Воспитание быстроты и точности реакции
«Процесс реакции составляет основную часть общей структуры психомоторного акта, обусловливая в значительной степени качество и успех его выполнения. Изучение процесса реакции в связи с этим имеет очень большое значение для физической культуры, поскольку любое физкультурное упражнение и различные виды спорта включают в себя моменты реакции» (Г. М. Рагаева, Исследование механизма нарушения скорости процесса реакции, Сборник ЦНИИФК «Психомоторика » физическая культура», Москва, 1935).
Это положение в особенности верно для бокса, в котором быстрота и точность реагирования имеют решающее значение, обусловливая не только успех того или иного удара, или защиты, но и самого боксерского матча.
Сами упражнения, применяемые в боксе, содействуют воспитанию быстроты и точности реакции. Это, однако, не снимает с тренера обязанности специально работать над воспитанием боксера в этом направлении.
Для того, чтобы определить, насколько быстро и точно реагирует боксер на действия партнера, как быстро он использует представляющиеся ему в ходе боя возможности применить тот или иной прием и в связи с этим так или иначе воспитывать быстроту реакции, тренер должен устранить из упражнений все, что может замедлять реакцию, тормозить ее. Иными словами, он должен стремиться работать над ускорением; реакции по возможности в ее чистом виде.
Для этого, во-первых, нужно строить упражнения на знакомом ученику и хорошо усвоенном им материале, так как затрудненность восприятия всегда тормозит реакцию.
Во-вторых, из упражнений должны быть устранены (во всяком случае, на первом этапе) моменты, могущие вызвать страх и нерешительность со стороны ученика, также тормозящие реакцию.
Наконец, упражнения следует строить, последовательно переходя от элементарных, простейших (воспитывающих простую реакцию) к более сложным, в которых на одно действие возможно несколько различных ответов, и к наиболее сложным,, где на несколько действий возможно несколько ответов.
Воспитание быстроты и точности реакции строится: а) на приемах атаки, б) на приемах защиты в соединении с контратакой.
Испытанным снарядом для воспитания быстроты реакции в приемах атаки служат так называемые «лапы».
Вначале тренер работает над ускорением простейших ответов на раздражение, которым и служит появление лапы перед учеником. Так, тренер, поднимая правую лапу целевой точкой к ученику, вызывает его на прямой удар левой рукой. Затем на такое положение лапы ученик может отвечать либо прямым левой, либо правой рукой, либо ударами «раз-два». На поворот лапы целевой точкой книзу ученик отвечает ударом снизу, в «сторону (внутрь) — боковым ударом. При этом тренер добивается, чтобы ученик отвечал ударом возможно быстрее, причем внимание обращается не только и не столько на быстроту удара, а именно на быстроту ответа. Последовательность упражнений здесь такова: вначале на определенное положение лапы, заранее известное ученику, последний отвечает определенным заранее ударом; затем на такое же положение лапы он отвечает любым из возможных ударов; далее — на каждое, неизвестное заранее, положение лапы ученик должен ответить определенным для этого положения ударом; наконец, на неизвестное заранее положение лапы ученик отвечает любым возможным для этого положения ударом.
Дальнейшее усложнение производится путем различных комбинаций двух лап, причем упражнения также строятся вначале на известном положении лап, затем — на неизвестном, на которые ученик отвечает вначале указанными ему, а затем свободно избираемыми ударами.
Несколько по-иному тренируется точность ударов. Если ученик, нанося удары, ошибается в дистанции, «мажет» или промахивается, тренер должен те же упражнения и в той же последовательности проводить в медленном темпе, ускоряя их лишь по мере того, как будет достигнута необходимая точность. Для выработки точности удара могут служить также подвесные снаряды.
Воспитание быстроты реакции в приемах защиты осуществляется при разучивании этих приемов в перчатках, причем защита обязательно соединяется с ответным или встречным контрударом. Тренер или партнер ученика атакует его определенным ударом, на который ученик отвечает заданными защитой и контрударом. Так, например, при атаке прямым левой в голову, ученик защищается подставкой открытой ладони правой руки, одновременно нанося встречный прямой удар в голову. Затем на эту же атаку он может применить защиту шагом назад с ответным прямым левой. Так последовательно тренируются все защиты, которые затем постепенно усложняются по тем же принципам, что и приемы атаки. В конечном итоге нужно добиться того, чтобы ученик на любой атакующий удар отвечал любой свободно избранной защитой в соединении с одним или несколькими ударами.
