НВК - это неречевое, несловесное общение, осуществляемое посредством жестов, мимики, телодвижения, свойств голоса, тона, пауз и т.д.

Невербальная коммуникация

НВК - это неречевое, несловесное общение, осуществляемое посредством жестов, мимики, телодвижения, свойств голоса, тона, пауз и т.д.

Невербальные системы коммуникации: общая характеристика

Невербальная коммуникация осуществляется с помощью нескольких систем (по разным классификациям, от четырех до десяти). Мы остановимся на восьми основных системах:, и

Название невербальной системы Характеристика / содержание
1. Кинесика/ кинестика  
2. Гаптика/ хаптика  
3. Экстралингвистика  
4. паралингвистика  
5. Окулесика  
6. Ольфакция / ольфактика  
7. Гастика  
8. Проксемика  

«

· Физические характеристики (формы тела, его размеры, цвет во­лос).

· Хрономика (время).

· Артефакты (одежда, украшения, косметика).

· Эстетика (музыка, цвет).

Ряд специалистов говорят, что в своем классическом виде НВК включает четыре основных блока знаковых систем:

Оптико-кинетический,

Пара- и экстралингвистический,

Проксемический

Визуальный.

I. Кинесика — самая большая система, включающая в себя различные движения — позы, походку, жесты и мимику.

Поза — это положение человеческого тела. Позы можно классифицировать на основе следующих критериев:

· этапы общения (позы вступления и выхода из контакта);

· виды отношений и взаимоотношений (поза симпатии—антипатии; подчинения—доминирования; включенности—отчужденности);

· психофизиологические состояния (напряженная— расслабленная, активная— пассивная поза);

· соответствие поз партнеров в общении (синхронные—асинхронные позы);

· направленность позы по отношению к партнеру (лицом к лицу — спина к спине);

· соответствие позы другим элементам невербального поведения (гармоничная—дисгармоничная).

Походка связана с позой. Ее измерениями являются ритмичность, скорость, длина шага, давление ног на поверхность.

Жесты — движения рук или кистей рук. Жесты выделяются на основе

· участия в их создании одной или двух рук;

· по признаку перекрещивания или симметричного расположения рук;

· по признаку центробежности (движение от себя) или центростремительности (движение к себе);

· по критерию однозначности и многозначности.

Мимика — движения лицевых мускулов и характеристики кожи. Существует три типа мимических сигналов:

· стабильные (цвет кожи, форма и конструкция лица);

· относительно стабильные (внешний вид кожи, расположение морщин, тонус мышц лица — признаки, претерпевающие изменения в течение жизни человека);

· нестабильные — кратковременные изменения движений мышц лица.

Специалисты выделили пять типов движений:

1. Эмблемы — движения, заменяющие слова или фразы (например, указующий жест). Они имеют вербальный эквивалент, культурно-специфичны, употребляются осознанно.

2. Иллюстраторы — сопровождают вербальные сообщения (например, демонстрация размера пойманной рыбы во время рассказа о рыбалке или

3. движения руками в такт речи). Их значение неустойчиво и зависит от контекста общения. Употребляются как осознанно, так и неосознанно.

4. Экспрессивные речевые знаки — движения, служащие для выражения эмоций (например, выражение радости на лице).

5. Регуляторы регулируют процесс коммуникации (например, поворот тела от собеседника при желании закончить коммуникацию).

6. Адапторы — остаточные формы когда-то целесообразных действий, сопровождающих потребности человека. Функция адапторов состоит в защите, поддержке человеком себя (например, потирание носа). Они употребляются неосознанно. Их значение неустойчиво и зависит от контекста общения.

