Способ и форма (формы) проведения практики

Способ проведения практики – стационарная.

Учебная практика (по получению первичных профессиональных умений и навыков) проводится дискретно:по периодам проведения практик – чередования в графике учебного процесса периодов учебного времени для проведения практик с периодами учебного времени для проведения теоретических учебных занятий.

1.3 Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Практика способствует формированию следующих компетенции, предусмотренных ФГОС ВО по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура «Профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта»:

Профессиональные компетенции:

– способностью выполнять научные исследования в образовательной деятельности и использовать их результаты в целях повышения эффективности педагогического деятельности (ПК-4).

– способностью выполнять научные исследования и использовать их результаты в целях повышения эффективности процесса спортивной подготовки (ПК-7).

– способностью использовать традиционные и современные научные концепции, подходы и направления исследований в сфере физической культуры и спорта (ПК-25).

– способностью разрабатывать и реализовывать проекты (программы и методологию) научных исследований в сфере физической культуры и спорта, с учетом текущего состояния и тенденций развития отрасли на основе междисциплинарных подходов (ПК-26).

– способностью выявлять и анализировать актуальные научные и практические проблемы физкультурно-спортивной деятельности (ПК-27).

В процессе прохождения учебной практики (по получению первичных профессиональных умений и навыков) формируются профессиональные компетенции.

ПК-4 «способностью выполнять научные исследования в образовательной деятельности и использовать их результаты в целях повышения эффективности педагогического деятельности»

Код дисциплины Участвующие в формировании данной компетенции учебные дисциплины (модули), практики ООП ВПО Курсы/семестры обучения
1 курс 2 курс
1 сем 2 сем 3 сем 4 сем
Б1. Дисциплины (модули)
Б1.Б.01 История и методология науки        
Б1.В.03 Модель специалиста физической культуры и спорта        
Б1.В.05 Отечественные и зарубежные системы физического воспитания        
Б1.В.ДВ.02.01 Диагностика профессиональной готовности кадров в сфере физической культуры и спорте        
Б1.В.ДВ.03.02 Основы информационно-библиографических знаний        
Б2. Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)
Б2.В.01(У) Учебная практика (по получению первичных профессиональных умений и навыков)        
Б3. Государственная итоговая аттестация
Б3.Б.01 Государственная итоговая аттестация        


ПК-7 «способностью выполнять научные исследования и использовать их результаты в целях повышения эффективности процесса спортивной подготовки»

Код дисциплины Участвующие в формировании данной компетенции учебные дисциплины (модули), практики ООП ВПО Курсы/семестры обучения
1 курс 2 курс
1 сем 2 сем 3 сем 4 сем
Б1. Дисциплины (модули)
Б1.Б.01 История и методология науки        
Б1.Б.03 Информационные технологии в науке и образовании        
Б2. Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)
Б2.В.01(У) Учебная практика (по получению первичных профессиональных умений и навыков)        
Б2.В.02.03(Н) 3. Научно-исследовательская работа        
Б2.В.03(Н) Научно-исследовательский семинар        
Б3. Государственная итоговая аттестация
Б3.Б.01 Государственная итоговая аттестация        

ПК-25 «способностью использовать традиционные и современные научные концепции, подходы и направления исследований в сфере физической культуры и спорта»

Код дисциплины Участвующие в формировании данной компетенции учебные дисциплины (модули), практики ООП ВПО Курсы/семестры обучения
1 курс 2 курс
1 сем 2 сем 3 сем 4 сем
Б1. Дисциплины (модули)
Б1.В.02 Профессионально-педагогическая деятельность специалиста физической культуры и спорта        
Б1.В.06 Инновационные технологии в физическом воспитании        
Б2. Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)
Б2.В.01(У) Учебная практика (по получению первичных профессиональных умений и навыков)        
Б3. Государственная итоговая аттестация
Б3.Б.01 Государственная итоговая аттестация        


ПК-26 «способностью разрабатывать и реализовывать проекты (программы и методологию) научных исследований в сфере физической культуры и спорта, с учетом текущего состояния и тенденций развития отрасли на основе междисциплинарных подходов»

Код дисциплины Участвующие в формировании данной компетенции учебные дисциплины (модули), практики ООП ВПО Курсы/семестры обучения
1 курс 2 курс
1 сем 2 сем 3 сем 4 сем
Б1. Дисциплины (модули)
Б1.Б.04 Современные проблемы наук о физической культуре и спорте        
Б2. Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)
Б2.В.01(У) Учебная практика (по получению первичных профессиональных умений и навыков)        
Б2.В.02.02(Н) 2. Научно-исследовательская работа        
Б3. Государственная итоговая аттестация
Б3.Б.01 Государственная итоговая аттестация        

ПК-27 «способностью выявлять и анализировать актуальные научные и практические проблемы физкультурно-спортивной деятельности»

Код дисциплины Участвующие в формировании данной компетенции учебные дисциплины (модули), практики ООП ВПО Курсы/семестры обучения
1 курс 2 курс
1 сем 2 сем 3 сем 4 сем
Б1. Дисциплины (модули)
Б1.Б.04 Современные проблемы наук о физической культуре и спорте        
Б2. Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)
Б2.В.01(У) Учебная практика (по получению первичных профессиональных умений и навыков)        
Б3. Государственная итоговая аттестация
Б3.Б.01 Государственная итоговая аттестация        

Этапы формирования компетенций.