Этими методами воспитание быстроты реакции не исчерпывается. Важнейшими средствами в дальнейшем служат условный бой (учебный бой, обусловленный конкретным заданием) и вольный бой. Здесь разнообразие боевого материала, сравнительно с предшествующим периодом, резко увеличивается, и быстрота реакции воспитывается в обстановке, приближающейся к боевой. Руководя условным боем, тренер своими замечаниями побуждает ученика немедленно использовать открывающиеся возможности, особенно обращая внимание на то, чтобы ученик не пользовался защитой пассивно, а обязательно, применив ее, переходил в контратаку. Наблюдая, насколько быстро ученик реагирует на изменения боевой обстановки, тренер может, в случае надобности, вернуться к первоначальным упражнениям, или, наоборот, усложнять задания для условного боя, повышать его темп и резкость.
Вольный бой — высший этап тренировки (наиболее приближающийся к обстановке матча), в котором задачи воспитания быстроты и точности реакции соединяются со всеми другими задачами воспитания боевых качеств боксера.
ВОСПИТАНИЕ СПОРТИВНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основное мерило дисциплинированности спортсмена — точное и неуклонное соблюдение им правил, установленных для данного вида спорта. Правила в спорте — сильнейшее средство воспитания, формирующее дисциплинированность воли спортсмена, его способность к сдержанности и постоянному самоконтролю. Тем более в боксе, где эмоциональная напряженность боя исключительно велика, правила служат своеобразным кодексом чести, обусловливающим самое содержание бокса и его отличие от беспорядочной кулачной драки.
Тренер должен знакомить учеников с правилами бокса соответственно тому разделу техники, который проходится на данном уроке. Так, например, когда изучаются удары, нужно указать, какой частью кулака разрешается и какой запрещено бить; в какие части тела противника можно бить и куда бить запрещается.
Во время вольного боя тренер должен немедленно реагировать на всякое, хотя бы случайное, нарушение - правил, допускаемое учениками. Необходимо, чтобы ученики не только знали, что запрещено, но и почему запрещено. Нужно, чтобы они поняли, что, применяя запрещенное действие или допуская его неумышленно, не только вредишь здоровью товарища, но и проявляешь неумение контролировать свои действия, владеть собой, проявляешь слабость своей техники.
Часто ученик нарушает правила в состоянии страха или озлобления. В таких случаях тренеру следует немедленно прервать бой, успокоить ученика и изменить самую обстановку боя.
Долг тренера — внушить ученикам, что применять запрещенные действия позорно для боксера.
Надо приохотить новичка изучать правила в течение всего учебного периода: слишком поздно знакомиться с правилами за день до выхода на ринг.
Приучая боксера точно выполнять правила, тренер должен одновременно воспитывать у него навык слушаться команды на ринге. Обычно тренер руководит вольным боем, не прерывая его и делая замечания на ходу. Но если ученик не реагирует на указания или не слушается — нужно прервать бой и добиться, чтобы ученик выполнил требование тренера. В отдельных случаях можно прерывать бой неоднократно до тех пор, пока ученик не станет исправлять ошибку сразу же после замечания.
В результате постоянных упражнений, во время которых: боксер приучается точно соблюдать правила, у него складываются определенные спортивно-этические нормы, принципиально не позволяющие ему нарушать правила и положительно-влияющие на все его поведение.
Этим, однако, не исчерпываются средства воспитания спортивной дисциплины. Тренер пользуется всем материалом обучения для воспитания дисциплины. Он при любом уроке или спортивном мероприятии добивается, чтобы его указания выполнялись быстро, без колебаний; всякая поблажка, слабость тренера, позволяющего не выполнять его требований, разрушают дисциплину, разрушают спортивный коллектив.
Хорошим средством воспитания дисциплинированности служат элементы военного строя и вообще некоторая военизация занятий.
Особенно важно воспитать в спортивном коллективе общую нетерпимость к нарушениям дисциплины. Если такой тон в коллективе будет создан — специальной работы тренера в этом направлении и не понадобится: коллектив быстро научит каждого уважать сложившиеся традиции.