Кинесические средства, включающие и мимику, используются в трех базовых функциях, в пределах которых актуализируются разнообразные частные функции. К информационным функциям относятся сообщения о кем-либо или чем-либо (поднятые вверх большой и средний пальцы образуют начальную букву английского слова У1с1огу "Победа", ладонь при этом должна быть развернута к аудитории), сообщения о свойствах кого-либо или чего-либо (широко расставленные ладони, показывающие большой размер, поднятый кверху большой палец, обозначающий высокое качество), сообщения о действиях (засучить рукава перед тем, как приступить к действию, работе), указания местонахождения кого-либо или чего-либо (указать в нужном направлении пальцем, движением головы, взглядом).

Межличностная коммуникация

Межличностная коммуникация (МЛК) – это коммуникация между двумя индивидами, вступившими в непосредственный контакт, который осуществляется на межличностном субъект-субъектном уровне

Подлинная межличностная коммуникация - это обязательно контакт людей лицом к лицу, «тет-а-тет» без какого-либо физического посредника или технического устройства, взаимодействие, осуществляемое напрямую с использованием вербальных и невербальных средств (знаков) в пределах визуального восприятия.

МК - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, социально разнородные и рассредоточенные аудитории с целью оказания воздействия на мнения и поведение людей.

Cоотношение массовой и межличностной коммуникации

Массовая коммуникация   Межличностная коммуникация
Опосредованность общения техническими средствами Непосредованный контакт в общении
Общение больших социальных групп Общение в основном отдельных индивидов
Ярко выраженная социальная ориентированность общения Как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения
Организованный, институциональный характер общения Как организованный, так и (в большей мере) спонтанный характер общения
Отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения Наличие непосредственной обратной связи между обращающимися в процессе коммуникативного акта
Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения Более «свободное» отношение к соблюдению принятых норм общения
Одно направленность информации и фиксирование коммуникативных ролей Переменная смена направленности информации и коммуникативных ролей
«Коллективный» характер коммуникатора и его публичная индивидуальность «Индивидуальный» характер коммуникатора и его «приватная» индивидуальность
Массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория Реципиент - отдельный конкретный человек
Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений Единичность, приватность, универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность
Преобладание двухступенчатого характера восприятия сообщения Преобладание непосредственного восприятия сообщения

Структура МК

1.Автор /источник / отправитель

2.Контент МК

3.Канал / СМИ как организационно-технический комплекс

4.Потребители массовой информации

Cистему СМИ образует:

1)печатная пресса (газеты, журналы и т.д.);

2)аудиовизуальные СМИ (радио, телевидение и т.д.);

3) информационные службы (новостные агентства, пресс-службы и т.д.).

К числу СМИ многие авторы относят телекоммуникацию и информатику

К элементам системы МК можно отнести разнообразные институты распространения знаний о мире, общественных нормах, ценностях и др. и различные средства и формы массового общения и информационно-смыслового взаимодействия большого числа людей. В этом качестве выступают:

· школа и другие системы образования;

· институты и учреждения пропаганды (напр., религия, церковь);

· институты и учреждения культуры, массового спорта и отдыха: кино, театр, цирк, спортивные комплексы и др.

Функции МК

Cубъекты, обладающие потребностя-ми в МК Функции, соответствующие типам потребностей человека в МК Виды потребностей человека, заставляющие его обращаться к СМК Функции МК, удовлетворяющие социальные потребности индивидов и общества
Индивид, личность   функции, удовлетворяющие потребности человека как индивида, как личности   Общие для людей социально ориентированные потребности: · потребность в информационной связи с окружающим миром;   · потребность в развлечениях, релаксации;   · потребность в отвлечении (уходе от повседневности и обыденности окружающей жизни).   Общие социальные функции МК: · Информационная функция; · Функции личностной идентификации; · Функция интеграции и социального общения · Развлекательная (рекреативная) функция; ·Культурологическая функция,
Социальная группа и человек как ее член функции, удовлетворяющие потребности определенных социальных групп и человека как члена группы

Информационная функция выражается в нахождении информации о событиях и условиях жизни непосредственного окружения индивида, общества, мира в целом; удовлетворении общих интересов и любознательности; обучении и самообразовании; поиске советов, необходимой информации для принятия решения. Знание информации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время. При этом заметно усиливается мотивация к совместным действиям.

