Направленность на максимально возможное достижение, углубленной специализации, индивидуализации в тренировочно-спортивной деятельности
Всю спортивную деятельность, которая в целом включает состязания и подготовку к ним, можно назвать в определенном смысле максимизированной, так как при этом реализуются личностные установки на возможно более высокие, индивидуально максимальные результаты. И хотя фактически достигаемый уровень результатов совсем не одинаков, для каждого спортсмена закономерна устремленность к полному проявлению своих возможностей - индивидуально максимизированным результатам, пусть даже в пределах отдельных этапов спортивного совершенствования.
Это сказывается не только на соревновательной, но и на подготовительной деятельности. При прочих относительно одинаковых условиях лидерами в спорте становятся те, кто превосходит других качеством и количеством проделанной подготовительной работы.
Данная закономерность проявляется по-разному в зависимости от этапов многолетнего совершенствования. На начальных этапах, когда занятия спортом проводят в основном по типу общей физической подготовки, установка на высшие достижения носит характер отдаленной перспективы. Цель текущего достижения максимально высоких результатов, как правило, не ставится. Однако по мере возрастного формирования организма и повышения уровня тренированности эту установку постепенно реализуют во все более полной мере до тех пор, пока не начнут действовать ограничивающие возрастные и иные факторы.
Максимально возможной степени совершенства в любом деле можно добиться, только сосредоточив все внимание на определенной деятельности, а это означает необходимость углубленной специализации. При этом добиться высших показателей можно только в деятельности, к которой организм наиболее предрасположен. В связи с этим при планировании специализированной спортивной тренировки чрезвычайно важен учет индивидуальных особенностей организма спортсмена. Узкая специализация в соответствии с индивидуальными склонностями позволяет более полно реализовать принцип максимизации спортивной подготовки.
Однако индивидуализация и специализация требуют построения тренировки в соответствии с возрастными особенностями и уровнем подготовленности занимающихся. Наиболее актуальными выступают определения возрастных периодов, благоприятных для начала спортивной деятельностью и начала узкой специализации, уточнения содержания и преимущественной направленности базовой подготовки. Эффективность возрастной динамики развития физических способностей, совершенствования вегетативных и моторных функций во многом обусловлена правильным подбором физических нагрузок преимущественной направленности в периоды сенситивного развития организма, что, несомненно, обеспечивает благоприятные предпосылки для эффективного роста их спортивно-технического мастерства.
Игнорирование этих вопросов при разработке многолетних программ спортивной подготовки неизбежно приведет к ограничениям достижения возможного индивидуального максимума спортивных результатов.
2. Сочетание в спортивной тренировке постепенности и предельности, опережающих и стабилизирующих тенденций
Практическое воплощение в спорте установки на максимальную реализацию достиженческих возможностей сопряжено с предельным наращиванием тренировочных и соревновательных нагрузок, усложнением задач, решаемых в процессе спортивной подготовки. Учитывая, что функциональная активность по мере приближения к максимуму с возрастающей действенностью стимулирует прогрессивные адаптивные перестройки в организме, в спорте наиболее эффективными считают нагрузки, близкие к предельным.
Вместе с тем на разных этапах многолетней подготовки прогрессивные адаптивные перестройки в организме занимающихся вызывают разные по величине нагрузки. В начале целенаправленной тренировки процесс адаптации протекает интенсивно при любом повышении двигательной активности, поэтому нет острой необходимости доводить нагрузку до предельной. В дальнейшем, по мере повышения уровня функционального резерва, темпы формирования долговременных адаптивных реакций существенно замедляется. Стимулировать прогрессивные адаптивные перестройки при этом удается только при приближении функциональной активности организма к предельным величинам.
Устойчивые изменения в организме наступают только тогда, когда такие нагрузки повторяются достаточно регулярно. Поэтому для квалифицированных спортсменов наиболее эффективно регулярное использование нагрузок, близких к предельным. Средние и низкие нагрузки не вызывают у них существенных перестроек, их используют обычно только как восстановительные или поддерживающие. Более того, величина пороговой значимости величины нагрузки постепенно меняется в зависимости от уровня подготовленности спортсмена (рис. 1).
