Развитие института прав женщин во взаимодействии международного и национального права

Значение прав человека, личности велико в формировании как нациионального, так и международного права. В литературе высказано мнение, что права личности играют в процессе становления права в целом главную структурообразующую роль. При этом, однако, справедливо отмечается, что само понимание личности, ее прав имеет конкретно-историческое содержание и развивается в истории. Такая оговорка точна вообще и вдвойне — применительно к правам человека женщины (по терминологии документов ООН). Достаточно вспомнить в этой связи не только деспотии Востока и период средневековья, но и демократии Греции и Рима, которые, как известно, были властью народа только для мужчин.

Недалеко ушли от них и революционные в вопросе прав другой поло­вины человечества — мужчин Франция и США. Напомним, что во Франции женщины получили право голоса через 150 лет после Великой Французской ре­волюции, а в США женщины только в 90-х годах XX века приобрели по закону право на отпуск по беременности и родам.

Существенные изме­нения в положении женщин произошли во многих странах мира уже в XX в., и во многом под влиянием Великой Октябрь­ской революции. В числе первых декретов совет­ской власти были и изданные в декабре 1917 г. Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг, а также Декрет о расторжении брака. Этими декретами были отменены действовавшие до революции законы, ставившие женщину в не­равноправное положение с мужчиной в семье, в отношении детей, в правах на имущество, при разводе и даже при выборе места жительства.

В то время как в России в период между двумя мировыми войнами был сделан существенный рывок вперед в деле выравнивания правового статуса мужчин и женщин, в мире в целом ситуация оставалась во многом неизменной. По-прежнему в обществе, в законодательстве и судебной практике господствова­ли старые патриархальные представления о ролевых функциях каждого из полов и соответственно обусловленных этим традиционных («естественных») правах и обязанностях мужчин и женщин. Даже в весьма прогрессивных в этом отноше­нии Скандинавских странах термин «кормилец» отождествлялся вплоть до се­мидесятых годов XX в. в законах и в правоприменительной практике только с лицом мужского пола — мужем и отцом. Дольше всех среди европейских стран «сопротивлялась» признанию формального равенства прав мужчин и женщин Швейцария. Лишь в 1968 г., после неоднократных безуспешных попыток мужчины-парламентарии Швейцарии проголосовали, наконец, за предоставление женщинам избирательных прав. И тем самым все-таки признали женщин гражданками и личностями. Да и в самой России, точнее в СССР, равенство прав мужчин и женщин носило в большей степени декларативный характер.

Вторая мировая война затронула все население воюющих стран независимо от пола и возраста. Все это придало проблеме прав человека и поиску механизма их защиты неизвестную ранее остроту. Естественно поэтому, что одним из первых шагов созданной вскоре после окончания войны, в июне 1945 г., Организации Объединенных Наций было принятие 10 декабря 1948 г. хартии прав человека - Всеобщей декларации прав человека. В преамбуле Всеобщей декларации прав человека отмечается, что она должна рассматриваться в качестве стандарта, к достижению которого должны стремиться все народы и все государства. Не являясь с правовой точки зрения конвенцией, то есть многосторонним международным договором, Всеобщая декларация прав человека стала од ним из основных источников не только международного, но и национального права, моделью, которая широко используется многими странами в их конституциях.

Одно из важнейших положений Всеобщей декларации прав человека закреплено в ст. 2. В ней указывается, что каждый человек должен обладать всем правами и всеми свободами, провозглашенными в Декларации, без какого бы ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. На базе этой Всеобщей декларации прав человека в последующие пятьдесят лет XX в. развивалось все международное и национальное антидискриминационное законодательство.

По образцу и подобию Всеобщей декларации прав человека 4 ноября 1950 г. был принят важный, а главное, эффективный региональный международный документ — Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. В ст. 14 Европейской конвенции по аналогии со ст. 2 Всеобщей декларации прав человека закреплено, что обладание правами и свободами, изложенными в Конвенции, должно обеспечиваться без дискриминации на основе пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или со­циального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, собственности, рождения или иного статуса.

Следующий этап развития мирового сообщества в вопросе прав человека - одновременное принятие в 1966 г. двух международных пактов: о политиче­ских и гражданских правах и о социально-экономических и культурных правах. Как и во Всеобщей декларации прав человека, в пактах содержатся статьи, за­прещающие дискриминацию людей по какому-либо основанию, в том числе и по признаку пола. Роднит эти три международных документа, равно как и Европей­скую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и то обстоятельст­во, что все они представляют собой хартии прав и свобод индивидуума — от­дельно взятого человека и гражданина. Не случайно Всеобщая декларация прав человека открывается словами: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» (ст.1).

Между тем такая формулировка, отражая естественную природу прав человека, полностью игнорирует их социальный характер. Применительно к по­ловине человечества — женщинам приведенное определение прав человека не учитывает зависящий не только от природы и самого человека, но и от общества факт: подлинная свобода личности предполагает не только равенство прав, но и равенство возможностей их осуществления. А именно таких возможностей у женщин на протяжении всей эпохи патриархата не было и нет. Причем не только и не столько у каждой отдельно взятой женщины, сколько у всех женщин как определенного социального слоя того или иного отдельного государства и даже в разрезе всего мирового сообщества.

