Цели, задачи, принципы взаимодействия школы и семьи
В период коренных социально-экономических преобразований в нашей стране дело воспитания молодого поколения приобретает особое значение для развития общества. Школа является важным звеном в системе воспитания. Усложнение социальной ситуации воспитания требует переосмысления педагогических и методических основ работы школы. Современная школа требует развития воспитательной системы совершенно нового типа, основанной на глубоком изучении личности школьника, индивидуальном подходе к нему, направленном на развитие личности с учётом ее интересов, на организацию взаимоотношений учащихся друг с другом, с учителем, с окружающим миром. Воспитательная работа школы не может строиться без учёта того, что индивидуальность ребёнка формируется в семье.
Основой взаимодействия школы и семьи является общая цель: обеспечить формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становления, воспитания и обучения детей.
Сотрудничество педагогов и семьи направлено на решение общих задач воспитания детей:
1)обеспечение качественного образования;
2)развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;
3) формирование нравственности и культуры поведения у учащихся;
4) подготовка школьников к семейной жизни;
5) формирование потребности в здоровом образе жизни.
Для достижения указанной цели и общих задач воспитания необходимо решить комплекс частных педагогических задач.
В работе с детьми:
-воспитание уважительного, заботливого отношения к родителям;
-формирование ответственности за свои поступки перед семьей;
-воспитание чувства гордости за семью, стремление поддерживать и развивать лучшие семейные традиции.
В работе с родителями:
- формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;
-формирование субъектной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;
-формирование психолого-педагогической культуры родителей;
-развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми. В работе с педагогами:
-формирование понимания значимости сотрудничества с семьей, роли педагогов в формировании гуманных отношений между родителями и детьми;
-формирование у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями;
-освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.
Взаимодействие школы и семьи предусматривает реализацию следующих принципов.
1. Принцип гуманистической ориентации во взаимодействии с семьей, который предполагает:
- выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;
- опору на положительные стороны родителей и детей;
- раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности;
- доверие ребенку и родителям;
- принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;
- в подход с оптимистической гипотезой к семье, родителям, ребенку, к решению возникающих проблем;
- принятие, учет традиций семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;
- восприятие, оценку поступков ребенка как представителя семьи, носителя интересов семьи;
- обеспечение единства педагогических влияний на ребенка, влияний детского коллектива педагогов и родителей;
-заинтересованное отношение к судьбе ребенка, проблемам семьи, защиту интересов ребенка и семьи, помощь в решении проблем;
- обеспечение свободы совести, вероисповедания ребенка и родителей;
- содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;
- заботу о здоровье ребенка, о здоровом образе жизни семьи;
- создание ситуаций взаимного внимания, заботы о семье, детях, родителях.
2. Принцип интеграции и дифференциации целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей. Этот принцип требует:
- обеспечения взаимной информированности педагогов и; родителей об особенностях ребенка, его достижениях и трудностях, выявления общих проблем для решения;
- определения, с одной стороны, общих задач воспитания детей, которые объединят усилия педагогов и родителей, с другой стороны – конкретизации задач для каждой из взаимодействующих сторон;
- с одной стороны, объединения усилий в достижении общих целей, в решении главных проблем ребенка, а с другой – распределения ролей, функций, ответственности, обязанностей между педагогами, родителями, детьми;
- совместного принятия решений, согласованности действий при выполнении решений, затрагивающих интересы взаимодействующих сторон;
- соблюдения обязательств, договоренностей, соглашений каждым участником педагогического процесса;
-согласованности требований к ребенку школы и семьи;
- проведения всей воспитательной работы с привлечением родителей;
- ориентации не только на воспитательную работу с учащимися, но и на взаимодействие с семьей, развитие отношений между родителями и детьми;
- согласованности педагогических действий классных руководителей, учителей, психологов, социальных педагогов, администрации в работе с семьей.
