Тип (греч.) | отпечаток, форма, образец. |
Типология | научный метод, основа которого – расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа (классификация). |
Цели типологии | сравнительное изучение существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов; изучение явлений культуры на количественной и качественной основе; выделение типов культуры. |
Основание типологии: набор показателей или критериев | - диахроническое деление, соотнесенное с мировым историческим процессом; - синхронические структуры, выражающие внутреннее богатство культуры; - специфическая дифференциация (по религиозному признаку, расовому, этническому, социальной структуре, типу поселения и т.д.); - социобиологические признаки (доминирование мужского и женского начала в культуре, патриархат или матриархат, культура этапов жизненного цикла человека и т.д.) |
Критерии: | Примеры |
Уровни культуры | Обыденная культура: повседневная практика, которой не нужно было специально учиться. Накопление и передача социального опыта осуществляется в форме традиции, которая существует в устной (фольклорной) форме. Специализированная культура: профессиональная (требовала специального образования). |
Хозяйственный | Культура охотников и собирателей, культура скотоводов и земледельцев, промышленная (индустриальная) культура, постиндустриальная культура |
Многообразие деятельности | Материальная культура: выражена в артефактах - культура труда, культура быта, культура топоса (места жительства: дома, деревни, города), физическая культура. Духовная культура: выражена в знаковых системах (язык, обычаи, традиция и т.д.) - интеллектуальная культура, нравственная, художественная, правовая, педагогическая, религиозная. |
Религиозный | Языческая, христианская, мусульманская |
Динамики | традиционная культура: восприятие мира как неразрывно-целостное, не подлежащее изменению; преобладание коллективистских установок; доминирование традиционности над новаторством; инновационная: доминирование новаторства над традиционностью, создание условий для технического и социально-экономического прогресса общества. |
Т.Элиот: высший и низший уровни культуры | элитарная и массовая культура |
Х.Ортега-и-Гассет (1883-1955. «Восстание масс»): | исследование феномена «массового сознания» |
Х.Ортега-и-Гассет, К.Манхейм(1893-1947): | исследованиефеноменаэлитарной культуры. |
Массовая культура | Элитарная (высокая) культура |
Особенности: | |
- ориентация на вкусы и потребности «среднего человека»,на определенные аудитории, создание определенного типа сознания – пассивного и нетворческого, - существует как механизм адаптации индивида к различным социокультурным трансформациям, - способность трансформировать артефакты и превращать их в предметы массового потребления, - коммерческий характер, - использование клише, стереотипов при создании ее артефактов, - связь со средствами массовой коммуникации как главным каналом распространения и потребления ее ценностей. В постиндустриальном обществе (информационном) – это те, кто отчужден от структур управления экономикой нового типа; те, кто вынужден соответствовать стратегиям подчинения и «включения во взаимодействие» (М.Кастельс). | - сложность, специализированность, креативность, новационность, - способность концентрировать опыт поколений (духовный, интеллектуальный, художественный), - наличие ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими», - жесткая система норм как обязательная в сообществе «посвященных», - индивидуализация норм, ценностей, оценочных критериев деятельности членов элитарного сообщества. Отсюда – их уникальность, - создание новой, нарочито усложненной культурной семантики, что требует специальной подготовки и необъятного культурного кругозора, - способность формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности |
Доминирующая (господствующая) культура | совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуетсябольшинство членов данного общества. Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является страна. |
Этнос (этногенетическая общность): | социальная группа людей, объединенная этническим самосознанием (сознанием своей генетической связи с другими представителями группы). |
Суперэтнос: | или: надэтнические культурные общности (христианская, исламская, европейская и т.д.). Общность из разных этносов, имеющих общие социокультурные признаки, но не имеющих единой государственности |
Этническая культура | совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизни, бытовой культуры. Специфика этнической культуры обнаруживается в орудиях труда, предметах быта, технологиях деятельности, обычаях, базовых ценностях, художественной культуре и т.д. Преимущественно аграрная культура, тесно связанная с природными условиями региона, базируется на традициях и обычаях |
Культурная идентификация (идентичность) | самоощущение человека внутри конкретной культуры, осознание человеком своей принадлежности к определенной общности. |
Два компонента этнической идентичности: | - когнитивный (знания об особенностях своей группы, т.е. этническая осведомленность об истории, обычаях, культуре своего народа, осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков: языка, ценностей, обычаев, религии, национального характера, народного искусства и т.п.), - аффективный (чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, разделяемые чувства: достоинства, гордости, обиды, страха). |
Исторические формы этнических общностей | |
род и племя | кровное родство, общий диалект языка |
народность | общие обычаи, язык |
нация | хозяйственно-территориальное и политическое единство, наличие общего литературного языка |
Нация | полиэтническая, социокультурная, экономическая и политическая общность, имеющая общее семиотическое поле (знаковые системы: язык, нормы поведения, символика, традиции и т.п.), которое обеспечивает взаимопонимание и повседневное взаимодействие |
Национальная культура | синтез культур различных классов, социальных слоев и групп общества. Развивается на основе письменности и образования. |
.