А - начинающие спортсмены; Б - спортсмены средней квалификации;
В - высококвалифицированные спортсмены
Рис. 1. Изменение соотношения зоны функционального резерва (1) и зоны, стимулирующей перестроечную адаптацию (2) (по В.Н. Платонову)
Плодотворное использование адекватно предельной нагрузки для квалифицированных спортсменов во многом обусловлено заблаговременной подготовкой к ней, в ходе которой обеспечивается более или менее постепенное возрастание нагрузочных параметров.
На начальных этапах многолетней подготовки следует больше использовать нагрузки, величина которых находится в нижней половине зоны, стимулирующей долговременную адаптацию. Это является залогом снижения темпов сокращения стимулирующей зоны на последующих этапах. Постепенное увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок с эпизодическим увеличением их до максимума способствует эффективному повышению тренированности юных спортсменов. Вместе с тем широкое использование на ранних этапах многолетней подготовки средств, требующих предельной мобилизации организма (верхняя зона), может свести до минимума арсенал средств и адаптацию на заключительных, наиболее ответственных этапах.
Формирование устойчивых изменений в функционировании систем организма спортсмена происходит постепенно, для этого требуется многократное повторение значимых для организма нагрузок. Время, объективно необходимое для развертывания и смены стадий адаптации, в той или иной мере лимитирует темпы прироста нагрузок, что вносит в их динамику определенную постепенность. Таким образом, динамика адаптивных процессов, вызванных адекватно максимальными нагрузками, влияет на динамику роста нагрузок.
Постепенность - это, с одной стороны, тенденция наращивания нагрузок в соответствии с индивидуальными адаптационными возможностями спортсмена, с другой стороны, продолжительность выполнения адекватно максимальной нагрузки для адаптации к ней, поскольку оправданный переход к новым, повышенным нагрузкам происходит по мере приспособления к ранее применяемым воздействиям.
Сочетание тенденций постепенного и предельного в наращивании тренировочных нагрузок можно обеспечить в разных вариантах. В практике спорта придерживаются главным образом трех вариантов. В одном из них динамика основных нагрузок приобретает как бы«ступенчатую» форму, при другом - «волнообразную», сочетание этих форм дает новую форму - «скачкообразную» (рис. 2).
А – «ступенчатая; Б – «волнообразная», В – «скачкообразная»
Рис. 2. Основные формы динамики нагрузок в серии микроциклов спортивной тренировки
При ступенчатой форме сочетания постепенности и предельности в динамике нагрузок моменты ее прироста узко локализованы во времени, а сроки стабилизации их параметров расширены (прирост происходит как бы одномоментно в начале очередного цикла и затем на некоторое время стабилизируется), чем облегчаются условия адаптации к повышенным нагрузкам. При этом продолжительность выполнения стабилизированной нагрузки лимитируется временем адаптации к ней.
В процессе подготовки ступенчатая форма динамики нагрузки при небольших величинах ее прироста бывает предпочтительней на первых этапах спортивной деятельности, а также в начале больших тренировочных циклов или после продолжительных перерывов в тренировке (после травм или заболеваний), когда необходимо обеспечить особую постепенность в развитии нагрузочных воздействий. В этом случае для некоторого снижения остроты воздействия при ступенчатом увеличении нагрузки целесообразно разводить во времени наращивание ее составляющих (объема и интенсивности). Подобная же форма, но с резко выраженным приростом нагрузки (в виде «скачка» в сочетании с одномоментным увеличением объема иинтенсивности), пригодна на высших уровнях спортивного совершенствования как фактор активизации процесса развития тренированности.
При волнообразной динамике нагрузок фаза наращивания их выражена в развернутом виде, что в более высокой степени усиливает развивающий импульс. Принцип постепенности обеспечивается здесь не одномоментным, а растянутым во времени увеличением развивающего воздействия, дифференцированным, а не параллельным изменением их объема и интенсивности, временным снижением общего уровня нагрузок после того, как они доведены до «пиковых» величин, с целью достижения необходимой степени восстановления и сверхвосстановления.
Поскольку одно из главных условий эффективности спортивной тренировки заключается в соответствии ее содержания тому, что предстоит делать спортсмену в соревнованиях, при ее построении возникает проблема адекватного моделирования предстоящей соревновательной деятельности. Речь идет о реальном воплощении спортсменом прогнозируемых (модельных) параметров предстоящей соревновательной деятельности посредством специально-подготовительных упражнений, а затем и в целостных формах.
