Основы педагогического мастерства
И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Учебно-методическое пособие
по самостоятельной работе
Г. Великие Луки
УДК 373.2
ББК 74.1
Б 43
Рекомендовано к печати кафедрой экономики и гуманитарных наук и редакционно-издательским советом Псков ГУ
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор Спирин В.К.
кандидат педагогических наук, доцент Снегова Е.С.
Б 43 Белова Ю.В., Ефимова С.В. Основы педагогического мастерства и развития профессиональной компетентности преподавателя. Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе. Великие Луки: Псков ГУ, 2017. 153 с.
Настоящее издание представляет собой учебно-методическое пособие по самостоятельной работе. Содержит тематический план дисциплины, вопросы для контроля, задания для самостоятельной работы, комплекс тестов, рекомендованную литературу, вопросы к зачету, методические рекомендации по выполнению контрольных работ. Пособие предназначено для проведения самостоятельных работ, текущего контроля знаний, а также для подготовки к семинарским занятиям, зачету. Рекомендовано для студентов очной и заочной форм обучения направления подготовки 44.03.01- Педагогическое образование.
УДК 373.2
ББК 74.1
© Ю.В. Белова, С.В. Ефимова
© Псковский государственный
университет, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | |
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА | |
Раздел 1. Сущность педагогического мастерства и его структура | |
Раздел 2. Педагогические технологии в структуре педагогического мастерства | |
Раздел 3. Развитие профессиональной компетентности педагога в ходе решения многообразных профессиональных задач | |
Раздел 4. Технология становления педагогического мастерства воспитателя | |
СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ | |
РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИН И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ | |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ | |
РЕФЕРАТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ | |
КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЧЕТА | |
КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА | |
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ | |
СЛОВАРЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ | |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время актуализируется личностно развивающая педагогическая функция, предполагающая не только технологическую подготовленность (знания, умения, технологии) и личную готовность (мотивы, стремления, ценности, способности, качества), но и творческую самореализацию педагога. Поэтому профессионально-педагогическая компетентность как качественная характеристика личности педагога дошкольного образования и важнейшая составляющая профессионально-педагогической компетентности не может быть раскрыта в полном объеме без рассмотрения ее личностно-творческого аспекта.
Государственные образовательные стандарты предъявляют требования к выпускнику педагогического вуза, среди которых ряд творческих характеристик, выходящих за рамки стандартных знаний, умений и навыков в области педагогики, психологии и методики дошкольного образования.
Изменение содержания и форм профессионально-психологической подготовки будущих специалистов предполагает наличие конечной цели - педагога, способного к проектированию собственной педагогической деятельности. То есть педагога, достигшего креативного (творческого) уровня компетентности, который характеризуется всесторонним видением педагогом своей профессиональной деятельности; возможностью ее проектирования и развития; внедрением новых идей, взглядов, принципов в образовательные процессы; оригинальностью и эффективностью решения типовых и нестандартных педагогических задач; самостоятельной постановкой задач своей деятельности.
Самостоятельная работа студентов является составной и важнейшей частью изучения учебной дисциплины и предусматривает, главным образом, самостоятельную работу студентов с учебной литературой и методическими материалами. Эффективное использование возможностей этой формы работы способствует более глубокому усвоению знаний и овладению методами научного анализа.
Самостоятельная работа по изучению настоящего курса «Основы педагогического мастерства и развития профессиональной компетентности преподавателя» студентов очной и заочной форм обучения включает в себя:
1. Конспектирование первоисточников по дисциплине.
2. Проработку учебного материала по конспектам, учебной и научной литературе.
3. Составление плана и тезисов ответа, составление схем, таблиц, ребусов, кроссвордов.
4. Выполнение тестовых заданий, ответы на контрольные вопросы.
5. Аннотирование, реферирование, рецензирование текста.
6. Работу с электронными информационными ресурсами и Интернет-ресурсами.
