За пределами рынка труда: экономическое неравенство и бедность
Различные результаты экономической деятельности, различная отдача на рынке труда для мужчин и женщин закладывают основы современного гендерного неравенства. Но помимо этого на гендерное неравенство влияют и другие факторы - социальные и демографические. Экономическое неравенство в доходах может сглаживаться за счет внутрисемейного перераспределения, а может и усиливаться. Также могут быть другие помимо заработной платы источники доходов, которые будут влиять на гендерное неравенство.
Подготовленный в 2000 году по заказу Всемирного Банка доклад о феминизации бедности в России зафиксировал тенденции увеличения доли женщин среди бедного населения. Учитывая меньшие возможности, предоставляемые женщинам рынком труда, феминизация бедности складывается в основном за счет двух групп населения: пенсионеров и неполных материнских семей.
Пенсионеры
Гендерная структура российского населения наиболее сильно отличается в старших возрастах. Высокая смертность и низкая ожидаемая продолжительность жизни мужчин привели к тому, что женщин старше трудоспособного возраста почти в 2, 2 раза больше, чем мужчин старше трудоспособного возраста (20461 тыс. человек и 9398 тыс. человек соответственно в 2002 году). Или, если сравнивать сопоставимые возрастные группы старше 60 лет, то женщин почти в 1,9 раз больше, чем мужчин. Таким образом, на две трети пенсионеры - это женщины. Причем в наиболее старших возрастных группах, больше 75 лет, это доминирование еще сильнее - в 3-4 раза.
По данным Госкомстата РФ принадлежность к пенсионерам не является фактором повышенного риска бедности. Но высокая вероятность бедности затрагивает в первую очередь одиноких пенсионеров старше 65 лет, а это женщины. Таким образом, в возрастной группе старше трудоспособного возраста количество бедных женщин почти на 3 млн. человек превышает бедных мужчин. В итоге женщины живут дольше, но за счет этого и беднее. Можно сказать, что если бы мужчины жили столько же, сколько и женщины, то масштабы гендерных различий в бедности были бы существенно меньше.
Бедность одиноких пенсионерок старшего возраста отличается также крайними формами ее проявления, так как, не имея других трансфертов кроме пенсий, утратив физическую способность к заработкам и ведению личного подсобного хозяйства, они оказываются среди наиболее нуждающихся групп населения.
Неполные семьи
Неполные семьи имеют меньше экономических возможностей с учетом иждивенческой нагрузки. И хотя число детей в семье в среднем больше в полных семьях, по сравнению с неполными, которые в подавляющем большинстве однодетные, но с учетом того, что в половине полных семей на двух родителей приходится один ребенок, иждивенческая нагрузка в неполных семьях больше способствует попаданию в бедные группы населения.
Высокий уровень разводов, рост числа внебрачных детей, рост вдовства из-за высокой смертности мужчин, снижение повторных браков - все эти факторы увеличивают долю неполных семей. По данным микропереписи населения 1994 года неполные семьи составляли 13,4% всех домохозяйств и 17% всех семей с детьми. Причем, доля материнских неполных семей с детьми составляла 90% от всех неполных семей, где проживает один родитель с детьми, а отцовских - 10%. Учитывая меньшие возможности женщин на рынке труда, тем более в условиях, когда семейную и трудовую нагрузку трудно перераспределить между другими членами семьи, материнские неполные семьи вносят существенный вклад в процесс феминизации бедности. Доля неполных семей среди бедных практически в два раза выше, чем их доля среди семей в целом.
Маргинальные слои
Анализ гендерных аспектов бедности, как правило, проводится на основе данных Госкомстата или исследовательских баз данных (РМЭЗ). Но специалистам хорошо известно, что такие исследования не затрагивают крайние группы: самых богатых и самых бедных. Без учета самых бедных, маргиналов, социального дна картина получается смещенной, что не позволяет вырабатывать адекватную социальную политику.
В наибольшей степени к таким маргинальным группам относятся люди, не имеющие постоянного или определенного местожительства (БОМЖи), бездомные.
По оценкам количество таких людей в 1996 году достигало 4 200 тыс. человек. Причем 70 % из них мужчины и 30% женщины. Причины такой гендерной асимметрии связаны со структурой причин бездомности. Так в 2002 году в Санкт-Петербурге была зафиксирована следующая структура бездомности: тюремное заключение - 32 %, семейные проблемы - 25 %, личный выбор - 22%, потеря жилья - 7%, беженцы - 5%, другие причины - 9 %. Так как бывшие заключенные - это в подавляющем количестве случаев мужчины, то это и предопределяет гендерную структуру маргиналов.
Большая часть из них имеет среднее образование и отмечается снижение доли бездомных с неполным средним образованием. Это происходит за счет того, что в 1990-е годы пополнение бездомных происходило во многом не только за счет бывших заключенных, но и за счет тех, кто утратил жилье в результате сделок с недвижимостью. По профессионально-квалификационному составу - это в основном рабочие (80%).
Источники средств существования бездомных: - случайные и временные заработки имеют 59%; живут на средства знакомых и родственников 20%; просят подаяние 14%; получают пенсии и/или пособия 11%; собирают бутылки 7%; постоянную работу имеют лишь 4%. Наиболее тяжёлое положение у лиц 50 лет и старше: 11% не имели никакого дохода, 31% был вынужден заниматься попрошайничеством.
Таким образом, при построении социальной политики с учетом гендерных подходов надо учитывать, что гендерная структура меняется в различных слоях бедного населения, и самые социально незащищенные и неимущие слои в основном представлены мужчинами.