Реализация такой целевой установки предполагает опережающее моделирование соревновательной деятельности в процессе подготовки к ней. При этом на первых этапах средствами приближения к новым целевым параметрам служат преимущественно те специально-подготовительные упражнения, в которых эти параметры воспроизводятся как бы фрагментарно (в рамках выполнения отдельных соревновательных действий или их сочетаний, не охватывающих полный состав соревновательной деятельности). Использование этих упражнений позволяет воспроизвести отдельные параметры с превышением существующего их уровня в целостном соревновательном упражнении (по скоростным, силовым, координационным или иным параметрам). Основным адаптирующим фактором при этом служит регулярное повторение тех специально-подготовительных упражнений, в которых удается воспроизвести, хотя бы частично, уже посильные спортсмену новые черты соревновательной деятельности (стабилизировать их).
По мере стабилизации проявления нового возросшего уровня моделируемых параметров все более значительное место в практическом моделировании целевой соревновательной деятельности занимают упражнения, возможно более полно воспроизводящие ее состав и новые параметры, а затем и целостные формы целевой соревновательной деятельности. Таким образом, реализация опережающего моделирования идет в порядке поэтапного воспроизведения новых черт с последовательным использованием фрагментарных и целостно-конструктивных подходов.
В этом отношении практическое моделирование соревновательной деятельности при подготовке к ней является в определенной мере опережающе-стабилизирующим, поскольку оно не только выводит спортсмена за пределы того, к чему он приспособился, но и превращает новое, пока еще не в полной мере доступное для него, в привычное.
3. Единство общей и специальной подготовки
Спортивная специализация не исключает всестороннего развития спортсмена. Напротив, наиболее значительный прогресс в избранном виде спорта возможен лишь на основе разностороннего развития физических и духовных способностей, общего подъема функциональных возможностей организма. В этом убеждает весь опыт спортивной практики, а также многочисленные данные научных исследований.
Зависимость спортивных достижений от разностороннего развития, в том числе и интеллектуального, объясняется двумя основными причинами: во-первых, единством организма – органической взаимосвязью его органов, систем и функций в процессе деятельности и развития; во-вторых, взаимодействиями различных двигательных навыков и умений. Чем шире круг двигательных умений и навыков, освоенных спортсменом, тем благоприятнее предпосылки для образования новых форм двигательной деятельности и совершенствования освоенных ранее.
Объективные закономерности спортивного совершенствования требуют, чтобы спортивная тренировка, являясь глубоко специализированным процессом, вела бы в то же время к всестороннему развитию. В соответствии с этим в спортивной тренировке неразрывно сочетаются общая и специальная подготовка.
Единство общей и специальной подготовки спортсмена означает, что ни одну из этих сторон нельзя исключить из тренировки без ущерба для роста спортивных достижений и конечных целей использования спорта как средства воспитания. Единство общей и специальной подготовки заключается также во взаимной зависимости их содержания: содержание общей физической подготовки определяется с учетом особенностей избранного вида спорта, а содержание специальной подготовки зависит от тех предпосылок, которые создаются общей подготовкой.
Для различных периодов многолетней и круглогодичной тренировки характерен неодинаковый удельный вес общей и специальной подготовки (рис. 31).
Оптимальное соотношение общей и специальной подготовки не остается постоянным, а закономерно изменяется на различных стадиях спортивного совершенствования.
4. Непрерывность (перманентность) и цикличность подготовительно-соревновательного процесса
Требование к обеспечению непрерывности занятий, призванных обеспечивать прогрессирование уровня подготовленности спортсменов, возникает в первую очередь из-за необходимости наслоения следовых эффектов, вызванных отдельными упражнениями, целыми занятиями и сериями занятий с целью закрепления и усиления их, а также обратимости адаптационно-приспособительных сдвигов в системах организма.
Выполняя определенные физические упражнения, спортсмен увеличивает нагрузку, вызывая усиление активности определенных функциональных систем, обеспечивающих энергоресурсы двигательной деятельности. Если при физической нагрузке определенной направленности потребовалось израсходовать запас ресурсов отдельных систем, близкий к предельному, то при восстановлении организм восполняет их с превышением исходного уровня (явление суперкомпенсации).
