Тема 1. АФК как направление научной деятельности.
Список сокращений
АФК – адаптивная физическая культура
АФВ – адаптивное физическое воспитание
АС – адаптивный спорта
АДР – адаптивная двигательная рекреация
ВОГ – Всероссийское Общество Глухих
ВОЗ – Всемирная Организация Здравоохранения
ВОС – Всероссийское Общество Слепых
ДЦП – детский церебральный паралич
ЛФК – лечебная физическая культура
МОК - Международный Олимпийский Комитет
ОДА – опорно-двигательный аппарат
ПОДА - поражение опорно-двигательного аппарата
РС – реабилитационный спорт
РССГ – Российский Спортивный Союз Глухих
РФ – Российская Федерация
СОК – Специальный Олимпийский Комитет
ЦНС – центральная нервная система
ФК – физическая культура
ФК и С – физическая культура и спорт
ФСД - физкультурно-спортивная деятельность
Требования к личности специалиста по АФК
Деятельность специалиста по АФК требует не только глубоких знаний, но и личностных качеств: доброжелательности, терпения, сочувствия, уважения, эмпатии.
Требования к профессиональной подготовленности и личности специалиста всегда обусловлены спецификой профессиональной деятельности. Первые попытки описать модель специалиста предприняты Т.В. Федоровой. Общими профессиональными качествами личности являются:
· Добросовестность – как проявление целеустремленности, обязательности и настойчивости считается надежным прогностическим признаком профессионализма;
· Эмоциональная стабильность - как уравновешенность, склонность к спокойствию, самоконтролю связана с продуктивностью и удовлетворенностью работой. Чем выше уровень стабильности, тем лучше продуктивность и выше удовлетворенность;
· Психологическая устойчивость. Высокий уровень психологической устойчивости определяет интегративное качество личности «харди», т.е. смелый, дерзающий, «крепкий орешек», стойкий.
Основные черты характера, обеспечивающие возникновение и поддержание благоприятных состояний педагога: дисциплинированность, добросовестность, активность, организованность, ответственность, исполнительность.
К чертам характера, позволяющим оптимально чувствовать себя в ситуации конфликта, относятся: толерантность, нежность, заботливость, внимание, доброта, привязанность, ласковое отношение и др.
Тема 2. Основные понятия и термины адаптивной физической культуры
Культура – это процесс и результат хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей. Культура неразрывно связана с деятельностью и потребностями.
Деятельность — это различные виды и способы процесса освоения мира, его преобразования, изменения для удовлетворения потребности человека и общества. При этом человек, осваивая окружающий мир, всякий раз наполняет его смыслом, придает ему новое, ценностно-смысловое измерение.
Потребность - это нужда в чем-то, жизненная или бытовая необходимость. Обычно выделяют два класса потребностей - естественные и социальные.
Среди всех ценностей культуры важнейшей является человек как создатель всех иных ценностей; только человек, осваивая природу, превращает в ценности то, что до этого ценностью не являлось.
Физическая культура – как часть культуры общества есть деятельность людей по созданию и использованию материальных и духовных ценностей для физического совершенствования (Б.А. Ашмарин).
Физическая культура – органическая часть культуры общества и самого человека; основу ее специфического содержания составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора физической подготовки к жизненной практике, оптимизации своего физического состояния и развития. (Л.П. Матвеев).
Спорт - сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним;
Исторически ФК складывалась, прежде всего, под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающих и взрослых поколений к труду и военному делу.
АФК – вид культуры, сфера социально необходимой деятельности, направленной на создание всесторонней готовности к жизни человека с отклонениями в состоянии здоровья за счет выполнения физических нагрузок.
Адаптивная физическая культура является частью физической культуры, использующей комплекс эффективных средств физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Спорт инвалидов (адаптивный спорт) направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья основывается на принципах приоритетности, массового распространения и доступности занятий спортом.
Реабилитация определяется как «комплекс медицинских, педагогических, и социальных мероприятий, направленных на восстановление (компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов».
