Условий «здоровья» организации спортивно-оздоровительного сервиса.

1. Ясная организационная структура (подчиненность, функции, обязанности, ответственность).

2. Понятные цели, «миссия» (долгосрочные цели, планирование, перспективы).

3. Правильно выбранный стиль управления (в зависимости от уровня развития организации спортивно-оздоровительного сервиса).

4. Честное вознаграждение (система оплаты честна и справедлива, принята сотрудниками организации; наличие морального стимулирования).

5. Доступность для сотрудников наиболее передовой и ценной отраслевой информации (возможность роста, повышения квалификации).

6. Поощрение нововведений, предлагаемых сотрудниками.

7. Заинтересованные сотрудники (увлеченность делом, активность, энергичность).

8. Умение сотрудников взаимодействовать в группе и совместно работать с другими сотрудниками, группами.

9. Обеспечение карьерного роста и индивидуального развития, повышения квалификации сотрудников.

10. Наличие кадровых ресурсов (в том числе и управленческих).

11. «Штучный» подбор и набор сотрудников по признаку общности «группы крови» с существующим контингентом.

12. Завоевание и поддержание незапятнанной репутации и благоприятного имиджа организации спортивно-оздоровительного сервиса.

Репутация, имидж предприятия, организации сферы спортивно-оздоровительного сервиса.Репутация – общее мнение о качестве, недостатках или достоинствах предоставляемых спортивно-оздоровительных услуг, которое создается в отношении сервисной организации.

С понятием «репутация» связано понятие «имидж» - целенаправленно формируемый образ организации, учреждения, фирмы в сфере спортивно-оздоровительного сервиса, который призван оказывать на потребителей эмоционально-психологическое воздействие, популяризировать, привлекать.

Значение репутации: исследования показали, что удержать потребителей, которые пользовались услугами ранее, в 5 раз дешевле, чем завоевать благосклонность новых. «Золотое правило» бизнеса: «Заботься о потребителях и сотрудниках, а рынок позаботится о тебе».

Репутация – сложное понятие, зависящее от многих факторов. Она связана с личностью руководителя-предпринимателя: в сфере бизнеса – его принципы, ум, талант, подходы – лицо предприятия спортивно-оздоровительного сервиса. Репутация зависит от эстетических качеств контактной зоны, предприятия спортивно-оздоровительного сервиса в целом (интерьер, витрина, вывеска и т.д.), от маркетинговой деятельности предприятия, от рекламы.

Но, прежде всего, и самое главное для завоевания хорошей репутации - высокое качество услуг, качество (культура) деятельности персонала, каждого сотрудника предприятия спортивно-оздоровительного сервиса. Известный американский специалист по менеджменту отметил: «Опыт показывает, что никакая реклама, какой бы изощренной она не была, не может изменить того имиджа, который действительно складывается у потребителя в результате качественной работы предприятия» (1).

Имидж фирмы зависит от следующих факторов:

- от PR-деятельности предприятия спортивно-оздоровительного сервиса;

- от названия фирмы;

- от отношений с конкурентами;

- от разработанного и используемого фирменного стиля.

PR-деятельность сервисного предприятия (от англ. public relations – отношения, связи с общественностью) – использование возможностей прессы, презентационных и пропагандистских мероприятий, рекламы, возможностей сети Интернет для создания благоприятного общественного мнения по отношению к организации спортивно-оздоровительного сервиса (производителя услуг) со стороны реальных и потенциальных потребителей.

Название. Немаловажное значение имеет оригинальное наименование сервисной организации. Замечено, что удачное название помогает бизнесу.

Словесное обозначение сервисной организации может быть:

- функциональным («Студия аэробики», «Фитнес-клуб», «Спортивно-оздоровительный центр»);

- образным («Пегас», «Глобус», «Спектр», «Созвездие», «Серебряный источник», «Лидер-спорт», «Экстра-спорт»);

- названием по имени основателяили по географическому положению («Томас Кук и сыновья», «Ананов», фитнес-клуб «Петроградец»);

- аббревиатурой, сокращением полного названия (IBM и т.д.).