К пониманию общности их коллективных судеб, их зависимости от занимающих руководящие посты в государстве, обществе и экономике мужчин женщин Запада в определенной степени подвинула вторая мировая война. В на­чале войны, участвовавшие в ней государства призывали женщин заменить на рабочих местах ушедших на фронт мужчин, а после окончания войны последо­вали массовые увольнения именно женщин. Причина была везде одна и та же: женщин увольняли как нежелательных конкурентов вернувшихся с войны муж­чин. Провозглашение в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека права каждо­го лица, будь то мужчина или женщина, на труд, на равную оплату за равный труд ситуации кардинальным образом не изменило.

Не было адекватной реакции на это явление и на международной аре­не. Вопрос о возможности закрепления в качестве норм международного права не только прав и свобод отдельно взятого человека, но и стандартов правового статуса тех или иных групп населения, вычлененных по присущим им общим признакам (социальным, национальным, возрастным, половым и т.д.) долгие го­ды не просто отрицался. Сама его постановка тем или иным государством или группой государств трактовалась, в том числе и на форумах ООН, как пропагандистская акция. Однако жизнь постепенно ломала догму об исключительно индивидуальном характере прав человека.

На международном уровне эти новые тенденции проявились в нарождении третьего (после политических, гражданских и социально-экономических прав) поколения прав человека. Оно охватывает права тех категорий граждан, которые по социальным, политическим, физиологическим и иным причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей осуществления общих для всех людей прав и свобод и в силу этого нуждаются в определенной поддержке со стороны, как государства, так и международного сообщества в целом. Круг носителей таких коллективных прав достаточно широк. Он включает, в частности, молодежь и пенсионеров, инвалидов и безработных, беженцев и лиц некоренной национальности. Однако в эпицентре этого круга стоят женщины, поскольку они не только нуждаются в особой защите государства, так как в силу причин, прежде всего, физиологического характера не имеют равных с мужчинами возможностей осуществления общих для всех людей прав человека, но и могут быть одновременно подростками, престарелыми, инвалидами, беженцами, мигрантами, безработными и т. д., иными словами, ущемленными в реализации прав и свобод также и по этим основаниям. Вот почему, уже в 1967 г. ООН при­няла Декларацию о ликвидации дискриминации в отношении женщин, а в 19791 г. - Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. СССР ратифицировал эту конвенцию в 1980 г. После распада Советского Сок его правопреемником по международным пактам и договорам, в том числе и в вопросе прав и свобод граждан, вытекающих из Конвенции ООН 1979 г., стала Российская Федерация.

Наиболее существенное значение с точки зрения защиты индивидуальных и коллективных прав женщин имеют статьи 1 и 4 Конвенции ООН 1979 г. В первой из них дается легальное определение понятия «дискриминация в отношении женщин», во второй разъясняется, какие временные меры не считаются дискриминационными применительно к мужской половине человечества. Согласно ст.1 Конвенции 1979 г., «понятие «дискриминация в отношении женщин означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области». Вместе с тем, согласно ст.4 Конвенции ООН 1979 г., не считается дискриминацией принятие государствами-участниками не только мер по охране материнства, но и «временных специальных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами». Однако временные специальные меры должны быть отменены, когда будут достигнуты цели равенства возможностей и равноправного положения мужчин и женщин. Тем самым Конвенция ООН 1979 г. внесла существенные коррективы в трактовку прав человека, установившуюся со времен Французской революции XVIII в. Впервые мировым сообществом в один ряд с категориями «свобода» и «равенство» как предпосылками и сущностью прав человека была поставлена категория «справедливость».

Семидесятые годы XX в. — период своеобразной эйфории международ­ного сообщества применительно к вопросу возможностей скорейшего достиже­ния женского равноправия. 1975 год был объявлен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом женщины, а период с 1976 по 1985 годы - десятилетием женщины под девизом; «Равенство, разви­тие, мир». Принятие Конвенции ООН 1979 г. поставило задачу выравнивания прав и возможностей мужчин и женщин на правовую основу. Впервые появился специально посвященный этой проблеме международный документ принципи­ального значения. Однако к концу Десятилетия женщины ситуация стала существенно меняться не в лучшую сторону.

Всемирная конференция по положению женщин (Найроби, Кения, 1985г.) сочла не оправдавшимися надежды на ускорение экономического роста развивающихся стран, что должно было позволить расширить масштабы участия женщин в процессах их экономического и социального развития. Все это яви­лось серьезным препятствием и поставило под угрозу не только выполнение но­вых программ для женщин, но и возможность осуществления уже начатых про­грамм. Поскольку цели Десятилетия женщины — равенство, развитие и мир - носят широкий, взаимосвязанный характер, достижение либо не достижение од­ной из них содействует или препятствует осуществлению других. Таким обра­зом, вопросы экономики, находящейся преимущественно в руках мужчин во всех странах мира, в очередной раз стали препятствием на пути решения «жен­ского вопроса» в масштабах Земли.