| Специфика вхождения в культуры |
элитарная культура | Характер - всегда индивидуальный |
Массовая культура | на уровне безличного коллектива, все индивиды которого разобщены и связаны внеиндивидуальной, внешней связью |
Этническая (народная) культура | Характер – коллективный |
Региональная культура | Характерная черта: ее существование в определенном географическом ареале. Наличие сходных природных условий жизни в ареале и территориальные связи обеспечивают родство между культурами народов, обитающих рядом друг с другом (пример: российская и европейская культуры) |
Субкультура | культура отдельных демографических или социальных групп (малые культурные миры), отличающихся образом жизни, мышлением, поведением от общенациональных норм (язык, оформление внешности, нормы, идеология, иерархия), не противостоящая доминирующей культуре |
Контркультура | противостояние доминирующей культуре, конфликт с господствующими ценностями, высшая ценность – принцип удовольствий, мораль вседозволенности |
Маргинальность | оппозиция культурной идентичности, результат конфликта с общественными нормами, выражение специфических отношений с существующим общественным строем. |
Причины ухода в маргинальность (А.Фарж, французский социолог; мнение относится к концу 1980-х гг.): | - либо разрыв традиционных связей и создание собственного, совершенно иного мира, т.е. «свободный» выбор, - либо постепенное вытеснение (или насильственный выброс) за пределы законности, т.е. следствие процесса деклассирования. |
Маргинальная культура (Современная трактовка понятия) | культура группы людей, чьи ценности и модели поведения одновременно соотнесены с различными культурными системами. Они не могут четко идентифицировать себя ни с одной культурной системой. |
Историческая типология: | Выявляет определенные исторические периоды развития, классификация культуры по различным основаниям | - марксистская теория; - теории цикличного развития культуры; - эволюционистские теории; - неоэволюционистские теории. |
Марксистский подход | К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.Плеханов | Выделение типов культур на основе формаций: первобытный тип культуры, рабовладельческий, феодальный, и др. |
Теории цикличного развития культуры | Предшественник теорий: Д.Вико (рубеж XVII-XVIII вв.): культура проходит три стадии: детство, юность и зрелость Н.Данилевский, О.Шпенглер. А.Тойнби: культура проходит 4 стадии (возникновение, рост, надлом, распад). | В основе типологии принцип цикличности и многолинейности развития культуры |
Эволюционистский подход | Л.Морган, Г.Спенсер, Э.Тайлор | Мировая культура как единый процесс, который имеет общие этапы для всех народов. Основой типологии культур стала европейская модель культуры (европоцентризм). |
Европоцентризм | концепция, согласно которой развитие подлинных ценностей науки, искусства, философии, литературы и т. д. происходит только в Европе (Европа – высшая стадия, Восток – низшая). |
Наши рекомендации