Особенности воспитательной работы в коррекционной работе
В отличие от других школ коррекционно – образовательная школа – интернат или, как их называют, школы VIII вида по всей стране создавались как школы-интернаты с небольшим количеством обучающихся. И это не случайно, т.к. помимо знаний, даваемых по учебным программам, перед такими школами ставится социальная задача: подготовить своих воспитанников, имеющих умственную отсталость, к самостоятельной жизни в обществе, адаптироваться в естественном социальном окружении. А это значит, что обучающиеся с отклонениями в развитии должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало бы существующим в обществе нормам. Получить такое воспитание в своих семьях, большинство которых неблагополучные, практически невозможно. Вот поэтому очень важно существование данных школ в виде интернатов.
Жизнь в интернате строится в условиях охранительно – педагогического режима, который предусматривает тщательное планирование всех мероприятий, которые направляют деятельность обучающихся, определяют их поведение. Неукоснительное соблюдение правильного режима способствует формированию нужных навыков и привычек, создает систему условий, щадящих неполноценную нервную систему. В школах существуют внешние раздражители, истощающие нервные силы ребенка. Это, прежде всего, шум. При длительном воздействии шум вызывает раздражительность, головные боли, утомление даже у здоровых людей. Обучающиеся с отклонениями в развитии легко возбуждаются в шумных условиях, они с трудом переносят больное скопление людей, тесноту. Вот поэтому в таких интернатах должно обучаться небольшое количество детей (у нас всего 147 человек, 12 из которых обучаются на дому). Наполняемость классов от 8-14 человек – и не более. Мы регулярно следим, чтобы в школе не было беготни, чтобы дети всегда были спокойны, рядом с ними всегда находится кто – нибудь из взрослых (учитель или воспитатель).
Очень важно, чтобы с нашими ребятами работали знакомые им учителя и воспитатели, чтобы они предъявляли к ним единые требования. Поэтому обычно мы ставим воспитателя с 1-го по 9-ый класс, а учителей меняем только при переходе из начальной школы в старшие классы. Коллектив у нас, в основном, стабильный. Дети привыкли к педагогам и их требованиям. Любое изменение привычных для наших детей условий: нарушение режима; смена учителя или воспитателя; повышенный, резкий тон неблагоприятно отражается на их нервной системе. Также неожиданное и неблагоприятное требование вызывает у них раздражение или отказ его выполнять.
Вызывают у умственно отсталых детей утомление и трудная работа, большая дозировка заданий, однообразные уроки, недисциплинированность некоторых учащихся в классе, а также бездеятельность. Все это не дает возможности обучающимся сосредоточить в нужную минуту внимание, затрудняет восприятие учебного материала. Занятия в нашей школе проходят в одну смену с 8.30 до14.00. Все оставшееся время также четко спланировано, предусматривает все необходимое: 4-х разовое питание, прогулки, сончас, воспитательские часы, самоподготовки, есть время для занятий ребят по интересам, игр, просмотр телепередач. Все это проводится: 1) на уроках; 2) воспитательных часах; 3) в режимных моментах дня.
Для успешного развития обучащиюхся необходимо повышать их запас знаний об окружающей действительности, расширять кругозор. Объяснять причинно – следственные связи происходящих явлений природы и событий, обучать правовым нормам жизни в обществе, пропагандировать здоровый образ жизни, поэтому воспитательский час в понедельник мы отводим для бесед.
Тематику бесед определяет сам воспитатель в зависимости от возраста, уровня знаний и интересов обучающихся. В основном, темы бесед:
-о событиях, происходящих в настоящее время;
-по красным датам календаря;
- о нашей Родине, о Кузбассе;
- о нашем городе и его достопримечательностях;
- о знаменитых соотечественниках;
-о природе и богатстве родного края, страны;
-о профессиях и людях труда;
- по правилам дорожного движения;
- по профилактике правонарушений;
- по профилактике табакокурение, токсикомании, наркомании и алкоголизма.
Учитывая, что большинство обучающихся с отклонениями в развитии с трудом овладевают процессом чтения, страдают различными его нарушениями (дислексией), по вторникам воспитательский час мы отводим для внеклассного чтения. Во время занятий по внеклассному чтению ребята знакомятся с различными печатными изданиями: газетами, журналами, книгами. А также знакомятся с авторами статей и биографией писателей. Отрабатываются навыки плавного, беглого и выразительного чтения, умение пересказать прочитанное, высказывать свое отношение к героям и событиям.
