Основания типологии культуры

Тип (греч.) отпечаток, форма, образец.
Типология научный метод, основа которого – расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа (классификация).
Цели типологии сравнительное изучение существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов; изучение явлений культуры на количественной и качественной основе; выделение типов культуры.
Основание типологии: набор показателей или критериев - диахроническое деление, соотнесенное с мировым историческим процессом; - синхронические структуры, выражающие внутреннее богатство культуры; - специфическая дифференциация (по религиозному признаку, расовому, этническому, социальной структуре, типу поселения и т.д.); - социобиологические признаки (доминирование мужского и женского начала в культуре, патриархат или матриархат, культура этапов жизненного цикла человека и т.д.)
Критерии: Примеры
Уровни культуры Обыденная культура: повседневная практика, которой не нужно было специально учиться. Накопление и передача социального опыта осуществляется в форме традиции, которая существует в устной (фольклорной) форме. Специализированная культура: профессиональная (требовала специального образования).
Хозяйственный Культура охотников и собирателей, культура скотоводов и земледельцев, промышленная (индустриальная) культура, постиндустриальная культура
Многообразие деятельности Материальная культура: выражена в артефактах - культура труда, культура быта, культура топоса (места жительства: дома, деревни, города), физическая культура. Духовная культура: выражена в знаковых системах (язык, обычаи, традиция и т.д.) - интеллектуальная культура, нравственная, художественная, правовая, педагогическая, религиозная.
Религиозный Языческая, христианская, мусульманская
Динамики традиционная культура: восприятие мира как неразрывно-целостное, не подлежащее изменению; преобладание коллективистских установок; доминирование традиционности над новаторством; инновационная: доминирование новаторства над традиционностью, создание условий для технического и социально-экономического прогресса общества.
Т.Элиот: высший и низший уровни культуры элитарная и массовая культура
Х.Ортега-и-Гассет (1883-1955. «Восстание масс»): исследование феномена «массового сознания»
Х.Ортега-и-Гассет, К.Манхейм(1893-1947): исследованиефеноменаэлитарной культуры.


Массовая культура Элитарная (высокая) культура
Особенности:  
- ориентация на вкусы и потребности «среднего человека»,на определенные аудитории, создание определенного типа сознания – пассивного и нетворческого, - существует как механизм адаптации индивида к различным социокультурным трансформациям, - способность трансформировать артефакты и превращать их в предметы массового потребления, - коммерческий характер, - использование клише, стереотипов при создании ее артефактов, - связь со средствами массовой коммуникации как главным каналом распространения и потребления ее ценностей. В постиндустриальном обществе (информационном) – это те, кто отчужден от структур управления экономикой нового типа; те, кто вынужден соответствовать стратегиям подчинения и «включения во взаимодействие» (М.Кастельс). - сложность, специализированность, креативность, новационность, - способность концентрировать опыт поколений (духовный, интеллектуальный, художественный), - наличие ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими», - жесткая система норм как обязательная в сообществе «посвященных», - индивидуализация норм, ценностей, оценочных критериев деятельности членов элитарного сообщества. Отсюда – их уникальность, - создание новой, нарочито усложненной культурной семантики, что требует специальной подготовки и необъятного культурного кругозора, - способность формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности
Доминирующая (господствующая) культура совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуетсябольшинство членов данного общества. Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является страна.
Этнос (этногенетическая общность): социальная группа людей, объединенная этническим самосознанием (сознанием своей генетической связи с другими представителями группы).
Суперэтнос: или: надэтнические культурные общности (христианская, исламская, европейская и т.д.). Общность из разных этносов, имеющих общие социокультурные признаки, но не имеющих единой государственности
Этническая культура совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизни, бытовой культуры. Специфика этнической культуры обнаруживается в орудиях труда, предметах быта, технологиях деятельности, обычаях, базовых ценностях, художественной культуре и т.д. Преимущественно аграрная культура, тесно связанная с природными условиями региона, базируется на традициях и обычаях
Культурная идентификация (идентичность) самоощущение человека внутри конкретной культуры, осознание человеком своей принадлежности к определенной общности.
Два компонента этнической идентичности: - когнитивный (знания об особенностях своей группы, т.е. этническая осведомленность об истории, обычаях, культуре своего народа, осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков: языка, ценностей, обычаев, религии, национального характера, народного искусства и т.п.), - аффективный (чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, разделяемые чувства: достоинства, гордости, обиды, страха).


Исторические формы этнических общностей  
род и племя кровное родство, общий диалект языка
народность общие обычаи, язык
нация хозяйственно-территориальное и политическое единство, наличие общего литературного языка
Нация полиэтническая, социокультурная, экономическая и политическая общность, имеющая общее семиотическое поле (знаковые системы: язык, нормы поведения, символика, традиции и т.п.), которое обеспечивает взаимопонимание и повседневное взаимодействие
Национальная культура синтез культур различных классов, социальных слоев и групп общества. Развивается на основе письменности и образования.

.

  Специфика вхождения в культуры
элитарная культура Характер - всегда индивидуальный
Массовая культура на уровне безличного коллектива, все индивиды которого разобщены и связаны внеиндивидуальной, внешней связью
Этническая (народная) культура Характер – коллективный
Региональная культура Характерная черта: ее существование в определенном географическом ареале. Наличие сходных природных условий жизни в ареале и территориальные связи обеспечивают родство между культурами народов, обитающих рядом друг с другом (пример: российская и европейская культуры)
Субкультура культура отдельных демографических или социальных групп (малые культурные миры), отличающихся образом жизни, мышлением, поведением от общенациональных норм (язык, оформление внешности, нормы, идеология, иерархия), не противостоящая доминирующей культуре
Контркультура противостояние доминирующей культуре, конфликт с господствующими ценностями, высшая ценность – принцип удовольствий, мораль вседозволенности
Маргинальность оппозиция культурной идентичности, результат конфликта с общественными нормами, выражение специфических отношений с существующим общественным строем.
Причины ухода в маргинальность (А.Фарж, французский социолог; мнение относится к концу 1980-х гг.): - либо разрыв традиционных связей и создание собственного, совершенно иного мира, т.е. «свободный» выбор, - либо постепенное вытеснение (или насильственный выброс) за пределы законности, т.е. следствие процесса деклассирования.
Маргинальная культура (Современная трактовка понятия) культура группы людей, чьи ценности и модели поведения одновременно соотнесены с различными культурными системами. Они не могут четко идентифицировать себя ни с одной культурной системой.
Историческая типология:   Выявляет определенные исторические периоды развития, классификация культуры по различным основаниям - марксистская теория; - теории цикличного развития культуры; - эволюционистские теории; - неоэволюционистские теории.
Марксистский подход К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.Плеханов Выделение типов культур на основе формаций: первобытный тип культуры, рабовладельческий, феодальный, и др.
Теории цикличного развития культуры   Предшественник теорий: Д.Вико (рубеж XVII-XVIII вв.): культура проходит три стадии: детство, юность и зрелость Н.Данилевский, О.Шпенглер. А.Тойнби: культура проходит 4 стадии (возникновение, рост, надлом, распад). В основе типологии принцип цикличности и многолинейности развития культуры
Эволюционистский подход Л.Морган, Г.Спенсер, Э.Тайлор Мировая культура как единый процесс, который имеет общие этапы для всех народов. Основой типологии культур стала европейская модель культуры (европоцентризм).
Европоцентризм концепция, согласно которой развитие подлинных ценностей науки, искусства, философии, литературы и т. д. происходит только в Европе (Европа – высшая стадия, Восток – низшая).

Наши рекомендации