Функция личностной идентификации - обеспечение стабилизации индивидуальных ценностей, получение сведений о моделях поведения. Идентификация с ценностями других, достижение понимания самого себя. Главный критерий - способность массовой коммуникации побуждать личность и социальные группы к включенности в деятельность общества.

Функция интеграции и социального общения - понимание положения другого, переживания, формирование основы для диалога, социального общения; помощь в реализации социальных ролей; возможность общения с семьей, друзьями, обществом.

Функция развлечения - эмоциональная разрядка, заполнение свободного времени, уход от проблем, получение эстетического наслаждения, сексуальное возбуждение.

Культурологическая функция , посредством которой осуществляется ознакомление с достижениями культуры, науки, искусства. Она способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций, развитию эстетического вкуса и т.д.

Кроме названных функций СМИ нередко называют еще и такие, как:

· Функция социальной связи: интерпретация происходящего; поддержка существующих норм и властных отношений; социализация; координация разнонаправленной социальной активности, формирование общественного согласия.

· Функция обеспечения преемственности: выражение образцов доминирующей культуры, "узнавание" субкультур, новых культурных направлений; поддержание общности социальных ценностей.

· Функция мобилизации: организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере.

· Исторически смыслом человеческой коммуникацией было не столько передача информации, сколько побуждение или принуждение другой стороны (получателя) к выполнению того или иного действия. В стандартном коммуникативном акте важны имен­но невербальные реакции на сообщение. То есть для коммуникации сущес­твенен переход от говорения Отправителя к действиям Получателя информации.

· Можно утверждать, что именно ради этого в 1-ю очередь реализуется передача значений (смысловой информации) между людьми. И именно этот аспект коммуни­кации особенно важен и для рекламы, и для паблик рилейшнз.

Средства/технологии ком­муникации (как?) определяют восприятие людьми окружающей дей­ствительности как "объективной реальности" (что?).

· Архаический человек жил в тотально акустическом мире, где звуковые ритмы, песнопения, шаманские заклинания,
речи вождей и жрецов ориентировали людей в общении с природой, социальным окружением и самими собой. Люди доверяли тому, что слышали.

· 1-ая соц.-коммуникативная революция: письменность вытеснила слух во имя зрения, превратив
слышимое в видимое и организованное по типу процесса чтения, где логика и риторика, ораторское искусство и техники визуальной коммуникации создали конвейер, сократили расстояния, обособили человека до индивидуальности.

· 2-ая соц.-коммуникативная революция: книга — средство свободного обращения со временем (можно вернуться к ранее прочитанному или сразу узнать финал, развивая воображение).

· Гусиное перо, книгопечатание и воображение родило авторство, города, архитектуру, армии, дороги и бюрократию

· 3-ая соц.-коммуникативная революция: радио, телеграф, телефон

· 4-ая соц.-коммуникативная революция: информационные технологии, начиная с радио и до Интернета, отменили чтение, выдвинув на первое место визуальное: образы (имиджи), вовлекающие огромные массы людей в единое зрелище-представление, активируя слух и воображение, сенсорику тактильности, психоэнергетики, реставрируя "неоархаику" — первобытные чувства и эмоции, от которых человечество удалилось благодаря изобретению грамотности.

· Мир становится «глобальной деревней» благодаря тотальным (массовым) коммуникациям: локальное, например, болезнь президента или его поведение, становится достоянием масс, а массовое и публичное безжалостно вторгается в локальное, приватное и интимное, определяя семейную и внутреннюю жизнь каждого из нас.

· Если в традиционных обществах "старости" — стереотипы, мифы, легенды и традиции, вес время повторяясь, скрепляют социальное един­ство и целостность общества, то сегодня таким "социальным клеем" явля­ются новости (информация, которую надо знать всем для ориентации в социальности, для выживания и сценирования собственной жизни). Но­вости, известные всем, оправдывают и узаконивают сло­жившийся образ мира не менее успешно, чем "старости" традиционного общества. Именно во второй половине XX в. СМИ становятся "четвертой властью". СМИ - "социальный лифт", механизм формирования и крушения имиджей, репутаций, политических и финансовых позиций.

