Организация и проведение физкульминуток

Первые признаки утомления во время самоподготовки в группе продленного дня служат сигналом к выполнению физкультминуток. Внешними проявлениями утомления является то, что дети начинают чаще отвлекаться, теряют интерес и внимание, ослабевает память, нарушается почерк, снижается работоспособность. Физкультминутки могут быть использованы всеми воспитателями, особенно в младших классах. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровообращение внутренних органов, улучшают работоспособность нервной системы. Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут и включает комплекс из трех-четырех правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

Требования к проведению физкультминуток:

§ комплексы подбираются в зависимости от вида занятия, его содержания, должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, их результативность;

§ физкультминутка проводится на начальном этапе утомления, положительном эмоциональном фоне, так как более позднее их проведение не дает желаемого результата;

§ предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц;

§ для каждого класса необходимо выработать 2-3 условных вербально-поведенческих знака («якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать обучающихся в другой режим деятельности.

§

Виды физкультминуток:

§ упражнения для снятия общего или локального утомления;

§ упражнения для кистей рук;

§ гимнастика для глаз;

§ гимнастика для улучшения слуха;

§ упражнения для профилактики плоскостопия;

§ упражнения, корректирующие осанку;

§ дыхательная гимнастика.

При проведении физкультминутки возможны следующие ошибки:

§ подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;

§ увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (не учитывается степень утомления детей);

§ выполнение движений с недостаточной амплитудой движений.

Рекомендация

по проведению самоподготовки в коррекционной школе

Самоподготовка планируется по тетради взаимосвязи, которая ведется
учителем и воспитателем.

I. Предварительная работа воспитателя перед самоподготовкой.

1. Беседа воспитателя с учителем начальных классов или учителями
предметниками по итогам дня, просмотр оценок по журналу.

2. Консультация воспитателя с учителями по подготовке домашнего
задания на следующий день.

3. Беседа воспитателя с обучающимися класса по итогам дня.

а) поощрения обучающихся, получивших «4» и «5»;

б) выяснение причин получения отрицательных оценок (если это требуется);

в) приготовить все необходимое для проведения самоподготовки (технические средства, раздаточный и демонстративный материал).

4. Приготовить класс к работе (сделать влажную уборку, проветрить класс,
приготовить мел, тряпку).

II. Требования к воспитателю при подготовке домашнего задания.

1. Подготовка домашнего задания в школе проходит под руководством
воспитателя.

2. Воспитатель не подменяет самостоятельную работу уроками, он
выполняет роль организатора, создает доброжелательную рабочую

обстановку.

3. Дифференцированный подход к обучющимся.

4. Воспитатель должен знать формы и методы работы учителя на уроках
(взаимопосещение)

5. Продуманная работа с логопедами.

III. Организационная часть.

1. Приготовление рабочего места.

2. Пишется расписание уроков на следующий день на доске и выполняется
домашнее задание по каждому предмету.

3. Рассказать о рациональном использовании рабочего времени,
установить регламент по предметам.

IV. Выполнение домашнего задания по старшим классам.

1. Русский язык:

а) предлагается выучить и повторить правило;

б) опрос правил с приведением примеров;

в) воспитатель предлагает прочитать про себя письменное задание от
начала до конца;

г) вопрос воспитателя «Кому не ясна цель упражнения?». Объяснить
индивидуально.

В процессе самостоятельной работы воспитатель контролирует работу
обучающихся, следит за рациональным использованием времени, за аккуратностью выполнения, посадкой и отмечает лучшие работы.

Математика: предлагается выучить и повторить правило.

2. Опрос правил.

3. Самостоятельное выполнение письменного домашнего задания.
Воспитатель контролирует работу обучающихся и проводит индивидуальную
работу со слабыми обучающимися (дает возможность подумать, осторожно
наводит на мысль).

