мы в отличие от хунну будем называть гуннами. Так их называли и западные источники. В 375 г. гунны под предводительством Баламбера, кочевавшего тогда по степям нижнего Поволжья, переправились через Дон и разбили племенной союз остготов. Жившие к западу от остготов вестготы, спасаясь от гуннов, форсировали Дунай и поселились во Фракии, в пределах Восточно-Римской империи. Так началось «Великое переселение народов». Постепенно гунны проникали все дальше на запад, нередко вторгались в пределы Восточно-римской империи. В 305 г. они подводили к стенам Константинополя, в том же году совершали набег на Закавказье и Мессопотамию. От неорганизованных грабительских набегов гунны переходят к крупным завоеваниям. Особенно усиливается натиск гуннов на римские земли при царе Ругиле (первая треть V в.), которому удалось захватить богатые римские придунайские провинции. Отныне Паннония (территория современной Венгрии) становится центром гуннской державы. Восточно-Римский император обязался ежегодно платить Ругиле 350 фунтов золота, спешные войны с римлянами обогатили гуннскую знать, что позволило жить в роскоши, владеть большим количеством скота, рабов.
В 434 г., после смерти Ругилы, власть переходит в руки его племянников, сыновей его брата Мундзука-Бледе и Аттиле (Едил). В 437 г. гунны разгромили Бургундское королевство - событие, легшее в основу сюжета «Песнь о Нибелунгах». В 445 г. Аттила, убив своего брата Бледу, стал единоличным правителем. Начался период его короткого, но полного событий царствования.
Аттила свои первые удары обрушил на Восточно-Римскую империю, которую заставил выплачивать в 448 г. ежегодную дань. Затем, объединив германские племена герулов, остготов и гепидов, начал войну против Западно-Римской империи, в союзе с которой выступили вестготы, аланы, бургунды, франки. Битва, произошедшая в 451 г. между двумя армиями, закончилась поражением Аттилы, но уже в следующем году его войска подошли к Риму и заставили императора бежать из столицы. После смерти Аттилы в 453 г. его держава распалась.
Между его сыновьями начались раздоры. Этим воспользовались покоренные племена. Первыми восстали гепиды, обитавшие в Паннонии и на Карпатах. В битве на реке Недар гунны потерпели поражение. Старший сын Аттилы, Эллак, погиб. Младший сын, Ирнак, с остатками гуннов покинул территорию западнее Карпат и ушел в Причерноморье. Здесь единое гуннское государство распалось на отдельные владения - хазарское, утургурское, кутургурское, сабирское. Эти племена, занимавшие территорию от Дуная до Волги, часто враждовали между собой.
С массовым проникновением гуннов на территорию Казахстана и дальнейшим движением гуннских и кангарских племен на запад связано изменение антропологического типа коренного населения и распространение протокипчакского диалекта тюркского языка.
Относительно национальности гуннов существуют различные взгляды. Одни считают, что они монгольского происхождения; другие признают их финнами, предками мадьяр. Предание, считающее гуннов прямыми предшественниками мадьяр, вероятно, возникло впервые в XII веке, под влиянием немецких героических сказаний, особенно Нибелунгов.
Что касается физического типа гуннов, то по тем скудным известиям, которые сохранились о внешности языке и образе жизни, можно думать, что это был народ урало-алтайской ветви. Сравнивая известия Аммиана Mapцелина, Иорнанда и др., можно заключить, что гунны отличались невысоким ростом, коренастым, плечистым сложением, коротконогостью, толстой короткой шеей, большой головой, плоским широким лицом, «как у грубо изваянных статуй», узкими глазами, приплюснутым носом, безбородостью или редкою бородой и смуглым цветом кожи - все признаки, указывающие на большее сходство с типом монгольских племен, чем арийских, и в частности - славянского, который описывается древними писателями совершенно иначе, хотя некоторые исследователи, как, напр., Иловайский, и думали видеть в гуннах славянскую народность.
Во главе хуннской державы стоял монарх, именовавшийся «рожденный небом и землей, поставленный солнцем и луной, хуннским великим шаньюем». Есть основания считать, что китайский термин «шаньюй» - искаженное тюркско-монгольское слово «сенгир» или «зангар», т.е. высочайший.
Шаньюй был просто главным среди прочих и не имел никакой реальной власти, кроме личного авторитета. Главной формой престолонаследия было завещание, хотя часто власть передавалась сыну. Нередки были также факты узурпации власти и выборов шаньюя знатью. Шаньюй выполнял военные, дипломатические, культовые функции, являясь не только правителем, но и первосвященником хуннского народа.
Основным занятием племен хунну было скотоводство, как отмечает китайский историк Сыма Цянь (145-87 гг. до н. э.): «они переходят со скотом с места на место, смотря по достатку в траве и воде. Постоянного пребывания не знают. Живут в круглых юртах, из коих выход обращен к востоку.Питаются мясом, пьют кумыс, одежду делают из разношерстных тканей».
