Вопросник для измерения толерантности
(В.С.Магун, М.С.Жамкочьян, М.М.Магура)
Данный вопросник был первоначально разработан для оценки влияния тренинга толерантности (Солдатова, Шайгерова, Шарова, 2000) на сознание старшеклассников (Магун, Жамкочьян, Магура, 2000). Содержание методики жестко не привязано к конкретным особенностям упомянутого тренинга, и ее можно использовать в более широком контексте.
В отборе и конструировании вопросов авторы опирались на общетеоретические представления о толерантности и на имеющийся в западной социальной психологии опыт измерения данной характеристики. Все вопросы методики направлены на выявление различных установок, поэтому данный вопросник, как и подавляющее большинство других опросников, измеряет, прежде всего, толерантность вербального поведения людей.
В состав вопросника вошли утверждения, направленные на выявление разных видов толерантности: толерантности к представителям других наций, выходцам из других мест, представителям иных культур; толерантности к иным взглядам, в том числе взглядам и мнениям меньшинства; толерантности к отступлениям от общепринятых норм, правил и стереотипов; толерантности к сложности и неопределенности окружающего мира.
Хотя вопросник первоначально применялся для подростков, в вопросах, включенных в его состав, почти нет возрастной специфики, и поэтому при незначительной модификации данная методика применима к изучению представителей разных возрастных категорий. При исследовании эффективности воздействия тренинга толерантности методика проводится два раза – до и после проведения тренинга.
Бланк методики
Инструкция: Выразите, пожалуйста, свое отношение к следующим суждениям. Прежде чем отвечать, внимательно прочтите вопрос и все варианты ответа на него. Затем выберите тот вариант ответа, который отражает ваше личное мнение.
Вам нужно поставить любой значок напротив варианта ответа, который Вы выбрали. В вопросах №№ 1, 18, 21, 31, 36, 40 нужно обвести цифру, соответствующую выбранному Вами варианту ответа. Просим Вас не пропускать ни одного вопроса.
№ | Утверждение | Совершенно не согласен | Пожалуй, не согласен | Трудно сказать, согласен или нет | Пожалуй, согласен | Полностью согласен |
| Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей: (выберите что-то одно) меня это не волнует – 1 верно нечто среднее – 2 ______________________ они вызывают у меня неприязнь и отвращение – 3 | |||||
| Хорошая работа — это такая работа, где всегда ясно, что и как делать | |||||
| Есть нации и народы, к которым трудно хорошо относиться | |||||
| Это замечательно, что молодежь может сегодня свободно протестовать против того, что ей не нравится, и поступать по-своему | |||||
| Мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры | |||||
| Личная свобода в поведении важнее хороших манер | |||||
| Меня раздражают писатели, которые используют чужие и незнакомые слова | |||||
| Человека надо оценивать только по его моральным и деловым качествам, а не по его национальности | |||||
| Мне не нравятся девушки, которые пренебрегают принятыми в обществе правилами морали | |||||
| Люди, которые живут в соответствии с установленным порядком, лишают себя в жизни многих радостей | |||||
| Истинной может быть только одна религия | |||||
| Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему | |||||
| Когда учитель не может четко определить, что он хочет сказать, это раздражает | |||||
| То, что Россия — многонациональная страна, обогащает ее культуру | |||||
| ( На этот вопрос просим ответить только юношей) Для своей девушки я предпочел бы выраженную женственность | |||||
| ( На этот вопрос просим ответить только девушек) Для своего парня я предпочла бы выраженную мужественность | |||||
| Чем скорее мы избавимся от традиционной семейной структуры, где командуют отец или мать, а дети обязаны беспрекословно подчиняться, тем лучше | |||||
| Человек с иной точкой зрения обычно вызывает у меня: (выберите что-нибудь одно) интерес и стремление понять его суждения – 1 желание переубедить его – 2 раздражение – 3 | |||||
| Судя по тому, что происходит в стране, нам нужно использовать "сильные средства", чтобы избавиться от преступников и взяточников | |||||
