Способ и форма (формы) проведения практики
Способ проведения практики – стационарная.
Учебная практика (по получению первичных профессиональных умений и навыков) проводится дискретно:по периодам проведения практик – чередования в графике учебного процесса периодов учебного времени для проведения практик с периодами учебного времени для проведения теоретических учебных занятий.
1.3 Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Практика способствует формированию следующих компетенции, предусмотренных ФГОС ВО по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура «Профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта»:
Профессиональные компетенции:
– способностью выполнять научные исследования в образовательной деятельности и использовать их результаты в целях повышения эффективности педагогического деятельности (ПК-4).
– способностью выполнять научные исследования и использовать их результаты в целях повышения эффективности процесса спортивной подготовки (ПК-7).
– способностью использовать традиционные и современные научные концепции, подходы и направления исследований в сфере физической культуры и спорта (ПК-25).
– способностью разрабатывать и реализовывать проекты (программы и методологию) научных исследований в сфере физической культуры и спорта, с учетом текущего состояния и тенденций развития отрасли на основе междисциплинарных подходов (ПК-26).
– способностью выявлять и анализировать актуальные научные и практические проблемы физкультурно-спортивной деятельности (ПК-27).
В процессе прохождения учебной практики (по получению первичных профессиональных умений и навыков) формируются профессиональные компетенции.
ПК-4 «способностью выполнять научные исследования в образовательной деятельности и использовать их результаты в целях повышения эффективности педагогического деятельности»
Код дисциплины | Участвующие в формировании данной компетенции учебные дисциплины (модули), практики ООП ВПО | Курсы/семестры обучения | |||
1 курс | 2 курс | ||||
1 сем | 2 сем | 3 сем | 4 сем | ||
Б1. Дисциплины (модули) | |||||
Б1.Б.01 | История и методология науки | ||||
Б1.В.03 | Модель специалиста физической культуры и спорта | ||||
Б1.В.05 | Отечественные и зарубежные системы физического воспитания | ||||
Б1.В.ДВ.02.01 | Диагностика профессиональной готовности кадров в сфере физической культуры и спорте | ||||
Б1.В.ДВ.03.02 | Основы информационно-библиографических знаний | ||||
Б2. Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР) | |||||
Б2.В.01(У) | Учебная практика (по получению первичных профессиональных умений и навыков) | ||||
Б3. Государственная итоговая аттестация | |||||
Б3.Б.01 | Государственная итоговая аттестация |
ПК-7 «способностью выполнять научные исследования и использовать их результаты в целях повышения эффективности процесса спортивной подготовки»
Код дисциплины | Участвующие в формировании данной компетенции учебные дисциплины (модули), практики ООП ВПО | Курсы/семестры обучения | |||
1 курс | 2 курс | ||||
1 сем | 2 сем | 3 сем | 4 сем | ||
Б1. Дисциплины (модули) | |||||
Б1.Б.01 | История и методология науки | ||||
Б1.Б.03 | Информационные технологии в науке и образовании | ||||
Б2. Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР) | |||||
Б2.В.01(У) | Учебная практика (по получению первичных профессиональных умений и навыков) | ||||
Б2.В.02.03(Н) | 3. Научно-исследовательская работа | ||||
Б2.В.03(Н) | Научно-исследовательский семинар | ||||
Б3. Государственная итоговая аттестация | |||||
Б3.Б.01 | Государственная итоговая аттестация |
ПК-25 «способностью использовать традиционные и современные научные концепции, подходы и направления исследований в сфере физической культуры и спорта»
Код дисциплины | Участвующие в формировании данной компетенции учебные дисциплины (модули), практики ООП ВПО | Курсы/семестры обучения | |||
1 курс | 2 курс | ||||
1 сем | 2 сем | 3 сем | 4 сем | ||
Б1. Дисциплины (модули) | |||||
Б1.В.02 | Профессионально-педагогическая деятельность специалиста физической культуры и спорта | ||||
Б1.В.06 | Инновационные технологии в физическом воспитании | ||||
Б2. Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР) | |||||
Б2.В.01(У) | Учебная практика (по получению первичных профессиональных умений и навыков) | ||||
Б3. Государственная итоговая аттестация | |||||
Б3.Б.01 | Государственная итоговая аттестация |
