Проблема совершенствования методов воспитания. Классический и современные подходы к классификации методов воспитания (Г.И. Щукина, В.А Сластенин и др.)
Методы воспитания - это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. И.Ф.Харламов уточняет: методы воспитания - совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.
Среди общих причин (условий, факторов), определяющих выбор методов воспитания, прежде всего должны быть учтены следующие:
Цели и задачи воспитания
Возрастные особенности воспитанников
Уровень сформированности коллектива (школьного класса
Индивидуальные и личностные особенности воспитанников
Условия воспитания
Средства воспитания
Уровень педагогической квалификации.
Время воспитания
Ожидаемые последствия
Познанию методов способствует их классификация (деление предметов на группы по какому-либо признаку). В педагогике нет строго научной классификации методов воспитания.
Трудность в классификации методов воспитания заключаться в том, что они отличаются по целям, средствам осуществления, по последовательности, постепенности их применения.
Многообразие форм взаимодействия педагога и воспитанников обусловливает многообразие методов воспитания и сложность их классификации. В системе методов воспитания существует несколько классификаций, выделяемых по различным основаниям.
1. По характеру воздействия на личность воспитанника:
а) убеждение,
б) упражнение,
в) поощрение,
г) наказание.
2. По источнику воздействия на личность воспитанника:
а) словесные;
б) проблемно-ситуативные;
в) методы приучения и упражнения;
г) методы стимулирования;
д) методы торможения;
е) методы руководства;
ж) методы самовоспитания.
3. По результатам воздействия на личность воспитанника выделяются методы:
а) влияющие на нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;
б) влияющие на привычки, определяющие тип поведения.
4. По направленности воздействия на личность воспитанника методы воспитания делятся на:
а) формирующие мировоззрение и осуществляющие обмен информацией;
б) организующие деятельность и стимулирующие мотивы поведения; в) оказывающие помощь воспитанникам и направленные на оценку их поступков.
5. Бинарные методы, предполагающие выделение пар методов «воспитания – самовоспитания». Это методы воздействия:
а) на интеллектуальную сферу (убеждение – самоубеждение);
б) мотивационную сферу (стимулирование (поощрение и наказание) – мотивация); в) эмоциональную сферу (внушение – самовнушение);
г) волевую сферу (требование – упражнение);
д) сферу саморегуляции (коррекция поведения – самокоррекция);
е) предметно-практическую сферу (воспитывающие ситуации – социальные пробы);
ж) экзистенциальную сферу (метод дилемм – рефлексия).
Наиболее оптимальной представляется классификация методов воспитания, выделяемая на основе комплексного воздействия на личность воспитанника и включающая методы:
· формирования сознания личности;
· организации деятельности и опыта общественного поведения;
· стимулирования поведения личности.
Так Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Ф. Ф. Королев выделяют три группы методов:
1) убеждение,
2) упражнение,
3) поощрение и наказание.
В. А. Сластенин под методами воспитания понимает способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых. Ученый называет четыре группы таких методов:
· формирование сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов);
· организация деятельности, общения, опыта общественного поведения;
· стимулирование и мотивация деятельности и поведения;
· контроль, самоконтроль и самооценка деятельности и поведения.
Классификация методов воспитания (Г.И. Щукина)
1. Методы формирования сознания личности (убеждение): рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;
2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение): упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации;
3. Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация): соревнование, поощрение, наказание.
В основу одной из последних классификаций положена концепция деятельности, согласно которой выделены три группы методов воспитания по их месту в процессе воспитания (Ю.К.Бабанский):
1 группа - методы формирования сознания личности (взглядов, оценок).
2 группа - методы организации деятельности, опыта поведения.
3 группа - методы стимулирования деятельности и поведения.
Методы воспитания по классификации И.С. Марьенко (объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания и др.)
Лекция 4.