Под социализацией понимается процесс включения человека в жизнь общества, усвоение опыта социальной жизни, образцов поведения, социальных норм, ролей и функций, вхождение в социальную сферу и социальные группы
Социальная интеграция представляет двусторонний процесс взаимного сближения лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, стремящихся к включению в общество нормально развивающихся людей и самих людей, которые должны создать условия для этого включения. Цель реабилитации инвалидов – обеспечение их способности к реализации образа жизни нормально развивающихся людей.
Цель АФК – максимально возможное развитие жизнеспособности человека имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизация для максимально возможной самоактуализации.
Задачи АФК:
1) общепедагогические (образовательные, воспитательные, оздоровительные);
2) специфические (коррекционные, компенсаторные, профилактические).
Принципы АФК – наиболее общие теоретико-практические положения, которыми должен руководствоваться специалист по АФК для достижения целей. Принципы АФК:
1) Социальные (гуманистической направленности, непрерывности физкультурного образования, социализации, интеграции, приоритетной роли микросоциума)
2) общеметодические (научности, сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности, прочности)
3) специально методические (диагностирования, индивидуализации, коррекционно-развивающей направленности, компенсаторной направленности, адекватности, вариативности, оптимальности).
Предметом профессиональной деятельности в АФК как педагога, так и занимающихся является целенаправленное решение задач в работе с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, в процессе их комплексной реабилитации, достижение соответствующего уровня качества жизни.
Педагогические функции АФК
По определению Л.П. Матвеева, «функции физической культуры - это объективно присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества». Реализуются функции в процессе физкультурной деятельности. Функции АФК вытекают из сущности адаптивной физической культуры, а также отображают ее структуру.
В АФК выделены группы функций: педагогические, свойственные только ей, реализуемые в процессе занятий физическими упражнениями и социальные, как результат совместной деятельности с другими социальными институтами (табл.1).
Таблица 1
Функции адаптивной физической культуры | ||||
Педагогические функции | Социальные функции | |||
Коррекционно-компенсаторная | Лечебно-восстановительная | Гуманистическая | ||
Профилактическая | Профессионально-подготовительная | Социализирующая | ||
Образовательная | Творческая | Интегративная | ||
Развивающая | Рекреативно-оздоровительная | Коммуникативная | ||
Воспитательная | Гедонистическая | Зрелищная и эстетическая | ||
Ценностно-ориентационная | Спортивная и соревновательная |
Коррекционно-компенсаторная функцияАФК является ведущей для всех ее видов. Основанием для коррекции служат отклонения в физической и психической сфере, в состоянии здоровья. Как правило, коррекция двигательных нарушений в процессе многократного повторения упражнений оказывает и развивающее воздействие, а развивающая функция всегда носит индивидуальный характер, потому ее с полным правом можно назвать коррекционно-развивающей.
Профилактическая функция. Вшироком смысле, профилактика в здравоохранении рассматривается, как общегосударственная задача предупреждения заболеваний, требующая координации информационной, просветительской работы среди населения, создания технологий широкомасштабных мер оздоровления, диагностики и контроля за состоянием здоровья и т. п. Для всех инвалидов без исключения, в целях борьбы с негативными последствиями гиподинамии, профилактическая функция заключается в очевидной целесообразности всех доступных видов двигательной активности, а также, гигиенических и природных факторов закаливания организма и внедрения их в повседневную жизнь.
Образовательная функцияв широком смысле представляет часть образовательной деятельности человека, связанную с удовлетворением потребности в специфических знаниях, умениях, навыках и качествах в области физической культуры. Это непрерывный процесс физического образования личности в течение всей жизни — в семье, в учебных заведениях, лечебных учреждениях, в процессе самообразования (В.М. Выдрин, 2001). В узком смысле образовательная функция представляет формирование знаний и двигательных умений на оптимальном для жизнедеятельности каждого человека уровне.
