Тема 4.3. Развитие творческого потенциала воспитателя
Репродуктивные и творческие аспекты в педагогической деятельности. Основные понятия и характеристика педагогического творчества. Инновационная деятельность и ее влияние на формирование педагогического творчества. Раскрытие творческого потенциала воспитателя. Технологии творческого саморазвития.
Контрольные вопросы по теме
1. Выделите основные понятия и характеристику педагогического творчества.
2. Какова специфика педагогического творчества?
3. Перечислите основные компоненты педагогического творчества педагога дошкольного образования.
4. Каковы методологические предпосылки развития творческого потенциала будущих педагогов?
5. Выделите типологию знаний, определяющих направленность развития творческого потенциала личности.
6. Охарактеризуйте структуру творческого процесса в педагогической деятельности.
7. В чем заключается готовность педагога к организации творческой деятельности?
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1.Представьте алгоритм развертывания творческого процесса (форма представления произвольная: описание, линейная схема, дидактическая конструкция и т. п.).
2. Назовите 10 факторов (причин), которые мешают вам реализовать свой творческий потенциал. Систематизируйте их по мере зависимости от вас. Проранжируйте также факторы, которые помогут вам максимально реализовать ваш творческий потенциал.
СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Раздел, тема, содержание самостоятельной работы | Кол-во часов | Контроль за усвоением |
Раздел 1. Сущность педагогического мастерства и его структура Задание: 1.Изучение теоретического материала. 2. Написание реферата. 3. Определение уровня своей педагогической культуры 4.Систематизация классификаций педагогических способностей. 5. Решение кроссворда по теме 6. Анализ сравнения в традиционного и компетентностного подходов в образовании. 7. Подготовка к тестированию. | Устный опрос. Защита реферата Представление результатов Представление таблицы Представление таблицы Тестирование | |
Раздел 2. Педагогические технологии в структуре педагогического мастерства Задание: 1.Изучение теоретического материала. 2.Составление схемы взаимодействия субъектов образования в процессе реализации педагогической технологии. 3. Составление структурно-логической схемы по теме «Пути и средства реализации современных педагогических технологий». 4. Составление схемы или заполнение таблицы «Структура педагогической техники» 5.Составление словесного портрета педагога, который можно было бы, назвать эталоном (внешний вид, манера одеваться, поза, жесты, звучание голоса и т.д.). 6. Составление таблицы или схемы «Индивидуальные педагогические стили» 7. Выполнение и запись упражнений на контроль и коррекцию правильной осанки, походки, позы. 8. Выполнение упражнения для тренировки саморегуляции. 9. Подготовка к тестированию. | Устный опрос. Представление схемы Представление схемы Представление схемы Устный опрос, собеседование Представление схемы Конспект Конспект Тестирование | |
Раздел 3. Развитие профессиональной компетентности педагога в ходе решения многообразных профессиональных задач Задание: 1.Изучение теоретического материала. 2. Написание реферата. 3. Составление схемы соотношения следующих педагогических понятий: «педагогический такт», «педагогическое мастерство», «педагогическая техника», «общая культура педагога». 4. Написание эссе на тему «Конструктивная роль феномена враждебности в профессионально-педагогическом общении». 5.Составление таблицы сравнительной характеристики педагогического воздействия и взаимодействия. 6. Определение своего стиля педагогического общения. 7.Составление сравнительной характеристики субъект-объектных и субъект-субъектных типов взаимодействия 8. Составление рекомендации для педагога по соблюдению гигиены голоса. 9. Выполнение упражнений для тренировки речи 10. Разработка правил для разрешения педагогического конфликта. 11. Прохождение теста «Оценка способов реагирования в конфликте» 12. Прохождение теста «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации» 13. Подготовка к тестированию | Устный опрос. Защита реферата Представление схемы Защита Представление схемы Представление результатов теста Представление таблицы Конспект Конспект Конспект Анализ результатов Анализ результатов Тестирование | |
Раздел 4. Технология становления педагогического мастерства воспитателя Задание: 1.Изучение теоретического материала. 2. Написание реферата. 3. Заполнение таблицы «Характеристика методов самовоспитания». 4. Составление сообщения об одном из педагогов-новаторов (основные идеи, принципы и результаты работы). 5. Составление алгоритма развертывания творческого процесса. 6. Подготовка к тестированию | Устный опрос. Защита реферата Сообщение Схема, таблица Тестирование |
РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИН И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ
СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Контактная работа обучающихся с преподавателем | СРС | Всего час. | |
Лек-ции | Семинары | ||||
Сущность педагогического мастерства и его структура | |||||
Педагогические технологии в структуре педагогического мастерства | |||||
Развитие профессиональной компетентности педагога в ходе решения многообразных профессиональных задач | |||||
Технология становления педагогического мастерства воспитателя | |||||
Промежуточная аттестация | |||||
Всего |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки и Основной образовательной программой подготовки бакалавров по направлению 44.03.01- «Педагогическое образование» ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет» студентам заочной формы обучения в рамках данной дисциплины планируется выполнение письменной контрольной работы.
