Воспитание стойкости, настойчивости и выносливости
Стойкость и настойчивость, как проявления воли, выражающиеся в неуклонном стремлении к цели, несмотря на трудность и опасность обстановки, — важнейшие качества, которые необходимо постоянно и упорно воспитывать в боксере. Бой сложился трудно, удары противника сильны — боксер все-таки всегда и при всех условиях должен сохранять волю к победе.
Воспитание стойкости и настойчивости в спорте должно идти рядом с воспитанием выносливости, т. е. способности организма выдерживать физическую нагрузку повышенной длительности и интенсивности.
Нельзя говорить о недостаточной стойкости и настойчивости ученика, если он не тренирован, если его организм физиологически не подготовлен к интенсивным или длительным напряжениям. Поэтому не следует спешить с оценкой стойкости я настойчивости ученика, пока он и вся группа не пройдут определенного тренировочного цикла, не войдут, как говорится «в форму».
Более того, воспитание стойкости в спорте только и возможно на базе тренированной выносливости. Недостаточная тренировка усиливает проявления нестойкости, — этот факт известен каждому практику спортивной работы.
Лишь когда объективные данные — пульс, дыхание и повышающаяся способность к длительным напряжениям покажут, что тренированность боксера высока, тренер сможет судить по его поведению в вольном бою о его настойчивости и упорстве.
Сами физические упражнения при определенных условиях помогают воспитанию настойчивости. Уже в процессе приобретения автоматизма в том или ином приеме или упражнении боксер должен проявить известную настойчивость. Так, например, упражнения со скакалкой требуют высокой координации движений, и прежде, чем новичок научится прыгать, ему приходится затратить немало упорства и труда. Когда ученик овладеет упражнением со скакалкой, он все же часто склонен щадить себя и уменьшает нагрузку, упрощая ритм и замедляя темп работы. Тренер в таких случаях сам выбирает упражнение, задает и поддерживает определенный темп. То же можно сказать и о бое с тенью, когда тренеру иной раз приходится подгонять ленивого и медлительного боксера.
Для воспитания настойчивости тренер может успешно применять самые различные упражнения, но при любом физическом упражнении тренер должен следить, чтобы оно выполнялось на полную амплитуду движения, чтобы ученик не расслаблялся там, где требуется напряжение, не снижал количества и темпа упражнений, словом — не допускать поблажек, которые ведут не к воспитанию, а к ослаблению настойчивости и упорства. Всем этим тренер воспитывает у ученика способность к волевому усилию, способность к длительным напряжениям и повышает его настойчивость.
Особенно важно правильно руководить вольным боем. Прежде всего, тренер должен привить ученику сознание, что ни при каких обстоятельствах он не может отказываться продолжать бой. Боксер должен быть на ринге заданное время. Тренеру при этом необходимо проявлять большую осмотрительность в подборе партнеров. Если они слишком разнятся по весу, силам или техническому уровню, то их бой явно не сможет послужить воспитанию настойчивости: для сильнейшего задача слишком упрощается, слабейшему — она непосильна. При равном же подборе пар тренер всегда может требовать, чтобы боксер действовал активно, в быстром темпе, выполнял в бою заданные приемы и комбинации.
Если боксер получил резкий удар и потрясен им, тренер всегда имеет возможность дать знак другому боксеру ослабить темп боя и силу ударов, а получившего удар подбодрить и заставить вести бой активно. Тренер должен помнить, что именно вольный бой — основа для воспитания стойкости и настойчивости. «...Вольный бой есть боевая практика, предназначенная для самоопределения боксера в своих боевых качествах... В нем боксер по-настоящему учится пользоваться всем боевым материалом, совершенствуя свои боевые средства и качества и практикуясь в применении их к различным боевым особенностям противника» (К. В. Градополов).
ВОСПИТАНИЕ РЕШИТЕЛЬНОСТИ
Каждый опытный тренер из наблюдений знает, что основное качество, необходимое боксеру — решительность, выражается главным образом в быстроте его действий.
Боксер, без излишних колебаний принимающий решение и смело проводящий его в жизнь, т. ё. боксер, обладающий решительностью, для наблюдающего за ним со стороны прежде всего действует быстро.