ПК-26 «способностью разрабатывать и реализовывать проекты (программы и методологию) научных исследований в сфере физической культуры и спорта, с учетом текущего состояния и тенденций развития отрасли на основе междисциплинарных подходов»
Код дисциплины | Участвующие в формировании данной компетенции учебные дисциплины (модули), практики ООП ВПО | Курсы/семестры обучения | |||
1 курс | 2 курс | ||||
1 сем | 2 сем | 3 сем | 4 сем | ||
Б1. Дисциплины (модули) | |||||
Б1.Б.04 | Современные проблемы наук о физической культуре и спорте | ||||
Б2. Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР) | |||||
Б2.В.01(У) | Учебная практика (по получению первичных профессиональных умений и навыков) | ||||
Б2.В.02.02(Н) | 2. Научно-исследовательская работа | ||||
Б3. Государственная итоговая аттестация | |||||
Б3.Б.01 | Государственная итоговая аттестация |
ПК-27 «способностью выявлять и анализировать актуальные научные и практические проблемы физкультурно-спортивной деятельности»
Код дисциплины | Участвующие в формировании данной компетенции учебные дисциплины (модули), практики ООП ВПО | Курсы/семестры обучения | |||
1 курс | 2 курс | ||||
1 сем | 2 сем | 3 сем | 4 сем | ||
Б1. Дисциплины (модули) | |||||
Б1.Б.04 | Современные проблемы наук о физической культуре и спорте | ||||
Б2. Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР) | |||||
Б2.В.01(У) | Учебная практика (по получению первичных профессиональных умений и навыков) | ||||
Б3. Государственная итоговая аттестация | |||||
Б3.Б.01 | Государственная итоговая аттестация |
Этапы формирования компетенций.
В результате учебной практики, обучающиеся должны:
знать:
– систему научного знания о физической культуре и спорте, ее структуру;
– актуальные проблемы физической культуры и спорта;
– основные пути развития науки о физической культуре и спорте;
– современные научные концепции, подходы, методологии научных исследований в сфере физической культуры и спорта;
– современные компьютерные технологии, используемые в сфере физической культуры и спорте;
– основные пути развития научного направления по избранному профилю подготовки;
уметь:
– оперировать основными теоретическими знаниями о физической культуре и спорте;
– определять общие методологические подходы к проведению научного исследования;
– использовать традиционные и современные научные подходы, направления исследований в сфере физической культуры и спорта;
– использоватьинформационные технологии длярешенияучебных исследовательских задач;
– выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;
– в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики пересматривать собственные позиции, выбирать новые формы и методы работы;
– разрабатывать и внедрять программы, проекты научных исследований, с учетом текущего состояния и тенденций развития отрасли на основе междисциплинарных подходов;
– обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
– предоставлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;
– корректно выражать и аргументировано обосновывать положения исследуемой проблемы.
владеть:
– навыками анализа научной информации;
– навыками организацией опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере физической культуры и спорта;
– профессиональным языком исследуемой проблемы;
– методами самоорганизации деятельности и самообразования помощника преподавателя ВУЗа в сфере физической культуры и спорта;
– актуальными научными и практическими проблемами физкультурно-спортивной деятельности.
1.4 Место практики в структуре образовательной программы
Учебная практика (по получению первичных профессиональных умений и навыков) относится к учебному блоку Б2.В.01 (У) – вариативная часть, является обязательной при освоении ОПП ВО по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (магистратура), профилю подготовки «Профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта» и представляет собой одну из форм организации учебного процесса, заключающуюся в научно-педагогической деятельности.
В методическом плане учебная практика (по получению первичных профессиональных умений и навыков) опирается на знания и умения, полученные в ходе изучения профессиональных дисциплин программы подготовки бакалавра физической культуры и первого семестра магистратуры («Информационные технологии в науке и образовании», «Современные проблемы наук о физической культуре и спорте», Активные методы контроля знаний и умений и изменения образованности», «Педагогическое мастерство»).
