Раздел 2. Педагогические технологии в структуре педагогического мастерства

2.1 . Понятие о педагогической технологии

Сущность, структура и функции педагогической технологии. Основные требования к педагогической технологии. Процесс проектирования педагогической технологии.

Контрольные вопросы по теме

1. Что такое педагогическая технология как компонент педагогического мастерства?

2. Выделите в современных подходах к определению содержания педагогической технологии философский, методологический и методический уровни.

3. Дайте поуровневую характеристику содержания педагогической технологии.

4. Перечислите структурные элементы педагогической технологии.

5. Охарактеризуйте контекст применения педагогической технологии в образовательном процессе.

6. Охарактеризуйте этапы проектирования педагогической технологии.

7. Назовите типы педагогической технологии.

8. Объясните взаимосвязь между владением педагогом педагогической технологией, педагогическим мастерством и педагогической техникой.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Составьте схему взаимодействия субъектов образования в процессе реализации педагогической технологии.

2. Составьте структурно-логическую схему по теме «Пути и средства реализации современных педагогических технологий».

Тема 2.2. Общая характеристика педагогической техники воспитателя

Педагогическая техника: сущность, структура, виды, содержание. Функции педагогической техники. Классификация групп педагогической техники. Педагогические задачи и педагогическая техника. Педагогический процесс как совокупность технологических приемов.

Контрольные вопросы по теме

1. Перечислите составляющие педагогической техники?

2. Раскройте критерии высокого уровня владения педагогом педагогической техникой.

3. Зачем педагогу необходимо уметь управлять собой, уметь управлять другими, уметь сотрудничать?

4. Из каких частей состоит каждая из этих групп умений?

5. Будут ли между педагогами, относящимися к различным уровням профессионализма, существенные различия во владении педагогической техникой? Обоснуйте ответ.

6. Какова роль воображения, внимания, техники и культуры речи, целесообразности и выразительности пластики в работе воспитателя?

7. Раскройте на примерах критерии высокого уровня владения педагогом пе­дагогической техникой.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Составьте схему или заполните таблицу «Структура педагогической техники»

Тема 2.3. Индивидуальный стиль воспитателя и его проявление в педагогической технике

Педагогический такт и его характеристика. Особенности поведения воспитателя. Способы саморегуляции личности педагога. Профессиональный имидж воспитателя. Внешний вид воспитателя.

Контрольные вопросы по теме

1. Раскройте функции и принципы педагогического такта.

2. Назовите структурные компоненты индивидуального стиля деятельности педагога и охарактеризуйте их.

3. Особенности восприятия личности педагога воспитанниками. Понятие культуры внешнего вида педагога.

4. Дайте характеристику компонентов внешнего облика педагога, влияющих на восприятие его личности воспитанниками (осанка, походка, поза, жесты, одежда).

5. Перечислите способы организации внешнего вида педагога.

6. Какие характерные особенности поведения можно наблюдать у молодых, начинающих педагогов?

7. Раскройте сущность понятий «мимика», «пантомимика» и их роль в педагогической деятельности.

8. Какова роль двигательной экспрессии в работе педагога?

9. Дайте определение саморегуляции

10. Какие вам известны способы саморегуляции? Охарактеризовать каждый из них.

11. Объясните взаимосвязь понятий самоконтроль, самокоррекция, саморазвитие, самосовершенствование.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Составьте и запишите словесный портрет педагога, который можно было бы, по вашему мнению, назвать эталоном (внешний вид, манера одеваться, поза, жесты, звучание голоса и т.д.).

2. Охарактеризуйте и составьте таблицу или схему «Индивидуальные педагогические стили» в зависимости от:

● типологических свойств нервной системы, исследованные З.Н. Вяткиной;

● компонентов структуры личности по Э.Г. Костяшкина;

● форм отношений между людьми, вовлеченными в сферу деятельности;

●устойчивого сочетания мотива деятельности, целей, способов деятельности; приемов оценки результатов деятельности, исследованные А.К. Марковой и А.Я. Никоновой.

3. Выполните упражнения на контроль и коррекцию правильной осанки, походки, позы (приложение В).

4. Выполните упражнения для тренировки саморегуляции (Приложение Г).

Наши рекомендации