Интолерантность в межкультурной коммуникации
Противоположность - интолерантность, или нетерпимости, которая основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше всех других. Проявляется в широком диапазоне форм поведения — от невежливости, пренебрежительного отношения до этнических чисток и геноцида, умышленного и целенаправленного уничтожения людей.
Формы интолерантности
Основными формами проявления интолерантности являются: оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения; негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки, основывающиеся на отрицательных чертах и качествах; этноцентризм; дискриминация по различным основаниям в виде лишения социальных благ, ограничение прав человека, искусственная изоляция в обществе; расизм, национализм, эксплуатация, фашизм;
ксенофобия; осквернение религиозных и культурных памятников; изгнание, сегрегация, репрессии; религиозное преследование.
Условия плодотворного диалога
Плодотворный диалог предполагает:
1. Взаимное сотрудничество - двусторонний процесс, основанный на двухстороннем взаимодействии, успешность которого зависит от деятельности и личности, ведущих переговоры.
2. Межкультурное общение, основанное на сотрудничестве, которое предполагает поиск оптимальных решений.
Для более плодотворного диалога с представителями других стран очень важным представляется знание особенностей их характера и мировосприятия, которые обусловлены происхождением, историей страны, системой образования, моральными устоями, бытом, лингвистической политикой.
Воспитание толерантного отношения к инокультуре.
Процесс формирования межэтнической толерантности регулируется принципами: открытости, принятия, взаимоизучения, субъектности, индивидуализации, равенства, учета этнических особенностей воспитанников, влияния этнокультурных особенностей социума. Выделены три этапа формирования межэтнической толерантности: информационно-репродуктивный (становление когнитивной основы этнотолерантного сознания и поведения), активизацион-но-продуктиеный (развитие и активизация межэтнической культуры на основе овладения навыками толерантного поведения), импровизационно-творческий (совершенствование и реализация межэтнической культуры в разноплановых ситуациях). Данным этапам соответствуют виды деятельности воспитанников: познание, сравнение, осмысление, принятие, общение.
Порядок формирования: 1) развитие сочувствия и поддержки; вступления в контакт с представителем иноэтниче-ской группы и отказа от него; знаниями национальной культуры, традиций, обычаев своего народа и этнических групп региона; 2) развитие эмоционально-мотивационной сферы через позитивное отношение к своей национальной культуре; интерес к представителям иных этносов, их культурному наследию, традициям, обычаям; уважение к этническим ценностям; потребность в межэтническом взаимодействии; 3) формирование умений преодолевать этнические стереотипы; регулировать эмоциональное состояние в ситуации межэтнической напряженности; сопереживать и сочувствовать представителю другой этно-культуры; 4) обогащение опыта толерантного поведения - нормы и правила эт-нтолерантного поведения.
Межкультурные конфликты
В силу различий норм и правил общения, ценностных ориентаций и мировосприятия люди вступают в противоречия и конфликты друг с другом.
Культурные различия служат основной причиной межкультурных конфликтов, которые бывают нескольких видов:
• между этническими группами и их культурами (грузинами и абхазцами, басками и испанцами и т.д.);
• между представителями различных религий (католики и протестанты в Северной Ирландии, православные и униаты на Западной Украине, сунниты и шииты в Ираке, католики и христиане в Африке);
• между поколениями и носителями разных субкультур;
• между традициями и новациями в культуре;
• между различными лингвокультурными сообществами и их отдельными представителями, вследствие языковых барьеров и интерпретативных ошибок.
Согласно теории позитивного конфликта, конфликты понимаются как неизбежная часть повседневной жизни. Конфликт - любой вид противоборства или несовпадения интересов, нарушение коммуникации, которое имеет динамический характер, не означает прекращения отношений, а лишь переход к новой модели отношений; дальнейшее развитие отношений возможно как в позитивном направлении.
Часто причиной конфликта бывают ошибки атрибуции – необходимо знание культурных особенностей, что является желательным и на что накладывается табу в конкретной культуре (четное количество цветов).
Атрибуция – процесс интерпретации, посредством которого индивид приписывает наблюдаемым и переживаемым событиям или действиям определенные причины. Прежде всего, имеет место, когда поведение человека не имеет логического объяснения.