· "Информационное общество" (постиндустриальное или "общество потребления") созидается посредством массовой коммуникации /МК/, объединяющей и/или разделяющей людей на группы и "неоплемена" (Бауман) в связи с различиями в отношении к массовой информации или знаковым предме­там престижного потребления. Информационное общество конструирует­ся МК за счет создания для масс "общей" картины мира, имиджа и образа жизни той или иной отдельной общности, трансляции от поколения к по­колению культурных ценностей, предоставления массовой аудитории раз­влекательной и мотивирующей информации.

· Черты ин­формационного общества, где доминирует МК:

• общество от знания фактов перешло к информированности, от знаний о мире к "знаниям знаний" — к интерпретационным
картинкам (главное — не факты и реалии, а что массы считают
таковыми);

• от доверия к персональному опыту информационное общество перешло к доверию виртуальным, знаково-символическим реальностям, имиджам и мнениям "знаковых фигур";

• с одной стороны, МК культивируют наивность восприятия мира "благородным дикарем", а с другой — навязывают статусное и престижное потребление, разделяющее и классифицирующее
людей;

• век МК – это "век толпы или массы", когда пространственно распределенные и несвязанные друг с другом люди под воздействием нерефлексивно воспринимаемых сообщений способны превращаться в толпу;

• электронные СМИ фальсифицируют (семиотизируют) социальные отношения, превращая их в симуляцию социальной реальности.

• сегодняшний специалист масс-медиа (СМИ) "информируется", ему вручается информация для исполнительного участия в символических битвах элит за власть и распределение
собственности (информирование — сообщение фактов, пропаганда— сообщение идей, идеологии);

• сенсация и новость, нестандартное развлечение или новая потребность (желание) становятся критериями профессионализма бизнесменов от СМИ, признания начальством и коллегами; при
этом, например, имиджсамого журналиста (особенно наТВ)
становится неотъемлемым от информации, входя вее значимую
форму;

• журналисты, арт-шоу-бизнесмены, компьютерные программисты, умеющие добывать или организовывать сенсационную информацию, придумать новое развлечение, создать более простое и эффективное программное обеспечение — элита соответствующих профессий ("медиакратия");

• "информированность" общества напрямую зависит от
журналистов, умеющих оказаться в нужное время в нужном месте,
от арт-шоубизнесменов, способных предугадать потребность
(желание) масс, от программистов, сумевших распространить в сети Интернет новую симуляцию социальной информации исоциальных связей людей.

• Благодаря МК потребители информации: а) идентифицируютсебя с той или иной группой, сообществом, стратой, элитой: быть неин­формированным — значит быть "маргиналом"; б) воспринимают СМИ как "глаз и глас" общественного мнения или общественности: "газеты не врут"; в) осваиваютспециализированные знания как "знания экспертов", где различия в позициях и мнениях усиливают эффект "истинности" та­ких знаний: последняя санкционируется фактом публикации.

Ø Спорт и балет можно рассматривать как специфические формы коммуникации. Почему, в чем между ними общее и в чем различия?

Ø Какие действия следует совершить ПР-специалисту на посткоммуникативой стадии, скажем, после проведения ПР-кампании?

Ø И рекламные, и PR-тексты размещаются на страницах газет, но это размещение отличается друг от друга. Есть несколько отличий, в чем они? Какие есть преимущества и недостатки того и другого.

Ø Опишите ритуал, обряд (например, свадьба, награждение ) как коммуникативное действие; охарактеризуйте его с точки зрения средств и уровней коммуникации.

Невербальная коммуникация

НВК - это неречевое, несловесное общение, осуществляемое посредством жестов, мимики, телодвижения, свойств голоса, тона, пауз и т.д.

Наши рекомендации