Развивающая функция.Физическое развитие человека как естественный процесс изменения морфофункциональных свойств организма происходит независимо от воли человека и осуществляется по эволюционным законам возрастного развития. Период жизни до 20 лет является самым активным этапом формирования жизненно важных двигательных функций. Этот период включает инвалидов детства, детей дошкольного и школьного возраста, обучающихся в специальных (коррекционных) школах, детей, находящихся длительное время в лечебных стационарах.
Воспитательная функция. К воспитательным функциям можно отнести лишь те, которые являются прямым результатом педагогической деятельности на занятиях физическими упражнениями. Цель воспитания - всестороннее гармоническое развитие личности, раскрытие ее потенциальных возможностей при суженных сенсорных, моторных, интеллектуальных функциях, дисгармоническом развитии и дезадаптации.
Ценностно-ориентационная функция.Ценности АФК связаны с освоением, совершенствованием, поддержанием, восстановлением, самореализацией физических и духовных сил человека. Именно в этом единстве деятельности реализуется культурно-духовные потребности, формируются умения и навыки, способности, самовоспитание, коммуникативные отношения, самоопределение в обществе. Устойчивое приобщение к ценностям адаптивной физической культуры является залогом здоровья, жизнеспособности, формирования здорового образа жизни.
Лечебно-восстановительная функция.Эта функция является главной в физической реабилитации. Лечебное применение физических упражнений основывается на педагогических, психологических и физиологических закономерностях формирования движений и управления ими. Конечная цель - восстановление человека как личности, ускорение восстановительных процессов после травм, заболеваний и др., предотвращение или уменьшение инвалидизации.
Профессионально-подготовительная функция.Актуальность этой функции обусловлена тем, что по окончании учебного заведения перед инвалидами встает проблема занятости, конкурентоспособности на рынке труда, удовлетворения потребности в деятельности, экономической независимости. Формирование профессиональной ориентации у детей с дефектами развития начинается с раннего возраста в семье, дошкольном учреждении. В условиях учебных заведений подготовка к будущей профессии осуществляется мастерами производственного обучения при участии врачей, педагогов, психологов, родителей.
Творческая функция заключается в раскрытии многогранных способностей людей с ограниченными возможностями в разных видах физкультурной деятельности. Например, физическая рекреация — наиболее массовая и демократичная форма активного отдыха инвалидов — часто строится на принципах самоорганизации. Эта деятельность требует специальных знаний, выдумки, инициативы, творчества в организации и использовании физических упражнений, модернизации оборудования, мест занятий, освоении территорий и т.д.
Рекреативно-оздоровительная функция реализуется как удовлетворение потребности в активном отдыхе, содержательном развлечении, как средство переключения на другой вид деятельности, восстановления физических и духовных сил. Наиболее типичные формы - занятия в условиях быта, семьи, учебной и трудовой деятельности, а также в сфере досуга и отдыха.
Гедонистическая функция(от греч. hedone - наслаждение, удовольствие; направление, возникшее в античности, утверждающее наслаждение как высший мотив и цель человеческого поведения) проявляется в тех видах двигательной деятельности, которые доставляют радость, восторг, ощущение счастья. Люди с различными нарушениями и ограничениями в движении острее переживают даже малейшие успехи в своих двигательных способностях. Задача специалиста АФК состоит в том, чтобы создать атмосферу психологического комфорта, доверия, доброжелательности.
Спортивная и соревновательная функция.Адаптивный спорт, активно развивающийся в настоящее время во всем мире, включает в себя три основные разновидности: паралимпийское, специальное олимпийское и сурдлимпийское движения. Многолетний опыт в области спорта инвалидов свидетельствует о том, что для данного контингента тренировочный процесс и участие в соревнованиях является действенными способами физической, психической, социальной адаптации.