По чтению, истории, географии, естествознанию предлагается учить
самостоятельно, а затем сильные проверяют средних обучающихся. Слабых
обучающихся воспитатель проверяет сам. Пересказ ведется вполголоса, чтобы не мешать другим.

V. По начальным классам.

Русский язык: повторение правил;

выяснение цели упражнения и разбор (2примера);
остальное выполняют самостоятельно.

Математика: устный счет задачи или примеров; самостоятельная работа по выполнению примеров и задач.
Чтение: читать вслух обязательно на каждом занятии самоподготовки; отрабатывать технику чтения. .
Воспитатель на самоподготовке:

1. Учит детей правильному процессу запоминания.

а) запомнить главное;

б) запомнить не слова, а предложения и цепочку мыслей;

в) правильно формулировать свои мысли.

2. На самоподготовке воспитатель использует наглядность,
рекомендуемую учителем.

а) произведения изобразительного искусства;

о) дидактический материал;

в) исторические и географические карты.

3. Индивидуальная работа проводится через дифференцированные задания, составленные учителем.

4. Воспитатель чутко, внимательно следит за обучающимися, проводит физкультминутку.

5. Методы проверки выполнения домашнего задания.

а) просмотр письменного задания;

б) устный опрос по вопросам учебника или по вопросам,

рекомендованным учителем;

в) опрос парноколлективным методом;

г) игровая форма (конкурсы, соревнования, викторина).

6. Подведение итогов самоподготовки.

а) анализ самоподготовки детей (поощрение обучающихся за аккуратно правильно выполненные задания и хорошие устные ответы).

Демонстрация лучших тетрадей;

б) запись в тетрадь взаимосвязи о степени усвоения домашнего задания.

Требования

1. Помещение - чистое, проветренное.

2.Рассаживать обучающихся: слабоуспевающих, неусидчивых- ближе к себе , имеющих слабое зрение - ближек свету.

3. Координировать поведение детей,
возбудимых - сдерживать от поспешности;
медлительных — побуждать к деятельности;
неуверенных - подбадривать.

Выполнение домашних заданий является одной из основных форм самостоятельной учебной работы обучающихся.

В условиях школы — интерната домашние задания выполняются обучающимися самостоятельно под контролем педагога. По своей значимости самоподготовка является вторым режимным моментом после учебной работы на уроке. Успешное проведение самоподготовки способствует решению одной из главных задач коррекционной школы-интерната формированию у обучающихся умения трудиться. С решением этой задачи связаны коррекционно-воспитательные цели и задачи самоподготовки.

1. Воспитание у детей добросовестного отношения к выполнению задания.

2. Формирование у обучающихся устойчивого желания самостоятельно

трудиться, побуждение у них чувства долга по отношению друг к другу, к

коллективу группы, к учителю и воспитателю.

3. Воспитание у детей упорства, усердия, целеустремлённости, воли и любви

к учению.

4. Развитие у обучающихся активности и интереса к выполненной работе.

5. Воспитание чувства ответственности, формирование умения работать в

коллективе.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ

Формирование у обучающихся умения распределять время, отведенное на самоподготовку; определять порядок выполнения домашних заданий, воспитание чувства взаимопомощи и доброжелательного отношения к товарищам.

Самоподготовка — продолжение учебного процесса. Однако значительно отличается от урока методикой организации и проведения. Если основное дело учителя дать обучающимся систематические знания, сформировать навыки самостоятельной работы, то главная задача воспитателя - закрепление знаний, полученных на уроках, научить их работать в коллективе, строго соблюдая режим работы (во время начинать и заканчивать самоподготовку, делать перерывы, воспитывать чувство времени, сознательное отношение к выполнению домашних заданий.

Успех выполнения домашних заданий зависит от качества его объяснения на уроке. Одним из условий успешной самоподготовки является оптимальная дозировка домашних заданий должна быть для более доступного умственно отсталым детям, рассчитано на самостоятельное выполнение ими и не велико по объёму

При выполнении непомерно больших заданий дети вынуждены спешить, при этом нервничают, приучаются к небрежности и безответственности.