Существенный вклад внесла Найробийская конференция и в трактовку понятия «равенство полов». Равенство стало рассматриваться не просто как пра­вовое понятие, то есть ликвидация дискриминации де юре, но и как равенство прав, обязанностей и возможностей для участия женщин в процессе развития не только в качестве пользователей его благами (бенефициаров), но и в качестве ак­тивной действующей силы. В масштабах Европы и, прежде всего Скандинавских стран, возросшим требованиям международного сообщества к равноправию по­лов соответствовала постепенная трансформация правового государства в пра­вовое социальное государство. Происходило это под влиянием многих разнооб­разных факторов. Один из них, и весьма существенный,— активизация движе­ния женщин за свои права, оказавшая воздействие на развитие не только нацио­нального права отдельных государств, но и международного права.

Современный этап развития общества отмечен ростом насилия в об­ществе, в том числе в семье, на работе, в общественных местах. Насилие приоб­рело невиданные ранее масштабы в районах вооруженных конфликтов, число которых непрерывно множится на территории бывших СССР и Федеративной Республики Югославия. В Европе не затихают имеющий в первую очередь рели­гиозную подоплеку вооруженный конфликт в Северной Ирландии, этнические войны на Корсике, в Испании и др. Во всех районах мира эскалация насилия усугубляется, помимо прочего, исламским фундаментализмом, борьбой за рын­ки нелегального бизнеса и все возрастающим числом террористических акций.

Наиболее страдающими в условиях военной конфронтации и любых вооруженных конфликтов оказываются женщины и дети. Мимо этого позорного

Наиболее страдающими в условиях военной конфронтации и любых вооруженных конфликтов оказываются женщины и дети. Мимо этого позорного для современной цивилизации явления не могла пройти ООН. В повестку дня Всемирной конференции по правам человека (Вена, 1993 г.) впервые , в качестве самостоятельного пункта, включен вопрос о правах человека женщины. Всемирная конференция по правам человека рекомендовала Генеральной Ассамблее ООН принять Декларацию о насилии в отношении женщин и настоятельно призвала все государства бороться против этого позорного явления. В том же году, 20 декабря 1993 г., была принята Декларация об искоренении насилия в отношении женщин. В ней государства – члены ООН обязываются включать в доклады о правах человека информацию, касающуюся насилия в отношении женщин и принимаемых по его искоренению мер, а также анализ тенденций в этом вопросе.

Четвертая Всемирная конференция по положению женщин (Пекин, 1995 г.) констатировала значительное ухудшение положение женщин за последнее десятилетие во всем мире, в том числе и из-за отсутствия надлежащих контрольных механизмов на международном и национальном уровнях.

Во исполнение решений Конференции постановлением Правительства РФ от 6.12.96 г. была принята Концепция улучшения положения женщин в РФ. В течение 1996-1997 гг. Комитетом ГД по делам женщин, семьи и молодежи разработана концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.

Политической целью Пекинской конференции был не столько теоретический анализ, сколько проявление единой коллективной воли и утверждение ее, т.е. реальная демонстрация. С проявлением такой воли мировое сообщество вынуждено считаться. Именно с дальнейшим объединением сил женских организаций на национальном и глобальном уровне и опорой на международно-правовые документы и международные организации связывают женщины свои надежды на торжество справедливости в вопросе достижения обоими полами равных прав и равных возможностей по их реализации.

Выводы

1. Первичное разделение труда между мужчиной и женщиной поставило женщину в неравное, зависимое от мужчины положение, сформировав идеологию мужского превосходства, которая находит свое оправдание не в конкретных сексуальных отношениях, а в глобальном процессе человеческого производства.

2. Идеология мужского превосходства оформленная в виде мифов исто­рического времени, закрепленная в нормах общественной, политиче­ской, социальной жизни, утверждающих патриархатные основы разви­тия общества, становятся тормозом на пути становления новых обще­ственных запросов и ценностей.

3. Борьба за установление прав человека, личности с неуклонным рас­ширением границ права, ведется на протяжении двух столетий. Жен­щины принимают в ней активное участие, завоевывая с переменным успехом равные права и равные возможности наравне с мужчинами, а не с умалишенными, детьми и другими гражданами, имеющими огра­ниченные возможности.

4. Борьба женщин за свои права привела к возникновению нового обще­ственного явления - феминизма - движения в защиту политических и гражданских прав женщин.

5. Признание равных прав и равных возможностей на участие во всех сферах жизни общества, включение женщин в политику и сферу управления обществом обеспечивают тендерную гармонию, создают условия для социального развития государства, гармонизации общест­венных отношений.

6. Развитие идеи равных прав и равных возможностей с середины XX столетия оформляется концепцией «гендера» (гендерных отношений), рассматривающей женщину не как биологическое существо, судьба которого предопределена.

Наши рекомендации