Концепция создания и развития школьного музея
Концепция определяет развитие музея на конкретный и продолжительный период времени (3 – 6 лет): это программа-максимум, в соответствии с которой разрабатываются ежегодные планы.
Концепция должна включать аналитическую, теоретическую и практическую части.
В аналитической части концепции определяется актуальность создания школьного музея. Подводятся итоги проведенной работы за истекший период.
В аналитической части концепции также обозначаются причины, способствующие возникновению проблемы, решению которой будет способствовать музейная работа учащихся. В этой части концепции необходимо ссылаться на объективные данные. Например, статистические данные по школе или программы воспитания подрастающего поколения (государственные, региональные, краевые) и пр.
Так, например, в школе обучаются дети разных национальностей, и школьный музей будет способствовать решению проблемы межнационального общения, воспитания уважения к иной культуре. Другой пример. Опрос школьников показал, что подрастающее поколение плохо знает историю школы или незнакомо с творчеством писателя, художника, героя и др. Конечно, в концепции надо убедительно показать, почему учащиеся должны знать творчество человека, которому будет посвящен школьный музей.
Некоторые музеи были созданы достаточно давно. Но обычно в школе хранится память об инициаторах их создания. Поэтому в аналитической части может быть поэтапно описана история создания и функционирования музея.
На период, определяемый концепцией, необходимо сформулировать цели и соответствующие им задачи. Для давно созданных музеев сущность целей и задач музея может оставаться неизменной, но во вновь разрабатываемой концепции их формулировки могут уточняться.
Цели должны быть:
ü актуальными, отражающими интересы широкого круга лиц, заинтересованных в создании (развитии) школьного музея;
ü конкретными и осуществимыми, учитывающими наличие необходимых человеческих, финансовых и материальных ресурсов.
В теоретической части концепции должны рассматриваться аспекты научного формирования музейного фонда. Необходимо указать, какие исследования будут предшествовать созданию постоянной экспозиции. Должны быть обоснованы критерии, круг и объем отбора материала, документирующего историческое, культурное или природное развитие края, города, школы и т.д.
В этой части документа можно дать схему и описание музейного фонда. Например, в фонд музея входят материалы по истории микрорайона, школы, Великой Отечественной войны и др. Это означает, что фонд музея имеет трехчастную структуру. Возможно, что концепцией будет обозначено, что экспонирование этих фондов должно осуществляться в разных помещениях.
План практических мероприятий в концепции должен быть рассчитан на несколько ближайших лет. На основании этого плана будут составляться ежегодные планы исследовательской, экспозиционной и просветительной работ в школьном музее.
Планирование практических мероприятий предполагает обеспечение соответствующими ресурсами, которые также описываются в документе.
В рамках просветительной работы возможно планирование новых направлений работы (новые экскурсии, сотрудничество с профессиональным музеем, создание веб-страницы музея на школьном сайте, создание мультимедийных ресурсов, проведение конкурсов и др.).
В планировании научно-фондовой (исследовательской) работы можно предусмотреть следующие направления:
ü разработка фондовой документации (книга поступлений музейных предметов, инвентарные карточки, топоописи и др.);
ü описание информационного поля музейного предмета (когда и как функционировал; где изготовлен; кому принадлежал и пр.);
ü описание коллекции (какие предметы и по какому признаку объединены в коллекцию; какими предметами можно ее пополнить; какое явление отражает коллекция);
ü участие учителей и школьников в научных конференциях, конкурсах.
Концепция музея является основой для разработки положения о школьном музее, где будут определены: структура, штатная численность, должностной состав, права, обязанности сотрудников, их ответственность и порядок взаимодействия с другими подразделениями и должностными лицами.
Рекомендуемая литература
Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. – М.: Академический Проект, 2003. – С. 196 – 498.
Рекомендации к оформлению документации музейного фонда
КНИГА ПОСТУПЛЕНИЙ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ НА ПОСТОЯННОЕ ХРАНЕНИЕ
№ п/п | Дата записи | Наименование | Количество предметов | Сохранность (полная, частичная) | Размеры | Материал и техника изготовления (декор) | Источник поступления, способ приобретения (дарение, покупка, обмен, экспедиция и т.д.) | Стоимость (при покупке) | Фонд (основной, обменный, научно-вспомогательный,) | Инвентарная книга |
ИНВЕНТАРНАЯ КНИГА УЧЕТА ПРЕДМЕТОВ ОСНОВНОГО ФОНДА
№ п\п | Дата записи | Инв.№[1] | Наименование предмета | Количество предметов | Наименование коллекции | Место хранения (шкаф №, стенд №) | Примечание |
ИНВЕНТАРНАЯ КНИГА УЧЕТА ПРЕДМЕТОВ ОБМЕННОГО ФОНДА
№ п\п | Дата записи | Инв.№ | Наименование предмета | Место хранения (шкаф №) | Примечание |
ИНВЕНТАРНАЯ КНИГА УЧЕТА ПРЕДМЕТОВ ФОНДА НАУЧНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА
№ п\п | Дата записи | Инв.№[2] | Наименование научно-вспомогательного материала | Место хранения (шкаф №, стенд №) | Примечание |
МУЗЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ______________
ИНВЕНТАРНАЯ КАРТОЧКА №_____
Название предмета | Рисунок (фото) |
Инв.№ |
Описание предмета:
внешние характеристики____________________________________________
тип источника (вещественный, письменный, художественный и т.д.)_______
сохранность (полная, частичная, восстановлено)________________________
материал__________________________________________________________
техника___________________________________________________________
время и место бытования____________________________________________
свидетельствует о событии___________________________________________
__________________________________________________________________
Дата и способ приобретения (дарение, покупка, обмен, экспедиция и т.д.)______________________________________________________________
Ценность (типовой, уникальный, мемориальный, реликвия)_______________
Литература для чтения______________________________________________
__________________________________________________________________
Музейное местонахождение (фонд, экспозиция, временная выставка)_______
Ф.И.О., подпись составителя карточки________________________________
Дата____________________
ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ ОПИСЬ ___________________________ ФОНДА[3]
(основного, обменного, научно-вспомогательного)
Шкаф №__________________
Стеллаж №________________
Папка №__________________
Коробка №________________
№ п/п | Инв.№…. | Название | Куда выбыл экспонат (запись карандашом) |
АКТИВНЫЙ МУЗЕЙ