В результате учебной практики, обучающиеся должны:

знать:

– систему научного знания о физической культуре и спорте, ее структуру;

– актуальные проблемы физической культуры и спорта;

– основные пути развития науки о физической культуре и спорте;

– современные научные концепции, подходы, методологии научных исследований в сфере физической культуры и спорта;

– современные компьютерные технологии, используемые в сфере физической культуры и спорте;

– основные пути развития научного направления по избранному профилю подготовки;

уметь:

– оперировать основными теоретическими знаниями о физической культуре и спорте;

– определять общие методологические подходы к проведению научного исследования;

– использовать традиционные и современные научные подходы, направления исследований в сфере физической культуры и спорта;

– использоватьинформационные технологии длярешенияучебных исследовательских задач;

– выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;

– в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики пересматривать собственные позиции, выбирать новые формы и методы работы;

– разрабатывать и внедрять программы, проекты научных исследований, с учетом текущего состояния и тенденций развития отрасли на основе междисциплинарных подходов;

– обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;

– предоставлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;

– корректно выражать и аргументировано обосновывать положения исследуемой проблемы.

владеть:

– навыками анализа научной информации;

– навыками организацией опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере физической культуры и спорта;

– профессиональным языком исследуемой проблемы;

– методами самоорганизации деятельности и самообразования помощника преподавателя ВУЗа в сфере физической культуры и спорта;

– актуальными научными и практическими проблемами физкультурно-спортивной деятельности.

1.4 Место практики в структуре образовательной программы

Учебная практика (по получению первичных профессиональных умений и навыков) относится к учебному блоку Б2.В.01 (У) – вариативная часть, является обязательной при освоении ОПП ВО по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (магистратура), профилю подготовки «Профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта» и представляет собой одну из форм организации учебного процесса, заключающуюся в научно-педагогической деятельности.

В методическом плане учебная практика (по получению первичных профессиональных умений и навыков) опирается на знания и умения, полученные в ходе изучения профессиональных дисциплин программы подготовки бакалавра физической культуры и первого семестра магистратуры («Информационные технологии в науке и образовании», «Современные проблемы наук о физической культуре и спорте», Активные методы контроля знаний и умений и изменения образованности», «Педагогическое мастерство»).

Освоение программы учебной практики (по получению первичных профессиональных умений и навыков) является основой для последующего изучения следующих дисциплин и прохождения практик: «Инновационные технологии в физическом воспитании», «Диагностика профессиональной готовности кадров в сфере физикой культуры и спорте», «Профессионально-педагогическая деятельность специалиста физической культуры и спорта», «Научно-исследовательская работа», Производственная практика (по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности), Преддипломная практика.

1.5 Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях либо в академических или астрономических часах

Учебная практика (по получению первичных профессиональных умений и навыков) проводится в течение 2 семестра (1 раз в неделю). Общая трудоемкость практики составляет 324 академических часов, или 9 зачетных единиц.

Сроки проведения учебной практики устанавливаются в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса на соответствующий учебный год.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Структура и содержание учебной практики представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Структура и содержание учебной практики

