Прикладное значение плавания
В знойные летние дни сотни тысяч людей заполняют пляжи, берега рек, озер, прудов и морей. Солнце, чистый и прохладный воздух у воды создают все условия для полноценного отдыха. Трудно найти человека, который бы не испытывал летом наслаждения от освежающего, бодрящего купания. И конечно, особое удовольствие получает тот, кто плавает уверенно.
Умение плавать — жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Хорошо плавающий человек никогда не рискует жизнью, находясь в воде. Он знает, что всегда доплывет до берега или сумеет продержаться на воде, пока не подоспеет помощь. Умение плавать особенно нужно тем, чья трудовая деятельность связана с водной средой, — работникам флота, рыбакам, строителям гидроэлектростанций, судоходных и оросительных каналов и т. п. Хорошо плавать обязаны и спортсмены, занимающиеся водным туризмом, греблей, парусным и водно-моторным спортом. Умение плавать необходимо будущему солдату, матросу, офицеру Вооруженных сил. Во время Великой Отечественной войны советским воинам приходилось под огнем неприятеля преодолевать неприступные водные преграды. Владея прикладными способами плавания, они успешно выполняли сложные задания.
Вода — целитель и друг человека, если он умеет плавать, и коварный потенциальный враг для не умеющих держаться на воде. Как правило, несчастные случаи на воде происходят в результате незнания элементарных правил поведения на воде во время купания, катания на лодке, яхте и других плавсредствах. Примеры нарушения правил поведения у воды: дети, купающиеся без присмотра родителей; взрослые, беззаботно купающиеся в незнакомых местах, заплывающие далеко от берега. Ведь достаточно человеку, не умеющему уверенно держаться на воде, неожиданно попасть в яму на дне или в сильное течение, как он может потерять самообладание, захлебнуться и утонуть.
Чтобы этого не произошло, каждый обязан учиться плавать, уметь прийти на помощь тонущему, оказать первую медицинскую помощь.
Спортивное плавание зародилось на рубеже XV—XVI вв. Одно из первых соревнований по плаванию проведено в Венеции в 1515 г. Оно способствовало прогрессивному развитию техники способов плавания, росту скоростей плавания.
Первые школы плавания появились во второй половине XVIII в. в Германии, Австро-Венгрии, Франции.
К концу XIX в. плавание приобрело большую популярность как вид спорта.
Первые официально зарегистрированные спортивные состязания пловцов по первым в истории «Правилам проведения состязаний пловцов на специальные призы» были организованы в Инженерном корпусе русской армии в начале 30-х годов XIX в. В те годы в Первой и Второй саперных бригадах этого корпуса были созданы специальные плавательные команды.
В 1869 г. возникла первая в мире спортивная организация пловцов — «Ассоциация любителей спортивного плавания Англии».
Вслед за Россией и Великобританией соревнования по плаванию стали проводиться и в других европейских странах. Так, на протяжении двух последних десятилетий XIX в. появились спортивные организации по плаванию в Швеции (1882 г.), Германии и Венгрии (1886 г.), Франции (1887 г.), Голландии и США (1888 г.), Новой Зеландии (1890 г.), Италии и Австрии (1899 г.) и в других странах.
В 1889 г. в Будапеште состоялась первая крупная международная встреча по плаванию с участием спортсменов нескольких европейских стран. После этого международные соревнования пловцов стали проводиться ежегодно — поочередно в различных странах Европы. Большинство из них проходило в специально сооруженных плавательных бассейнах самых различных размеров, поэтому программа соревнований включала тогда разные дистанции — от 50 до 2000 м, выбираемые каждой страной, исходя из местных условий. Единых «международных» дистанций не было.
В конце XIX столетия спортивное плавание включено в программу Олимпийских игр. На первых Олимпийских играх современности (1896 г.) программа полностью состояла из заплывов «вольным стилем».
В 1900 г., на II Олимпиаде, в программу соревнований включено плавание на спине. В этот период плавали в основном перевернутым брассом.
В 1904 г. в самостоятельный способ выделен способ плавания брасс.
Международные соревнования до 1908 г. проводились без унифицированных правил. Постоянной регистрации мировых рекордов не было. Программа Олимпийских игр изменялась по желанию страны-организатора. Летом 1908 г. по инициативе старейшей в мире национальной «Ассоциации любителей спортивного плавания Англии» и ее президента адвоката Георга Херна в Лондоне собрались представители национальных плавательных организаций восьми европейских стран (Великобритании, Бельгии, Венгрии, Германии, Дании, Ирландии, Франции и Швеции). Ими было принято решение о создании Всемирной спортивной организации по плаванию (ФИНА), которая разработала единые правила проведения соревнований, стала заниматься проведением крупных соревнований, включая Олимпийские игры. Регулярное проведение соревнований способствовало совершенствованию техники спортивного плавания, поиску новых, более рациональных и быстроходных его способов. Сегодня ФИНА — одна из самых многочисленных международных организаций, насчитывающих более 100 стран-участниц. Проводятся Олимпийские игры, чемпионаты мира, чемпионаты континентов, национальные первенства. Официально признаны в качестве спортивных способов кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй.
