Организация режимных моментов воспитателями

В коррекционной школе

РЕЖИМ ДНЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

СМЕНА

7.00. Воспитатель встречает детей. Беседы с обучающимися об их поведении и здоровье.

7.15.Утренний туалет. Ведёт детей умываться. Развивает и закрепляет навыки личной гигиены. Следит за сохранностью школьного имущества (полотенце, мыло, расчёска.)

7.30. Приучает обучающихся проводить уборку классов: проветривать классную комнату, протирают пыль, поливают цветы.

7.45. Ведёт ребят на завтрак. Контролирует поведение детей, воспитывает

и прививает навыки культурного приёма пищи.

8.15. Подготовка к урокам.

Воспитатель переодевает детей в школьную форму. Следит за тем, чтобы дети были чистыми, рубахи, костюмы и брюки были выглажены и находились в полном порядке.

Контролирует, чтобы перед уроками в классе была сделана влажная уборка.

8.30. Передаёт детей учителю, затем отмечает в журнале посещаемости отсутствующих детей.

СМЕНА

14.00 Приём детей от классного руководителя.

Необходимо выяснить в беседе с классным руководителем какие проблемы были у детей на уроках, узнать что задано на дом и здесь же зафиксировать себе в план.

14.15 Переодевает детей в домашнюю одежду и ведёт умывать. Следит, чтобы дети правильно и чисто вымыли руки и обязательно пользовались индивидуальным полотенцем для рук, которое по мере загрязненности необходимо менять у прачки.

14.30 Ведёт класс в столовую, в которой учит детей правильно сервировать стол, называет те блюда, которые приготовлены на обед,

14.50 Воспитатель идёт с детьми на улицу или в спортзал. Проводит игры, спортивный час, прогулку. На все эти моменты в рабочем плане указывает формы, методы и цели проводимых мероприятий. Обязательно должна присутствовать и проводиться индивидуальная работа с детьми.

15.00. Ведет ребят в столовую па полдник.

16.00- 17. 30. Самоподготовка.

17.30. Воспитательский час.

17.45. Ужин. Воспитатель контролирует выполнением санитарно - гигиенических правил, правил приёма пищи.

19.00.Проводы детей на остановку.

20.00 Подготовка ко сну (ночующих).

21.00 Сон.

САМОПОДГОТОВКА

Перед самоподготовкой воспитатель напоминает дежурным о том, чтобы в классе была сделана влажная уборка, на столах и в них должен быть порядок. Все учебники, необходимые для выполнения домашнего задания и дневник ученика находятся на столе.

Воспитатель настраивает ребят на самостоятельное выполнение домашней работы с помощью коррекционной минуты (во время которой проводит фронтальную и индивидуальную работу). Коррекционная минутка должна соответствовать тому предмету, домашнее задание по которому будут выполнять ребята следом за ней, так как необходим плавный переход от одного вида деятельности к другому.

В коррекционной школе самоподготовка – одна их форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя.

Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции.

Образовательные функции:

1. Информационная функция заключается в организации качественного

закрепления и повторения системы знаний, полученных на уроках.

Она осуществляется через различные упражнения, требующие от

школьников самостоятельной индивидуальной работы.

2. Развивающая функция служит задачам развития познавательных интересов

учащихся, их потенциальных возможностей и познавательной

деятельности. В процессе самоподготовки развиваются внимание, память,

мышление, речь детей, совершенствуются в целом все психические
процессы.

3. Конструктивная функция - самоподготовка способствует появлению у обучающихся навыков планирования своей учебной работы, распределения сил и соразмерения возможностей.

4. Коммуникативная функция заключается в формировании у обучающихся

правильного отношения к знаниям , как опыту предыдущих поколений.

5. Творческая функция раскрывается в таком подходе к переработке

полученных знаний, когда с их помощью у учащихся пробуждается

потребность в творческом самовыражении.

Воспитательные функции:

1. Гигиеническая функция способствует прочному усвоению навыков

гигиены умственного труда. Благодаря этой функции у обучающихся вырабатывается устойчивая привычка трудиться в соответствии с гигиеническими требованиями.

2. Мотивационная функция формирует у обучающихся в процессе

систематической самоподготовки потребность в учебной деятельности,

стремление применять полученные знания на практике. В результате

появляется интерес к самообразованию, положительное отношение к

учению.

3. Формирующая функция способствует настойчивому и последовательному

формированию положительных черт характера, жизненно важных качеств

личности. Трудолюбие, волевые проявления в достижении цели,

активность и многие другие качества формируются в процессе

самоподготовки и становятся достоянием ученика.

4. Организационная функция проявляется наиболее ярко в создании

обстановки, необходимой для возникновения рабочей атмосферы,

побуждающей к выполнению домашних заданий.

По характеру приготовления домашних заданий самоподготовка может протекать для разных категорий обучающихся в разных видовых состояниях, которые определяются степенью самостоятельной активности обучающихся в выполнении домашних заданий. Каждое состояние может быть охарактеризовано следующим образом.

К основным гигиеническим требованиям относятся:

§ Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.

§ Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца.

§ Чистота оконных стекол.

§ Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко
растущими деревьями.

§ Использование в весеннее время просвечивающих штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей.

§ Поддержание нормального температурного режима.

§ Регулярное проветривание классных комнат.

§ Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.

§ Недопустимость эксплуатации вышедшей из строя мебели.

§ Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.

§ Поддержание чистоты и порядка в классе.

§ Соблюдение обучающимися личной гигиены.

§ Сохранение у детей правильной позы во время работы.

§ Проведение «физкультминуток».

§ Особое отношение к ослабленным болезнью детям.

§ Устранение шумовых раздражителей.

§ Предоставление обучающимися при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых

§ .

Дидактические требования к самоподготовке:

§ Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность.

§ Задания обучающие выполняют самостоятельно.

§ Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).

§ Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем).

§ Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими обучающимися.

§ Объем и характер заданий регулируются с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.

§

К воспитательным требованиям относятся:

§ Отказ от применения каких-либо мер наказания.

§ Использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания.

§ Содействие прилежному отношению обучающихся к самостоятельной работе.

§ Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с обучающимися, замечаний, отвлекающих их от работы, выражение принуждения в скрытой форме.

§ Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме.

§ Терпимое отношение к промахам обучающихся во время работы.

§ Привлечение обучающихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.

Выполнение требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости обучающихся.

Воспитатель класса, руководствуясь указанными требованиями во время самоподготовки, сможет поддерживать нужный для самостоятельной работы порядок.

Введение в структуру самоподготовки физкультминуток сочетающих различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.

Наши рекомендации