Освоение программы учебной практики (по получению первичных профессиональных умений и навыков) является основой для последующего изучения следующих дисциплин и прохождения практик: «Инновационные технологии в физическом воспитании», «Диагностика профессиональной готовности кадров в сфере физикой культуры и спорте», «Профессионально-педагогическая деятельность специалиста физической культуры и спорта», «Научно-исследовательская работа», Производственная практика (по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности), Преддипломная практика.
1.5 Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях либо в академических или астрономических часах
Учебная практика (по получению первичных профессиональных умений и навыков) проводится в течение 2 семестра (1 раз в неделю). Общая трудоемкость практики составляет 324 академических часов, или 9 зачетных единиц.
Сроки проведения учебной практики устанавливаются в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса на соответствующий учебный год.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Структура и содержание учебной практики представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Структура и содержание учебной практики
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов | Формы текущего контроля | |||
Наблюдение, изуче-ние, анализ | Практичес-кая рабо та | Рабо-та с документами | СРС | |||
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП | ||||||
1.1 | Организационно-ознакомительная работа | – | ||||
1.1.1 | Участие в организационном собраниипо проведению практики | – | – | – | Контроль за участием | |
1.1.2 | Изучение программы практики и требований руководителя практики | – | – | – | Устный опрос | |
1.1.3 | Знакомство с материально-технической базой кафедры и профессорско-преподавательским составом | – | – | Анализ материально-технической базы кафедры. Анализ профессорско-препода-вательского состава кафедры (устно) | ||
1.1.4 | Ознакомление с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность СПО, с правилами и нормами охраны труда, техники безопасности | – | – | Перечень и анализ нормативно-правовых документов (устно) | ||
1.1.5 | Изучение стандартов и инструкций, определяющих правила оформления научных работ (в том числе ВКР) | – | Перечень стандартов и инструкций (устно) | |||
1.1.6 | Изучение и анализ основных документов планирования и контроля учебной деятельности студентов (ФГОС, учебный план, УМК дисциплины и т.д.) | – | Перечень основных документов планирования и контроля учебной деятельности студентов (устно) | |||
1.1.7 | Разработка индивидуального плана работы на период прохождения практики | – | – | Проверка документов планирования в дневнике практиканта | ||
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭТАП | ||||||
2.1 | Учебная работа | |||||
2.1.1 | Посещение и наблюдение различных видов занятий (лекции, семинары, практические занятия), проводимые профессорско-преподавательским составом кафедры. | – | – | – | Анализ учебного занятия (устно) | |
2.1.2 | Проведение различных видов учебных занятий по дисциплине в качестве помощника преподавателя колледжа (лекции, семинары, коллоквиумы, практические занятия) | – | – | – | Анализ проведенного учебного занятия (устно) | |
2.1.3 | Самостоятельное проведение фрагметов учебных занятий по дисциплине (лекция, семинары, коллоквиумы, практические занятия) | – | – | Анализ проведенного учебного занятия (устно) | ||
2.1.4 | Поиск и изучение литературы по исследуемой проблеме | – | Список литературных источников (письменно) | |||
2.1.5 | Проведение педагогического анализа различного учебного занятия | – | Педагогический анализ (письменно) | |||
2.2 | Методическая работа | |||||
2.2.1 | Разработка рабочего плана подготовки ВКР на учебный год | – | – | Оценка оформления и качества документов в дневнике практики | ||
2.2.2 | Разработка структуры выпускной квалификационной работы. | – | – | Проверка структуры работы в дневнике практики | ||
2.2.3 | Разработка понятийного аппарата | – | – | Оценка оформления и качества документов | ||
2.2.4 | Подготовка тезауруса основных терминов и понятий по ВКР | – | Оценка качества тезауруса в дневнике практики | |||
2.2.5 | Разработка и оформление фрагмента конспекта лекции по теме дисциплины. Подготовка презентации к лекции PowerPoint | – | План-конспект проведенного учебного занятия в дневнике практики + презентация | |||