В нашей стране разработана, функционирует и периодически обновляется Единая спортивная классификация, определяющая нормативы и требования к присвоению спортивных разрядов и спортивных званий.
Плавание — один из наиболее массовых видов спорта.
«Плавать раньше, чем ходить»
В настоящее время становится широко распространенным девиз: «Плавать раньше, чем ходить». Стали появляться группы по обучению детей первого года жизни плаванию при детских поликлиниках, в дошкольных учреждениях. Определенная часть родителей обучает малышей в домашних условиях. Вместе с тем возникает целый ряд сложностей, связанных с особенностями плавания в данном возрасте.
Начинать занятия рекомендуется не позднее чем с трехнедельного возраста. Это обусловлено тем, что к данному возрасту не успевает угаснуть врожденный плавательный рефлекс.
Если ребенок здоров и есть разрешение врача (а с ним нужно обязательно посоветоваться), можно приступать к занятиям, которые должны проводиться 5-6 раз в неделю.
Домашнюю ванну перед началом занятий надо тщательно подготовить. Для этого ванная комната проветривается, сама ванна обрабатывается дезинфицирующими моющими средствами, щеткой, дважды ополаскивается горячей водой. Дезинфицируются также все игрушки и инвентарь, который будет необходим для проведения занятия. Температура воды в ванне не должна быть ниже 37° и выше 39° С. Температуру на протяжении всего занятия необходимо поддерживать на данном уровне, осторожно подливая горячей воды. Вода должна быть абсолютно чистой и пригодной для питья. Такая вода не будет опасной при попадании ее в глаза и уши ребенка.
Занятия лучше проводить в одни и те же часы. Они строятся таким образом, чтобы каждый урок плавания вызывал у ребенка положительные эмоции: радость, удовольствие, заинтересованность в пребывании в воде. В то же время нужно быть очень осторожным, чтобы не вызвать отрицательных эмоций – страха, плача, капризов и прочего — в таком состоянии занятие проводить не следует.
Во время занятий с ребенком следует постоянно разговаривать, ласково с любовью повторять поощрительные слова: «Молодец!», «Какой хороший мальчик!..» (девочка), «Греби ручками... Двигай ножками!..» и т. д.
Еще лучше, если во время занятия будет звучать тихая мелодия.
На протяжении всего сеанса следует наблюдать за состоянием ребенка, не допускать перегрузок и переохлаждения. Признаками утомления могут быть: вялость в движениях, нежелание выполнять упражнения, капризы, плач и т. д. При появлении гусиной кожи, озноба, синевы кожных покровов нужно немедленно прекратить занятие.
В течение всего периода обучения, а он продолжается один год, необходимо систематически показывать ребенка врачу.
Для проведения занятий нужны:
- песочные часы;
- термометр;
- кувшин, ведерко или ковш;
- разноцветные плавающие игрушки;
- яркие тонущие игрушки;
- вспомогательные надувные нарукавники;
- чепчик с вшитыми пенопластовыми кубиками и двумя длинными тесемками.
Перед началом плавания ребенку рекомендуется сделать легкий массаж и малоинтенсивные гимнастические упражнения. При выполнении массажа в основном применяются приемы поглаживания и растирания поверхности тела, легкие разминания мышц. После такой разминки, перед началом водной процедуры, надо дать ребенку возможность отдохнуть одну-две минуты.
Курс обучения, как правило, рассчитан на весь первый год жизни ребенка.
В течение первого месяца выполняются упражнения с поддержками: покачивания, проводки, погружения.
Поддержки выполняются следующим образом.
Первая поддержка – «солдатиком». Уложив ребенка на спину, левую ладонь подвести под затылок малыша, правой рукой обхватить область таза. В таком положении удобно выполнять покачивания, переводя ребенка из горизонтального положения в вертикальное и наоборот.
Вторая поддержка – «двойной замок». Ребенок находится в положении на спине. Обе ладони подводятся под спину малыша, большие пальцы рук, как замком, обхватывают сверху плечи ребенка. В таком положении удобно проводить покачивания в стороны.