3. Принцип управления взаимодействием школы и семьи. Этот принцип означает:
- изучение состояния, отслеживание результатов взаимодействия педагогов и семьи на уровне школы и в классных коллективах;
- выявление трудностей, проблем взаимодействия педагогов и семьи и отбор педагогических средств его регулирования;
- организацию изучения и обобщения передового опыта взаимодействия педагогов и семьи;
- пропаганду лучших достижений взаимодействия педагогов и семьи, родителей и детей;
- подготовку педагогов, учащихся и родителей к совместной деятельности;
- создание благоприятной атмосферы, обстановки для установления контактов при организации совместной деятельности;
- оказание методической помощи педагогам и родителям в организации взаимодействия на всех уровнях – в классе и школе; между педагогами и родителями, родителями и детьми; стимулирование взаимодействия школы и семьи.
3. Основные направления, содержание и формы взаимодействия школы, семьи и общественности
Основными направлениями взаимодействия семьи и школы, как правило, являются следующие:
1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.
2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
3. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
4.Психолого-педагогическое просвещение родителей.
5. Взаимодействие с родительским комитетом.
6. Организация совместной деятельности родителей и учащихся.
7. Взаимодействие с родителями, входящими в общественные организации, занимающимися вопросами здоровья.
Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с ребенком, понять стиль жизни семьи, его уклад, взаимоотношения между домочадцами, их духовные ценности. При этом педагог использует комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседы, анкетирование, интервью, сочинения, метод обобщения независимых характеристик, ведение дневника наблюдения за ребенком.
Однако в исследовании семьи есть и свои особенности. Во-первых, необходимо исходить из принципа разумной достаточности: всякий новый шаг предпринимается лишь в том случае, если получен результат на предыдущем. Необходимость в диагностике возникает, если отмечаются нарушения в поведении ребенка, причинами которых могут быть искаженные родительские отношения, педагогическая неграмотность родителей, дисгармония развития ребенка.
Для достижения положительного результата в работе педагогу необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей. К индивидуальным формам можно отнести организуемые классными руководителями, воспитателями, социальным педагогом, психологом и учителями встречи и беседы с родителями конкретного ребёнка по вопросам его обучения и воспитания. К ним относятся:
- посещение семьи, которое помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни, проверить режим дня ребенка;
- консультации.
При посещении семьи педагог беседует с родителями об интересах и склонностях ребёнка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка и т.д. Посещая семьи и беседуя с родителями, педагоги могут узнать о семейных традициях, о характере работы каждого члена семьи, выявить, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, найти пути сотрудничества семьи и школы.
Консультации могут быть тематическими. Их рекомендуется проводить в каникулярное время или после проведения всех занятий с детьми, чтобы педагог не был жестко ограничен во времени и мог свободно общаться с родителями. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, педагог же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи.
К групповым формам работы с родителями относятся такие формы как родительские собрания, встречи с учителями - предметниками, администрацией. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекают также специалистов различных направлений: врачей, юристов, социального педагога, психолога, инспекторов ГИБДД, ПДН и т.д. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.
Одной из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний являются классные родительские собрания. Они призваны обеспечивать повышение у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирование родительского общественного мнения и родительского коллектива. На собрании обсуждаются проблемы жизни класса, задачи учебно-воспитательной работы в школе и классе и т.д. Они могут быть организационными, тематическими, итоговыми. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами. Е.Н.Степанов к основным элементам подготовки собрания родителей относит следующие:
1. Выбор темы собрания.
2. Определение целей родительского собрания.
3. Изучение организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
4. Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.
5. Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.
6. Приглашение родителей и других участников собрании.
7. Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.
8. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
Таким образом, каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности при активном участии родителей. Готовясь к собранию, учителю желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы. Важно заранее продумать оформление классной комнаты (оформить выставку творческих работ, выпустить специальную тематическую газету, подготовить презентацию, подобрать литературу для родителей).
