Межкультурная компетенция как основа и результат межкультурной коммуникации

Межкультурная компетенция - это способность успешно общаться с представителями других культур. Эта способность может появиться с молодых лет или может быть развита. В структуру межкультурной компетенции входят: 1. Общекультурологические и культурно-специфические знания. 2. Умения практического общения. 3. Межкультурная психологическая восприимчивость. Главная цель любого коммуникативного процесса — желание быть понятым своим партнером, что предполагает необхо­димость максимально полно и точно донести свою информацию, знания и опыт до собеседника. Для взаимопонимания необходима совокупность знаний, навыков и умений, общих для всех коммуникантов, а также положительное отношение к наличию разных этнокультурных групп – межкультурная компетентность (МК).Предполагает готовность вести диалог на основе знания своей и чужой культуры, умение ориентироваться во времени и пространстве партнера, его социальном статусе, в межкультурных различиях, использование различных языковых форм (проф. лексика, жаргон, формальный/неформальный стили). Считается, что МКможно овладеть в процессе межкультурного общения. Необходимые знания делятся на специфические (знания о конкретной культуре) и общие (толерантность, эмпатия, знания общекультурных универсалий). Основными и обязательными признаками МК являются сле­дующие: открытость к познанию чужой культуры и восприятию психологических, социальных и других межкультурных различий; психологический настрой на кооперацию с представителями другой культуры; умение разграничивать коллективное и индивидуальное в ком­муникативном поведении представителей других культур; способность преодолевать социальные, этнические и культурные стереотипы; владение набором коммуникативных средств и правильный их выбор в зависимости от ситуации общения; соблюдение этикетных норм в процессе коммуникации. Составные элементы МКможно разделить на: аффективные (толерантность, эмпатия); когнитивные (культурно-специфические знания, которые способствуют взаимопониманию); процессуальные ( коммуникативные стратегии – начало разговора, речевые клише и тд., свойственные другой культуре). Выделяют след пути формирования МК:осознать особенности своей и чужой культуры; пополнять знания о других культурах; приобретать знания о социокультурных формах взаимодействия в чужой культуре. В МКвыделяют языковой, коммуникативный и культурный уровень. Языковая компетенция -правильный выбор языковых средств, адекватных ситуации общения, способность применять прошлый коммуникативный опыт в новых ситуациях. Языковая компетенция в родном языке всегда выше, чем в иностранном. Недостаток вербальных средств при необходимости общаться на иностранном языке является сильным стимулом к совершенствованию языковых навыков. Фактор языковой компетентности в межкультурной коммуника­ции имеет относительный характер, поскольку: в оценке языковой компетентности представите­лей разных культур используются неодинаковые критерии; в разных культурах могут не совпадать представ­ления о том, что такое правильное или неправильное языко­вое употребление; оценка уровня компетенции различается в зави­симости от целей коммуникации - на иностранном языке человек может общаться на бытовом уровне, но не иметь достаточной компетенции для общения с коллегами на профессиональном уровне. Коммуникативная компетенция– приемы и стратегии, необходимые для эффективного общения. Составными элементами являются следующие умения: интерпретировать специфические для данной куль­туры сигналы готовности собеседника начать коммуникацию или нежелание общаться; определить долю говорения и слушания в зависимости от ситуации и культур­ных норм среды общения; адекватно выразить свою мысль и понять мысль собеседника; направить беседу в нужное русло; подавать и интерпретировать сигналы смены комму­никативных ролей и сигналы завершения общения; сохранять принятую для данной культуры коммуникативную дистанцию; использовать вербальные и невербальные средства, приемле­мые для данной культуры; приспособиться к социальному статусу коммуникантов и межкультурным различиям; корректировать собственное коммуникативное поведение. Культурная компетенция - понимание фоновых знаний, ценностных установок, психологической и социальной идентичности, характерных для культурной среды об­щения. Предполагает умение извлечь необходимую информацию из различных культурных источников и дифференцировать ее с точки зрения значимости для межкультурной коммуникации.



Наши рекомендации