Третий способ поддержки – «двойной замок с поддержкой под грудь и подбородок». Ребенок находится в положении на груди. Положить ребенка лицом к себе, подвести ладони под его грудь, большими пальцами захватить сверху плечи и верхнюю часть спины, подбородок малыша поместить на свои запястья. В таком положении удобно выполнять покачивания – вниз-вверх, а также боковые.
На первых пяти занятиях выполняются самые простые проводки и покачивания. На следующих пяти занятиях проводки и покачивания усложняются: выполняются «восьмерки», «зигзаги», «винты» и т.д.
После десятого занятия используется толчковый рефлекс: ребенка подводят к краю ванны таким образом, чтобы его стопы оказались на бортике, а ноги согнутыми в коленных суставах. Ребенок сам должен оттолкнуться от бортика ванны и немного проскользить.
Примерно с 15-го занятия используется поддержка «ложка»: ладонь одной руки, сложенной «ложкой», подводится под затылок ребенка, находящегося в положении на спине. Как можно заметить, опора немного уменьшается. В дальнейшем поддержку можно выполнять пальцами, постепенно уменьшая их количество.
Примерно в это же время используется и другая поддержка — «дугой». Четыре сомкнутых пальца левой руки и отведенный большой палец образуют изгиб, на который укладывается и слегка приподнимается подбородок ребенка.
От занятия к занятию продолжительность проводок увеличивается.
С 20-го занятия можно приступать к выполнению погружений. У детей грудного возраста есть еще врожденная способность к задержке дыхания, потому кратковременное окунание вовсе не опасно: наоборот, оно будет стимулировать активные плавательные движения руками и ногами.
В дальнейшем на протяжении двух месяцев выполняются проводки, погружения и скольжения. Продолжительность занятий увеличивается до 40 мин, температура воды может быть снижена уже до 34°С. Время поддержки постепенно уменьшается, сама помощь становится минимальной, на 2-5 с ребенка уже можно оставлять без поддержки, постепенно увеличивая время самостоятельного плавания. Проводки усиливаются, вслед за ними – скольжения на груди и на спине. Проводки и скольжения чередуются с погружениями в воду. Лучше выполнять погружение под команду: «Раз! Два! Три!!!». Таким образом хорошо формируется обычный условный рефлекс, готовность ребенка к погружению. Если же он пока еще не испытывает большого желания выполнить погружение, не стоит торопиться, лучше продолжать проводки, скольжения и увеличивать время самостоятельного плавания ребенка, оставляя его без поддержки уже до 30 с и более, при этом стараться, чтобы во время самостоятельного нахождения в воде (плавания) ребенок сохранял положение горизонтальной плавучести. Если тонут ноги, можно легким толчковым движением помочь им всплыть; если же тонет голова, то можно воспользоваться чепчиком с пенопластовыми нашивками или обычными лямками (вожжами). Это удобно не только для ребенка, но и для взрослых: не нужно наклоняться над ванной и долго находиться в таком положении.
В возрасте 3,5-4 месяцев можно уже приступать к освоению движений ногами. Для этого прежде всего необходимо использовать естественные движения ребенка; в крайнем случае взять его за стопы и активно помогать выполнять движения. Движения ногами можно сочетать с активной проводкой, дальнейшим скольжением.
Не следует торопиться, если что-то не получается у ребенка. Терпеливо и очень настойчиво нужно осваивать каждое последующее задание. Следует учитывать, что плавание способствует не только совершенствованию двигательных способностей ребенка, но еще и закаливанию детского организма, оказывает разнообразные психологические воздействия.
Если ребенок нормально развивается и не болеет, можно продолжить освоение плавательных навыков. В возрасте с 4 до 6 месяцев основное внимание уделяется движениям ногами.
Когда ребенку исполнится полгода – он уже пловец со стажем, – последующие два-три месяца можно уделить совершенствованию изучаемых двигательных навыков, играм и развлечениям, ходьбе. Он еще не может держаться вертикально на суше, но в воде – в условиях гипогравитации – может свободно совершать свои первые шагательные движения. Для того чтобы ребенок увереннее делал это, поперек ванны кладется гладкая обструганная доска, за которую малыш всегда может свободно зацепиться. Первое время ребенка можно поддерживать за голову, под плечи, за обе руки. В дальнейшем помощь становится нужной все меньше и меньше. Сначала он держится за одну руку, потом – за большой надувной предмет. В дальнейшем навыку ходьбы могут способствовать гребковые движения руками, а уверенным движениям в воде – резиновый круг. В возрасте 7-8 месяцев можно включать в программу плавания различные игры.
