Воспитание стойкости, настойчивости и выносливости

Стойкость и настойчивость, как проявления воли, выражающиеся в неуклонном стремлении к цели, несмотря на трудность и опасность обстановки, — важнейшие качества, которые необ­ходимо постоянно и упорно воспитывать в боксере. Бой сло­жился трудно, удары противника сильны — боксер все-таки всегда и при всех условиях должен сохра­нять волю к победе.

Воспитание стойкости и настойчивости в спорте должно идти рядом с воспитанием выносливости, т. е. способности организма выдерживать физическую нагрузку повышенной дли­тельности и интенсивности.

Нельзя говорить о недостаточной стойкости и настойчиво­сти ученика, если он не тренирован, если его организм физио­логически не подготовлен к интенсивным или длительным на­пряжениям. Поэтому не следует спешить с оценкой стойкости я настойчивости ученика, пока он и вся группа не пройдут оп­ределенного тренировочного цикла, не войдут, как говорится «в форму».

Более того, воспитание стойкости в спорте только и воз­можно на базе тренированной выносливости. Недостаточная тренировка усиливает проявления нестойкости, — этот факт из­вестен каждому практику спортивной работы.

Лишь когда объективные данные — пульс, дыхание и повы­шающаяся способность к длительным напряжениям покажут, что тренированность боксера высока, тренер сможет судить по его поведению в вольном бою о его настойчивости и упорстве.

Сами физические упражнения при определенных условиях помогают воспитанию настойчивости. Уже в процессе приобре­тения автоматизма в том или ином приеме или упражнении боксер должен проявить известную настойчивость. Так, напри­мер, упражнения со скакалкой требуют высокой координации движений, и прежде, чем новичок научится прыгать, ему при­ходится затратить немало упорства и труда. Когда ученик ов­ладеет упражнением со скакалкой, он все же часто склонен щадить себя и уменьшает нагрузку, упрощая ритм и замедляя темп работы. Тренер в таких случаях сам выбирает упражне­ние, задает и поддерживает определенный темп. То же можно сказать и о бое с тенью, когда тренеру иной раз приходится подгонять ленивого и медлительного боксера.

Для воспитания настойчивости тренер может успешно при­менять самые различные упражнения, но при любом физиче­ском упражнении тренер должен следить, чтобы оно выполня­лось на полную амплитуду движения, чтобы ученик не расслаб­лялся там, где требуется напряжение, не снижал количества и темпа упражнений, словом — не допускать поблажек, которые ведут не к воспитанию, а к ослаблению настойчивости и упор­ства. Всем этим тренер воспитывает у ученика способность к волевому усилию, способность к длительным напряжениям и повышает его настойчивость.

Особенно важно правильно руководить вольным боем. Прежде всего, тренер должен привить ученику сознание, что ни при каких обстоятельствах он не может отказываться продолжать бой. Боксер должен быть на ринге заданное время. Трене­ру при этом необходимо проявлять большую осмотрительность в подборе партнеров. Если они слишком разнятся по весу, си­лам или техническому уровню, то их бой явно не сможет по­служить воспитанию настойчивости: для сильнейшего задача слишком упрощается, слабейшему — она непосильна. При рав­ном же подборе пар тренер всегда может требовать, чтобы боксер действовал активно, в быстром темпе, выполнял в бою заданные приемы и комбинации.

Если боксер получил резкий удар и потрясен им, тренер всегда имеет возможность дать знак другому боксеру ослабить темп боя и силу ударов, а получившего удар подбодрить и за­ставить вести бой активно. Тренер должен помнить, что имен­но вольный бой — основа для воспитания стойкости и настой­чивости. «...Вольный бой есть боевая практика, предназначен­ная для самоопределения боксера в своих боевых качествах... В нем боксер по-настоящему учится пользоваться всем боевым материалом, совершенствуя свои боевые средства и качества и практикуясь в применении их к различным боевым особенно­стям противника» (К. В. Градополов).

ВОСПИТАНИЕ РЕШИТЕЛЬНОСТИ

Каждый опытный тренер из наблюдений знает, что основное качество, необходимое боксеру — решительность, выра­жается главным образом в быстроте его действий.

Боксер, без излишних колебаний принимающий решение и смело проводящий его в жизнь, т. ё. боксер, обладающий ре­шительностью, для наблюдающего за ним со стороны прежде всего действует быстро.