ПО средам проводится воспитательский час « Час здоровья», на котором проводятся разнообразные виды работ. Большинство обучающихся нашей школы из неблагополучных семей. Из семей, в которых родители сами имеют недоразвитие интеллекта; пьющие родители, безработные. Ребята из таких семей приходят в школу неухоженными: грязные, в небрежной одежде, страдающие педикулёзом, чесоткой и т. д. Просить ребят привести свой внешний вид и свою одежду в порядок дома бесполезно. Воспитатели проводят беседы и практикумы по уходу за своим телом, волосами, руками, ногтями, одеждой, обувью, жилищем. В школе имеется душ, все желающие имеют возможность помыться. В школьную прачечную дети могут сдать в стирку свои вещи. Кроме этого воспитатели в свободное время занимаются с ребятами мелким ремонтом одежды: пришивают пуговицы, петельки; чистят и гладят одежду; моют и чистят обувь. А также занимаются общественно-полезным трудом: делают генеральную уборку спален, классов; очищают от мусора, метут территорию школьного двора и парка около школы, зимой очищают территорию школьного двора от снега. Знакомятся обучающиеся на « Часах здоровья» с профилактикой различных заболеваний, ведут беседы по профилактике употребления ПАВ. Проводят подвижные игры, комические эстафеты, соревнования в спортивном зале и на свежем воздухе.
Обучающиеся нашей школы находятся дома в окружении родителей, родственников и их друзей, которые пьют, сквернословят, дерутся, неправильно ведут себя дома и в общественных местах. Ребята не приучены соблюдать даже элементарные правила поведения в общественных местах: в школе, на улице, в транспорте и т.п. для воспитания у них правил культурного поведения мы по четвергам проводим « Час культуры». Воспитатели учат ребят правильно себя вести. Проводят беседы и сюжетно – ролевые игры по правилам культурного поведения; учат рассматривать картины, слушать музыку, любоваться природой. Организовывают экскурсии на природу, в картинную галерею, на выставки творческих работ .
В пятницу воспитатели проводят « Творческий час». Наши талантливые воспитатели мастерят на творческих часах с ребятами всевозможные поделки из разных материалов: бумаги, ниток, бисера, стекляруса, теста и природного материала из бросового материала, шьют и вяжут. А также рисуют, выжигают (Выставка творческих работ и рисунков представлена вашему вниманию).
Возможности наших детей ограничены, они не могут в силу своих умственных и физических данных участвовать в городских олимпиадах конкурсах, соревнованиях. Вся жизнь, в основном, проходит дома и в школе. И от того, как мы работаем, зависит в дальнейшем их жизнь. И только такое воспитание, охватывающее развитие ребенка всесторонне, может способствовать умению адаптироваться в обществе, трудоустроиться, создать свою семью и вести достойный образ жизни.
Требования к воспитателю в коррекционной школе
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это высказывание К. Д. Ушинского является правилом для каждого воспитателя. Большую часть времени дети в специальных (коррекционных) учреждениях проводят, взаимодействуя с педагогом-воспитателем (от 8 до 10 часов в сутки). Отношение педагога-воспитателя специальных образовательных учреждений, умение его взаимодействовать с особым ребенком полностью отражаются на состоянии, поведении, личностных проявлениях детей не только в период пребывания их в интернате, но и в последующие годы.
Педагог-воспитатель, в этой ситуации, находится в процессе непрерывного поиска индивидуальных методов, форм и средств взаимодействия для эффективной помощи ребёнку с ограниченными возможностями. Понимая целостность процесса развития ребёнка, значимость разумного сотрудничества (взаимодействия) с ним, воспитатель должен уметь создавать условия «семейных» доверительных отношений. Многоплановость профессиональной деятельности педагога-воспитателя и её специфика предъявляет определённые требования к умениям взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями.
Воспитатель в коррекционной школе:
- прививает обучающимся любовь к труду, высокие моральные качества, навыки культурного поведения, необходимость соблюдения ими правил личной гигиены;
- контролирует выполнение режима дня обучающимися, своевременное выполнение домашнего задания, оказывает помощь в учении и в разумной организации досуга;
- осуществляет совместно со школьным врачом мероприятия, содействующие укреплению здоровья и физическому развитию обучающихся;
- поддерживает постоянную связь с учителями, медицинским персоналом, с родителями обучающихся или лицами их заменяющими; привлекает детей к самообслуживанию и другим видам общественно - полезного труда с учётом возраста, пола, физических и психических возможностей детей, норм и требований гигиены охраны их здоровья; не должен оставлять детей одних.
Воспитателю необходимо чётко и целенаправленно планировать свою работу с учётом ежедневной индивидуальной работы с детьми.
Воспитатель должен проводить работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся, их социальную адаптацию;
- изучать личность ребёнка, его интересы и использовать полученные материалы для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания, учитывать в работе рекомендации и назначения врачей — психиатра и педиатра.
В своё рабочее время несёт большую ответственность (по закону) за жизнь и здоровье детей.