Тема 5. культура народная, элитарная и массовая
1. Проблема субъекта культуры, ее решение в современной культурологической мысли.
2. Народная культура как имманентный компонент культуры.
3. Элитарная культура в исторической перспективе и ретроспективе.
4. Массовая культура как продукт технического прогресса и социальной трансформации ХХ века.
5. Массы – массовое сознание. Способы формирования массового сознания.
6. Влияние общества потребления на формирование культуры консюмеризма.
Литература
Ашин Г.А. Современные теории элиты: Критический очерк. М., 1985.
Безвкусица масс и вкус интеллектуалов. // Общественные науки и современность. 1994. № 3.
Бердяев Н. А. Судьба России. М., 2000.
Быкова Э.В. Культура народная, элитарная и массовая // Культурология как общая теория культуры. Под редакцией В.А.Сапрыкина. М., 2002. (электронный режим доступа: http://avt.miem.edu.ru/Kafedra/KT/Publik/posob_2_kt.html).
Гуревич П.С. Философия культуры. Гл. 13. М., 1994.
Давыдов Ю.Н. Искусство и элита. М., 1985.
Зоркая Н.М. Уникальное и тиражированное. М., 1981.
Ильин В.И. Потребление как дискурс. СПб., 2008.
Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996.
Кравченко А.И. Культурология. – М., 2005. (С. 34).
Культурология. ХХ век. Словарь. СПб., 1998.
Культурология: Уч. пособие / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998. (Глава 5).
Народная культура в современных условиях. М., 2000.
Народное искусство и современная культура. Проблема сохранения и развития традиций. М., 1991.
Некрасова М.А. Народная культура в современных условиях. М., 2000.
Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека // Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994
Элитарное и массовое в русской художественной культуре. М., 1996.
ТЕМА 6. МОДА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТРЫ
1. Социокультурные функции моды.
2. Культурологические теории моды.
3. История моды и современность.
4. Национальное своеобразие и проблема выражения национальной идентичности.
5. Унисекс или веяния феминизма 90-х.
6. Клубная мода
Литература
Теория моды // Мода и стиль. Энциклопедия. С.16-17.
История моды // Там же. С. 12-20.
Китай. Основные элементы китайского костюма. Символика цвета // Там же. С.36-41.
Япония. История костюма // Там же. С. 45-51.
Ильин В.И. Потребление как дискурс. СПб., 2008. (С. 290-318). История костюма (электронный режим доступа: http://www.sarafan.ru/san/SeG/ik)
Клубная мода (электронный режим доступа: http://www.sarafan.ru/san/StreetF/Kmo/article51.html)
Унисекс или веяния феминизма 90-х (электронный режим доступа: http://www.sarafan.ru/san/SeG/ik/article255.html)
Фишман Р.Б. Мода как социальное явление. Свердловск, 1990.
ТЕМА 7. ВЕЩЬ. СИМВОЛ. ЗНАК
1. Культурные коды и символы.
2. Архетипическое пространство вещи.
3. Символ в системе культуры.
4. Вещь – символ – знак: соотношение понятий.
5. Традиционная культура в зеркале современности.
6. Язык и культура и язык культуры.
Литература
Евсеева Т. Мир вещей. Современная энциклопедия Аванта +. М., 2007.
Вещь-символ-знак // Живая старина. – 2004. – № 3. С. 25-30.
Традиционная культура в зеркале современности // Живая старина. – 2004. – №2. С. 45-51.
Успенский Б. Семиотика истории. Семиотика культуры (электронный режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Ysp/index.php)
Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста //Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т.1. - Таллинн, 1992. - С. 129-132.
Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и топологии культуры (электронный режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Lotm/index.php)
ТЕМА 8. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ АРХЕТИПЫ И СОВРЕМЕННОСТЬ
1. Мифологическая картина мира.
2. Теория К.Г. Юнга об архетипах коллективного бессознательного.
3. Миф в понимании А. Ф. Лосева.
4. Миф и современное массовое сознание.
5. Мифологические структуры массовой культуры.
6. Культурные архетипы в искусстве.
Литература
Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.
Ильин В.И. Потребление как дискурс. СПб, 2008. (С.399-416).
Культурология: учеб. пособие для вузов / В. В. Грибунин [ и др. ] – Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2003.
Культурология : учеб. пособие для вузов / под науч. ред. Г. В. Драча. – 10-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. – М.: Политиздат,1991. Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. / С. А. Токарев. – 2-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1991.
Руткевич А.М. К.Г. Юнг об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. 1988. № 1. С. 128.
Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. 1988. № 1.
ТЕМА 9. ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА
1. Экранная культура как логическое звено в эволюции культуры.
2. Определение экранной культуры, ее особенности.
3. Функционирование экранной культуры.
4. Влияние экранной культуры на психосферу современного человечества.
5. Развитие компьютерной сети как проявление экранной культуры.
6. Д.С. Лихачев об “экологии кульутры”.
Литература
Культурология: Уч. пособие / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998.
Экранная культура // Искусство в школе. – 2005. – № 3. – С. 57-60.
Нетелевизионные заметки // Искусство в школе. – 2004. – №4. – С. 3-6.
Негодаев И.А. Информатизация культуры. М., 2002. (электронный режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/negodaev_info/).
Реклама и современная культура // Искусство в школе. – 2004. – №4. – С. 40-42.
Философские размышления о радиовещании и телевидении // Искусство кино. – 2005. – №2. – С. 90-99.
Массовое сознание и массовая культура в России: история и современность. – М., 2004.