При этом менее загруженные системы функционируют и восстанавливаются в рамках имеющегося функционального резерва, на их восстановление требуется существенно меньше времени. Таким образом, величина нагрузки и ее направленность обусловливают гетерохронность восстановления различных функциональных возможностей, а также различную величину их суперкомпенсации (следовой тренировочный эффект) (рис. 3).
С - преимущественно скоростная нагрузка; Ан - преимущественно анаэробная нагрузка; А - преимущественно аэробная нагрузка;
1 - восстановление скоростных возможностей; 2 - восстановление анаэробных возможностей; 3 - восстановление аэробных возможностей
Рис. 3. Последействие занятий с большими нагрузками различной преимущественной направленности (Платонов В.Н., 1986)
При организации тренировочного процесса и определения ее направленности необходимо учитывать, что в зависимости от сроков начала повторной нагрузки определенные функциональные системы могут находиться в состоянии недовосстановления, возврата к исходному уровню работоспособности или в состоянии суперкомпенсации, то есть повышенной работоспособности. Поэтому необходим учет особенностей взаимодействия следовых тренировочных эффектов нагрузок разной направленности. При неудачно выбранной последовательности выполнения упражнений конечный результат тренировки может оказаться совершенно противоположным запланированному (уменьшаются сдвиги).
Таким образом, воздействие нагрузки любого занятия должно обеспечить не только определенный следовой тренировочный эффект, но и определенную взаимосвязь с эффектами предшествующего и последующего занятий. При регулярной, правильно организованной тренировке следовые эффекты отдельных упражнений или занятий постоянно накладываясь друг на друга, суммируются, в результате чего возникает положительный кумулятивный тренировочный эффект, представляющий собой производное от совокупности различных следовых эффектов. Положительный кумулятивный тренировочный эффект приводит к относительно долгосрочным адаптивным изменениям в состоянии организма спортсмена, к устойчивому росту его функциональных возможностей и спортивной работоспособности (рис. 4).
С - скоростная нагрузка; А - аэробная нагрузка; Ан - анаэробная нагрузка;
1 - восстановление скоростных возможностей; 2 - восстановление аэробных возможностей; 3 - восстановление анаэробных возможностей
Рис.4. Схема возможного суммирования нагрузки в тренировочном микроцикле
Такие относительно долгосрочные прогрессивные изменения в состоянии подготовленности занимающихся возможны при правильном (адекватном) построении спортивной тренировки. Однако этот процесс является обратимым, через некоторое время отсутствия определенных физических нагрузок он может смениться регрессом.
Практика показывает, что даже при условии предшествующей регулярной тренировки иногда достаточно всего лишь нескольких пропущенных занятий, чтобы начался регресс отдельных сторон приобретенной тренированности. Это обусловлено тем, что человеческий организм предрасположен к работе «по минимуму» и не способен долго сохранять невостребованные запасы ресурсов, постепенно расходуя их.
Основная суть принципа непрерывности спортивной тренировки заключается в необходимости обеспечить преемственность положительного кумулятивного эффекта, исключить неоправданные чрезмерные перерывы между тренировочными занятиями, а также отрицательные влияния отдельных нагрузок, сводя к минимуму явления регресса тренированности.
Таким образом, непрерывность тренировочного процесса характеризуют следующие положения:
- спортивную тренировку строят как непрерывный круглогодичный и многолетний процесс, гарантирующий наибольший кумулятивный эффект и обеспечивающий приобретение, сохранение и развитие спортивной формы;
- воздействие каждого последующего тренировочного занятия наслаивается на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их;
- интервал отдыха между занятиями или отдельными упражнениями выдерживают в пределах, гарантирующих общую тенденцию восстановления и повышения работоспособности. Однако в рамках отдельных тренировочных занятий, микро- и мезоциклов, при определенных условиях, допускают проведение занятий на фоне недовосстановления, для чего создают уплотненный режим нагрузок и отдыха, сопровождающийся в дальнейшем увеличением кумулятивного эффекта.