Наоборот, если боксер наносит удары вяло и медленно, или запаздывает с ударами и защитой, его можно характеризовать, как нерешительного боксера. Именно поэтому при обучении технике бокса необходимо прививать новичку привычку действовать быстро. Как только движение удара или защиты изучено и исполняется технически правильно, нужно постепенно ускорять его, добиваясь в итоге максимальной скорости. Этим путем воспитывается привычка к быстроте действий, как одно из существенных проявлений решительности.
Здесь, однако, нужно иметь в виду, что ученик из естественного чувства стыда старается скрывать страх и нерешительность, и порой тренеру их бывает трудно заметить.
Так, например, часто приходится наблюдать, что ученик не разгибает полностью руку при прямом ударе, либо, полностью разгибая руку, «ошибается» в дистанции и не достает партнера, причем все это делается достаточно быстро, и никаких претензий в этом смысле предъявить ученику нельзя. Означает ли это, что здесь недоработана техника? Если при проверке в одиночной работе на снарядах или на лапе эти недостатки исчезнут, то это значит, что налицо одно из проявлений нерешительности.
Решительность в боксе неразрывна с быстротой действий. Но быстрота действий сама по себе вовсе не означает решительности. Нельзя назвать решительными безрассудные, необдуманные, случайные, беспорядочные, лишенные смысла действия боксера, как бы быстры они ни были. Нельзя назвать решительными быстрые Действия боксера, если они направлены к тому, чтобы избежать боя, уклониться от него.
Все это значит, что тренер должен приучить боксера вести бой активно, быстро принимать решения во время боя и быстро осуществлять эти решения. Техника, приобретенная боксером, не должна быть балластом, а активно и целесообразно применяться в бою.
Особенно важно для тренера вовремя заметить состояние нерешительности у ученика и помочь ему это состояние преодолеть.
Часто наблюдаемое проявление нерешительности состоит в том, что боксеры стремятся избегать активного боя, излишне разрывая дистанцию и находясь вне боя, в безопасности от ударов. В таком случае, тренер должен энергично требовать, чтобы боксеры сблизились и активно вели бой. Допускать чтобы боксер находился вне боя, за пределами дистанции дальнего боя, нельзя — это быстро может превратиться в привычку, трудно поддающуюся исправлению.
Иногда новичок не решается атаковать противника, видя, что последний закрыт. Новичка смущает, когда противник тщательно прикрывает подбородок и живот, а раскрыть защиту противника он еще не умеет.
Нужно в этом случае посоветовать новичку решительно атаковать — противник, такой же новичок, почти во всех случаях раскроется: он не сумеет и реагировать на атаку, и в то же время остаться закрытым.
Тренер, добиваясь, чтобы ученик уверенно шел в атаку, использовал удар на полную его длину, не бил по воздуху, а смело сближался с противником и не останавливал удара за мгновение до того, как он должен коснуться цели, — воспитывает уверенность боксера в своих силах и действиях, а. следовательно, и решительность.
Эти же качества вырабатываются у новичка при разучивании приемов защиты. Выше уже разбиралось, как новичок, правильно применяя защиты, перестает преувеличивать опасность удара и спокойней реагирует на действия противника. Однако преодолеть страх еще не значит стать решительным. Решительность проявляется в активных боевых действиях. Защита, примененная боксером, имеет целью парализовать деятельность противника для того, чтобы активнее действовать самому. Тренер должен сделать непререкаемым правилом: ни одной защиты без контрудара, без контратаки. Это требование должно неуклонно выполняться при разучивании защит.
Таким образом, шлифуя технику, научив боксера немедленно использовать любую возможность для атаки или удара, бить быстро, обязательно попадать в цель и соединять защиты с контратакой, тренер воздействует на психику ученика, укрепляет его решительность. Правильный подбор партнеров для вольного боя здесь особенно важен.
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА КРАСОТЫ
Можно ли говорить о воспитании эстетического чувства в связи с боксом? Не искусственно ли утверждение, что действия боксера-мастера красивы, что само понятие «боке» не противоречит эстетике?
