Вспомогательные критерии оценки результатов в тесте Люшера.
степень выраженности тревоги. (коэффициент тревоги)
большинство вспомогательных критериев подсчитывается на основании оценки неверного расположения цветов в ряду, вплоть до обратного расположения (инверсии ряда – положиетльные цвета меняются полностью со всеми цветами отрицательными).
Инверсия может быть оценена качественно на основании визуального исследования ряда, - перед нами случай с негармоничным психологическим состоянием.
Степень выраженности тревоги может быть оценена количественно. Для этого надо пронумеровать полученный у испытуемого цветовой ряд. Инверсия измеряется по отношению к середине ряда и чем дальше уходит цвет от середины на не свою позицию, тем болье степень инверсии.
(не путать с функциональными парами) Инверсия считается по перемещению из 1-й тройки в последнюю и наоборот.
3 2 1 1 2 3
Черн желт коричн сер фиолет синий зелен кр
S инверсии (коэффициент тревоги)=3+1+1+2+3=10
Саму степень можно пронумеровать – баллы нарастают (измеряется степень инверсии по мере удаления от центра ряда)
S инв=10 баллам – высокая тревога. |Низкая | средняя | высокая |
Максимальный коэффициент тревоги=12 баллов. 0 4 8 12
Показатели агрессивности и суицидального риска.
Показатели агрессивности требуют при их обнаружении анализа биографии исп-го так как агрессивность в экспериментальных лабораторных условиях не может быть диагностирована в истинном смысл слова – она проявляется в реальных жизненных ситуациях. Диагностировать можно лишь предпосылки агрессивного поведения. Тест Люшера диагностирует эмоциональные предпосылки к эмоциональному поведению.
Все показатели агрессивности качественные:
- одновременное перемещение черн и красн цветов в 1 или 2 функциональную пару/на их стык.;
- перемещение фиолетового или коричневого с черным цветом на первые позиции.
(коричневый на первой позиции без черного – мечта, запрос на благополучие, а черн + еще и активное отрицание этого)
Признаки суицидального риска (агрессивное поведении против себя - аутоагрессия):
- черный – 1\я позиция +красный 8\7 позиция
- черный1функц.пара+коричневый 8/7 позиция
- черный1функц.пара+желтый 8/7 позиция
- черный1функц.пара+ зеленый в последней позиции.
(то есть смещение позитивных цветов)
Достоверность теста Люшера проверяется совпадением итогового психологического портрета с реальным поведением человека, с его самоописанием. ТО полностью всю диагностику психологического состояния определить по тесту – нельзя, если основываться только на нем, без изучения биографии человека и наблюдения за ним – совпадения в этих случаях не более 70-75% с реальным состоянием человека. Зато можно установить психологические закономерности у человека, протестировать его тестом в разные моменты психологической работы с ним (начало, середина и концу консультации). Тесть Люшера очень точно оценивает динамику изменения психологического состояния человека.
Психологические функции цветов.
Синий.
Эмоциональное состояние – спокойствие, обеспеченное восприятием окружающей ситуации как неагрессивной (цвет отражает потребность человека во внешней защите и спокойной социальной ситуации)
Мотивационная сфера – готовность к самостоятельной, спокойной немотивированной деятельности.
Сфера общения – бесконфликтное общение с умеренным числом окружающих лиц, тенденция устанавливать дружеские отношения, но не требующие напряженных бурных переживаний.
Культурально синий цвет ассоциируется с глубокой водой, тихим моерм и с небосводом на противоположной стороне заката.
Зеленый
Эмоциональное состояние – хорошее оптимистичное настроение, удовлетворенность собой, хорошие психологические защиты от стрессов.
Мотивационная сфера – стремление к активной, интенсивной деятельности, с повышенными нагрузками, отмечается хороший волевой потенциал, лидерские качества.
Сфера общения – повышенная общительность, большое число знакомых, легкость установления контактов, но способность к длительной преданной дружбе.
Культурально ассоциируется с ярким летом.
Красный (включает позитивную и негативную характеристики)
В большинстве его позитивные характеристики объединяют:
Эмоциональное состояние - возбуждение, радость, стремление красоте
Мотивационная сфера – сексуальность, желание действовать быстро, нагло, напористо, бесстрашие, готовность к риску.
Сфера общения – повышенная общительность, способность быстро знакомиться и вызывать симпатию к себе.
Культурально ассоциируется с яркими цветами, праздником.
Негативные характеристики:
Эмоциональное состояние возбуждение, но с оттенком агрессивности и тревоги
Мотивационная сфера – агрессия, стремление нападать, причинять повреждения
Сфера общения - нет характеристики.
Культурально ассоциируется с кровью, войной, огнем, пожаром.
Желтый
Эмоциональное состояние – восторженность, повышенное настроение, радость
Мотивационная сфера – оптимизм, устремленность в будущее, детскость мотивации, мечтательность.
Сфера общения – предпочтение игровой активности, легкость в заведении друзей, но без долгих отношений и дружбы.
Культурально ассоциируется с солнцем, цветами, цыплятами
Фиолетовый (сложный – красный+синий)
Оба эти цвета активные из позитивной половины ряда, но при этом их психологические характеристики противоположные (покой и активность)
Поэтому данный цвет трактуется как потребность быть творческим (креативным).
Эмоциональное состояние - спокойное, уравновешенное, уверенность в себе и тревожность (связанная с творчеством)
Мотивационная сфера – (см. красн и синий цвет)
Сфера общения – избирательность контактов, небыстрое избирание в образовании дружбы.
Культурально ни с чем не ассоциируется т.к. в природе гое нет.
В природе фиолетовый цвет может быть на 1-х позициях, это норма для юношеского-подросткового возраста; для научных сотрудников, беременных женщин, для детей.
Выбирает художники и дизайнеры, стилисты, визажисты и шизоидный тип личностей.
Коричневый
Еще более сложный цвет, так как является смесью красного и черного – принципиально противоположные антогонистические цвета. (влечение+отрицание контактов, любовь+ненависть в семье или психосоматической сфере.
Трактуется как цвет, отражающий
1) потребность человека в семье, если нет проблем в семье, то он в норме должен находиться на 6-м месте
2) отражение психосоматического состояния человека. В норме здоровый человек не должен думать о своем теле, поэтому здоровый физически человек не должен ставить этот цвет в III пару, перемещение этого цвета – проявление иного отношения, ненейтрального к себе и к своей семье.
К чему конкретно относиться трактовка цвета к семье или физическому самочувствию – решается не внутри теста Люшера, а анализом проблем и его жалоб.
Черный
Эмоциональное состояние – тоска, угнетение, тревога, злость (легкий вариант – строгое критическое отношение к окружающему миру)
Мотивационная сфера – протест и оппозиция к окружающему миру. Для подростков – типичны протестные реакции.
Сфера общения – конфликты, ссоры, конфронтация, отказ от отношений дружбы, эмоциональности в общении, утрата друзей.
Культурально ассоциируется с ночью и засыпанием.
Серый
Эмоциональное состояние – апатия, отсутствие чувств, желания реагировать.
Мотивационная сфера – пассивный протест против окружающих, пассивные защиты от окружающего мира (избегание, изоляция), отказ от деятельности.
Сфера общения – замкнутость, отказ от контактов.
Культурально ассоциируется с туманом.