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов Формы текущего контроля
Наблюдение, изуче-ние, анализ Практичес-кая рабо та   Рабо-та с документами СРС
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП          
1.1 Организационно-ознакомительная работа  
1.1.1 Участие в организационном собраниипо проведению практики Контроль за участием
1.1.2 Изучение программы практики и требований руководителя практики Устный опрос
1.1.3 Знакомство с материально-технической базой кафедры и профессорско-преподавательским составом Анализ материально-технической базы кафедры. Анализ профессорско-препода-вательского состава кафедры (устно)
1.1.4 Ознакомление с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность СПО, с правилами и нормами охраны труда, техники безопасности Перечень и анализ нормативно-правовых документов (устно)
1.1.5 Изучение стандартов и инструкций, определяющих правила оформления научных работ (в том числе ВКР) Перечень стандартов и инструкций (устно)
1.1.6 Изучение и анализ основных документов планирования и контроля учебной деятельности студентов (ФГОС, учебный план, УМК дисциплины и т.д.) Перечень основных документов планирования и контроля учебной деятельности студентов (устно)
1.1.7 Разработка индивидуального плана работы на период прохождения практики Проверка документов планирования в дневнике практиканта
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭТАП          
2.1 Учебная работа  
2.1.1 Посещение и наблюдение различных видов занятий (лекции, семинары, практические занятия), проводимые профессорско-преподавательским составом кафедры. Анализ учебного занятия (устно)
2.1.2 Проведение различных видов учебных занятий по дисциплине в качестве помощника преподавателя колледжа (лекции, семинары, коллоквиумы, практические занятия) Анализ проведенного учебного занятия (устно)
2.1.3 Самостоятельное проведение фрагметов учебных занятий по дисциплине (лекция, семинары, коллоквиумы, практические занятия) Анализ проведенного учебного занятия (устно)
2.1.4 Поиск и изучение литературы по исследуемой проблеме Список литературных источников (письменно)
2.1.5 Проведение педагогического анализа различного учебного занятия Педагогический анализ (письменно)
2.2 Методическая работа  
2.2.1 Разработка рабочего плана подготовки ВКР на учебный год Оценка оформления и качества документов в дневнике практики
2.2.2 Разработка структуры выпускной квалификационной работы. Проверка структуры работы в дневнике практики
2.2.3 Разработка понятийного аппарата Оценка оформления и качества документов
2.2.4 Подготовка тезауруса основных терминов и понятий по ВКР Оценка качества тезауруса в дневнике практики
2.2.5 Разработка и оформление фрагмента конспекта лекции по теме дисциплины. Подготовка презентации к лекции PowerPoint План-конспект проведенного учебного занятия в дневнике практики + презентация
2.2.6 Разработка контрольных вопросов и/или заданий для проведения семинаров (практических) занятий по темам дисциплины Контрольные вопросы и /или задания для проведения семинаров (практических занятий), в дневнике практике
2.2.7 Оформление библиографического списка поВКР Оценка оформления и качества документов
2.3 Научная работа  
2.3.1 Проведение тестирования студентов по теме дисциплины Проверка теоретической части работы
2.3.2 Определение уровня знаний, физической подготовленности, уровня освоения двигательных навыков студентов Оценка оформления и качества документов
2.3.3 Определение уровня готовности студентов к научной деятельности Оценка оформления и качества выводов в отчете по результатам эксперимента
2.3.4 Обсуждение результатов научно-экспериментальной работы на заседании кафедры Контроль за участием
2.3.5 Написание научной статьи Оценка оформления и качества статьи
ИТОГОВЫЙ ЭТАП  
3.1 Оформление отчетной документации по учебной практике Оценка дневника практики
3.2 Подготовка презентации для участия в защите практики Оценка качества презентации
3.3 Выступление с докладом по исследуемой проблеме на научных конференциях университета (выпускающих кафедрах, методологическом семинаре) Оценка качества доклада
3.4 Защита итогов практики Оценка качества защиты
  Итого 324 часа

2.1 Разделы и их краткое содержание.

1 Проведение учебных занятий по программам колледжа.

2 Организация самостоятельной работы обучающихся по программам СПО.

3 Проведение контроля и оценки освоения обучающимися колледжа физической культуры.

4 Выполнять элементы педагогической деятельности, задания предусмотренные программой учебного курса.

5 Использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся.

6 Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися.

7 Контролировать соблюдение обучающимися на занятиях требований охраны труда.

8 Знакомить обучающихся с опытом успешных профессионалов.

9 Разрабатывать и применять контрольно-оценочные средства.

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

Формой итоговой аттестации магистрантов по учебной практике (по получению первичных профессиональных умений и навыков) является дифференцированный зачет.

По результатам практики магистрант получает оценку, отражающую качество выполнения программных заданий практики, которые оформляются в отчетном материале по практике.

Руководитель практики от учреждения оформляет характеристику о результатах прохождения учебной практики каждого магистранта и выставляет итоговую оценку.

При выставлении оценки за практику учитывается:

– отношение магистранта к практике (дисциплинированность, активность, ответственность, своевременное представление отчетной документации);

– уровень теоретической и практической подготовленности;

– степень владения профессионально-педагогическими умениями и навыками, качество проведения учебных занятий;

– качество составления отчетной документации;

– объем и качество проведенной организационной, учебно-методической и научно-исследовательской работы.

Невыполнение или неудовлетворительное качество выполнения какого-либо задания не позволит магистранту получить положительную оценку.

Форма отчетности: 1. Отчет. 2. Характеристика. 3. Индивидуальный план на период практики.

3.1 Перечень требований к отчету практиканта

3.1.1Индивидуальный план практиканта

3.1.2 Рабочий план подготовки выпускной квалификационной работы.

3.1.3Структура работы ВКР.

3.1.4Понятийный аппарат ВКР.

3.1.5 Тезаурус основных терминов и понятий (не менее 20).

3.1.6 План-конспект учебного занятия (лекция, семинар, практическое занятие).

3.1.7 Педагогический анализ учебного занятия.

3.1.8 Контрольные вопросы и/или заданий для проведения учебных занятий (семинар, практическое занятие).

3.1.9Библиографический список различных видов произведений печати в соответствии с ГОСТ 7.1-2003; ГОСТ 7.80-2000; ГОСТ 7.82-2001; ГОСТ 7.12-93.

– государственные документы;

– книги одного, двух, трех и более авторов;

– сборник одного автора;

– сборник с коллективным авторов;

– материалы конференций;

– диссертация, автореферат;

– статья в журнале;

– электронные ресурсы;

– словарь.

3.1.10 Статья научной конференции.

3.1.11 Отчет по итогам учебной практики.

Каждый документ проверяется и заверяется соответственно руководителем практики от университета или научным руководителем.

Наши рекомендации