Эстетическим чувством мы называем чувство удовольствия, наслаждения, получаемое от положительных элементов формы того или иного явления (процесса, предмета). Красивым мы называем предмет, явление, процесс, форма которого глубоко соответствует его содержанию. Но всякому ли содержанию? Если нашему моральному сознанию содержание претит и для него неприемлемо, то, как бы ни соответствовала содержанию форма, эстетическое вступает в конфликт с этическим и в этом конфликте нечто теряет, или все теряет. Этим, в частности, и объясняется, что люди, отрицательно относящиеся к боксу в целом, не находят красоты в действиях боксера.
Эстетические оценки или суждения неминуемо отражают ту или иную классовую, общественную идеологию. Любая деятельность человека, становясь объектом восприятия, или — шире — познания, может быть оценена эстетически, может быть признана красивой или некрасивой в зависимости от того, насколько соответствует и насколько подчинено цели или «идее» внешнее выражение этой деятельности или ее результатов.
Мы называем грациозными движения, которые совершаются без всякого видимого напряжения сил. Именно в этом частном понятии красоты (грации) наиболее точно выражается эта целесообразность, эта, иначе говоря, одухотворенность, «идейность» красивого.
Глубоко прав был А. С. Макаренко, когда говорил об эстетике дисциплины и эстетике поступка, применяя эстетический критерий к явлениям, казалось бы, далекостоящим от эстетики.
На ринге боксер действует красиво, если каждое его движение наглядно целесообразно, наглядно одухотворено и волей к победе, и применением наиболее действительных в данной боевой обстановке средств, приемов и тактики. Быстрые, экономные, ловкие, непринужденные, технически и тактически правильные действия боксера — красивы. И для тренера важно привить ученикам чувство красоты движений и действий боксера в бою, так как воспитанное эстетическое чувство даст боксеру существенный критерий оценки и будет положительно влиять на формирование его стиля, став действенным средством самовоспитания.
Вначале, пока изучаются первичные элементы техники, процесс воспитания эстетического чувства будет, естественно, элементарным. Тренер обращает внимание всей группы на учеников, работающих наиболее удачно, показывая что правильно, экономно и ловко сделанное движение — красиво. При этом, он ни в коем случае не должен демонстрировать или высмеивать незадачливых и неловких учеников. Отмечая удачное, тренер вырабатывает в группе умение оценить красоту действий, а способность к подражанию, особенно сильно развитая у подростков, быстро выравнивает группу, подтягивая всех к лучшим. Постепенно понимание красивого расширяется, включая в себя эстетические оценки. Появляется ряд запретов: грубость и злость — некрасивы, некрасивы проявления трусости и слабоволия, так же, как и проявления кокетства и самолюбования. Тренер решительными указаниями пресекает всякое проявление грубости и озлобления, трусости и нерешительности и, наоборот, поощряет корректность и техничность, спокойствие, смелость и активность.
Наконец, когда на последнем этапе обучения будут усвоены начала тактики бокса, удачная комбинация, остроумно построенная атака, умелое сочетание маневра, защиты и контратаки будут вызывать высокую оценку боксера и станут важным элементом в его критерии красоты.
Чувство красоты, воспитанное у молодого боксера, заставляет его упорнее работать над собой, стремиться к постоянному совершенствованию. Отсутствие этого чувства характеризует грубого драчуна, который, в конечном счете, обязательно будет побит искусным противником.
Спортивно-эстетическое воспитание боксера не может быть ограничено только изложенным материалом. Но рамки данной работы не позволяют развить эту тему шире.
ВОСПИТАНИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ
Тактика новичка, естественно, — элементарна. Она ограничивается тем спортивно-техническим материалом, которым новичок успел овладеть до первого боя. Но свой небольшой опыт новичок может применять в бою творчески, действовать гибко и разнообразно, даже пользуясь относительно немногочисленными приемами.
Для этого, как справедливо указывает Я. Б. Браун, новичок, прежде всего, должен знать, как и какими средствами достигается победа в бою, за что присуждается победа. Ученик должен понимать, что, если он будет инициативен, если его удары будут попадать в цель, а удары противника он сумеет парализовать удачными приемами защиты, если его защита будет активной и обязательно соединяться с контратакой — он бой выиграет. Понимание этого должно быть прочно и действенно привито ученику.
