Методика проведения занятий по КТОП (психогимнастика, танцевальная терапия)
Наибольшее распространение в нашей стране получили психогимнастика и танцевальная терапия. Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (познавательной, эмоционально-личностной). Такие занятия показаны вспыльчивым, замкнутым детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, с неврозами, нарушениями характера; легкими задержками психического развития и другими нервно-психическим расстройствами. Психогимнастика по методике М.И. Чистяковой, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, воспитание эмоций и высших чувств, на приобретение навыков в саморасслаблении. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снять психическое напряжение. Нарушения выразительности моторики заслуживают пристального внимания, так как неумение правильно выразить свои чувства, неловкость, затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми.
Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Пояснение эмоций в психогимнастике ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на хорошем языке, лучше мыслит, тоньше понимает себя. Занятия по психогимнастике строятся по определенной схеме и состоят из четырех фаз.
1. фаза. Мимические и пантомимические этюды. Цель – выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций – радость, удивление, интерес, гнев, страх и др. Дети знакомятся с элементами выразительных движений – мимикой, жестом, позой, походкой.
2 фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций. Цель – выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам.
3 фаза. Этюды игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ. Цель – коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.
4 фаза. Психомышечная тренировка. Цель – снятие психоэмоционального напряжения, нежелательного поведения, черт характера. Между второй и третьей фазами делается перерыв несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе (общение между собой). Между третьей и четвертой фазой можно провести игру на внимание, память, подвижную игру. Дошкольников в группе не должно быть более шести, а младших школьников – более восьми. При изображении нежелательных черт характера положительные и отрицательные роли разыгрываются детьми в парах со сменой ролей. Этюды и игры на эмоции должны быть на каждом занятии
Заканчивается занятие расслаблением детей, обучением их саморегуляции. На занятиях по психогимнастике используется детский вариант психомышечной тренировки, разработанный А.В. Алексеевым для юных спортсменов, адаптированный для школьников. При проведении тренировки необходимо: соблюдать чувство меры, не затягивать отдых и дозировать внушение.
Автор М.И. Чистякова предлагает музыкальное сопровождение каждого этюда, использование приема сочинения историй, в основе которого лежат актуальные проблемы детей. По данному методу широко используются элементы изотерапии. Дети могут раскрашивать лицо изображаемого человека или фон вокруг него в цвет своего эмоционального состояния. Тематическое рисование хорошо сочетается с мимическими и пантомимическими этюдами, что приводит к усилению воздействия. Наглядность в виде пиктограмм, условных фигурок, изображающих различные позы, фотографии с изображением различных эмоциональных состояний и состояния напряжения и расслабления в мышцах используется для тренировки умения распознавать эмоциональное состояние по мимике и пантомимике.
Авторы из г. Сакт-Петербурга Г. Бардиер, И. Ромазан, Г.Чередникова разработали другое направление психогимнастики, которую можно использовать для детей, начиная с 3-х летнего возраста. Специфика организации занятий - каждое упражнение включает в деятельность фантазию, чувства, движения. Все занятие строится на сюжетно-ролевом содержании, все предметы и события должны быть воображаемыми; в структуру занятий входят: разминка, гимнастика, эмоции, общение, поведение, завершение.
В танцевальной терапии основополагающим правилом является единство тела и сознание человека. Характер человека понимается не только как его психологические особенности, но и как способ функционирования его тела, проявляющийся через позу, осанку, физические способности и др. Эмоциональные состояния отражаются в теле и задают ему определенную структуру.
Отрицательные эмоции, подавление чувств способствуют образованию защитных телесных механизмов в форме мышечной закрепощенности и ограничений двигательного диапазона. «Мышечные блоки» оказывают отрицательное влияние на психику.
Задачей психокоррекционной работы является выявление, проработка телесных «зажимов», достижение свободных и естественных движений. Особенности танцевальной терапии заключаются в том, что эти задачи решаются способом выразительного движения. Танец – это общение, культурно-приемлемый способ взаимодействия с другими людьми. Если в телесно-ориентированной терапии, в большей степени, делается акцент на особенности структуры и функционирования тела одного человека вне контекста его социального взаимодействия, то в танце проявляются все способы межличностного общения.
Групповая форма занятия дает широкие возможности для совершенствования социальных умений тех пациентов, которые нуждаются в тренинге элементарных социальных навыков. Направление танцевальной терапии приобрело значимость при работе с больными, испытывающими трудности со словесным взаимодействием. Особую роль танцтерапия имеет, как способ осуществления контакта с аутичными, недоступными для речевого воздействия больными. Выразительные движения позволяют освободить подавленные чувства, исследовать скрытые конфликты, которые могли быть источником напряжения и реализовать это напряжение в креативном русле. Важной целью танцтерапии является развитие положительного образа собственного тела, который связан с положительным образом «Я».
Аналогом телесно-ориентированной терапии можно считать применение лечебной физической культуры (ЛФК) в психотерапевтических мероприятиях. ЛФК улучшает моторную функцию, способствует восстановлению утраченных навыков общения и труда. В танцевальной терапии выделяются: структурированный танец; спонтанные выразительные движения; свободные движения с заданным ритмом и др.