Характеристика вертикальной оси.

Это многозначная ось – несколько функций, кажд из которых дополнительно изучается, дополняется расспросом испытуемого и сочетанием анализа рисунка и реальной социальной ситуацией в которой находиться человек.

Показатель настроения – расположение внизу – депрессивное настроение, упадок сил; в верхн – гипертивное неадекватно приподнятое.

Норма для здоровой личности - расположение рисунка с легким смещением вверх.

Характеристика мотивации - расположение внизу - пассивность, безразличие, слабость; верхний угол – склонность к хаотической деятельности, смене мотивации.

ТО Устойчивость мотивации с жжением иметь продуктивную деятельность – рисунок от центра чуть выше.

Самооценка - внизу – заниженная самооценка; вверху- завышенная самооценка, с желанием презентировать себя.

Норма – от центра с тенденцией чуть выше до уровня 60-70% высоты шкалы.

Соответственно по комбинациям этих характеристик определяют характеристику квадрантов, в том случае если рисунок смещается в один из квадрантов.

Расположение рисунка в центре с легкой тенденцией вверх вправо – психологическая норма. При этом сам рисунок не должен превышать половины ширины или высоты листа. Если рисунок больше этих размеров – говорит об эгоцентризме, проблемах личности, даже если и в центре. У истероидных личностей большой рисунок означает стремление привлечь к себе внимание. Если рисунок меньше половины листа – то и расположение в центре говорит о чувстве малоценности, заниженной самооценке, ощущении угнетенности.

Основные принципы интерпретации любых рисуночных тестов.

Все основные применяемые в диагностики рисуночные тесты интерпретируются на основании 3-типов характеристик:

1. расположение в пространстве листа.

2. психологические детали рисунка, специфические для каждого из тестов. Совокупность этих деталей для каждого рисунка образует его стандартный интерпретатор.

3. Результаты расспроса испытуемого по выполненному им рисунку. Этот расспрос обязателен при каждом индивидуальном и семейном консультировании и является абсолютной неотъемлемой частью тестирования.

Стандартная схема проведения расспроса состоит из 3-х последовательных типов вопросов, которые последовательно усиливают у испытуемого проекции в отношении сделанного им рисунка, преодолевают защиты, позволяют обнаружить ведущие личностные кризисы и конфликты, в которых находиться испытуемый на момент тестирования.

В результате расспросов испытуемого по проективному рисунку естественным образом происходит в психотерапевтическое занятие с ним.

Краткая характеристика этих вопросов:

Первая группа вопросов – на прояснение реальности как фактов (дерево – как сорта, возраста, какой оно высоты как вам кажется по сравнению с вами…)

Вторая группа вопросов – на активизацию проекции или ассоциативного процесса. (на что похоже дерево, это мужчина или женщина, почему такое впечатление, вы где-то это уже видели, что тогда чувствовали, что чувствовали когда сейчас рисовали…)

Третья группа вопросов – на выявление стрессов и невротических и экзистенциальных (смысловых) конфликтов. Задавание этих вопросов основывается на ответах предыдущих групп вопросов. В любом случае он подразумевает, что нарисованный рисунок является как бы живым существом со своими мыслям, желаниями, подразумевается, что в сущности нарисованное является метафорическим автопортретом. (дерево растущее, умирающее, живое; есть ли у него неживая часть; о чем оно думает; в чем нуждается; смогли бы вы его срубить; есть ли друзья; смогли бы вы сами с ним дружить; что мешает ему жить…)

Цветовой тест М.Люшера.

М.Люшер – швейц клинич психолог разработал в 50-60 гг 20в тест , который получил массовое распространение в 70-80гг

Этот тест относиться к категории проективных тестов: Люшер предположил, вслед за фактами литературы искусства, что определенные цвета производят на личность специфическое воздействие и соответственно выбор цветов прямо связан с чертами характера.

В результате отбора цветов, которые оказывают наиболее эмоциональное воздействие, он остановился на 2-х вариантах: 1) 25 цветов на 73 табличках (полный вариант); 2) 8 цветов (28х28 мм) (краткий вариант) – коричневый, черный, зеленый, красный, серый, желтый, фиолетовый, синий.

Цветовой ряд Люшера делиться на основные (позитивные) – синий, зеленый, красный, желтый; дополнительные (негативные цвета) – фиолетовый, коричневый, черный, серый.

Карточки должны быть не бликующимим, с матовой поверхностью, должно быть хорошее освещении при тестировании.

