Модели коммуникативной личности
Под коммуникативной личностью понимается совокупность индивидуальных особенностей к общению, которые проявляются в используемых личностью коммуникативных стратегиях и тактиках, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтениях.
Индивид и коммуникативная личность – не одно и то же. В одном индивиде могут уживаться различные личности.
Тип коммуниканта | Характеристика |
Доминантный коммуникант | стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие. Для ‘борьбы’ с таким коммуникантом бесполезно пользовать его же приемами, лучше принять стратегию ‘речевого изматывания’ (вступать в речь через паузу, быстро формулировать свою позицию, вопросы, просьбы, использовать ‘накопительную тактику’). |
Мобильный коммуникант | легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения. Следует иногда – в собственных интересах – возвращать его к нужной теме. |
Ригидный коммуникант | испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения, затем четок и логичен. Рекомендуется использовать стратегию ‘разогревания’ партнера (вступительная часть «о погоде» и т.п.). |
Интровертный коммуникант | не стремиться владеть инициативой, отдает ее, застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения. В общении с ним следует говорить спокойно, не перебивать. |
Определяющие параметры для коммуникативной личности являются мотивационный, когнитивный и функциональный.
Мотивационный параметр определяется коммуникационными потребностями и занимает центральное место в структуре коммуникативной личности. Если потребности нет, то нет и коммуникации, либо есть ее имитация, псевдокоммуникация.
Когнитивный параметр включает в себя множество характеристик: знание коммуникативных кодов, умение осуществлять самонаблюдение и самоосознание, метакоммуникативные навыки, способность адекватной оценки когнитивного и коммуникативного горизонта партнера-коммуниканта, стереотипы, верования и др. Успешность коммуникации зависят от совместимости когнитивных характеристик коммуникантов.
Функциональный параметр: 1) практическое владение вербальными и невербальными средствами для осуществления коммуникативных функций; 2) умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации и условий общения; 3) построение дискурса в соответствии с нормами кода и правилами этикета.
Массовая коммуникация
МК - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, социально разнородные и рассредоточенные аудитории с целью оказания воздействия на мнения и поведение людей.
Cоотношение массовой и межличностной коммуникации
Массовая коммуникация | Межличностная коммуникация |
Опосредованность общения техническими средствами | Непосредованный контакт в общении |
Общение больших социальных групп | Общение в основном отдельных индивидов |
Ярко выраженная социальная ориентированность общения | Как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения |
Организованный, институциональный характер общения | Как организованный, так и (в большей мере) спонтанный характер общения |
Отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения | Наличие непосредственной обратной связи между обращающимися в процессе коммуникативного акта |
Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения | Более «свободное» отношение к соблюдению принятых норм общения |
Одно направленность информации и фиксирование коммуникативных ролей | Переменная смена направленности информации и коммуникативных ролей |
«Коллективный» характер коммуникатора и его публичная индивидуальность | «Индивидуальный» характер коммуникатора и его «приватная» индивидуальность |
Массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория | Реципиент - отдельный конкретный человек |
Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений | Единичность, приватность, универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность |
Преобладание двухступенчатого характера восприятия сообщения | Преобладание непосредственного восприятия сообщения |
Структура МК
1.Автор /источник / отправитель
2.Контент МК
3.Канал / СМИ как организационно-технический комплекс
4.Потребители массовой информации
Cистему СМИ образует:
1)печатная пресса (газеты, журналы и т.д.);
2)аудиовизуальные СМИ (радио, телевидение и т.д.);
3) информационные службы (новостные агентства, пресс-службы и т.д.).
К числу СМИ многие авторы относят телекоммуникацию и информатику
К элементам системы МК можно отнести разнообразные институты распространения знаний о мире, общественных нормах, ценностях и др. и различные средства и формы массового общения и информационно-смыслового взаимодействия большого числа людей. В этом качестве выступают:
· школа и другие системы образования;
· институты и учреждения пропаганды (напр., религия, церковь);
· институты и учреждения культуры, массового спорта и отдыха: кино, театр, цирк, спортивные комплексы и др.