Отличительные черты адаптивного спорта
Адаптивный спорт как вид адаптивной физической культуры предназначен для удовлетворения комплекса потребностей человека с отклонениями в состоянии здоровья, главными из которых являются самоактуализация, максимально возможная самореализация своих способностей и сравнение их со способностями других людей, имеющих проблемы со здоровьем.
Отличительные черты адаптивного спорта:
1. В качестве основной установки деятельности в адаптивном спорте выступает стремление к максимально возможному достижению, к рекорду (вначале – повышение собственных показателей и показателей сверстников учреждения, где обучаются занимающиеся адаптивным спортом (АС), затем установление рекорда региона, страны, континента, мира. Установка на рекордные достижения является главным отличием АС от других видов АФК.
2. Обязательность соревнований – процедура сопоставления достижений различных людей; публичной, строго регламентированной правилами.
3. Система классификации спортсменов, распределение их на классы для участия в соревновательной деятельности. Распределение осуществляется по направлениям: медицинскому, основанному на определении «остаточного» здоровья у спортсменов и спортивно-функциональному, предполагающему разделение участников состязаний на классы с учетом спецификации двигательной деятельности в конкретном виде спорта.
4. Центральное место занимает учебно-тренировочная деятельность, без которой невозможны рекордные достижения. Данная деятельность должна предусматривать использование максимальных нагрузок, обеспечивающих рекордные спортивные успехи, обязательность углубленного медицинского и научно-методического обеспечения.
5. Занятия АС не являются обязательными для инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья. АС реализуется либо в системе учреждений дополнительного образования детей (ДЮСШ, ШВСМ), либо – общественных организаций (федерации, клубы).
6. Занятия АС позволяют в значительно более короткие сроки по сравнению с традиционным образованием добиться реальной интеграции детей с отклонениями в развитии в социум, что способствует ускорению процесса модернизации специального образования и переводу его на новый качественный уровень.
Главная цель АС – максимально возможная самореализация в социально приемлемом и одобряемом виде деятельности, повышение их реабилитационного потенциала и уровня качества жизни, социализация и последующая социальная интеграция данной категории населения, которые должны осуществляться не только на приспособлении этих людей к нормам и правилам жизни здоровых людей, но и с учетом их собственных усилий.
Основной цельюучастия российских спортсменов в Паралимпийских и Сурдлимпийских играх является демонстрация убедительного примера лицам с ограниченными возможностями и инвалидам, в первую очередь, детям, подросткам и молодежи. При этом эффективность примера много выше при условии успешных выступлений российских спортсменов.
Демонстрация достижений спортсменов является мощным средством формирования активной жизненной позиции, установок на здоровый образ жизни, интересов и потребности в собственном физическом совершенствовании.
Основные задачи адаптивного спорта:
- Овладение высоким уровнем спортивного мастерства в избранном виде двигательной деятельности и достижение максимального результата в своем виде спорта.
- Формирование спортивной культуры инвалида, приобщение его к общественно-историческому опыту в данной сфере.
- Освоение мобилизационных, технологических, интеллектуальных, двигательных и других ценностей ФК.
- Освоение характерных социальных ролей и функций (участие в работе федерации, клуба и др.)
- Расширение круга лиц для осуществления коммуникативной деятельности.
- Повышение уровня качества жизни.
Одним из определяющих условий для успешного решения данных задач является распространение основных положений системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности на детей инвалидов и детей с устойчивыми ограниченными физическими возможностями, утверждение на федеральном уровне нормативно-правовых документов.