Количество времени на подготовку новичка невелико. Поэтому тактика обучения должна соответствовать той тактике, которую хотел бы увидеть тренер у своего ученика в бою.
Если при обучении тренер обратит побольше внимания на то, чтобы ученики свободно и разнообразно маневрировали, легко и непринужденно передвигаясь по рингу, можно полагать, что и в первом бою новичок проявит известную свободу маневра.
Если тренер, обучая ударам, больше времени уделит на упражнения в прямых ударах и ударах снизу и их комбинациям, можно полагать, что и в первом бою новичок будет пользоваться именно этими ударами.
Наконец, если тренер будет учить новичка каждую защиту непременно соединять с контрударом, можно полагать, что и в первом бою защита новичка будет активной. Практика открытого ринга подтверждает правильность таких предположений.
Кроме того, из всех многочисленных элементов тактики, тренер обязательно должен привить новичкам: умение атаковать неожиданно, резко и быстро, без видимой для противника подготовки удара и без замаха; умение пользоваться финтами — ложными движениями, отвлекающими внимание противника от действительных намерений боксера.
Тренер должен всемерно воспитывать творческое воображение и инициативу боксера, без чего изучение элементов тактики неизбежно превратится в механическое натаскивание.
Чтобы воспитывать творческую фантазию молодого боксера, имеется достаточно много возможностей. Тренер должен поощрять каждое удачное действие ученика, отмечая и подчеркивая все, идущее от собственного творчества боксера, будет ли это отдельный удар или комбинация ударов, маневр или защита с контратакой.
Иногда короткой реплики «отлично!» во время вольного боя достаточно, чтобы закрепить у ученика чувство удовлетворения от творческой находки и побудить его к постоянному творчеству.
Прекрасным средством воспитания творческого воображения служит «бой с тенью». Для того, чтобы «бой с тенью» не стал только способом «разогреться», а служил определенным воспитательным целям, тренер должен ставить перед группой или отдельным учеником конкретную задачу.
«Бой с тенью» вначале примитивен и заполняется только элементами, изученными в данном уроке. По мере того, как усложняется техника боксера, усложняется и «бой с тенью» путем соединения различных ее элементов. Наконец, тренер ставит перед учениками и тактические задачи.
Например: «противник старается сблизиться и вести бой короткими ударами. Задача: не допускать его к себе, парализовать его действия». Или: «противник атакует боковыми ударами. Применять различные защиты с контратакой». Или: «противник устал. Энергично атаковать и добивать его».
Это — наиболее простые примеры заданий. В дальнейшем их следует разнообразить и усложнять, указывая то тип противника («противник выше ростом, с длинными руками»), то его манеру защищаться («противник часто ныряет»), то характер атаки и т. п., а иногда давая и несколько условий сразу. После того, как «бой с тенью» проведен, следует указать, насколько правильно тот или иной боксер решал поставленную задачу.
Чтобы поощрить творческое воображение и боевую инициативу учеников, полезно давать им для вольного боя различные тактические задания, например: продумать и подготовить несколько контратак на атаку прямым левой или атаку «раз-два», подготовить несколько финтов для атаки боковым левой и т. п. Отдельным, наиболее одаренным, ученикам тренер может показать такие тактические тонкости, как вызов на удар путем открытия головы или туловища или сковыванием противника, и на этом строить тактические задания. Но для всей группы новичков усложнять задания не следует.
В основу творческой работы и воспитания инициативы боксера тренер должен положить воспитание воли. Стремление к победе тренер должен поощрять всеми средствами; без него творческая мысль беспочвенна, она может создать мечтателей, а воспитывать нужно — бойцов.
* * *
Таковы некоторые частные вопросы воспитания, связанные с изучением техники бокса.
Правильно поставленное обучение технике само по себе решает важную общую воспитательную задачу: добиваясь, чтобы новичок свободно владел техникой, улучшая координацию его движений, мы укрепляем его уверенность в себе, его морально-волевые качества. Тем самым облегчается задача боевого воспитания боксера в целом.