7. Подготовку к семинарам.
8. Компьютерный текущий самоконтроль и контроль успеваемости на базе электронных обучающих и аттестующих тестов.
9. Написание и подготовку к защите домашней контрольной работы.
10. Подготовку к зачёту и дифференцированному зачету.
Методическим обеспечением самостоятельной работы студентов по изучаемой дисциплине является: рабочая программа; учебники и учебные пособия (в том числе электронный вариант), периодические издания; интернет-источники.
В рамках учебного процесса, данное учебно-методическое пособие позволяет студентам:
- рассмотреть основы педагогического мастерства; самоопределиться в образовательном пространстве данной дисциплины, выразив собственную позицию и личностно-актуальную для себя проблематику;
- приобрести первый опыт эффективной творческой педагогической деятельности с помощью ответов на дискуссионные вопросы, выполнения заданий, упражнений, комплекса задач, заданий по СРС;
- ознакомиться с формами и методами педагогической работы в режиме лекций, практических занятий, во время которых используются различные организационные формы и активные методы обучения, что в дальнейшем при изучении профессиональных дисциплин позволит более осознанно подойти к изучению данных вопросов, и в дальнейшем разрабатывать фрагменты занятий, воспитательной работы более осознанно, продуктивно, с учетом опыта.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Преподавание дисциплины «Основы педагогического мастерства и развития профессиональной компетентности преподавателя» осуществляется в тесной связи с изучением всего цикла психолого-педагогических дисциплин, благодаря чему обеспечивается осознание студентами возможности применения на практике принципов, методов и приемов успешного воспитательного воздействия на личность ребенка.
Данная дисциплина нацеливает будущих педагогов на необходимость постоянного совершенствования своего профессионального мастерства, развития творческих начал и овладения передовым педагогическим опытом осуществления воспитательной работы.
Цель дисциплины заключается в формировании внутренней логики и профессиональной компетентности студентов, овладение ими технологией и техникой педагогической деятельности на основе интеграции учебно-профессионального опыта, приобретенного в ходе изучения психолого-педагогических дисциплин.
Задачи дисциплины
· сформировать у студентов устойчиво положительное отношение к овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками, как основы педагогического мастерства, профессиональной компетентности и предпосылки высокой действенности и эффективности воспитательного процесса;
· способствовать выработке у студентов умений и навыков творческого решения различных учебно-воспитательных задач;
· освоение теоретических основ технологии педагогического мастерства и формирования профессиональной компетентности;
· стимулировать ценностное профессиональное отношение к педагогическому мастерству;
· развить стремление к профессиональному самосовершенствованию, овладению передовым педагогическим опытом.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия;
- способность логически верно строить устную и письменную речь;
- осознание социальную значимость своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
- способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
- готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся;
- способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания;
- готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;
- готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;
- готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;
- способность к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
-структуру и понятия педагогического мастерства, пути становления и его реализации;
- элементы педагогической техники;
- научно-практические основы понимания специфики и содержания воспитательной деятельности
- стили воспитательной деятельности;
- характеристику педагогической культуры, профессиональной компетентности воспитателя;
- технологию педагогического общения.
В результате изучения дисциплины студент должен уметь:
- грамотно использовать знания технологий педагогического мастерства для анализа, осмысления и разрешения воспитательных проблем;
- грамотно планировать и организовывать воспитательную работу
- реализовывать на практике компоненты педагогического мастерства.
В результате изучения дисциплины студент должен владеть:
- методикой профессионального самоопределения в педагогической деятельности
- способами анализа и моделирования ситуаций;
- умениями и навыками самообразования.
Знания, умения, навыки и компетенции (элементы компетенций), формируемые в результате изучения дисциплины «Основы педагогического мастерства и развития профессиональной компетентности преподавателя», направлены на освоение видов следующих видов профессиональной деятельности: педагогическая, проектная, культурно-просветительская.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА