Отличительные черты креативных и экстремальных видов АФК

Выделение данных видов вызывало неоднозначную реакцию со стороны специалистов по теории и методике физической культуры. В критических замечаниях указывается, что названные виды встречаются в адаптивном спорте, физической реабилитации, адаптивной двигательной рекреации, и скорее всего, относятся к средствам или методам АФК.

Однако, данные замечания не учитывают главной цели выделения дополнительных видов адаптивной физической культуры, которая состоит в стремлении учесть все многообразие личных (не только государственных, общественных) потребностей человека с отклонениями в состоянии здоровья и предложить социально приемлемые способы их удовлетворения (С.П. Евсеев).

Отличительными чертами креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных (КТОП) видов адаптивной физической культуры являются следующие:

1. Творчество, стремление к познанию нового, неизведанного. Творчество становится ведущей целью, сущностью занятий, непременным атрибутом деятельности.

2. Обязательное объединение духовного и телесного начал человека в процессе занятий. Максимальное привлечение в сферу АФК средств и методов психологии и психотерапии с одной стороны, и обогащение классических методов психологии и психотерапии технологиями АФК, с другой стороны. Акцент для специалистов адаптивной физической культуры делается на креативность, образность, духовность, а для психологов – на телесность, физические компоненты личности.

3. Интеграция двигательной деятельности со средствами и методами искусства. Здесь используются музыка, хореография, пантомима, литература, поэзия, рисунок, лепка, работа с песком и т.п.

4. Вытеснение из сознания занимающихся предыдущей картины мира, полное поглощение его новыми впечатлениями, образами, активностью. Здесь происходит полное переключение сознания, погружение его в необычную деятельность, стимулирующую работу отдыхавших участков мозга, его обоих полушарий.

5. Возможность с помощью КТОП переработать негативные состояния занимающихся, проиграть свои внешние и внутренние ощущения, лучше понять и познать себя; совместно переживать ситуации с другими людьми, развивать эстетические чувства, получать радость от ощущений собственного тела (Н.Ю. Оганесян).

6. Данные практики получили наибольшее распространение в психиатрии, психотерапии, нетрадиционных системах оздоровления.

Цель креативных телесно-ориентированных видов – обеспечение возможности для творческого развития и самовыражения занимающихся через движение, музыку, образ путем интеграции компонентов физической культуры и искусства, объединения духовно-телесных составляющих человека с отклонениями в состоянии здоровья.

Основные задачи: развитие креативных (творческих) и эстетических способностей; преодоление психологических комплексов, снятие «мышечных зажимов» с помощью физических упражнений, музыки, танцев, сюжетных игр и т.д.; активизация мыслительного процесса и познавательного интереса, овладение навыками общения и коллективного творчества, совершенствование коммуникативной деятельности; приобщение к искусству; доступным областям профессионально-трудовой деятельности.

При проведении занятий по КТОП рекомендуется выполнять условия:

- создание естественной стимулирующей среды (комфорт, защищенность);

- подбор заданий, соответствующих возможностям занимающихся, исключение негативных оценок их действий, идей, результатов, поощрение творчества;

- усиление положительной мотивации к занятиям и личной заинтересованности участников занятий в происходящем;

- реальное проживание, проигрывание, прочувствование возможных воображаемых и реальных ситуаций в жизни;

- использование метода переноса смысла с одного познаваемого объекта на другой (С.В. Дмитриев) за счет применения метафор (перенесение одного образа в другой, более сложный), аналогий (вскрывает внутреннюю сущность объекта, делает «необычное знакомым», понятным для занимающихся), аллегорий (сопоставление несопоставимого) и других идеальных образований, составляющих универсальный механизм творческой деятельности и играющих немалую роль в художественном осмыслении действительности.

Главная цель – борьба с монотонией, однообразием в жизни, преодоление психологической неполноценности (неуверенности в своих силах, недостаточного самоуважения); формирование потребности в значительных напряжениях, как необходимом условии саморазвития и самосовершенствования.

Основные задачи: формирование чувства собственного достоинства, самоуважения путем преодоления критических ситуаций, связанных с риском и опасностью; адаптация к повышенному напряжению, экстремальным ситуациям, формирование активной жизненной позиции; демонстрация потенциальных возможностей человека с отклонениями в состоянии здоровья в управлении двигательными действиями в экстремальных условиях; преодоление психологических комплексов неполноценности, профилактика состояний фрустрации, депрессии, наркотической и алкогольной зависимости; повышение уровня качества их жизни.

В качестве важнейших условий применения экстремальных видов адаптивной физической культуры должны выступать:

- наличие технических предпосылок обеспечения абсолютной безопасности выполнения двигательных заданий;

- наличие у специалистов АФК сформированных умений и навыков оказания занимающимся физической помощи и страховки;

- совершенное владение специалистами АФК техникой выполнения и демонстрации экстремальных упражнений, наличие иллюстративных материалов;

- наличие средств оказания первой медицинской помощи в местах проведения занятий.

Главными функциями КТОП являются творческая, развивающая, воспитательная и личностно-ориентированная. Развивающая функция ставит акцент в процессе занятий на формирование и развитие личностных качеств. Именно в этом виде АФК, имеются наибольшие возможности для формирования аксиологический (ценностной) концепции жизни человека, ценностных ориентаций, мотивов, интересов. Это объясняется взаимоусиливающими влияниями интегрированных средств физической культуры и искусства, художественного осмысления и трактовки действительности. Вид деятельности занимающихся, применяемые средства, методы, организационные формы занятий креативными телесно-ориентированными практиками позволяют выделить эстетическую, зрелищную, коммуникативную и гуманистическую функции в числе ведущих.

Из принципов – доминирующее положение занимают социальные принципы (гуманистической направленности, приоритетной роли микросоциума, интеграции и социализации).

Наши рекомендации