Целью работы является выработка навыков самостоятельного изучения курса и углубления полученных знаний. Контрольная работа– это отчет о проделанной самостоятельной работе студента – заочника над изучением предмета, свидетельствующая о знаниях, умениях и навыках, полученных в процессе обучения, и сформированности компетенций. Контрольная работа показывает степень усвоения студентами данной учебной дисциплины. В процессе выполнения контрольной работы студент учится творчески применять теоретические знания к разработке вопросов воспитания и обучения дошкольников, совершенствует умение самостоятельно работать с научной и методической литературой, обобщает педагогический опыт лучших воспитателей дошкольных учреждений, анализирует свой практический опыт. Кроме того, её выполнение позволяет закрепить важные для его последующей работы умения выделять наиболее существенные вопросы в изучаемых источниках, составлять библиографические списки, картотеки, планы занятий и докладов и т.д.Тематика контрольных заданий отражает важнейшие разделы программы по теории и технологии физического воспитания дошкольников. Номер темы контрольной работы выбирается студентом по последней цифре зачетной книжки. Студенты выполняют вариант № 1, если номер их зачетной книжки оканчивается на 1. Если номер зачетной книжки заканчивается 2, выполняется вариант № 2 и т.д.Работу следует начинать с подбора литературы по теме контрольной работы. Затем следует составить план изложения материала, придерживаясь последовательности в изложении материала. Следует соблюдать единство стиля изложения, орфографическую и стилистическую грамотность в соответствии с нормами современного русского языка и терминологией.Основные требования по выполнению
контрольной работы
Контрольная работа по курсу «Основы педагогического мастерства и развития профессиональной компетентности преподавателя» выполняется студентами заочной формы обучения в письменном виде.
Контрольная работа должна содержать следующую структуру:
1) титульный лист (см. приложение Л);
2) оглавление;
3) анализ изучаемой темы по рекомендуемому ниже перечню содержания контрольных работ с заключением по обзору литературных источников;
4) терминологический словарь;
5) список использованных источников.
Контрольная работа выполняется на компьютере, на одной стороне листа формата А 4; регистрируется в учебной части заочного отделения ФГБОУ ВО ПсковГУ в г. Великие Луки не позднее 10 дней до начала сессии. Защита контрольной работы проводится во время зачета по экономической теории.
Общий объём контрольной работы не должен превышать 15-20 страниц печатного текста. В конце работы ставится дата выполнения и личная подпись автора.
Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков — не менее 1,8 мм.
Интервал между строками полуторный (исключение могут составлять таблицы, формулы и рисунки, а также сноски, ссылки и элементы титульного листа).
Расположение текста на странице книжное (исключение могут составлять таблицы и рисунки). Поля: верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм, правое – 10 мм, левое – 30 мм. Абзацный отступ – 1,25 мм. Текст выравнивается по ширине. Переносы в словах расставляются автоматически.
Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляется в центре нижней части листа без точек и черточек.
Титульный лист включается в общую нумерацию страниц работы. Номер страницы на титульном листе не проставляется. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц работы.
Содержание (оглавление) должно быть вынесено на отдельную страницу. Слово «содержание» пишется с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, выделяется полужирным шрифтом. Слово «содержание» отделяется от его структурных элементов (введение, заголовки разделов, заключение, список использованных источников, приложение) одним межстрочным интервалом.
Разделы, подразделы, пункты и подпункты в «содержании» следует нумеровать арабскими цифрами без точки между цифрами и заголовком. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений.
В тексте работы «введение», «заключение», «список используемой литературы», а также заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной (заглавной) буквы без точки в конце, без переносов слов, не подчеркивая. Шрифт заголовка одного уровня рубрикации должен быть единым по всему тексту и выполняться полужирным шрифтом. Подразделы – полужирным курсивом. Подчеркивание в заголовках и тексте не рекомендуется.
Новый раздел следует начинать с новой страницы.
Письменному деловому общению свойственны неличный характер изложения текста, т.е. употребление глаголов от первого и второго лица не рекомендуется, а глаголы от третьего лица в неопределенно-личном значении: «Нами установлено….», а не «Я установил….».
Язык изложения используется научный, без эмоциональности и превосходных степеней.
Библиографические ссылки в работе используются при заимствовании цитат и числовых данных из различных источников. Ссылка содержит библиографические сведения о цитируемом или упоминаемом в тексте работы другом документе. Объектами составления библиографической ссылки являются все виды опубликованных и неопубликованных документов на любых носителях.
В работе следует использовать затекстовые ссылки, вынесенные за текст документа.
Ссылки оформляются в квадратных скобках после объекта заимствования (слова, словосочетания, предложения, абзаца, страницы, раздела, названия таблицы и рисунка, формулы) следующим образом: «[1, с. 15]», где 1 – номер источника в списке литературы, с. 15 – номер страницы в источнике.
Нумерация ссылок ведется арабскими цифрами. Нумерация ссылок на источники совпадает с алфавитным порядком их перечисления в списке используемой литературы.
Ссылки на разделы, подразделы, рисунки, таблицы, формулы и уравнения, перечисления, приложения следует делать с указанием их номеров.
Пример – «… в разделе 4», « … в соответствии с п. 3.3.4», «… на рисунке 1.8», « … в таблице 3.1», «… по формуле (3)», «… в приложении В».
Правила оформления списка использованных источников
Список использованных источников указывается в конце работы (перед приложением) и содержит сведения о литературных источниках, используемых в процессе написания работы.
На каждый источник в тексте должна быть ссылка.