Тема 7. Компоненты АФК
В.М. Выдрин в качестве основного критерия выделения тех или иных видов ФК определяет потребности личности и общества. Л.П. Матвеев выделяет разделы в соответствии со специфической направленностью. В общей теории ФК В.М. Выдрин выделяет компоненты: физическое воспитание (образование), спорт, физическую рекреацию и двигательную реабилитацию. Л.П. Матвеев подразделяет ФК на базовую, спорт, профессионально-прикладную, оздоровительно-реабилитационную и фоновую. Выделенные разделы в большей степени удовлетворяют потребности общества. При выделении видов АФК в качестве основного критерия выступают потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов.
АФВ – компонент АФК, удовлетворяющий потребности индивида с отклонениями в состоянии здоровья в его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности; в формировании положительного и активного отношения к АФК. В процессе занятий формируются: комплекс специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых умений и навыков; развиваются основные физические и психические качества, повышаются функциональные возможности органов и систем, развиваются телесно-двигательные характеристики.
АС - компонент АФК, удовлетворяющий потребности личности в самоактуализации, в максимально возможной самореализации своих способностей, сопоставлении их со способностями других людей: потребности в коммуникативной деятельности, в социализации; Содержание направлено на формирование у инвалидов высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов.
Адаптивная двигательная рекреация - компонент АФК, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, общении. Содержание направлено: на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных во время деятельности, профилактику утомления, развлечение, оздоровление, интересное проведение досуга, повышение уровня жизнестойкости.
Адаптивная физическая реабилитация - компонент АФК, удовлетворяющий потребность инвалида с отклонениями в состоянии здоровья в лечении, восстановлении у него временно утраченных функций. Цель: формирование адекватных психических реакций инвалидов на заболевание, обучение умениям использовать комплексы физических упражнений, приемы самомассажа и другие средства
Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики (КТОП) - компонент АФК, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в самоактуализации, творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ, другие средства искусства; Цель: приобщение к доступным видам деятельности, снятие психических напряжений, вовлечение в дальнейшем в трудовую деятельность.
Экстремальные виды двигательной активности (ЭВДА) – компоненты АФК, удовлетворяющие потребности лиц с отклонениями в состоянии здоровья в риске, повышенном напряжении, потребности испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно и (или) субъективно опасных для здоровья и даже для жизни. Цель: преодоление психологических комплексов неполноценности, профилактика состояний депрессии, создание ощущения полноценной жизни.
Адаптивный спорт
7.2.1. Отличительные черты адаптивного спорта
7.2.2. Конкретизация ведущих функций и принципов
7.2.3. Классификация основных направлений адаптивного спорта
Конституция МПК
1. Название, местонахождение и финансовый год.
Местом нахождения МПК является Бонн.
МПК зарегистрирован в «реестре ассоциаций» окружным судом Бонна под номером VR 7414.
3. Структура МПК.
Структура МПК включает в себя:
· Генеральную ассамблею и другие собрания членов МПК;
· Правление;
· Советы, Постоянные комитеты и Комиссии;
· Руководящую группу, возглавляемую Главным исполнительным
· директором.
Определение и полномочия этих структур излагаются в соответствующих разделах настоящей Конституции и Регламентах организации.
Глава 3. Федеральное устройство
Статья 72.
1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Статья 76.
2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирования, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Понятие «инвалид», основания для определения группы инвалидности.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 2. Понятие социальной защиты инвалидов
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статья 4. Компетенция федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов .
К ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся:
1) определение государственной политики в отношении инвалидов;
2) принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты); контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов;
4) установление общих принципов организации и осуществления медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
5) определение критериев, установление условий для признания лица инвалидом;
6) установление государственных стандартов на социальные услуги, технические средства реабилитации, средства связи и информатики, установление норм и правил, обеспечивающих доступность для инвалидов среды жизнедеятельности; определение соответствующих сертификационных требований;
7) установление порядка аккредитации и лицензирования организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов;
8) осуществление аккредитации и лицензирования предприятий, учреждений и организаций, находящихся в федеральной собственности, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов;
9) разработка и реализация федеральных целевых программ в области социальной защиты инвалидов, контроль за их исполнением;
10) утверждение и финансирование федеральных базовых программ реабилитации инвалидов;
11) создание объектов реабилитационной индустрии, находящихся в федеральной собственности, и управление ими;
12) определение перечня специальностей работников, занятых в области медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, организация подготовки кадров в этой области;
13) координация научных исследований, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам инвалидности и инвалидов;
15) установление квот рабочих мест для инвалидов;
16) содействие в работе всероссийских общественных объединений инвалидов и оказание им помощи;
17) установление федеральных льгот, в том числе по налогообложению, организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые инвестируют средства в сферу социальной защиты инвалидов, производят специальные промышленные товары, технические средства и приспособления для инвалидов, предоставляют услуги инвалидам, а также общественным объединениям инвалидов и находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным товариществам и обществам, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов;
18) установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов;
Статья 5. Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов
К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относятся:
1) реализация государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации;
2) принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о социальной защите инвалидов, контроль за их исполнением;
3) определение приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации с учетом уровня социально-экономического развития территории субъекта Российской Федерации;
4) создание предприятий, учреждений и организаций Государственной службы медико-социальной экспертизы, Государственной службы реабилитационной индустрии, осуществление контроля за их деятельностью;
5) аккредитация и лицензирование предприятий, учреждений и организаций, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов;
6) участие в реализации федеральных программ в области социальной защиты инвалидов, разработка и финансирование региональных программ в указанной области;
7) утверждение и финансирование перечня реабилитационных мерориятий, осуществляемых на территориях субъектов Российской Федерации, с учетом социально-экономических, климатических и иных особенностей в дополнение к федеральным базовым программам реабилитации инвалидов;
8) создание и управление объектами в области социальной защиты инвалидов, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации;
9) организация и координация деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов;
10) координация и финансирование научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области социальной защиты инвалидов;
11) разработка в пределах своей компетенции методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов;
12) содействие в работе и оказание помощи общественным объединениям инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации;
13) установление льгот, в том числе по налогообложению, организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, инвестирующим средства в сферу социальной защиты инвалидов, производящим специальные промышленные товары, технические средства и приспособления для инвалидов, предоставляющим услуги инвалидам, а также общественным объединениям инвалидов и находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным товариществам и обществам, уставный капитал которых состоит их вклада общественного объединения инвалидов;
14) установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут по согласованию передавать лруг другу часть своих полномочий в области социальной защиты инвалидов.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует отношения в области физической культуры и спорта на территории Нижегородской области (далее также - область).
Статья 3. Полномочия Законодательного Собрания Нижегородской области в области физической культуры и спорта
К полномочиям Законодательного Собрания Нижегородской области в области физической культуры и спорта относятся:
1) принятие законов Нижегородской области в области физической культуры и спорта;
2) осуществление контроля за соблюдением и исполнением настоящего Закона;
3) учреждение почетных званий, наград и премий в области физической культуры и спорта на территории Нижегородской области;
4) утверждение календарных планов официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, проводимых на территории Нижегородской области;
5) установление дополнительного материального обеспечения лицам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в области физической культуры и спорта, в том числе участникам, призерам и чемпионам Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр, победителям и призерам чемпионатов, первенств, кубков мира и Европы, а также их тренерам, лицам, имеющим почетные спортивные звания, ведомственные награды органов государственной власти в области физической культуры и спорта или награжденным государственными наградами Российской Федерации за заслуги в области физической культуры и спорта;
Статья 4. Полномочия Правительства Нижегородской области в области физической культуры и спорта
8) содействие в реализации на территории Нижегородской области мероприятий и программ олимпийского, паралимпийского, сурдлимпийского движения России, специальной олимпиады России;
Список сокращений
АФК – адаптивная физическая культура
АФВ – адаптивное физическое воспитание
АС – адаптивный спорта
АДР – адаптивная двигательная рекреация
ВОГ – Всероссийское Общество Глухих
ВОЗ – Всемирная Организация Здравоохранения
ВОС – Всероссийское Общество Слепых
ДЦП – детский церебральный паралич
ЛФК – лечебная физическая культура
МОК - Международный Олимпийский Комитет
ОДА – опорно-двигательный аппарат
ПОДА - поражение опорно-двигательного аппарата
РС – реабилитационный спорт
РССГ – Российский Спортивный Союз Глухих
РФ – Российская Федерация
СОК – Специальный Олимпийский Комитет
ЦНС – центральная нервная система
ФК – физическая культура
ФК и С – физическая культура и спорт
ФСД - физкультурно-спортивная деятельность
Тема 1. АФК как направление научной деятельности.