2.2.6 | Разработка контрольных вопросов и/или заданий для проведения семинаров (практических) занятий по темам дисциплины | – | Контрольные вопросы и /или задания для проведения семинаров (практических занятий), в дневнике практике | |||
2.2.7 | Оформление библиографического списка поВКР | – | Оценка оформления и качества документов | |||
2.3 | Научная работа | |||||
2.3.1 | Проведение тестирования студентов по теме дисциплины | Проверка теоретической части работы | ||||
2.3.2 | Определение уровня знаний, физической подготовленности, уровня освоения двигательных навыков студентов | Оценка оформления и качества документов | ||||
2.3.3 | Определение уровня готовности студентов к научной деятельности | – | Оценка оформления и качества выводов в отчете по результатам эксперимента | |||
2.3.4 | Обсуждение результатов научно-экспериментальной работы на заседании кафедры | – | – | – | Контроль за участием | |
2.3.5 | Написание научной статьи | – | Оценка оформления и качества статьи | |||
ИТОГОВЫЙ ЭТАП | – | |||||
3.1 | Оформление отчетной документации по учебной практике | – | Оценка дневника практики | |||
3.2 | Подготовка презентации для участия в защите практики | – | – | Оценка качества презентации | ||
3.3 | Выступление с докладом по исследуемой проблеме на научных конференциях университета (выпускающих кафедрах, методологическом семинаре) | – | – | Оценка качества доклада | ||
3.4 | Защита итогов практики | – | – | – | Оценка качества защиты | |
Итого | 324 часа |
2.1 Разделы и их краткое содержание.
1 Проведение учебных занятий по программам колледжа.
2 Организация самостоятельной работы обучающихся по программам СПО.
3 Проведение контроля и оценки освоения обучающимися колледжа физической культуры.
4 Выполнять элементы педагогической деятельности, задания предусмотренные программой учебного курса.
5 Использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся.
6 Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися.
7 Контролировать соблюдение обучающимися на занятиях требований охраны труда.
8 Знакомить обучающихся с опытом успешных профессионалов.
9 Разрабатывать и применять контрольно-оценочные средства.
ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ
Формой итоговой аттестации магистрантов по учебной практике (по получению первичных профессиональных умений и навыков) является дифференцированный зачет.
По результатам практики магистрант получает оценку, отражающую качество выполнения программных заданий практики, которые оформляются в отчетном материале по практике.
Руководитель практики от учреждения оформляет характеристику о результатах прохождения учебной практики каждого магистранта и выставляет итоговую оценку.
При выставлении оценки за практику учитывается:
– отношение магистранта к практике (дисциплинированность, активность, ответственность, своевременное представление отчетной документации);
– уровень теоретической и практической подготовленности;
– степень владения профессионально-педагогическими умениями и навыками, качество проведения учебных занятий;
– качество составления отчетной документации;
– объем и качество проведенной организационной, учебно-методической и научно-исследовательской работы.
Невыполнение или неудовлетворительное качество выполнения какого-либо задания не позволит магистранту получить положительную оценку.
Форма отчетности: 1. Отчет. 2. Характеристика. 3. Индивидуальный план на период практики.
3.1 Перечень требований к отчету практиканта
3.1.1Индивидуальный план практиканта
3.1.2 Рабочий план подготовки выпускной квалификационной работы.
3.1.3Структура работы ВКР.
3.1.4Понятийный аппарат ВКР.
3.1.5 Тезаурус основных терминов и понятий (не менее 20).
3.1.6 План-конспект учебного занятия (лекция, семинар, практическое занятие).
3.1.7 Педагогический анализ учебного занятия.
3.1.8 Контрольные вопросы и/или заданий для проведения учебных занятий (семинар, практическое занятие).
3.1.9Библиографический список различных видов произведений печати в соответствии с ГОСТ 7.1-2003; ГОСТ 7.80-2000; ГОСТ 7.82-2001; ГОСТ 7.12-93.
– государственные документы;
– книги одного, двух, трех и более авторов;
– сборник одного автора;
– сборник с коллективным авторов;
– материалы конференций;
– диссертация, автореферат;
– статья в журнале;
– электронные ресурсы;
– словарь.
3.1.10 Статья научной конференции.
3.1.11 Отчет по итогам учебной практики.
Каждый документ проверяется и заверяется соответственно руководителем практики от университета или научным руководителем.