Наоборот, если боксер наносит удары вяло и медленно, или запаздывает с ударами и защитой, его можно характеризовать, как нерешительного боксера. Именно поэтому при обучении технике бокса необходимо прививать новичку привычку дейст­вовать быстро. Как только движение удара или защиты изуче­но и исполняется технически правильно, нужно постепенно ускорять его, добиваясь в итоге максимальной скорости. Этим путем воспитывается привычка к быстроте действий, как одно из существенных проявлений решительности.

Здесь, однако, нужно иметь в виду, что ученик из естествен­ного чувства стыда старается скрывать страх и нерешитель­ность, и порой тренеру их бывает трудно заметить.

Так, например, часто приходится наблюдать, что ученик не разгибает полностью руку при прямом ударе, либо, полностью разгибая руку, «ошибается» в дистанции и не достает партнера, причем все это делается достаточно быстро, и никаких претен­зий в этом смысле предъявить ученику нельзя. Означает ли это, что здесь недоработана техника? Если при проверке в оди­ночной работе на снарядах или на лапе эти недостатки исчез­нут, то это значит, что налицо одно из проявлений нерешитель­ности.

Решительность в боксе неразрывна с быстротой действий. Но быстрота действий сама по себе вовсе не означает реши­тельности. Нельзя назвать решительными безрассудные, необ­думанные, случайные, беспорядочные, лишенные смысла дейст­вия боксера, как бы быстры они ни были. Нельзя назвать реши­тельными быстрые Действия боксера, если они направлены к тому, чтобы избежать боя, уклониться от него.

Все это значит, что тренер должен приучить боксера вести бой активно, быстро принимать решения во время боя и быст­ро осуществлять эти решения. Техника, приобретенная боксе­ром, не должна быть балластом, а активно и целесообразно применяться в бою.

Особенно важно для тренера вовремя заметить состояние нерешительности у ученика и помочь ему это состояние пре­одолеть.

Часто наблюдаемое проявление нерешительности состоит в том, что боксеры стремятся избегать активного боя, излишне разрывая дистанцию и находясь вне боя, в безопасности от уда­ров. В таком случае, тренер должен энергично требовать, что­бы боксеры сблизились и активно вели бой. Допускать что­бы боксер находился вне боя, за пределами дистанции дальнего боя, нельзя — это быстро может превратиться в привычку, трудно поддающуюся исправлению.

Иногда новичок не решается атаковать противника, видя, что последний закрыт. Новичка смущает, когда противник тща­тельно прикрывает подбородок и живот, а раскрыть защиту противника он еще не умеет.

Нужно в этом случае посоветовать новичку решительно атаковать — противник, такой же новичок, почти во всех слу­чаях раскроется: он не сумеет и реагировать на атаку, и в то же время остаться закрытым.

Тренер, добиваясь, чтобы ученик уверенно шел в атаку, ис­пользовал удар на полную его длину, не бил по воздуху, а сме­ло сближался с противником и не останавливал удара за мгно­вение до того, как он должен коснуться цели, — воспитывает уверенность боксера в своих силах и действиях, а. следователь­но, и решительность.

Эти же качества вырабатываются у новичка при разучива­нии приемов защиты. Выше уже разбиралось, как новичок, пра­вильно применяя защиты, перестает преувеличивать опасность удара и спокойней реагирует на действия противника. Однако преодолеть страх еще не значит стать решительным. Решитель­ность проявляется в активных боевых действиях. Защита, примененная боксером, имеет целью парализовать деятельность противника для того, чтобы активнее действовать самому. Тре­нер должен сделать непререкаемым правилом: ни одной защи­ты без контрудара, без контратаки. Это требование должно не­уклонно выполняться при разучивании защит.

Таким образом, шлифуя технику, научив боксера немедлен­но использовать любую возможность для атаки или удара, бить быстро, обязательно попадать в цель и соединять защиты с контратакой, тренер воздействует на психику ученика, укреп­ляет его решительность. Правильный подбор партнеров для вольного боя здесь особенно важен.

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА КРАСОТЫ

Можно ли говорить о воспитании эстетического чувства в связи с боксом? Не искусственно ли утверждение, что дейст­вия боксера-мастера красивы, что само понятие «боке» не про­тиворечит эстетике?