Для здорового человека двигательная активность является естественной потребностью, реализуемой повседневно, а для инвалида – это способ существования, объективные условия жизнеспособности (С.П. Евсеев, 1996). Она дает независимость и уверенность в своих силах, расширяет круг знаний и общения, меняет ценностные ориентации, обогащает духовный мир, улучшает двигательные возможности, повышает жизненный тонус, физическое и психическое здоровье.
В настоящее время в Российской Федерации (РФ) физическая культура и спорт для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) представлена в системе среднего, высшего образования; в специальности научных работников; как сфера профессиональной деятельности; как основное проблемное поле журнала «Адаптивная физическая культура».
Таким образом, основные контуры образовательного, научного, правового и информационного пространства АФК сформированы. Однако, быстрое развитие и внедрение АФК в образовательные и научные организации, учреждения России, наличие существенно отличающихся концепций приводят к различным трактовкам сущности АФК. Наибольший опыт применения средств и методов физической культуры в работе с данными людьми накоплен в лечебном и образовательном направлениях. Поэтому часто, АФК трактуют как часть ЛФК или сводят ее к АФВ в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии, что приводит к снижению эффективности проводимых исследований, распространения и внедрения в практику результатов научных изысканий, передового опыта педагогов- новаторов.
С 1995 года на кафедре теории и методике АФК СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта реализуется концепция АФК. Ее основные положения сводятся к следующему:
1. АФК является новой для России, активно развивающейся интегративной областью образования, науки, культуры, социальной практики.
2. АФК включает в себя три крупных области знания: ФК, медицину, коррекционную педагогику и большое количество сведений медико-биологических, социально-психологических учебных и научных дисциплин.
3. АФК объединяет в себя кроме ЛФК, АС, адаптивную двигательную рекреацию, АФВ учащихся, студентов спецмедгрупп образовательных учреждений и вузов, креативные и экстремальные виды двигательной деятельности.
4. В основу теории АФК, определения ее целей, задач, содержания и др. должно быть положено учение о естественных и социальных потребностях личности каждого конкретного человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов).
5. Признание инвалидов как равноправных членов общества обязанностей государства по созданию для них особых условий – основа для формирования отношений в процессе занятий АФК.
6. Формирование потребностей в здоровом образе жизни, ценностных ориентаций, подбор методов и средств, видов АФК должны осуществляться с учетом конкретных целей, реальных возможностей.
7. Человек с отклонениями в состоянии здоровья рассматривается в АФК как принципиально целостное неделимое единство. Акцент делается на всестороннее развитие и совершенствование в процессе занятий физическими упражнениями.
8. Эффективное развитие и внедрение программ по АФК возможно только с учетом социально-экономических условий, особенностей менталитета населения, географического климата и других факторов.
Специальность высшего профессионального образования
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) была утверждена приказом Министерства образования РФ от 18 февраля 2000 г. № 20.
02 июня 2000 г. – утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 032102. Проект специальности разрабатывался на базе Санкт-Петербургской Государственной Академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта под руководством профессора Сергея Петровича Евсеева.
Лицам, успешно освоившим основную образовательную программу, присваивается квалификация - специалист по АФК.
Квалификационная характеристика в