ЭТАПЫ САМОПОДГОТОВКИ

1. Подготовительный:

(Влажная уборка класса, подготовка доски и рабочего места).

2. Организационный:

(Настроить детей на самостоятельное выполнение домашнего задания, работать аккуратно).

3. Работа с дневниками:

(Начиная с третьего класса).

4. Дидактические игры и упражнения, логопедическая минутка:

(Предшествует соответствующему предмету).

5. Самостоятельная работа обучающихся:

(Индивидуальная работа со слабыми обучающимися, работа над выразительным чтением, над развитием речи. Просмотр работ обучающихся).

6. Выполняется первым тот предмет, который наиболее сложный:

(Чаще с математики, либо с русского языка, либо с чтения, если задано наизусть стихотворение).

7. Физкультминутка.

8. Устные предметы:

(Чтение тихим голосом, ответы на вопросы должен дать воспитатель или учитель).

9. Проверка домашнего задания:

(У одной группы обучающихся), для письменных работ можно организовать самопроверку, взаимопроверку.

Если большинство детей не поняли материал, то он не выполняется.

10. Итог самоподготовки. Воспитатель проводит оценку деятельности обучающихся (Элементы соревнования, оценка за прилежание).

Сложность домашних заданий не должна превышать сложности заданий, выполненных в классе под руководством учителя, а объём задания должен составлять одну треть объёма учебной работы на уроке.

1 класс домашнее задание не задаётся.

2-3 классы - до 1 часа

4-5 классы - до 1,5 часов

Это максимальные сроки. В школе-интернате домашнее задание выполняют в тех же самых классах, где проходят уроки, за своей партой. Класс должен быть чистым, проветренным. Дежурные протирают парты, подметают пол, развешивают карты, другие наглядные пособия, которые подбирают учитель и воспитатель, На столе воспитателя раскладывают дидактический материал, книги для дополнительного чтения. Постепенно обучающиеся привыкают ежедневно перед началом самоподготовки просматривать расписание уроков и заранее подготовить всё необходимое для выполнения домашних заданий. Учебники, тетради и пособия раскладывают в нужной последовательности; в соответствии с порядком выполнения задания по учебным предметам.

Во время самоподготовки основная обязанность воспитателя создать условия для самостоятельной работы детей. Воспитатель не должен проводить фронтальное объяснение, но это не означает что, он только присутствует при самоподготовке. Воспитатель создаёт рабочую обстановку. Закрепляет умение детей работать с учебниками, пособиями, рационально распределять время, планирует работу, учит их работать, не мешая товарищам, аккуратно и добросовестно выполнять домашнее задания, следить за их посадкой, приучать детей организованно садиться на свои места, быстро включаться в работу. Если многие не справились с домашним заданием, то выполнение этого задания надо приостановить и сообщить об этом учителю.

ТРЕБОВАНИЯ К САМОПОДГОТОВКЕ

1. Обязательная связь воспитателя и учителя (Взаимопосещение раз в месяц)

2. Объём домашнего задания (1/3 от классной работы)

3. Разумное чередование предметов при выполнение домашнего задания.

4. Индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся в ходе работы.

5. Соблюдение охранительного педагогического режима.

6. Требование методики

1 класс нет самоподготовки. Коррекционно-развивающие игры, ролевые игры.

2 - 4 классы:

1 час с физкультминутками.

5- 9 классы:

1,5 часа с физкультмиминутками и переменой.

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ ПО ПРЕДМЕТАМ :

ЧТЕНИЕ

1. Старайся читать целыми предложениями, а не словами.

2. Когда прочитал рассказ, закрой книгу и перескажи про себя главное из

прочитанного.

3. Попробуй ответить на вопросы, которые даны в учебнике к прочитанному

рассказу или составленному учителем. Если не сможешь ответить прочитай

рассказ снова.