Во всех постоянно воспроизводимых процессах как универсальное свойство деятельности проявляется цикличность, то есть относительно законченный кругооборот ее стадий с частичной повторяемостью отдельных элементов. Циклы тренировки - наиболее общие формы ее структурной организации.
Каждый цикл представляет собой относительно законченный фрагмент подготовки, связанной с необходимостью повторного выполнения определенной нагрузки для адаптации к ней. В основу цикличности спортивной тренировки положены закономерности развития, удержания и утраты спортивной формы, связанные с первоначальным ростом, а затем постепенным замедлением, стабилизацией и даже, в конечном итоге, снижением адаптивных перестроек в организме после достаточно продолжительного выполнения определенной нагрузки.
Для сохранения темпов общих прогрессивных перестроек в организме целесообразно умело сочетать периоды напряженной нагрузки на отдельные системы организма спортсмена с их восстановлением и сверхвосстановлением. С этой целью необходимо периодически менять величину или направленность нагрузки. Изменяя направленность нагрузки, следует учитывать, что системы, не получающие достаточной нагрузки, некоторое время сохраняют повышенный уровень функциональной активности, а затем поступенно начинают его утрачивать, поэтому спустя некоторое время следует возвращаться к прежней, чтобы продолжить дальнейшее совершенствование систем организма.
При этом каждый очередной цикл является частичным повторением предыдущего и одновременно выражает тенденции развития тренировочного процесса, то есть отличается от предыдущего обновленным содержанием, частичным изменением состава средств и методов, возрастанием тренировочных нагрузок и т.д.
Важно учитывать закономерный характер цикличности спортивной подготовки и необходимость направленно упорядочить его в соответствии с развитием спортивной формы и подготовки к участию в соревнованиях, используя циклы различной продолжительности. В масштабах временных границ, в которых осуществляют тренировку, различают ее микро-, мезо- и макроциклы. Их воспроизведение должно быть упорядочено в соответствии с закономерностями спортивного совершенствования.
В форме циклов строят весь тренировочный процесс - от элементарных звеньев до этапов многолетних занятий. Их комплексное проявление в спортивной деятельности представлено прежде всего циклическим воспроизведением спортивно-подготовительных этапов и серии спортивных соревнований.
В сжатом виде основные положения цикличности обязывают:
- строя спортивную тренировку, исходить из необходимости систематического повторного воспроизведения основных элементов ее содержания и, вместе с тем, последовательного изменения их, как того требует логика чередования фаз, этапов и периодов тренировочного процесса;
- рассматривать любой фрагмент тренировочного процесса во взаимосвязи с более крупными и менее крупными формами циклической структуры тренировки, учитывая, что структура микроциклов, например, во многом определяется их местом в структуре средних циклов, а структура мезоциклов обусловлена, с одной стороны, особенностями составляющих их микроциклов, а с другой - местом в структуре макроцикла;
- принимая решения о целесообразности использования тех или иных средств и методов тренировки, тренировочных и соревновательных нагрузок, учитывать, насколько они соответствуют особенностям фаз, этапов и периодов тренировочных циклов (ибо любые из них утрачивают эффективность, если их применяют не ко времени и не к месту);
- определяя общий порядок развертывания процесса подготовки и соревнований, соотносить их так, чтобы гарантировать оптимальную готовность к достижению в главных соревнованиях наилучших результатов.
При организации тренировочного процесса следует учитывать, что каждый из принципов был рассмотрен отдельно только для удобства изложения. На самом деле все они синтезированы в единый процесс и лишь отражают его отдельные стороны. В связи с этим, учитывая сложность структуры унифицированной системы принципов, можно утверждать, что ни один из них не может быть реализован в полной мере в отрыве от совокупности принципов. Успешность учебно-тренировочного процесса будет обеспечена лишь в том случае, если при принятии управленческих решений тренер будет учитывать требования всех принципов.
5. Единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности спортсмена
В основе данного принципа лежат закономерности, отражающие структуру, взаимосвязь и взаимообусловленность соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена.
Рациональное построение процесса тренировки предполагает его строгую направленность на формирование оптимальной структуры соревновательной деятельности, обеспечивающей эффективное осуществление соревновательной борьбы.
Этим принципом особо следует руководствоваться при создании системы поэтапного управления, разработке перспективной программы на относительно длительный период спортивной подготовки.