Классное родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:
1) Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями педагогов - предметников.
2) Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.
3) Психолого-педагогическое просвещение.
4) Обсуждение организационных вопросов (проведение экскурсий, классных вечеров, приобретение учебной литературы и пр.).
5) Рефлексия. В конце родительского собрания подводится итог всему сказанному.
6) Личные беседы с родителями.
В качестве основного недостатка в организации классных родительских собраний следует назвать отсутствие разнообразия форм и методов их проведения, следствием чего и бывает низкая посещаемость и активность родителей.
Университет педагогических знаний – это форма психолого-педагогического просвещения родителей, в рамках которой родители вооружаются необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомятся с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.
Лекция как форма психолого-педагогического просвещения, раскрывает сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор - сам учитель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Одно из необходимых условий эффективной лекции - опора на опыт семейного воспитания. Она должна дополняться непринужденным разговором, задушевной беседой, диалогом с родителями как заинтересованными единомышленниками.
В определении тематики лектория участвуют родители. Если они затрудняются сформулировать темы занятий, определить проблемы для изучения, педагог может предложить набор возможных тем с учетом имеющихся методических рекомендаций, а также проблем воспитания детей в данном коллективе. Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы в нем разнообразны, и лучше, если родители - не пассивные слушатели. Их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов связаны с организацией и проведением занятий. В этой связи при организации психолого-педагогического просвещения родителей целесообразно:
-использование активных форм проведения занятий, предусматривающих диалог, актуализирующих субъектную позицию родителей (вопросы родителей, коллективный поиск ответа при комментарии специалиста, решение проблемных ситуаций, обмен опытом, дискуссия);
- организация групповой работы родителей при подготовке и проведении занятий, предусматривающей мозговой штурм при решении проблемы, разработка рекомендаций по обсуждаемому вопросу, составление рекомендаций и памяток;
- проведение занятий совместно с детьми по проблемам, которые интересны и детям, и взрослым;
- презентация информации о наиболее интересных и полезных публикациях, книгах по проблемам, которые волнуют родителей;
- подготовка печатных материалов, включающих конкретные советы и рекомендации по изучаемому вопросу.
Целесообразно подготовку занятий осуществлять поочередно группой родителей (советом дела). В зависимости от сложности темы, подготовленности к ней родителей педагог и совет дела привлекают специалистов, либо подбирают материал и проводят занятие своими силами. В случае приглашения специалиста организаторы предварительно обговаривают с ним круг волнующих родителей проблем, продумывают способы привлечения и активизации участников занятия.
Конференция как форма педагогического просвещения, предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом и проводятся раз в год. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Примерными темами для совместного обсуждения на конференции могут быть: «Права и обязанности ребенка в семье», «Стили и методы воспитания ребенка в семье», «Психология ребенка», «Особенности адаптации ребенка в школе», «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» и др. Такая работа требует тщательной подготовки и предусматривает активное участие родителей, социального педагога, психолога и представителей заинтересованной общественности. Отличительной особенностью конференции является принятие определённых решений и планирование мероприятий по заявленной проблеме. Структура конференции составляет: 1) слово руководителя; 2) выступления родителей (3-5 человек) о семейном опыте по данной проблеме; 3) просмотр видеофильма; 4) выступления желающих; 5) выступления детей; 6) подведение итогов.
Практикум – это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума педагог предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы, объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Рекомендуется один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке.
Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, организует совместные досуговые мероприятия, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.
К нетрадиционным формам сотрудничества школы и семьи относятся: педагогическая дискуссия (диспут), ролевые игры, родительские собрания по мотивам известных телевизионных игр, мастер-классы, тренинги.
Педагогическая дискуссия (диспут) – одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Конечно, не все родители могут поддержать спор, поэтому и эта форма работы с родителями организуется редко.
Ролевые игры – форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др.
Достаточно редкой формой работы являются родительские собрания по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других. Их организация требует кропотливой работы со стороны всех участников педагогического процесса: учителей, родителей и самих школьников.
