Классификация форм массовой работы

На данный момент ни в теории библиотековедения, ни на практике нет определенной, всеми принятой классификации форм массовой работы.

Основы классификации форм массовой работы были заложены еще в трудах Н.К.Крупской, которая отмечала большое разнообразие форм пропаганды: «Пропаганда ведется устно – путем всякого рода бесед, лекций. Другая форма пропаганды – это пропаганда через печатное слово: через газету, брошюру, книгу. Третья форма пропаганды – показательная пропаганда: через экскурсию, выставку, музей, кино, инсценировку». Советские библиотековеды выделяли три вида форм массовой пропаганды: устную, печатную и наглядную. Позже в классификацию массовой работы добавился еще один вид - комплексный, сочетающий все названные формы.

Многоаспектную классификацию предлагает Е.В.Кондрашкина в пособии «Массовое библиотечное обслуживание».

Данная классификация базируется на основе различных признаков, характеризующих формы массовой работы, таких как:

- источник информации,

- вид взаимодействия,

- широта распространения,

- место предоставления информации,

- степень контакта,

- сроки функционирования,

- состав формы,

- новизна,

- условия предоставления.

Признак «Источник информации» позволяет в зависимости от того, какие средства в форме массовой работы преобладают, выделять соответствующие группы. Ведущие источники информации в библиотечном обслуживании – звук и изображение, либо они в комплексе Сообразно этому выделяют три группы форм массовой работы: аудиальные (устные), визуальные (наглядные) и полимодальные (комплексные).

Признак «Вид взаимодействия» характеризует участие субъектов массовой работы в той или иной форме.

Признак объединяет такие формы, как:

монологовые (пассивные), проводимые силами библиотекарей;

диалоговые (активные);

игровые.

Признак «Широта распространения» характеризует доступность формы для большего или меньшего числа лиц. Различают формы групповые и фронтальные. Групповые ориентированы на близкие по содержанию культурно-информационные потребности группы пользователей, объединенных общностью интересов (профессиональных, учебных, досуговых и др.). Фронтальные формы ориентированы на культурно-информационные потребности массовой аудитории.

По признаку «Место предоставления информации» внутри- и внебиблиотечные. Первая группа – это подавляющее большинство мероприятий, проводимых в читальном зале, на абонементе и в других структурных подразделениях библиотеки. Границы второй трудно определить с достаточной четкостью, так как они становятся все разнообразнее. Помимо традиционных (выездные выставки, праздники улиц, шествия) сюда должна быть отнесена деятельность, осуществляемая с применением новых информационных технологий.

Массовое обслуживание может проводиться библиотекой двояко – в формах прямого или опосредованного общения. Поэтому признак «Степень контакта» характеризует наличие или отсутствие личного контакта субъектов массовой работы. Здесь выделяют непосредственные и опосредованные формы.

Для характеристики времени предоставления форм массовой работы предусмотрен признак «Сроки функционирования». По этому признаку выделяют кратковременные и долговременные формы.

Следующий признак квалификации форм массовой работы – «Состав (структура) формы». Если в форме используется один вид средств, ее можно назвать простой. Простыми по структуре формами массовой работе являются беседа, библиографический обзор, книжная выставка, плакат. На их основе образуется все многообразие форм, которые называются сложными (литературный вечер, день специалиста и др.), то есть состоящими из нескольких частей и связей между ними. Чем больше средств образует форму, тем она сложнее.

Признак «Новизна» включает возможность отслеживать изменения в массовой работе, удельный вес, суммарный состав нового и традиционного в работе. Сложность в том, что степень новизны может быть разной: форма может быть новой только для данной библиотеки, новой для библиотек региона, новой для библиотек страны или мира.

С позиции наличия или отсутствия фиксированной платы за услуги выделяют платные или бесплатные формы массовой работы, включенные в признак «Условия предоставления».

Хотелось бы отметить, что данные признаки не являются взаимоисключающими и в случае необходимости могут использоваться в сочетании. Так, выставка, представляющая собой наглядную форму, может быть постоянной и внутрибиблиотечной. Обзор возможен не только в стенах библиотеки, но и на радио и телевидении, быть письменным и устным.

Предлагаемая классификация отражает максимально широкий круг применяемых в библиотеке форм массовой работы, вне зависимости от предпочтения в их использовании. Это позволяет наглядно представит весь спектр форм массовой работы, которые библиотека может предложить, объединив родственные по определенным признакам формы [5].

Наши рекомендации