«Война и набеги с целью захвата добычи - важная сторона их жизни», - пишут очевидцы этих времен. «В мирное время они следуют за скотом и одновременно охотятся на птиц и зверей, поддерживая таким образом свое существование, а в тревожные годы каждый обучается военному делу для совершения нападений». Эти формулировки традиционны для иноземных историков в их оценке кочевников раннего и позднего средневековья Евразии. Однако более детальное изучение показывает сложную структуру хозяйства.
Гунны знали оседлость и земледелие. В источниках упоминаются города, расположенные в глубине гуннских земель и хранимые там запасы зерна. «В северных землях стужа рано наступает, и хотя неудобно сеять просо, но в земле гуннов сеяли». В гуннском городище, в Сибири, на территории 75 га обнаружено около 80 жилищ. Поселение было окружено четырьмя рвами и четырьмя валами. Найдены в нем зерна проса, чугунные сошники, железный серп, каменные зернотерки и ямы - зернохранилища. Судя по малым размерам сошников, плуги у гуннов были небольшие, деревянные и земля вскапывалась.
Таким образом, у хунну господствовало кочевое скотоводство, как основной вид хозяйственной деятельности, но были также небольшие очаги оседлости и земледелия. Наряду со скотоводством и земледелием у гуннов были развиты домашние промыслы и ремесла. Особенно широко было развито ювелирное искусство, гончарное дело, кузнечество. Находки разнообразных металлических изделий в курганах говорят о развитии металлургического ремесла. Часть населения постоянно занимается добычей железных и полиметаллических руд, разработкой золота и серебра.
В хуннском обществе уживались различные религиозные системы, это объяснялось тем, что миросозерцание хунну было четко разграничено, космическое божество было так огромно, что не замечало демонов, а демоны занимались своим делом, не касаясь мироздания.
Материалы к семинару № 1
Саки и их социальное устройство, занятие, быт и культура.
Эпоха бронзы переходит в следующую эпоху – железный век. Эпоха железа делится на два периода: эпохураннего железа – VIII-III вв. до н.э. и эпоху позднего железа – III в. до н.э – IV в. н.э. В истории человечества эпоха железа занимает важное место – с началом использования железных орудий резко возросла производительность труда. Железные орудия труда были более прочными, острыми и удобными. В этот период в степях Казахстана произошел переход к кочевому и полукочевому скотоводству. На это повлияло ряд причин. В конце эпохи бронзы на Земле произошло потепление климата, в реках и озерах уменьшилось количество воды, участились периоды засухи. Освоенные навыки изготовления конского снаряжения позволили использовать лошадей, кроме верховой езды, как тягловую силу. Овцы, разводимые на территории Казахстана в это время умели тебеневать, т. е. добывать корм зимой из-под снега. Важное условие перехода к кочеванию – умение заготавливать продукты впрок (молоко перерабатывали, производя творог, сыр). За счет устойчивого мясо-молочного рациона резко увеличилась численность населения. Интенсификация животноводства могла быть достигнута только при переходе к новому типу хозяйства – полукочевому и кочевому скотоводству.
Саки проживала на территории Казахстана вVII-I вв. до н.э. По персидским источникам делились на три группы:
1.саки-тиграхауда– средняя часть реки Сырдарья, на Тянь-Шане и в Семиречье;
2.саки-парадарайя – Северное Причерноморье восточная часть Приаралья, низовья рек Амударья и Сырдарья;
3.саки-хаомоварга – по берегам рек Амударья и Мургаб
По разным источникам назывались по-разному: азиатские скифы (по греческим источникам) туры ( по иранским источникам). Известны археологические памятники саков: в Южном Казахстане – курган Иссык (V в. до н.э.), Бесшатыр (V-IV вв. до н.э), Тагискен, Уйгарак (VII-V вв. до н.э.), в Восточном Казахстане – курганы Чиликты (VII в. до н.э.), Берель (V-IV вв. до н.э.), в Центральном Казахстане – Тасмолинская культура (VII-I вв. до н.э.).
Основным занятием саков было скотоводство (разводили лошадей, овец, верблюдов, крупный рогатый скот); земледелие (с использованием оросительных систем); развито ремесло, торговля; охота, рыболовство; использование колесного транспорта. В сакском обществе развивается имущественное неравенство, выделяются три основные группы: 1.воины, 2.жрецы, 3. саки-общинники (скотоводы и земледельцы); каждой сословной группе соответствовал свой цвет одежды: воинам – красный, жрецам – белый, рядовым сакам – желтый и синий. Цари избирались из числа воинов; общество саков находилось на стадии военной демократии; предметы искусства саков выполнены в зверином (зооморфном стиле) изображение фигур животных местной фауны (лев, тигр, барс, лошадь, олень, змея и др.) и фантастических образов (грифоны и др.) в определенных канонических позах. Поклонялись различным божествам (Варуш, Индра, Яма), верховным среди которых был бог Митра.