Эстетическим чувством мы называем чувство удовольствия, наслаждения, получаемое от положительных элементов формы того или иного явления (процесса, предмета). Красивым мы на­зываем предмет, явление, процесс, форма которого глубоко соответствует его содержанию. Но всякому ли содержанию? Если нашему моральному сознанию содержание претит и для него неприемлемо, то, как бы ни соответствовала содержанию фор­ма, эстетическое вступает в конфликт с этическим и в этом конфликте нечто теряет, или все теряет. Этим, в частности, и объясняется, что люди, отрицательно относящиеся к боксу в целом, не находят красоты в действиях боксера.

Эстетические оценки или суждения неминуемо отражают ту или иную классовую, общественную идеологию. Любая дея­тельность человека, становясь объектом восприятия, или — ши­ре — познания, может быть оценена эстетически, может быть признана красивой или некрасивой в зависимости от того, на­сколько соответствует и насколько подчинено цели или «идее» внешнее выражение этой деятельности или ее результатов.

Мы называем грациозными движения, которые совершаются без всякого видимого напряжения сил. Именно в этом частном понятии красоты (грации) наиболее точно выражается эта целе­сообразность, эта, иначе говоря, одухотворенность, «идейность» красивого.

Глубоко прав был А. С. Макаренко, когда говорил об эсте­тике дисциплины и эстетике поступка, применяя эстетический критерий к явлениям, казалось бы, далекостоящим от эстетики.

На ринге боксер действует красиво, если каж­дое его движение наглядно целесообразно, наглядно одухотворено и волей к победе, и применением наиболее действительных в данной боевой обстановке средств, приемов и тактики. Быстрые, экономные, ловкие, непринужденные, технически и тактически правильные действия боксера — кра­сивы. И для тренера важно привить ученикам чувство красоты движений и действий боксера в бою, так как воспитанное эсте­тическое чувство даст боксеру существенный критерий оценки и будет положительно влиять на формирование его стиля, став действенным средством самовоспитания.

Вначале, пока изучаются первичные элементы техники, процесс воспитания эстетического чувства будет, естественно, элементарным. Тренер обращает внимание всей группы на учени­ков, работающих наиболее удачно, показывая что правильно, экономно и ловко сделанное движение — красиво. При этом, он ни в коем случае не должен демонстрировать или высмеи­вать незадачливых и неловких учеников. Отмечая удачное, тренер вырабатывает в группе умение оценить красоту дейст­вий, а способность к подражанию, особенно сильно развитая у подростков, быстро выравнивает группу, подтягивая всех к луч­шим. Постепенно понимание красивого расширяется, включая в себя эстетические оценки. Появляется ряд запретов: грубость и злость — некрасивы, некрасивы проявления трусости и слабо­волия, так же, как и проявления кокетства и самолюбования. Тренер решительными указаниями пресекает всякое проявление грубости и озлобления, трусости и нерешительности и, наобо­рот, поощряет корректность и техничность, спокойствие, сме­лость и активность.

Наконец, когда на последнем этапе обучения будут усвое­ны начала тактики бокса, удачная комбинация, остроумно по­строенная атака, умелое сочетание маневра, защиты и контр­атаки будут вызывать высокую оценку боксера и станут важ­ным элементом в его критерии красоты.

Чувство красоты, воспитанное у молодого боксера, застав­ляет его упорнее работать над собой, стремиться к постоянно­му совершенствованию. Отсутствие этого чувства характери­зует грубого драчуна, который, в конечном счете, обязательно будет побит искусным противником.

Спортивно-эстетическое воспитание боксера не может быть ограничено только изложенным материалом. Но рамки данной работы не позволяют развить эту тему шире.

ВОСПИТАНИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ

Тактика новичка, естественно, — элементарна. Она ограни­чивается тем спортивно-техническим материалом, которым но­вичок успел овладеть до первого боя. Но свой небольшой опыт новичок может применять в бою творчески, действовать гибко и разнообразно, даже пользуясь относительно немногочисленными приемами.

Для этого, как справедливо указывает Я. Б. Браун, новичок, прежде всего, должен знать, как и какими средствами дости­гается победа в бою, за что присуждается победа. Ученик дол­жен понимать, что, если он будет инициативен, если его удары будут попадать в цель, а удары противника он сумеет парализовать удачными приемами защиты, если его защита бу­дет активной и обязательно соединяться с контратакой — он бой выиграет. Понимание этого должно быть прочно и дей­ственно привито ученику.