Инструкция: «Сейчас я вам покажу 8 карточек разного цвета (эксп-р начинает выкладывать их) они разложены сейчас в случайном порядке. Выберите из них карточку, которая вам сейчас больше всего нравиться, не соотнося ее с цветом одежды, комнаты, просто по настроению» После этого данная карточка переворачивается - инструкция повторяется.

Выбираемый ряд цветов заноситься в протокол.

После завершения первой раскладки карточки перемешиваются, раскладываются в случайном порядке. «Независимо от предыдущего выбора, я вас прошу еще раз выберите цвета, это выбор может совпадать может не совпадать - ваша задача выбирать как бы полностью заново».

Процедура повторяется.

В протоколе эксп-р записывает вторую последовательность.

Эти раскладки – ряды по предпочтению. Люшер считал, что 1 раскладка не отражает истинного состояния личности на данный момент тестирования, а выражает ее реакцию на процедуру тестирования. Люшер интерпретирует первый ряд как реакцию на ситуацию исследования.; 2-й ряд – характеризует личность, так как первоначальную реакцию на ситуацию тестирования испытуемый уже дал.

Если испытуемый хорошо подготовлен к тестированию, относиться к нему доброжелательно, то уже первая раскладка выражает личность, т.к. реакцию на тест преодолела еще подготовка.

После получения раскладки по предпочтению, испытуемый отпускается и начинается интерпретация полученного результата.

Тест интерпретируется из 2-х основных факторов воздействия цвета на человека:

1) из того места, что цвет получает в ряду.

2) Из функции цвета при его воздействии на эмоциональную, волевую, мотивационную сферы личности (психологическая функции я цвета)

Значение позиции (места) цвета в ряду.

1.Синий                
2. Зеленый                
3. Красный.                
4. Желтый                
5. Фиолетовый.                
6.Коричневый                
7.Черный                
8.Серый                

Функциональные пары цветов

I – 1 и2 (Я-идеальное) явное предпочтение (++)

II – 3 и4 (Я-реальное) предпочтение (хх)

III – 5 и 6 нейтральное (==)

IV – 7 и 8 отвержение (--)

I пара - психологически означает «Образ Я-идеальное», при этом какие качества Идеального Образа Я определяются теми цветами, которые испытуемый ставит на 1 и 2 место.

1-красн,2-желт – эти цвета описывают Я-идеальное испытуемого.

Внутри этой пары функции 1 и 2 места разные: 1 место – средство, способ каким испытуемы пользуется для достижения этого Идеального Образа Я. 2 место – означает конечную цель, к которой хочет прийтииспытуемый при реализации Идеального Я, как его себе представлет испытуемый.

II пара - Я-реальное (не так четко разделяется на позиции внутри мест) 3 (1 место) – отражает предпочтительный образ действий в реальности. 4 (2 место) – цель, к которой человек стремиться в реальности (уточнение – диагностирует не действительное состояние человека, а его представление о себе (поэтому не Я-Реальное, а представление о себе «Я-Реальное») поэтому характеристика цвета теста Люшера в отношении эмоций, мотивации, стратегии поведения нуждается в сравнении с реальным состоянием человека, определяемым методом наблюдения)

III пара – безразличная или нейтральная позиция. Означает, что те эмоции, мотивы, стратегии поведения, выраженные цветами, попадающими в III пару, безразличны для испытуемого или игнорируются, он к ним безразличен. Позиции здесь не дифференцируются по функциям.

5-черн цвет, означает по психологическим функциям активное отрицание окружающего мира – здесь (в этой позиции, на этом месте) он означает, что такие реакции у человека есть, но они для него не активны.

IV пара – отвержение тех психологичсеких свойств, которые выражаются цветами, помещаемыми испытуемым в IV пару.

В данной паре возвращается дифференциация. 7 (1 место) – пассивное отвержение, избегание, тенденция к изоляции. 8 (2 место) - -активное отвержение, с деятельностью.

Люшер пронумеровал основные и дополнительные цвета неслучайным образом, в примерно в той последовательности, в которой их чаще раскладывают психически здоровые люди молодого и зрелого возраста (18-60) в социально благоприятной для них жизненной ситуации. ТО первоначально расположение цветов примерно соответствует т.н. аутогенной (собственной) норме.

В действительности норма расположения цветов для каждой личности невозможна для этого необходимо ее исследовать в индивидуальных для нее условиях; можно аутогенную норму определить для группы и то в разных социальных ситуациях, для этого вычисляется ранг для я каждого цвета.

Наши рекомендации