| Мне нравятся люди, которые во всем сомневаются | |||||
| Как, по-вашему, мужа (жену) лучше выбирать среди людей своей национальности, или национальности не стоит придавать значение? лучше выбирать среди людей своей национальности – 1__________________________ национальности не стоит придавать значение - 2 затрудняюсь ответить – 3 | |||||
| Всегда легче довериться авторитетным людям (специалистам, уважаемым гражданам или религиозным лидерам), чем слушать всяких болтунов, которые вызывают разброд в умах людей | |||||
| Нашей стране необходимо больше терпимых людей — таких, кто ради мира и согласия в обществе готов пойти на уступки | |||||
| Я установил(а) для себя четкие жизненные правила и считаю, что другие должны сделать то же самое | |||||
| Мне хотелось бы пожить в чужой стране | |||||
| Человек другой культуры обычно пугает или настораживает окружающих | |||||
| Нет ничего страшного в сексуальных отношениях до брака | |||||
| Уважение к старшим — одна из важнейших ценностей, которым надо учить детей | |||||
| Сильная личность не показывает своих чувств | |||||
| Очень важно защищать права тех, кто в меньшинстве и имеет непохожие на других взгляды и поведение | |||||
| Меня очень раздражает вид неубранной комнаты да – 1 верно нечто среднее – 2 нет – 3 | |||||
| Я никогда не сужу людей, пока не буду уверен в фактах | |||||
| Люди с другим цветом кожи (другой расы) могут быть нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать | |||||
| Нет ничего аморального или патологического в сексуальных отношениях между людьми одного и того же пола | |||||
| То, что люди в нашей стране придерживаются разных и даже иногда противоположных взглядов, — благо для России | |||||
| Принимая решения, я считаю для себя обязательным считаться с общепризнанными нормами поведения ("что такое хорошо и что такое плохо") да – 1 когда как – 2 нет – 3 | |||||
| Некоторые люди слишком сложны, чтобы их можно было понять | |||||
| Нет такого межнационального конфликта, который нельзя было бы разрешить путем переговоров и взаимных уступок | |||||
| Было бы лучше для всех, если бы власти ввели цензуру на телевидении, чтобы уберечь общественную нравственность | |||||
| Если бы я увидел(а), что знакомые дети дерутся (выберите что-то одно): я предоставил бы им самим выяснять свои отношения – 1 не знаю, что предпринял бы – 2 постарался бы разобраться в их ссоре – 3 | |||||
| Я люблю общаться с людьми, у которых все четко и определенно | |||||
| Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие | |||||
| Не вижу ничего предосудительного в том, что девушки посещают пивные бары | |||||
| Многие проблемы будут решены, если мы избавимся от психически больных людей | |||||
| Сражаться со сложной задачей часто более увлекательно, чем решать простую | |||||
| Многие наши правила в отношении скромности и сексуального поведения — просто условности, и не стоит слишком серьезно к ним относиться | |||||
| Часто человек не виноват в своих проступках, поскольку его действия определялись внешними обстоятельствами | |||||
| Идти на уступки — это значит проявлять слабость |
Обработка результатов
Полученный балл по пунктам, для которых предусмотрены пять вариантов ответов, подсчитывается следующим образом.
Прямые вопросы (№ 4, 6, 8, 10, 14, 17, 20, 23, 25, 27, 30, 32, 34, 35, 38, 43, 45, 46, 47):
Варианты ответов | Баллы |
совершенно не согласен | - 2 |
пожалуй, не согласен | - 1 |
трудно сказать, согласен или нет | |
пожалуй, согласен | |
полностью согласен |
Обратные вопросы (№ 2, 3, 5, 7, 9, 11, 12, 13, 15, 16, 19, 22, 24, 26, 28, 29,
33, 37, 39, 41, 42, 44, 48):
Варианты ответов | Баллы |
совершенно не согласен | |
пожалуй, не согласен | |
трудно сказать, согласен или нет | |
пожалуй, согласен | - 1 |
полностью согласен | - 2 |
Вопросы с тремя вариантами ответов (№ 1, 18, 21, 31, 36, 40):
№ пункта | ||||||||||||||||||
Варианты ответов | ||||||||||||||||||
Баллы | -2 | -2 | -2 | -2 | -2 | -2 |
Вопросы № 1, 3, 7, 10, 12, 13, 18, 20, 21, 23, 24, 25, 27, 29, 34, 35, 37 оказались особенно чувствительными к воздействию тренинга толерантности. При необходимости измерить аспекты толерантности, в наибольшей степени поддающиеся воздействию, можно ограничиться только этими вопросами.