Количество времени на подготовку новичка невелико. По­этому тактика обучения должна соответствовать той тактике, которую хотел бы увидеть тренер у своего ученика в бою.

Если при обучении тренер обратит побольше внимания на то, чтобы ученики свободно и разнообразно маневрировали, легко и непринужденно передвигаясь по рингу, можно полагать, что и в первом бою новичок проявит известную свободу маневра.

Если тренер, обучая ударам, больше времени уделит на упражнения в прямых ударах и ударах снизу и их комбинациям, можно полагать, что и в первом бою новичок будет пользо­ваться именно этими ударами.

Наконец, если тренер будет учить новичка каждую защиту непременно соединять с контрударом, можно полагать, что и в первом бою защита новичка будет активной. Практика откры­того ринга подтверждает правильность таких предположений.

Кроме того, из всех многочисленных элементов тактики, тренер обязательно должен привить новичкам: умение атако­вать неожиданно, резко и быстро, без видимой для противника подготовки удара и без замаха; умение пользоваться финта­ми — ложными движениями, отвлекающими внимание против­ника от действительных намерений боксера.

Тренер должен всемерно воспитывать творческое воображе­ние и инициативу боксера, без чего изучение элементов такти­ки неизбежно превратится в механическое натаскивание.

Чтобы воспитывать творческую фантазию молодого боксе­ра, имеется достаточно много возможностей. Тренер должен поощрять каждое удачное действие ученика, отмечая и под­черкивая все, идущее от собственного творчества боксера, бу­дет ли это отдельный удар или комбинация ударов, маневр или защита с контратакой.

Иногда короткой реплики «отлично!» во время вольного боя достаточно, чтобы закрепить у ученика чувство удовле­творения от творческой находки и побудить его к постоянному творчеству.

Прекрасным средством воспитания творческого воображе­ния служит «бой с тенью». Для того, чтобы «бой с тенью» не стал только способом «разогреться», а служил определенным воспитательным целям, тренер должен ставить перед группой или отдельным учеником конкретную задачу.

«Бой с тенью» вначале примитивен и заполняется только элементами, изученными в данном уроке. По мере того, как ус­ложняется техника боксера, усложняется и «бой с тенью» пу­тем соединения различных ее элементов. Наконец, тренер ста­вит перед учениками и тактические задачи.

Например: «противник старается сблизиться и вести бой ко­роткими ударами. Задача: не допускать его к себе, парализо­вать его действия». Или: «противник атакует боковыми удара­ми. Применять различные защиты с контратакой». Или: «про­тивник устал. Энергично атаковать и добивать его».

Это — наиболее простые примеры заданий. В дальнейшем их следует разнообразить и усложнять, указывая то тип про­тивника («противник выше ростом, с длинными руками»), то его манеру защищаться («противник часто ныряет»), то характер атаки и т. п., а иногда давая и несколько условий сразу. После того, как «бой с тенью» проведен, следует указать, насколько правильно тот или иной боксер решал поставленную задачу.

Чтобы поощрить творческое воображение и боевую инициа­тиву учеников, полезно давать им для вольного боя различные тактические задания, например: продумать и подготовить не­сколько контратак на атаку прямым левой или атаку «раз-два», подготовить несколько финтов для атаки боковым левой и т. п. Отдельным, наиболее одаренным, ученикам тренер может пока­зать такие тактические тонкости, как вызов на удар путем от­крытия головы или туловища или сковыванием противника, и на этом строить тактические задания. Но для всей группы но­вичков усложнять задания не следует.

В основу творческой работы и воспитания инициативы бок­сера тренер должен положить воспитание воли. Стремление к победе тренер должен поощрять всеми средствами; без него творческая мысль беспочвенна, она может создать мечтателей, а воспитывать нужно — бойцов.

* * *

Таковы некоторые частные вопросы воспитания, связанные с изучением техники бокса.

Правильно поставленное обучение технике само по себе ре­шает важную общую воспитательную задачу: добиваясь, чтобы новичок свободно владел техникой, улучшая координацию его движений, мы укрепляем его уверенность в себе, его морально-волевые качества. Тем самым облегчается задача боевого вос­питания боксера в целом.

Наши рекомендации