К названию сервисной организации предъявляются следующие требования:

- доступность для восприятия;

- отсутствие «тезок» (оригинальность);

- связь с характером деятельности (название «Танго» не очень подходит для фирмы по озеленению);

- благозвучность, эстетичность (к названию ООО «Эльма», например, недовольные потребители прибавляли букву Ш).

При регистрации фирмы обычно советуют проверить название на оригинальность, чтобы исключить возможность дублирования. В поисках удачного названия фирмы часто объявляют открытые конкурсы среди потребителей. Утвердившееся на рынке название не рекомендуется менять. Неизменность названия – основа известности, популярности, рекламы.

Отношение к конкурентам. Конкуренция – механизм соперничества между участниками рынка за наиболее выгодные для себя условия производства, купли и продажи спортивно-оздоровительных услуг. Конкурентов надо знать и стремиться удовлетворять потребности более качественно и по более приемлемой цене. На конкурентов ведут «досье»: фиксируют и изучают их рекламу, услуги, цены, маркетинговую политику Цель: стать лидером, предложить уникальные услуги или услуги уникальных качеств, превзойти конкурента по всем параметрам в честной борьбе!

Фирменный стиль. Сервисная организация в своем стремлении к непохожести, оригинальности в собственном облике разрабатывает и использует фирменный стиль. Своеобразное, не похожее на других оформление позволяет зрительно выделить услуги данной фирмы, спортивно-оздоровительного центра из общей массы услуг, предлагаемых на рынке конкурентами, осуществить идентификацию (опознание) услуг.

Фирменный стиль – набор констант, обеспечивающий визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей от фирмы информации.

Этот набор обычно включает:

- логотип – фирменная шрифтовая надпись, как правило, комбинация словесного и изобразительного элементов;

- слоган – короткая и выразительная фраза, девиз, фирменный лозунг, нередко используемый как заголовок рекламного послания;

- фирменный цвет или сочетание цветов;

- фирменный комплект шрифтов;

- товарный знак – изображение, символ на товарах для их индивидуализации, обеспеченный правовой защитой.

Товарный знак это промышленная собственность, «бренд» сервисного предприятия (от англ. brand – фабричная марка, клеймо, сорт). Завоевавший доверие и уважение потребителей бренд предприятия спортивно-оздоровительного сервиса представляет собой большую ценность и обеспечивает значительные конкурентные преимущества.

К разработке дизайнерами товарного знака предъявляются довольно жесткие требования. Нельзя, например, в торговых марках употреблять гербы, флаги государств, изображения и подписи известных людей, общепринятые символы (Красный Крест и т.п.), некоторые географические названия. Товарные знаки сервисных предприятий в качестве интеллектуальной собственности регистрируются в Федеральном Институте промышленной собственности «Роспатента».

Как видим, мир организаций спортивно-оздоровительного сервиса весьма многообразен. Существующие классификации предприятий, организаций дают возможность найти обоснованные подходы к анализу, оценке и регулированию деятельности в каждом отдельном случае. Общие закономерности экономической сферы по-своему преломляются в деятельности предприятий, учреждений, фирм сферы спортивно-оздоровительного сервиса.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. – М.: Финансы и статистика, 2001. – С. 139.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОПРОВЕРКИ

1. Какая из классификаций предприятий сферы спортивно-оздоровительного сервиса имеет, на Ваш взгляд, наибольшее практическое значение?

2. Почему МДЦ «Нептун» может быть отнесен к предприятиям, предоставляющим спортивно-оздоровительные услуги в качестве дополнительных?

3. Чем могли бы Вы дополнить предложенный перечень из 12 условий «здоровья» организации спортивно-оздоровительного сервиса?

4. Каковы основные составляющие процесса становления предприятия, фирмы в сфере спортивно-оздоровительных услуг?

5. Чем отличаются понятия «репутация» и «имидж» применительно к организации спортивно-оздоровительного сервиса?

Наши рекомендации