В дальнейшем, когда возраст ребенка приближается к году, следует особенно разнообразить движения в воде, поскольку для него исчезает привлекательность новизны плавания, появляется много разнообразных и новых двигательных навыков на суше: уже в полгода он ползает, сидит, стоит, приседает и прыгает на месте, начинает ходить. Родители с интересом начинают следить за успехами ребенка на суше, теряя интерес к занятиям в воде, а это снижает закаливающий эффект, мешает закреплению приобретенных навыков. Вместе с тем ребенок становится более понятливым, способным к подражанию. Эти особенности взрослые обязательно должны взять на вооружение и не ослаблять, а усиливать внимание к занятиям плаванием.
Наконец, ребенок заметно подрос, домашняя ванна стала для него мала. На этом заканчивается этап обучения плаванию в домашних условиях. В дальнейшем можно воспользоваться условиями плавательного бассейна детской поликлиники, яслей или детского сада, а результатом занятий в домашних условиях станут прочные гигиенические навыки, любовь к воде на всю жизнь.
Плавание в дошкольных учреждениях
Формирование умения плавать предусмотрено программой дошкольных учреждений, начиная со второй младшей группы, т.е. с четвертого года жизни ребенка. Дети этого возраста достаточно самостоятельны, обладают необходимыми гигиеническими умениями и навыками, имеют достаточный двигательный опыт, уже хорошо адаптированы к условиям дошкольного учреждения.
Задачи обучения плаванию следующие:
- содействие укреплению здоровья;
- закаливание;
- привитие гигиенических навыков пользования водой;
- адаптация к водной среде;
- расширение фонда двигательных умений и навыков;
- обучение умению держаться на воде и перемещаться с помощью простейших движений.
Организация обучения детей плаванию осуществляется в комплексе физкультурно-оздоровительной работы, в сочетании с рациональным режимом активности и отдыха детей.
Наиболее удобное время проведения занятий:
- утром, до завтрака, – с 7.30 до 8.30;
- после завтрака – с 9.30 до 12.30;
- после дневного сна – с 15.30 до 16.30.
Обучение проходит в форме групповых занятий. Для каждой группы должно быть не менее двух занятий в неделю. В зависимости от условий группы подразделяются на несколько подгрупп, в каждой подгруппе – 6-8 человек. В старших группах число занимающихся в одной группе может составлять 10-12 человек. Продолжительность одного занятия – от 15-20 до 30 мин.
Основное содержание занятий составляют физические упражнения и игры. Основной метод – игровой.
Плавание в общеобразовательной школе
Цельфизического воспитания: содействие всестороннему развитию личности.
Задачифизического воспитания:
- укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.
Все перечисленные задачи физического воспитания школьников решаются и средствами плавания. Вместе с тем помимо указанных можно выделить группу специальных задач:
- адаптироваться к водной среде, исключить водобоязнь;
- научиться свободно держаться на воде;
- овладеть необходимым фундаментом двигательных умений и навыков, нужных для последующего овладения техникой спортивного плавания;
- овладеть техникой спортивных способов плавания;
- овладеть техникой прикладного плавания;
- научиться оказывать первую помощь пострадавшему;
- способствовать закаливанию организма;
- воспитывать привычки личной гигиены;
- использовать плавание в системе спортивной тренировки.
Физическое воспитание школьников охватывает длительный период в жизни растущего организма. Этот период очень важен с точки зрения развития организма и воспитания всесторонне развитой личности.
Содержание физического воспитания в школе регламентировано программами. Программа по предмету «Физическая культура» включает плавание как базовый компонент, обязательную ее часть, позволяющую успешно решать задачи физического воспитания учащихся общеобразовательной школы. Упражнения в плавании наряду с другими средствами способствуют формировании прочного фундамента двигательной сферы человека. Это особенно значимо с точки зрения закономерностей возрастного развития ребенка, хотя обучению плаванию отводится в среднем всего по 14 ч из 68 годовых на физическую культуру. Там, где есть условия для проведения плавания, приступать к обучению можно с первого класса.
Несмотря на ограниченное количество часов, отводимых для обучения плаванию, при умелой организации и эффективном их использовании можно успешно решить поставленные задачи.
Учитывая климатические условия и экологическую обстановку в большинстве регионов Российской Федерации, обучение плаванию следует проводить в крытых плавательных бассейнах.
В содержание учебного материала включены: подготовительные упражнения для освоения с водой, спортивные способы плавания, элементы прикладного плавания, упражнения для воспитания физических качеств – по сути, все, что в своей основе составляет предмет плавания. Как показывают практика и данные специальных исследований, школьники проявляют большой интерес к занятиям плаванием.