ПИСЬМО

1. Прочитай внимательно задание.

2. Вспомните на какое правило дано задание. Если забыл, найди это правило

в учебнике или тетради и повтори.

3. Сначала прочитай всё предложение, а затем запиши его в тетрадь.

4. Если нашёл ошибку, аккуратно исправь её, зачеркни неверную букву

(слово) и сверху напиши верную букву (слово).

МАТЕМАТИКА

1. Открой учебник на нужной странице и тетрадь с классной работой. Сначала повтори пройденное правило, затем посмотри, как решились задачи в классе.

2. Прочитай 2 раза условие заданной задачи, обрати внимание на содержание и числовые данные.

3. Повтори про себя условие задачи, если что либо забыл прочитай ещё раз.

4. Запиши сокращенное условие задачи.

5. Определи, что необходимо знать для получения ответа на основной вопрос задачи.

6. Раньше сформируй вопрос к действию, а потом его выполняй.

7. Перед решением примеров повтори необходимое правило, посмотри в тетрадь, как решились такие же примеры в классе.

8. Закончив выполнение задания, проверьте правильно ли оно выполнено.

9. Найденную ошибку зачеркни и сверху напиши правильный ответ.

СХЕМА АНАЛИЗА ПРОВЕДЕНИЯ САМОПОДГОТОВКИ

2. Объём домашней работы и доступность детям (1/3 содержания урока по сложности не должны превышать, даются подобные задания и выполняются на уроке).

3. Приёмы работы воспитателя, настраивающие детей на самостоятельное выполнение домашнего задания.

4. Отношение к выполнению домашнего задания (по предметам).

5. Занятость обучающихся на самоподготовке (тем кто успел выполнить домашнее задание либо игра, либо чтение книг).

6. Самостоятельность обучающихся при выполнении домашнего задания.

7. Работа воспитателя по предупреждению ошибок.(повторить правила, игра и т.д.)

8. Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода.

9. Особенности работы с отдельными детьми и её результативность.

10. Коррекционная направленность методов и приёмов работы воспитателя, используемых в ходе работы.

11. Качество выполнения домашнего задания ребятами.

12. Соблюдение охранительного режима (Физкультминутка).

13. Роль личности воспитателя (Внешний вид, отношение с детьми, манера держаться, умение предупреждать и ликвидировать конфликтные ситуации, владение дисциплиной).

14. Выводы и общие оценки.

15. Замечания и рекомендации.

Примерная структура этической беседы

В а р и а н т

1. Объявление темы.

2. Чтение подобранного к беседе материала.

3. Постановка вопросов, направленных на анализ прочитанного материала, на вскрытие ими морального понятия.

4. Самостоятельные попытки обучающихся определить содержание, основные признаки того или иного морального понятия.

Обобщение воспитателя.

5. Обсуждения с обучающимися того, как они в своей жизни и поведении следуют данной моральной норме.

6. Обсуждение практических дел по закреплению моральных норм жизни.

В а р и а н т

1. Объявление темы.

2. Рассказ о конкретном факте, с предложением к обучающимся высказать своё мнение.

3. Обсуждение обучающимися факта, сообщённого воспитателем определённого понятия.

4. Определение практических дел на будущее.

Требование к этической беседе

1. Соответствие темы беседы уровню психологического развития обучающихся (возрастные) к вопросам, волнующим данный класс.

2. Научность (правильность) раскрытия существенных признаков этических понятий и представлений.

3. Убедительность и яркость примеров, которые привлекаются для раскрытия этических понятий.

4. Эмоциональность воздействия беседы.

5. Корректность обсуждения случаев из жизни, в частности из жизни данного класса.

6. Правильность и доказательность личных мнений спорящих.

7. Заинтересованность обучающихся беседой, активность их в обсуждении поднятых вопросов.

8. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.

9. Степень соответствия замысла бесед: её фактические результаты.

Наши рекомендации