Одной из современных форм взаимодействия с семьёй учащихся является проведение мастер-классов, ведущей задачей которых является освоение родителями технологий, методов и приёмов организации познавательной и творческой деятельности.Центральным звеном мастер-класса является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.Мастер-класс отличается от других форм трансляции педагогического опыта тем, что в процессе его проведения осуществляется не только непосредственная демонстрация, но и проработка, обсуждение предлагаемого методического продукта, поиск творческого решения педагогической проблемы, как со стороны участников, так и со стороны педагога.
Разновидностью мастер-класса может быть «Творческая мастерская». Её организация направлена на развитие сотрудничества родителя и ребёнка в процессе совместного выполнения под руководством учителя творческих работ: создание моделей, аппликаций, рисунков, скульптур, поделок из разного рода материалов.
Тренингикак форма работы с родителями направлены на оказание им психологической помощи. Это особая разновидность обучения через непосредственное «проживание» и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта. На тренинге родитель получает возможность побывать, например, на месте ребёнка и понять, что же тот чувствует в тех или иных ситуациях. Результат тренинга не сводится к формированию у родителей системы знаний и умений. Большое значение имеет субъективное улучшение их психологического состояния и получение импульса к дальнейшему саморазвитию. Примерными темами для тренинга могут быть: «Услышь меня!», «Мы - друзья», «Учимся понимать друг друга», «Эффективный родитель» и т.д.
Вопросы для самоконтроля
1)В чём состоит содержание воспитательной функции семьи?
2)Каковы основные проблемы современной семьи?
3)Чем обусловлена необходимость взаимодействия школы, семьи и общественности?
4) На каких принципах должна строиться работа школы с родителями?
5)Какие формы работы школы, на ваш взгляд, являются наиболее привлекательными для родителей? Почему?
Задания для практики
Изучите опыт работы школ и классных руководителей с родителями по материалам Интернет-ресурсов и периодических изданий. Проанализируйте:
- Какие из направлений взаимодействия школы и семьи реализуются сегодня наиболее и наименее успешно?
-Какие нетрадиционные формы сотрудничества с семьёй, кроме вышеназванных, используются в современной школе?
-Каковы условия эффективного взаимодействия педагога и родителей школьника?
Основная литература:
1. Коджаспирова Г.М. Педагогика : Учебник . - М. : КНОРУС, 2010.;2004 - 744с.
2. Подласый, И.П. Педагогика. : Учеб. для вузов: В 3 кн. Кн.1 : Общие основы.Процесс обучения / И.П.Подласый. - 2-е изд.,испр.и доп. - М. : ВЛАДОС, 2007. - 527с.
3. Подласый, И.П. Педагогика. : Учеб. для вузов: В 3 кн. Кн.2 : Теория и технологии обучения / И.П.Подласый. - 2-е изд.,испр.и доп. - М. : ВЛАДОС, 2007. - 575с.
4. Подласый, И.П. Педагогика. : Учеб. для вузов: В 3 кн. Кн.3 : Теория и технологии воспитания / И.П.Подласый. - 2-е изд.,испр.и доп. - М. : ВЛАДОС, 2007. - 463с.
Сластенин В.А. Педагогика : Учеб.пособие для студ.высш. пед.учеб.заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. - 8-е изд.,стереотип. - М. : Академия, 2008.;2007 - 576с.
6. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы, Логос, 2012 г., 447 с.http://bibliorossika.com
Дополнительная литература:
1.Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций, ВЛАДОС, 2010 г.,649 с. http://bibliorossika.com
2. Педагогика :Учеб.пособие / Под ред.П.И.Пидкасистого. - М. : Высш.образование, 2007. - 430с.
3. Столяренко А. М. Столяренко, А. М. Общая педагогика [Электронный ресурс] : учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000) / А. М. Столяренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 479 с. http://znanium.com